ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2697/2021 от 08.09.2021 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-2697/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,

С участием:

Представителя административных ответчиков Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, Главы городского округа Серпухов Московской области, заинтересованного лица Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности - Мкртумян Р.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения Совет депутатов городского округа Серпухов Московской области

УСТАНОВИЛ:

Московская областная общественная организация содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» обратилась в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным решение Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 28.04.2021 № 307/32 «О назначении и проведении общественных обсуждений в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области».

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что 28.04.2021 Совет депутатов городского округа Серпухов Московской области принял Решение № 307/32 «О назначении и проведении общественных обсуждений в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области».

Согласно указанному решению назначены общественные обсуждения в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области» 15 июня 2021 года с 00:00 до 23:59 часов.

В Московскую областную общественную организацию содействия защите прав граждан «Гражданская позиция»неоднократно обращались жители городского округа Серпухов Московской области с жалобами на отсутствие технической возможности участвовать в общественных обсуждениях по вопросам экологии посредством электронного голосования/онлайн участия.

Административный истец указывает, что обращается с настоящим исковым заявлением на основании уставных полномочий по содействию защите прав граждан при решении социальных и экологических проблем, а также с целью содействия формированию общественного мнения, доведения мнения до органов государственной власти и местного самоуправления.

Административный истец ссылается на п. 6.1.2 оспариваемого решения, в соответствии с которым Комиссия обеспечивает ознакомление населения с техническим заданием на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области» путем размещения на информационном стенде по адресу: 142277, Московская область, г.о. Серпухов, д, Васильевское, д. 9, здание Васильевского центрального сельского дома культуры, на официальных сайтах Администрации городского округа Серпухов https://serpuhov.ru/ и Министерства экологии и природопользования Московской области https://mep.mosreg.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также публикации в изданиях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с момента опубликования настоящего решения.

Истец указывает, что техническое задание на информационном стенде по адресу: Московская область, городского округа Серпухов, д. Васильевское, д, 9, здание Васильевского центрального сельского дома культуры отсутствует, в здании пропускной режим, оно находится удаленно от городского округа Серпухова; на официальном сайте Администрации городского округа Серпухов https://serpuhov.ru/ в разделе «Публичные слушания» последнее оповещение о публичных слушаниях от 22.01.2021. В отношении полигона Съяново опубликована только ссылка о слушаниях, которые состоятся 24.04.2020. Извещения об опросе 15 июня 2021 отсутствует; на официальном сайте Министерства экологии и природопользования Московской области https://mep.mosreg.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» техническое задание и иная информация не опубликованы; в СМИ городского округа Серпухов информация не размещена.

По мнению административного истца, оспариваемое решение противоречит положениям п.4 ст.24 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», ч.4 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку извещение/обнародование информации об общественных обсуждениях технического задания не обнародовано в законном порядке. Кроме того, оспариваемое решение противоречит нормам п.4.3-4.4 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 №372, поскольку в официальных изданиях органов городского округа Серпухов за апрель-май 2020 отсутствует надлежащее информирование участников процесса ОВОС, а также извещение о проведении слушаний в форме опроса не обнародовано надлежащим образом.

Население городского округа Серпухов неоднократно обращалось с жалобами в Администрацию городского округа Серпухов о необходимости проведения общественных обсуждений в очной форме по вопросам оценки воздействия на окружающую среду. Однако мнение общественности было проигнорировано, а значит, по мнению истца, часть населения городского округа Серпухов будет ограничена в правах.

Административный истец также обращает внимание на то, что участие в общественных обсуждениях в будний рабочий день 15 июня 2021 года без предварительного ознакомления и изучения технически сложной информации о техническом задании по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ГКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области» не является возможным.

Административный истец также полагает, что оспариваемое решение содержит коррупциогенные факторы, поскольку, как следует из оспариваемого решения, утвержден состав комиссии по проведению общественных обсуждений, в котором 4/8 голосов комиссии принадлежат Администрации городского округа Серпухов, в то время как Совету депутатов городского округа Серпухов – 1/8.

В судебное заседание представитель административного истца Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» не прибыл, извещен надлежаще по адресу, указанному в исковом заявлении, а так же путем направления судебной повестки по электронной почте представителю по доверенности, данные которого также указаны в административном исковом заявлении, в том числе, посредством публикации информации на официальном Интернет-сайте Серпуховского городского суда.

Представитель административных ответчиков Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, Главы городского округа Серпухов Московской области, заинтересованного лица Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности - Мкртумян Р.М. в судебном заседании против заявленных требований возражала, указав, что решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 05.10.2016 №122/14 утвержден Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области», которое было опубликовано в официальном источнике СМИ городского округа Серпухов Московской области - в газете «Серпуховские Вести» №41 (21026) 15 октября 2016 года, а также на официальном сайте Администрации городского округа Серпухов Московской области.?

Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.05.2020 №147/19 внесены изменения в Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области».

Вышеуказанное решение Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.05.2020 №147/19 было опубликовано в официальном источнике СМИ городского округа Серпухов Московской области - в газете «Серпуховские Вести» №19 (240) 22 мая 2020 года, а также официальном сайте Администрации городского округа Серпухов Московской области, прошло соответствующее обоснование, на него дано юридическое заключение, заключение по результатам антикоррупционной экспертизы и справки о соответствии законам.

В соответствии с пунктами 4.9.1-4.9.3 решения Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области №122/14 от 05.10.2016 «Об утверждении Порядка проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области» в редакции решения Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области №147/19 от 20.05.2020 «О внесении изменений в Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области», опрос проводится путём заполнения опросного листа в период и время, определенные в решении представительного органа муниципального образования о назначении опроса. Опросные листы размещаются на официальных сайтах Администрации и Министерства экологии и природопользования Московской области. При проведении опроса в письменной форме методом приема предложений и замечаний, журнал учета поступивших замечаний и предложений размещается в Администрации.

В соответствии с пунктами 4.10 указанного решения, ссылка на проведение голосования в электронной форме размещается на сайте Администрации. Для участия в голосовании необходимо зарегистрироваться (указать фамилию, имя, отчество (при наличии) и место проживания) и получить идентификационный номер.

28.04.2021 издано решение Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области №307/32 «О назначении и проведении общественных обсуждений в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области».

Указанное решение опубликовано в официальном источнике СМИ городского округа Серпухов Московской области - в газете «Серпуховские Вести» №16 (288) 30 апреля 2021 года, а также на официальном сайте Администрации городского округа Серпухов Московской области.

В соответствии с оспариваемым решением общественные обсуждения в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия ла окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области» назначены и проведены 15 июня 2021 года с 00:00 до 23:59 часов.

Административный ответчик указывает, что доводы административного истца о том, что оспариваемое решение о проведении общественных обсуждений в форме опроса не было опубликовано в установленном законом порядке, не обоснованы.

Решение Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области №122/14 от 05.10.2016 «Об утверждении Порядка проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании? городской округ Серпухов Московской области» в редакции решения Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области №147/19 от 20.05.2020 «О внесении изменений в Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области» издавалось в соответствии с Распоряжением Минэкологии Московской области от 18.03.2016 №198-РМ «Об утверждении Методических рекомендации органам местного самоуправления Московской области по проведению общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории Московской области».

Представитель ответчиков и заинтересованного лица указывает, что Совет депутатов городского округа Серпухов Московской области и Администрация городского округа Серпухов Московской области считают заявленные требования Московской областной общественной организации содействия защите «Гражданская позиция» не подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Конституция Российской Федерации закрепляет права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Данная конституционная обязанность распространяется как на граждан, так и на юридических лиц, что предполагает их ответственность за состояние экологии.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2020 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Одними из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении в том числе хозяйственной деятельности, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды (статья 3 Закона об охране окружающей среды).

При этом отношения в области экологической экспертизы регулирует Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

Статья 3 данного Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает, что экологическая экспертиза намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, осуществляется на принципах гласности, участия общественных организаций (объединений) и учета общественного мнения.

Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду; она представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды. Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1421-О-О; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 1146-О).

Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия установлены, в частности, Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 1 статьи 24 которого под общественным обсуждением понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение (пункт 2 статьи 24).

Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (пункт 3 статьи 24).

Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение (пункт 4 статьи 24 Закона об основах общественного контроля).

По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 5 статьи 24 Закона об основах общественного контроля).

Статьей 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей вопросы публичных слушаний, общественных обсуждений, установлено, что для целей проведения указанных мероприятий предусматривается по инициативе главы муниципального образования или главы заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).

В целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (действовавшее на дату принятия оспариваемого решения).

Согласно пункту 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 мая 2000 года N 372 (действовавшего на момент издания оспариваемого решения) участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

В силу пункта 4.9 Положения порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

При этом согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.

Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

Процедура проведения общественных обсуждений приведена в части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии с частью 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 05.10.2016 № 122/14 утвержден Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области».

В соответствии с Разделом 4 Порядка проведения общественных обсуждений предусмотрено проведение общественных обсуждений в форме опроса. Пункте 4.9 Порядка регламентирована процедура проведения опроса, а именно: опрос проводится путем заполнения опросного листа в период и время, определенные в решении представительного органа муниципального образования о назначении опроса (п.4.9.1); опросные листы размещаются на официальных сайтах Администрации и Министерства экологии и природопользования Московской области (п.4.9.2); при проведении опроса методом приема предложений и замечаний, журнал учета поступивших замечаний и предложений размещается в Администрации (пп.4.9.3); ссылка на проведение голосования в электронной форме размещается на сайте Администрации. Для участия в голосовании необходимо зарегистрироваться (указать фамилию, имя, отчество (при наличии) и место проживания) и получить идентификационный номер (п.4.10); в первый день после окончания опроса Комиссия подсчитывает результаты опроса путем обработки данных, содержащихся в опросных листах (журнале учета поступивших замечаний и предложений) (п.4.11). На основании полученных результатов составляется протокол (п.4.12) (л.д. 124-125).

Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области от 05.10.2016 N 122/14 «Об утверждении Порядка проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области» размещено 05.10.2016 на сайте Администрации городского округа Серпухов (л.д. 149), опубликовано в средствах массовой информации – газета «Серпуховские вести» от 15.10.2016 № 41 (21026) - № 55 (л.д. 150 - 159).

Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.05.2020 № 147/19 внесены изменения в Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области», утверждённый решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 05.10.2016 № 122/14, а именно: в п.4.9.3 п.4.9, который изложен в следующей редакции: при проведении опроса в письменной форме методом приема предложений и замечаний, журнал учета поступивших замечаний и предложений размещается в Администрации (л.д. 160-162).

Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.05.2020 № 147/19 опубликовано в официальном источнике средства массовой информации городского округа Серпухов Московской области - в газете «Серпуховские Вести» №19 (240) 22 мая 2021 года (л.д. 171-176).

В материалы дела приобщено заключение от 07.05.2020 № 1-443/668 Муниципального казенного учреждения «Правовое управление Администрации городского округа Серпухов» по результатам антикоррупционной экспертизы проекта решения Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области «О внесении изменений в Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области», утвержденный решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 05.10.2016 № 122/14, согласно которого проект решения Совета депутатов был рассмотрен в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". В представленном проекте решения Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области коррупциогенные факторы не выявлены (л.д. 169).

Распоряжением Минэкологии МО от 18.03.2016 № 198-РМ утверждены прилагаемые Методические рекомендации органам местного самоуправления Московской области по проведению общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории Московской области.

Разделом IY Методических рекомендаций определен порядок проведения общественных обсуждений в форме опроса. При этом методика проведения опроса предусматривает голосование в электронной форме (пп. 12.3.3.3).

В соответствии с п.19.1 Методических рекомендаций, опрос проводится путем заполнения опросного листа в период и время, определенные в решении представительного органа муниципального образования о назначении опроса.

Согласно п. 19.2 Методических рекомендаций, опросные листы размещаются на официальных сайтах администрации и Министерства экологии и природопользования Московской области. Из п. 19.4 следует, что ссылка на проведение голосования в электронной форме размещается на сайте администрации. Для участия в голосовании необходимо зарегистрироваться (указать фамилию, имя, отчество (при наличии) и место проживания) и получить идентификационный номер (пп.19.4.1) (л.д. 187-203).

28.04.2021 Советом депутатов городского округа Серпухов Московской области принято решение № 307/32 «О назначении и проведении общественных обсуждений в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области». Согласно указанному решению назначены общественные обсуждения в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области» 15 июня 2021 года с 00:00 до 23:59 часов (л.д. 24-28, 177-181).

Решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 28.04.2021 № 307/32 «О назначении и проведении общественных обсуждений в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области» опубликовано в официальном источнике средства массовой информации городского округа Серпухов Московской области - в газете «Серпуховские Вести» №16 (288) 30 апреля 2021 года (л.д. 150-159, 184-186), а также на официальном сайте Администрации городского округа Серпухов Московской области – sovdepserpuhov.ru/ofdocs/ (л.д. 183).

Согласно протоколу заседания общественных обсуждений в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы - проектная документация, содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду: «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области», инициатором проведения которого выступила Администрация городского округа Серпухов Московской области, общественные слушания признаны состоявшимися и объявлены закрытыми.

Местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных федеральным и региональным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, и осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 10 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Перечень вопросов местного значения городского поселения определен в статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к числу которых пункт 20 части 1 относит решение вопросов градостроительной деятельности, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство и др.

Часть 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает случаи обязательного обсуждения именно на публичных слушаниях: проект устава муниципального образования и изменений в него; проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования; вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 указанного федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

Одновременно часть 5 названной статьи предусматривает, что по перечисленным в ней вопросам градостроительной деятельности проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Данная норма закреплена и в статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Из исследованных материалов дела следует, что оспариваемое административным истцом Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области от 28.04.2021 № 307/32 принято на основании и в соответствии с Порядком проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области», утвержденным решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 05.10.2016 №122/14.

Судом установлено, что Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области от 28.04.2021 № 307/32 «О назначении и проведении общественных обсуждений в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области» опубликовано в официальном источнике средства массовой информации городского округа Серпухов Московской области - в газете «Серпуховские Вести» №16 (288) 30 апреля 2021 года, а также на официальном сайте Администрации городского округа Серпухов Московской области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что права и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которого истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, нарушены не были, препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов жителей городского округа Серпухов не допущено. Доказательств обратного суду не представлено.

Оспариваемое решение Решением Совета депутатов города Серпухова Московской области от 28.04.2021 № 307/32 «О назначении и проведении общественных обсуждений в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области» принято в установленном законом порядке, в пределах компетенции и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

По результатам проведения общественных слушаний был составлен протокол, в котором зафиксированы основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между Е (имеющим доверенность на право представления интересов Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция»), принявшим участие в общественных слушаниях по видеоконференц-связи, и заказчиком.

Таким образом, о проведении общественного обсуждения в форме опроса граждан в электронной форме население было извещено. Заинтересованные лица приняли в нем непосредственное участие, выступление участников по существу поставленного вопроса отражено в протоколе, подготовленном по его итогам.

При таких обстоятельствах установленный оспариваемым решением порядок организации и проведения общественного обсуждения в форме опроса граждан в электронной форме нельзя полагать противоречащим положениям действующего законодательства; общественное обсуждение в форме опроса граждан в электронной форме соответствует положениям действующим законодательством, которым закреплена данная процедура и порядок организации, проведения и оформления результатов такого общественного обсуждения.

Само по себе наличие несогласия с намечаемой хозяйственной деятельностью не означает, что решение Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 28.04.2021 № 307/32 «О назначении и проведении общественных обсуждений в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области», а именно: опроса граждан в электронной форме может быть признано незаконным.

Действующим законодательством специально предусмотрена возможность участия общественности в публичных слушаниях в форме опроса граждан в электронной форме, в ходе которых возможно высказать свое мнение и предлагать свои замечания, которые заносятся в соответствующий протокол и входят в пакет документов, направляемых на государственную экологическую экспертизу.

Ограничений права граждан на участие в общественном обсуждении, на представление предложений и замечаний не установлено; административный ответчик довел до сведения общественности предусмотренную вышеуказанным Положением информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения; заинтересованные в участии в общественном обсуждении лица не были лишены возможности ознакомиться с материалами, касающимися вопроса, выносимого на общественное обсуждение, в том числе с техническим заданием, которое было размещено в свободном доступе, приняли непосредственное участие в обсуждении, их замечания отражены в протоколе.

Общественные обсуждения, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение вопроса, в том числе обсуждения объектов государственной экологической экспертизы. При этом результаты общественных обсуждений носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «Гражданская позиция» в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Совет депутатов городского округа Серпухов Московской области от 28.04.2021 № 307/32 «О назначении и проведении общественных обсуждений в форме опроса граждан в электронной форме по техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту «Выполнение работ по корректировке проектной документации на рекультивацию полигона ТКО «Съяново» городского округа Серпухов Московской области» – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 22 сентября 2021 года