УИД 03RS0003-01-2022-000019-98
№ 2а-2699/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 06 апреля 2022 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Разуваевой Л. А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, по доверенности,
с участием должностного лица главного специалиста Отдела градостроительного контроля и выдачи разрешения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседанию дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
установил:
ФИО1 обратился в суд с названным административным исковым заявлением. В обоснование иска указано что ФИО1 (далее-Административный истец) обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства жилого дома на земельном участке расположенном по адресу <адрес>
Из иска следует, что Письмом от 14.10.2021 № № Административный ответчик отказал в выдаче разрешения на строительство.
Отказ в выдаче разрешения на строительство в письме от 14.10.2021 № № был мотивирован Администрацией тем, что земельный участок относится к территориальной зоне ОД-2 (общественно-деловые зоны). Согласно правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ строительство и реконструкция индивидуального жилого дома не относится к разрешенным видам использования данного земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - для обслуживания индивидуального жилого дома.
Данный вид разрешенного использования не предусматривает строительство и реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке.
Административный истец считает отказ Администрации в письме от 14.10.2021 № № в выдаче разрешения на строительство незаконным и необоснованным и противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы истца.
Из иска следует, что все соседние собственники земельных участков получили разрешение на строительство и зарегистрировали право собственности.
На основании изложенного административный истец ФИО1 просил суд:
1) Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14 октября 2021 № № в отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>.
2) Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства жилого дома на земельном участке расположенном по адресу <адрес>
Административный истец ФИО1 извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель административного истца ФИО2 в суде доводы иска поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить.
Должностное лицо отдела градостроительного контроля и выдачи разрешения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО3 поддержала свои письменные возражения, просила отказать в удовлетворении требований, ввиду их необоснованности. Пояснила, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство истец не обращался, обратился с уведомлением. В настоящее время для индивидуальных жилых домов выдача разрешения на строительство не требуется, выдается уведомление.
Остальные участники – административный ответчик Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заинтересованное лицо ФГБУ ФКП Управления Росреестра по Республике Башкортостан извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрен в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 названной статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что право собственности ФИО1 на земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером № зарегистрировано 16 июня 2021 года.
06 сентября 2021 г. ФИО1 обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с уведомлением о планируемых строительстве индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
С заявлением о выдаче разрешения на строительство истец не обращался.
14 сентября 2021 г. ФИО1 было выдано уведомление № УТ-788-2021 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 02:55:050609:140 в связи с тем, что указанный земельный участок относится к территориальной зоне ОД-2 (общественно-деловые зоны). Согласно правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ строительство и реконструкция не относится к разрешенным видам использования данного земельного участка.
Как следует из письменного возражения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, указанные зоны установлены в 2008 году и до настоящего времени не изменились. На земельный участок с кадастровым номером 02:55:050609:140 установлен вид разрешенного использования - «для обслуживания индивидуального жилого дома». Данный вид разрешенного использования не предусматривает строительство и реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития.
Согласно п. 10 ст. 51.1. ГрК РФ Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения
При поступлении уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома орган местного самоуправления руководствуются федеральным законодательством и местным законодательством в совокупности.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050609:140 - вид разрешенного использования - «для обслуживания индивидуального жилого дома».
Как следует из ответа от 25 февраля 2022 Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа РБ, земельный участок с кадастровым номером № относится к территориальной зоне ОД-2 согласно правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на основании решения Совета городского округа город Уфа Уфа РБ № от 22.08.2008.
Частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий пер.Школьный. Утвержденная документация по планировке территории (проект планировки, проект межевания) отсутствует.
У суда нет оснований не согласиться с выводами, изложенными в Уведомлении Администрации городского округа город Уфа РБ № № от 14 сентября 2021 года.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан 22 августа 2008 года N 7/4 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Правила землепользования и застройки города Уфа).
В дальнейшем в Правила землепользования и застройки города Уфа вносились изменения.
Соответственно, региональный градостроительный регламент Уфы обязателен для исполнения всеми гражданами, проживающими на территории Уфы.
Согласно п. 43.2 Правил землепользования и застройки города Уфа ОД-2 - зона широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку строительство (реконструкция) объектов осуществляется только в соответствии с установленными Правилами, градостроительными регламентами, выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, на котором в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки городского округа не предусмотрен такой вид разрешенного использования, противоречила бы действующему земельному и градостроительному законодательству.
Вместе с тем, истец не оспаривает само по себе Уведомление от 14 сентября 2021 № №.
Истцом заявлены требования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, который не выносился ответчиком, и по поводу которого истец к Администрации городского округа город Уфа РБ не обращался.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Учитывая, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство истец не обращался, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска о признании незаконным отказа в отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдать разрешение на строительство.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14 октября 2021 № № в отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу № обязании Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства жилого дома на земельном участке расположенном по адресу №, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Решение суда в окончательной форме принято 22.04.2022.
Судья Соколова И. Л.