ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2699/20 от 13.07.2020 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-2699/2020

13 июля 2020 года город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е. А.

при секретаре судебных заседаний ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Архангельске дело по административному исковому заявлению ФИО2

к Инспекции федеральной налоговой службы по городу Архангельску

об оспаривании налогового уведомления от 15.10.2019 ,

при участии в судебном заседании представителя административного истца ФИО3, представителя ИФНС России по городу Архангельску ФИО4,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее также – ИФНС России по г. Архангельску, Инспекция) с административным исковым заявлением об оспаривании налогового уведомления от 15.10.2019 .

В обоснование иска указал, что является собственником автомобиля <данные изъяты>. При перерасчете транспортного налога за 2017, 2018 годы по налоговому уведомлению от 15.10.2019 применен повышающий коэффициент. Полагает перерасчет произведен без законных оснований, поскольку в перечне автомобилей стоимостью свыше 3 млн. руб., в отношении которых подлежит применению повышающий коэффициент в 2017, 2018 годах автомобиль <данные изъяты> указан не был. Письмо от 11.10.2019 не может применяться к правоотношениям, возникшим в 2017 году. Его жалоба с просьбой произвести перерасчёт транспортного налога оставлена без удовлетворения.

ФИО2 о месте и времени проведения судебного заседания извещен, не явился, направил представителя.

Его представитель по доверенности ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель ИФНС России по городу Архангельску ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.

УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее также – Управление) о месте и времени проведения судебного заседания уведомлено, представителя не направило.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Ссуд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно п. 2, 2.1, 3 ст. 52 Налогового кодекса РФ, случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 02.04.2014 N 52-ФЗ, от 27.12.2018 N 546-ФЗ).

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ФИО2 владеет на праве собственности, в том числе, транспортным средством <данные изъяты> (период владения с 03.11.2016 по настоящее время).

В соответствии с п. 1 ст. 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 362 Кодекса установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 Кодекса)

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 359 Кодекса налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьей 361 Кодекса определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

На территории города Архангельска ставки по транспортному налогу определены Законом Архангельской области от 01.10.2002 № 112-16-03 «О транспортном налоге».

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента (в редакции, действовавшей по состоянию на 2017 год): 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

В редакции, действовавшей по состоянию на 2018 год повышающие коэффициенты составляли:

1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;

2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

В силу указанной нормы Кодекса срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный пунктом 2 статьи 362 Кодекса, исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается налог.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Таким образом, размер ставки транспортного налога зависит от мощности двигателя (переводится в лошадиные силы), количества лет с года выпуска автомобиля, количества полных месяцев владения автомобилем в течение года.

Такой показатель, как стоимость автомобиля, в расчете налога будет участвовать при определении необходимости применения повышающего коэффициента.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей главы 28 НК РФ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде (далее - Перечень) размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга России http://www.minpromtorg.gov.ru.

Повышающие коэффициенты при расчете транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей введены с 2014 года и зависят от года выпуска транспортного средства и его средней стоимости, определенной в соответствии с приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316 «Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации».

Повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, к легковым автомобилям применяется согласно Перечню. При этом повышающий коэффициент не применяется в случае отсутствия легкового автомобиля в Перечне или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю Перечня.

Налоговым уведомление от 05.09.2019 ФИО2 произведен расчет транспортного налога, в том числе по автомобилю <данные изъяты> на сумму 40 785 руб. 00 коп.

Налог за 2017 год уплачен ФИО2 в общей сумме 50 370 руб. 13.11.2018.

Налоговым уведомлением от 01.08.2019 ФИО2 произведен перерасчет транспортного налога за 2017 год по налоговому уведомлению в отношении автомобиля <данные изъяты> на сумму 81 570 руб., сумма к доплате 40 785 руб. 00 коп. При этом применен повышающий коэффициент 2. Также произведён расчет транспортного налога за 2018 год по том же транспортному средству на сумму 40 785 руб. Налог за 2018 год в сумме 50 370 руб. уплачен 18.11.2019.

Уведомлением от 15.10.2019 налогоплательщику произведен перерасчет транспортного налога по налоговым уведомлениям , за 2017 год в отношении автомобиля <данные изъяты> за 2017 год на сумму 81 570 руб. 00 коп., сумма к доплате 40 785 руб. (повышающий коэффициент 2) и за 2018 год на сумму 44 864 руб., сумма к доплате 4 079 руб. (повышающий коэффициент 1,1).

ФИО2 обжаловал направление ему налогового уведомления от 15.10.2019 в порядке, установленном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации, решение по жалобе принято 02.06.2020 .

Вопреки доводам административного истца, в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от трех миллионов рублей, размещенный на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации 28.02.2017 (для налогового периода 2017 года) и размещенный 28.02.2018 (для налогового периода 2018 года), включен автомобиль марки <данные изъяты>.

По техническим характеристикам автомобиль <данные изъяты> соответствует спорному транспортному средству, что подтверждается данными таблицы (для транспортных средств средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно): в позиции 257 Перечня на 2017 год указан автомобиль <данные изъяты>; в позиции 351 Перечня на 2018 год указан автомобиль <данные изъяты>.

В письме ФНС России от 18.07.2017 № БС-4-21/14024 со ссылкой на письмо Минфина России от 12.07.2017 № 03-05-04-04/44504, письме ФНС России от 02.04.2018 № БС-4-21/6138 указано, что для целей налогообложения транспортным налогом не имеет значения то, что описание в Перечне модели (версии) для соответствующей марки автомобиля дается в меньшем или большем объеме по сравнению со сведениями ГИБДД МВД России о данной марке автомобиля, а также для обратной ситуации.

Учитывая, что в указанном Перечне поименован легковой автомобиль марки <данные изъяты> относятся к одной линейке <данные изъяты>, при исчислении транспортного налога в отношении спорного автомобиля должен применяться повышающий коэффициент.

Налоговым органом в первичных налоговых уведомлениях от 05.09.20169 (за 2017 год), от 01.08.2019 (за 2018 год) транспортный налог ошибочно был рассчитан без учета повышающего коэффициента.

Перерасчет транспортного налога в спорном уведомлении от 15.10.2019 Инспекцией произведен с учетом следующих повышающих коэффициентов:

2, который применяется в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет (за 2017 год), сумма налога к доплате составляет 40 785 руб.;

1,1, который применяется в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет (за 2018 год), сумма налога к доплате составляет 4 079 руб.

При исчислении транспортного налога за 2017 год Инспекция руководствовалась письмом Минпромторга России от 11.10.2019 № 71613/20, направленным письмом ФНС России от 22.10.2019 № БС-4-2/21583@ в территориальные налоговые органы для использования в установленном порядке для расчета (перерасчета) транспортного налога.

В соответствии с обновленной информацией Минпромторга России автомобиль марки <данные изъяты> отнесен к категории легковых автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн. руб. при условии, что с года выпуска таких транспортных средств прошло не более 2 лет (позиция 167 Перечня для налогового периода 2017 года).

Вместе с тем, согласно Перечню отдельных видов транспортных средств данная позиция (167) применима к автомобилю марки <данные изъяты> (т.е. отличной от рассматриваемой).

Кроме того, вопрос об отнесении спорного транспортного средства к другой категории дорогостоящих легковых автомобилей (марка <данные изъяты>), к которой применяется коэффициент 1,1 (в отношении легковых автомобиле] средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно при условии что с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет (включительно) — позиция 257 Перечня Инспекцией не рассматривался.

При перерасчете транспортного налога за 2017 год налоговым орган повышающий коэффициент 2, относящийся к более дорогой модели (версии) автомобиля применен неправомерно.

В ходе рассмотрения Управлением жалобы налогоплательщика, Инспекцией произведен перерасчет транспортного налога за 2017 год в сторону уменьшения. Сумма налога составила 44 867 (271,90*150*1,1) руб. Поскольку оспариваемая сумма налога налогоплательщиком перечислена в бюджет, переплата по налогу составила 36 706 руб. (271,90*150*2-44867 руб.).

Факт проведения перерасчета зафиксирован в решении от 02.06.2020 и подтверждается данными налогового обязательства.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, основанием для признания решения незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность решения административного ответчика.

При этом решение о признании решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В данном случае после произведенного в ходе рассмотрения жалобы перерасчета транспортного налога за 2017 год в сторону уменьшения, права административного истца полностью восстановлены. Следовательно, совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований, отсутствует.

При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО2 к Инспекции федеральной налоговой службы по городу Архангельску об оспаривании налогового уведомления от 15.10.2019 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2020 года.

Судья Е. А. Саблина