ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-269/2022 от 22.07.2022 Белинского районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0003-01-2022-000629-94,

Дело № 2а-269/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белинский 22 июля 2022 года

Белинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Гараниной Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой Н.А.,

с участием помощника прокурора Белинского района Пензенской области Барзовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Пензенская область, г. Белинский, ул. Белинская, 27, административное дело по административному иску прокурора Белинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Белинского района Пензенской области проведена проверка деятельности администрации Студенского сельсовета Белинского района на предмет соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также соблюдения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, в ходе которой было установлено, что должностными лицами администрации Студенского сельсовета Белинского района должным образом не исполняются требования законодательства о предоставлении муниципальных услуг, а именно, ими не обеспечено предоставление в электронной форме ни одной из 30 муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления согласно Постановлению администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области от 06.09.2012 № 46 «Об утверждении реестра муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области» (с изменениями), в частности не обеспечено предоставление таких муниципальных услуг в предпринимательской сфере, как «Заключении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования», «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду», «Выдача разрешения на осуществление земляных работ» и др.

Кроме того, вопреки требованиям действующего федерального законодательства и муниципальных актов Студенского сельсовета информация по вопросам предоставления муниципальной услуги ни по одной из включенных в Реестр услуг в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (https://gosuslugi.ru) и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru не размещена.

Таким образом администрацией Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области длительное время, а именно с 06.09.2012 (с момента утверждения реестра муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области) по настоящее время не исполняются требования законодательства, в части оказания муниципальных услуг в электронной форме.

При этом в соответствии с п. 11 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Допущенные нарушения ущемляют права предпринимателей и граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме, особенно в сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановке.

Согласно данным из открытых источников (в сети Интернет) на территории Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области проживает порядка 1,7 тыс. человек. Круг данных лиц конкретно не определен, поскольку численность населения данного муниципального образования может изменяться, как вследствие естественной убыли (прироста) населения, миграции, так и вследствие других объективных причин.

Ссылаясь и приводя положения ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановления Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», Постановления Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», просил признать незаконным бездействие администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в неразмещении информации по вопросам предоставления муниципальных услуг в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.ru и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru, включенных в реестр муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, утвержденный постановлением администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области от 06.09.2012 № 46 (с изменениями); признать незаконным бездействие администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в необеспечении оказания муниципальных услуг в электронной форме в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.ru и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru, в отношении муниципальных услуг, включенных в реестр муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, утвержденный постановлением администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области 06.09.2012 № 46 (с изменениями); обязать администрацию Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области разместить информацию по вопросам предоставления муниципальных услуг в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.ru и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru, в отношении муниципальных услуг, включенных в реестр муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, утвержденный постановлением администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области от 06.09.2012 № 46 (с изменениями); обязать администрацию Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области обеспечить оказание муниципальных услуг в электронной форме в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.ru и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru, в отношении муниципальных услуг, включенных в реестр муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, утвержденный постановлением администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области от 06.09.2012 № 46 (с изменениями).

Административный истец помощник прокурора Белинского района Пензенской области Барзова Е.А. в судебном заседании просила административный иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик – администрация Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, извещена надлежащим образом и своевременно, представила заявление о признании административного иска и рассмотрении дела в отсутствие представителя. Последствия признания административного иска ответчику известны и понятны.

Суд, выслушав мнение административного истца, изучив доводы административного иска, исследовав материалы административного дела, считая возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного ответчика, приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ).

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Закона №210-ФЗ).

В силу абз. 1 ст. 5 Закона № 210-ФЗ к правам заявителей при получении государственных и муниципальных услуг, в том числе относится получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

На основании ч. 1 ст. 21 Закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 4, 5 Требований к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861, установлено, что сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием региональных порталов обеспечиваются: а) возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги (далее соответственно - заявление, документы); б)доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов; в) возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием регионального портала; г) возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в такой форме запрещено федеральным законом; д) возможность уплаты заявителем в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг, осуществляемой посредством взаимодействия регионального портала с информационной системой Федерального казначейства.

Аналогичные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждены: Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В целях обеспечения информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг постановлением Правительства Пензенской области от 21.02.2012 № 110-пП «О некоторых вопросах, связанных с функционированием разделов «Реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти Пензенской области» и «Реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области» федерального реестра» утвержден «Порядок формирования и ведения раздела «Реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти Пензенской области» федерального реестра», «Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области с уполномоченным органом при формировании сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области».

Согласно п. 3 ст. 1 Закона № 210-ФЗ услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что постановлением администрации Студенского сельсовета Белинского района от 06.09.2012 № 46 утвержден реестр муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области (далее – Реестр), в который включено двадцать четыре муниципальных услуги, регламентами которых предусмотрено размещение информации по вопросам представления муниципальной услуги в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (https://gosuslugi.ru) и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru, а также получение услуг заявителями в электронной форме.

Вместе с тем прокуратурой Белинского района в июне 2022 года в ходе мониторинга информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» установлено, что должностными лицами администрации Студенского сельсовета Белинского района должным образом не исполняются требования законодательства о предоставлении муниципальных услуг, а именно, ими не обеспечено предоставление в электронной форме ни одной из 30 муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления согласно Постановлению администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области 17.09.2012 № 85 «Об утверждении реестра муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области» (с изменениями), в частности не обеспечено предоставление таких муниципальных услуг в предпринимательской сфере, как «Заключении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования», «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду», «Выдача разрешения на осуществление земляных работ» и др.

Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра официальных сайтов Госуслуги, Госуслуги Пензенская область в сети «Интернет» от 27.06.2022 и объяснениями главы администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области от 28.06.2022.

Кроме того, вопреки требованиям действующего федерального законодательства и муниципальных актов Студенского сельсовета информация по вопросам предоставления муниципальной услуги ни по одной из включенных в Реестр услуг в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (https://gosuslugi.ru) и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru не размещена.

Таким образом администрацией Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области длительное время, а именно с 06.09.2012 (с момента утверждения реестра муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области) по настоящее время не исполняются требования законодательства, в части оказания муниципальных услуг в электронной форме.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 65 КАС РФ, обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.

Исходя из изложенного, указанное бездействие со стороны административного ответчика следует признать несоответствующим приведенным выше нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст.ст. 59, 60 КАС РФ представленные доказательства, суд полагает, что имеются правовые основания к признанию незаконным бездействия администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, которое нарушает права предпринимателей и граждан на предоставление названных муниципальных услуг в электронном виде.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом характера мероприятий, которые требуется совершить административному ответчику, и позиции административного истца, суд полагает возможным установить административному ответчику срок для выполнения данных мероприятий в течение месяца после вступления решения суда в законную силу, считая его разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного, административный иск прокурора Белинского района Пензенской области подлежит удовлетворению.

Исходя из положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, сторона административного ответчика освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Белинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в неразмещении информации по вопросам предоставления муниципальных услуг в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.ru и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru, включенных в реестр муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, утвержденный постановлением администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области от 06.09.2012 № 46 (с изменениями).

Признать незаконным бездействие администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в необеспечении оказания муниципальных услуг в электронной форме в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.ru и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru, в отношении муниципальных услуг, включенных в реестр муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, утвержденный постановлением администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области от 06.09.2012 № 46 (с изменениями).

Обязать администрацию Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области разместить информацию по вопросам предоставления муниципальных услуг в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.ru и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru, в отношении муниципальных услуг, включенных в реестр муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, утвержденный постановлением администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области от 06.09.2012 № 46 (с изменениями), в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области обеспечить оказание муниципальных услуг в электронной форме в информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.ru и региональной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» https://gosuslugi.pnzreg.ru, в отношении муниципальных услуг, включенных в реестр муниципальных услуг Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области, утвержденный постановлением администрации Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области от 06.09.2012 № 46 (с изменениями), в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией Студенского сельсовета Белинского района Пензенской области в Белинский районный суд Пензенской области и прокуратуру Белинского района Пензенской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 22.07.2022.

Судья: Гаранина Л.Н.