Дело № 2а-26/20
УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 февраля 2020 года с. Сарыг-Сеп
Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
судьи Ак-кыс А.В., при секретаре судебного заседания Кара-Монгуш А.А.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва С. , представителя административного ответчика –председателя администрации сумона <адрес><адрес>Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации сельского поселения сумон <адрес><адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействие, заключающееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйных объектов,
установил:
Прокурор Каа-Хемского района обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации сельского поселения сумон <адрес><адрес> Республики Тыва, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего использование, распоряжение, отчуждение государственного и муниципального имущества, включая земельные участки. В ходе проведенной проверки выявлено, что администрацией <адрес> по результатам инвентаризации имущества в 2013-2015 гг. было выявлено 10 бесхозяйных объектов. Однако, администрациями сельских поселений <адрес> меры по постановке указанных объектов на учет не принимались. Кроме того, с 2016 года по настоящее время работа по выявлению бесхозяйных объектов не организована. По выявленному нарушению прокуратурой района на имя и.о. председателя администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление. Согласно предоставленному ответу от ДД.ММ.ГГГГ№, Решением Главы председателя Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень подлежащих восстановлению бесхозяйных объектов и не вовлеченных в хозяйственный оборот объектов на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Резервация 10 бесхозяйных объектов не проведена, на государственный кадастровый учет объекты не поставлены. Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ меры по постановке муниципального имущества на кадастровый учет администрацией района не принимались. Согласно письму администрации <адрес> бесхозяйное здание МТФ расположено на территории сельского поселения <адрес> напротив здания сельского дома культуры (сельский дом культуры расположен по адресу: <адрес>); бесхозяйные здания МТМ, гаражей и АЗС расположена на территории сельского поселения <адрес> в 300 м. от здания администрации сельского поселения (администрация сельского поселения расположена по адресу: <адрес>).
Исковые требования заявлены в защиту интересов неопределенного круга лиц, так как орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Бесхозяйное имущество является объектами, создающими повышенную опасность для населения, требует принятия незамедлительных мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения общественной безопасности. Также прокуратура района обращается в интересах муниципального образования в связи с неэффективным использованием имущества сельским поселением.
Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <адрес><адрес>, заключающееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов; возложить обязаность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйных объектов - бесхозное здание МТФ расположенное на территории сельского поселения <адрес> напротив здания сельского дома культуры (сельский дом культуры расположен по адресу: <адрес>); бесхозяйные здания МТМ, гаражей и АЗС расположенных на территории сельского поселения <адрес> в 300 м. от здания администрации сельского поселения (администрация сельского поселения расположена по адресу: <адрес>).
Не согласившись с административным исковым требованием, представитель административного ответчика председатель администрации сельского поселения сумон <адрес><адрес>Г. направил возражение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что финансовых средств в бюджете администрации села на проведение работ по оформлению документов и постановку на государственный учет не имеется. Данные действия предполагает проведение уточнения границ и площади здания путем его межевания. Выделение необходимого финансирования относится к полномочиям Хурала представителей сумона <адрес>, в связи, с чем такие траты будут квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств. Бесхозяйные объекты в силу давности постройки и уровня их разрушения к восстановлению и для дальнейшей эксплуатации не подлежат, необходимо проведение соответствующей экспертизы здания. Данные объекты ранее органами государственной власти не признавались бесхозяйными, считают, что имеются постановления о праве постоянного (бессрочного) пользования.
Определением суда от 17 января 2020 года в качестве заинтересованного лица был привлечен Хурал представителей сельского поселения сумона <адрес> Республики Тыва.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Каа-Хемского района С. полностью поддержал административное исковое заявление и просил удовлетворить по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика председатель администрации сельского поселения сумон <адрес><адрес>Г. не согласился с административным иском, просил отказать в удовлетворении по основаниям изложенным в возражении.
Представитель заинтересованного лица Хурала представителей сельского поселения сумона <адрес> Республики Тыва в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил. В связи с чем, суд рассматривает дело без участия заинтересованного лица.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом и в пределах сроков, установленных ст. 219 КАС РФ.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности
Единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N "О государственной регистрации недвижимости" определен Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", в пункте 5 которого указано, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Решением Хурала представителей <адрес> Республики Тыва «Об утверждении перечня бесхозных и не вовлеченных в хозяйственный оборот объектов на территории <адрес> для передачи в собственность физическим и юридическим лицам» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень подлежащих восстановлению бесхозных и не вовлеченных в хозяйственный оборот объектов на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Из которого следует, что восстановлению подлежат 10 объектов, в том числе здания МТФ, МТМ, гаражи, АЗС в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности председателя администрации <адрес> РТ предоставлен ответ №, что резервация 10 бесхозных объектов, в том числе здания МТФ, МТМ, гаражи, АЗС на территории <адрес>, не проводилось и на государственный учет не поставлены.
Из дополнения к вышеуказанному ответу на представление прокурора и по требованию прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ и.о. председателя администрации <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ предоставлены сведения, что выявленные прокурорской проверкой 10 бесхозяйных объектов на территории муниципального района, в том числе на территории сельского поселения сумона <адрес><адрес>, по настоящее время не постановлены на учет и не осуществлена резервация данных объектов ввиду отсутствия достаточного финансирования для межевания, а также представлена информация о местоположении бесхозных объектов, находящихся на территории <адрес>, а именно здания МТМ (машинно-тракторной мастерской), гаражи, расположены по <адрес>, АЗС (автомобильная автозаправочная станция) расположен к югу на 500 м. от <адрес>, здания МТФ (молочно-товарной фермы) разрушены.
Таким образом, поскольку недвижимые бесхозные объекты расположены в границах сельского поселения сумон <адрес><адрес> Республики Тыва, собственник которых неизвестен, что приводит к ненадлежащему содержанию и эксплуатации объектов, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе, с точки зрения безопасности, в связи с чем, имеются основания для признания имущества бесхозным, и удовлетворению административных исковых требований.
Поскольку орган местного самоуправления, в данном случае, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в силу возложенных на него законом полномочий он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что материалами дела доказан факт незаконного бездействия администрации сельского поселения сумон <адрес><адрес>, заключающееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
В связи с чем, суд на основании п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, считает необходимым в целях устранения допущенных нарушений на администрацию сельского поселения сумона <адрес> необходимо возложить обязанность обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйных объектов, а также сообщить в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва и прокурору Каа-Хемского района Республики Тыва об исполнении решения суда.
В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административный иск прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации сельского поселения сумон <адрес><адрес> Республики Тыва о признании незаконным бездействие, заключающееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйных объектов, удовлетворить.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>