ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2699/2022 от 06.04.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0003-01-2022-000019-98

№ 2а-2699/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Уфа 06 апреля 2022 года

Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Разуваевой Л. А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, по доверенности,

с участием должностного лица главного специалиста Отдела градостроительного контроля и выдачи разрешения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседанию дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

установил:

ФИО1 обратился в суд с названным административным исковым заявлением. В обоснование иска указано что ФИО1 (далее-Административный истец) обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства жилого дома на земельном участке расположенном по адресу <адрес>

Из иска следует, что Письмом от 14.10.2021 № Административный ответчик отказал в выдаче разрешения на строительство.

Отказ в выдаче разрешения на строительство в письме от 14.10.2021 № был мотивирован Администрацией тем, что земельный участок относится к территориальной зоне ОД-2 (общественно-деловые зоны). Согласно правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ строительство и реконструкция индивидуального жилого дома не относится к разрешенным видам использования данного земельного участка.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - для обслуживания индивидуального жилого дома.

Данный вид разрешенного использования не предусматривает строительство и реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке.

Административный истец считает отказ Администрации в письме от 14.10.2021 № в выдаче разрешения на строительство незаконным и необоснованным и противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы истца.

Из иска следует, что все соседние собственники земельных участков получили разрешение на строительство и зарегистрировали право собственности.

На основании изложенного административный истец ФИО1 просил суд:

1) Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14 октября 2021 № в отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>.

2) Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства жилого дома на земельном участке расположенном по адресу <адрес>

Административный истец ФИО1 извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Представитель административного истца ФИО2 в суде доводы иска поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить.

Должностное лицо отдела градостроительного контроля и выдачи разрешения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО3 поддержала свои письменные возражения, просила отказать в удовлетворении требований, ввиду их необоснованности. Пояснила, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство истец не обращался, обратился с уведомлением. В настоящее время для индивидуальных жилых домов выдача разрешения на строительство не требуется, выдается уведомление.

Остальные участники – административный ответчик Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заинтересованное лицо ФГБУ ФКП Управления Росреестра по Республике Башкортостан извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Перечень документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрен в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 названной статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что право собственности ФИО1 на земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером зарегистрировано 16 июня 2021 года.

06 сентября 2021 г. ФИО1 обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с уведомлением о планируемых строительстве индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

С заявлением о выдаче разрешения на строительство истец не обращался.

14 сентября 2021 г. ФИО1 было выдано уведомление № УТ-788-2021 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 02:55:050609:140 в связи с тем, что указанный земельный участок относится к территориальной зоне ОД-2 (общественно-деловые зоны). Согласно правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ строительство и реконструкция не относится к разрешенным видам использования данного земельного участка.

Как следует из письменного возражения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, указанные зоны установлены в 2008 году и до настоящего времени не изменились. На земельный участок с кадастровым номером 02:55:050609:140 установлен вид разрешенного использования - «для обслуживания индивидуального жилого дома». Данный вид разрешенного использования не предусматривает строительство и реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития.

Согласно п. 10 ст. 51.1. ГрК РФ Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения

При поступлении уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома орган местного самоуправления руководствуются федеральным законодательством и местным законодательством в совокупности.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050609:140 - вид разрешенного использования - «для обслуживания индивидуального жилого дома».

Как следует из ответа от 25 февраля 2022 Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа РБ, земельный участок с кадастровым номером относится к территориальной зоне ОД-2 согласно правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на основании решения Совета городского округа город Уфа Уфа РБ от 22.08.2008.

Частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий пер.Школьный. Утвержденная документация по планировке территории (проект планировки, проект межевания) отсутствует.

У суда нет оснований не согласиться с выводами, изложенными в Уведомлении Администрации городского округа город Уфа РБ № от 14 сентября 2021 года.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан 22 августа 2008 года N 7/4 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Правила землепользования и застройки города Уфа).

В дальнейшем в Правила землепользования и застройки города Уфа вносились изменения.

Соответственно, региональный градостроительный регламент Уфы обязателен для исполнения всеми гражданами, проживающими на территории Уфы.

Согласно п. 43.2 Правил землепользования и застройки города Уфа ОД-2 - зона широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку строительство (реконструкция) объектов осуществляется только в соответствии с установленными Правилами, градостроительными регламентами, выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, на котором в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки городского округа не предусмотрен такой вид разрешенного использования, противоречила бы действующему земельному и градостроительному законодательству.

Вместе с тем, истец не оспаривает само по себе Уведомление от 14 сентября 2021 № .

Истцом заявлены требования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, который не выносился ответчиком, и по поводу которого истец к Администрации городского округа город Уфа РБ не обращался.

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Учитывая, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство истец не обращался, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска о признании незаконным отказа в отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдать разрешение на строительство.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14 октября 2021 № в отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу обязании Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства жилого дома на земельном участке расположенном по адресу , - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.

Решение суда в окончательной форме принято 22.04.2022.

Судья Соколова И. Л.