ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2698/19 от 19.08.2019 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а- 2698/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2019 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,

при секретаре Сатыбаевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Парыгина оп к Администрации г. Челябинска о признании незаконным распоряжения об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации г. Челябинска о признании незаконным Распоряжение Администрации г. Челябинска № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) по <адрес>». Просил возложить на Администрацию г. Челябинска обязанность издать распоряжение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) по указанному адресу с коэффициентом застройки <данные изъяты>

В обоснование иска указал, что он на праве аренды использует земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером (КН) <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для строительства индивидуального жилого дома. Земельный участок относился к территориальной зоне В. 1.1. - зона усадебной застройки, Коэффициент использования территории для жилых домов усадебного типа был установлен в размере <данные изъяты> (т.е. не более <данные изъяты> % площади земельного участка). На указанном участке он возвел надворные постройки, а так же подготовил основание фундамента для жилого дома площадью около <данные изъяты> кв.м. Постановлением Администрации города Челябинска ДД.ММ.ГГГГ г. № <данные изъяты> была утверждена документация по планировке территории жилого района Смолино в Советском районе, которой определена максимальная площадь застройки земельного участка - <данные изъяты> кв.м. Впоследствии решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ. № <данные изъяты> были утверждены новые правила землепользования и застройки (далее-Правила), а ранее утверждённые правила отменены. Его земельный участок, согласно новым правилам, стал относиться к территориальной зоне В.1.1. - зона индивидуальной жилой застройки (усадебная и коттеджная), а также изменены предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства, в частности, максимальная площадь застройки стала составлять - <данные изъяты><данные изъяты> от площади участка, соответственно, максимальная площадь застройки его участка составляет не более <данные изъяты> кв.м. Таким образом, новыми Правилами коэффициент застройки земельного участка установлен в размере значительно меньшем, чем Правилами, действующими на момент возникновения его прав на участок, при этом им уже подготовлено основание для фундамента жилого дома площадью застройки около <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ г. он обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Челябинска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения коэффициента застройки (площади застройки) земельного участка до <данные изъяты>% от площади участка. Согласно заключению о результатах публичных слушаний, комиссией было рекомендовано предоставить ему разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) на участке с коэффициентом застройки <данные изъяты>. Однако распоряжением Администрации г. Челябинска № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, что является незаконным, нарушает его права как землепользователя на строительство на земельном участке.

В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя.

Представитель административного истца ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 20) поддержал доводы иска поддержал. Суду пояснил, что на момент предоставления участка истцу, согласно действующему тогда законодательству разрешалось размещать жилое строение. На момент заключения договора цессии в <данные изъяты> году истец без разрешительных документов построил фундаментом под дом площадью <данные изъяты> кв.м., который не превышал допустимый предел, однако в силу материальных затруднений дом не был возведен. Впоследствии изменились правила застройки землепользования. Истец обратился за выдачей разрешения на отклонения от параметра от <данные изъяты>, по заявлению состоялись публичные слушания, по результатам которых было рекомендовано предоставить разрешение на увеличение параметров. Однако Администрация с нарушением сроков, без мотива издала распоряжение об отказе, чем создаются необоснованные препятствия для использования участка. Объект соответствует всем нормам, которые существовали на момент предоставления земельного участка. Вновь установленные параметры не позволяют освоить участок в той степени, в которой истец планировался освоить. Летом ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к юристу с целью оформления разрешительной документации. В настоящее время на участке расположен только фундамент, стен нет.

Представитель ответчика Администрации г. Челябинска ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. с иском не согласилась, поддержала письменный отзыв на иск, суду пояснила, что истец не доказал нарушение своих прав оспариваемым распоряжением, он сам нарушил нормы, поскольку в отсутствие разрешительной документации возвел часть жилого дома, заложив фундамент по техническим параметрам, утвержденным в ДД.ММ.ГГГГ однако начал заниматься строительством лишь в ДД.ММ.ГГГГ г. Изначально истцу необходимо было получать разрешение на строительство. Решение об ограничении по площади застройки принято в целях избежания уплотнительной застройки.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действий (бездействия) незаконными необходимо не только установление противоправности этих решений, действий (бездействия), но обязательно одновременно с этим и установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно статье 2 Градостроительного Кодекса РФ (далее-ГрК РФ), одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса; других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.3 ГрК РФ).

Муниципальные правовые акты, которые принимаются по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить ГрК РФ.

Как следует из ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории (далее-ДПТ) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1).

На основании ч. 1 ст. 42 ГрК РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В силу пп. 2 п. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) плотность и параметры застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), являются составными элементами основной части проекта планировки территории.

Согласно ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 1). Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (пункт 2). Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса (пункт 4)

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (пункт 5). Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (пункт 6).

Как следует из материала по заявлению ФИО1 о разрешении на строительство, истцу на основании договора уступки права аренды от ДД.ММ.ГГГГ г. принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., с КН <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования - для строительства индивидуального жилого дома. Право аренды зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 10).

Из искового заявления следует, что истец на указанном земельном участке возвел надворные постройки, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, а так же подготовил основание фундамента для жилого дома, площадь застройки которого составила около <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с Правовым зонированием территории города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ г.№ <данные изъяты> (утратило силу ДД.ММ.ГГГГ г.), действовавшим на дату подписания основного договора аренды земель от ДД.ММ.ГГГГ г. между Администрацией Советского района г. Челябинска (Арендодатель) и ФИО4 (Арендатором), зарегистрированного в Управлении Росреестра по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ г., а также договора уступки права аренды на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ г. между ФИО5 и ФИО1, зарегистрированного в ДД.ММ.ГГГГ г., указанный земельный участок расположен в функциональной жилой зоне усадебной застройки В.1.1., предназначенной для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками.

Из материалов дела следует, что в соответствии с документацией по планировке территории жилого <адрес>, утвержденной постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ. № <данные изъяты> (далее - ДПТ) (опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от ДД.ММ.ГГГГ г.), для жилых усадебных домов предусмотрена площадь застройки <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с Правовым зонированием территории города Челябинска для функциональной жилой и усадебной застройки В.l.l. были установлены следующие параметры строительства: минимальная площадь участка (включая площадь застройки): для жилых домов усадебного типа – <данные изъяты> кв.м., для блокированных жилых домов (из расчета на одну квартиру) – <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны установлены градостроительные регламенты, которые определяют виды разрешенного, вспомогательного и условно разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах одной территориальной зоны. Вид территориальной зоны установлен по преобладающей (не менее <данные изъяты> %) функции ее градостроительного использования. Преобладающей функцией являются основные виды разрешенного использования.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденными решением Челябинской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (далее- Правила землепользования и застройки) земельный участок с КН <данные изъяты> расположен в территориальной зоне усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки В.1.1., что подтверждается выкопировкой из дежурного плана города Челябинска.

Для территориальной зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой

застройки В.1.1. установлены следующие виды разрешенного использования.

Основные виды разрешенного использования:

- индивидуальные жилые дома усадебного и коттеджного типа;

- малоэтажная многоквартирная жилая застройка усадебного типа;

- жилые дома блокированного типа и другие.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки В.1.1 установлены следующие предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: минимальный размер участка – 400 кв. м.; максимальный размер участка -2000 кв. м.; минимальный коэффициент застройки (процент застройки): 0,1 - основного строения (10 - основного строения). Максимальный коэффициент застройки (процент застройки) 0,2 - основного строения (20 - основного строения), 0,3 - при условии реконструкции основного строения (30 - при условии реконструкции основного строения).

ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Челябинска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в части увеличения коэффициента застройки (площади застройки) земельного участка до <данные изъяты>% от площади участка (л.д. 11).

Информационное сообщение по проведению публичных слушаний по данному вопросу ДД.ММ.ГГГГ г. опубликовано в газете «Вечерний Челябинск». Постановление Главы города Челябинска от <данные изъяты> «О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) по <адрес> опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.12-13).

ДД.ММ.ГГГГ г. состоялось собрание участников публичных слушаний по данному вопросу, на котором интересы ФИО1 представляла ФИО6, которая выступила с докладом перед участниками.

По результатам заседания Комиссия ДД.ММ.ГГГГ г. приняла решение рекомендовать предоставить истцу разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для строительства индивидуального жилого дома по <адрес> с коэффициентом застройки <данные изъяты>

Заключение Комиссии по данному вопросу, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ г. временно исполняющим обязанности заместителя Главы города, опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-16).

Однако распоряжением Администрации г. Челябинска <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. истцу отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по ул. <адрес> с коэффициентом застройки <данные изъяты> (л.д. 17-18).

Указанное Распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации города Челябинска <данные изъяты> «Вечерний Челябинск» от ДД.ММ.ГГГГ

Оспаривая данное распоряжение, истец полагает его нарушающим его права как землепользователя земельного участка, поскольку препятствует возведению индивидуального жилого дома, и у органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Однако суд полагает распоряжение Администрации города Челябинска от <данные изъяты> «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) по <адрес>» законным, так как оно принято уполномоченным лицом в рамках предоставленной ему компетенции, не противоречит градостроительному законодательству, так как в утвержденной ДПТ присутствует размещение к строительству индивидуального жилого дома по <адрес>. Противоправных действий со стороны административного ответчика судом не установлено, доказательств нарушения прав истца не представлено.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Парыгина оп о признании незаконным распоряжения Администрации г. Челябинска <данные изъяты> года об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (индивидуальный жилой дом) на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по ул. <адрес>, возложении обязанности издать распоряжение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий Л.В. Хабарова