Дело № 2а-26/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нелидово 17 февраля 2020 года
Нелидовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Е.С.,
при секретаре Руженцевой Е.В.,
с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
представителя административного ответчика ФИО5,
представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО7, ФИО4, ФИО2, ФИО3 к администрации Нелидовского городского округа Тверской области о признании недействительными общественных обсуждений в формате публичных слушаний, протокола общественных обсуждений от 24.09.2019 г. и об отмене заключения по итогам общественных обсуждений от 24.09.2019 г.,
установил:
Административные истцы обратились в суд к ответчику с иском о признании недействительными общественных обсуждений в формате публичных слушаний, протокола общественных обсуждений от 24.09.2019 г. и об отмене заключения по итогам общественных обсуждений от 24.09.2019 г. В обоснование требований указаны следующие обстоятельства.
24.09.2019 г. администрацией Нелидовского городского округа Тверской области были организованы и проведены общественные обсуждения по объекту государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов г. Нелидово Тверской области». Данные публичные слушания истцы считают недействительными вследствие нарушения установленного порядка их проведения, а заключение, принятое по результатам их проведения, подлежащим отмене. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» по результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол) который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В печатном издании газете «Нелидовские известия» было размещено только заключение по итогам общественных обсуждений (в формате публичных слушаний) от 24.09.2019 г., протокол данного мероприятия в газете не публиковался. В срок, установленный пунктом 4.10 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации для принятия от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений (в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения) протокол общественных обсуждений от 24.09.2019 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещен не был. Истцы смогли ознакомиться с данным протоколом только 13.11.2019 г. Указывают, что протокол составлен и оформлен в нарушение требований действующего законодательства: отсутствие подписей на последнем листе протокола; к протоколу не приложены иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля. Согласно заключения от 24.09.2019 г. материалы проектной документации по объекту экологической экспертизы «Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов г. Нелидово Тверской области» одобрены к реализации; общественные обсуждения состоялись и удовлетворяют требованиям Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», Приказ Госкомэкологии от 16.05.2000 № 372. В самом протоколе не отражено ни одного результата голосования по поставленным на обсуждение вопросам, в том числе по результату голосования о признании слушаний состоявшимися, т.к. голосования ни по какому вопросу среди участников мероприятия не проводилось и подсчет голосов не велся. Порядок проведения общественного обсуждения объектов государственной экологической экспертизы на территории Нелидовского городского округа ответчиком принят не был. В результате допущенных нарушений были нарушены права заинтересованных лиц на получение полной и достоверной информации по порядку проведения слушаний и их результатов. В результате не обнародования необходимых документов общественность и заинтересованные лица не имели возможности представить свои предложения в сроки, установленные действующим законодательством.
В ходе рассмотрения спора судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Институт «Транснефтегазпроект».
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 поддержали административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Истец ФИО7, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель ФИО1, ФИО3 – адвокат Беляев А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что процедура организации и проведения публичных слушаний ответчиком была нарушена, так протокол общественных обсуждений не был направлен в орган местного самоуправления, т.е. в Нелидовскую городскую Думу, протокол не был опубликован в средствах массовой информации либо в сети «Интернет», было опубликовано только заключение по итогам проведения публичных слушаний. В указанном заключении отсутствуют сведения куда, по какому адресу можно направлять возражения и замечания. При проведении публичных слушаний не проводилось голосование. Нарушение процедуры организации и проведения публичных слушаний привело к нарушению конституционного права граждан, предусмотренного ст. 42 Конституции РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании административный иск не признала, пояснила, что публичные слушания проводились согласно Положению о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, проектами правил благоустройства территории муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области, утвержденному Решением Нелидовской городской Думы от 17.04.2019 № 102-1; вся информация по слушаниям была опубликована, в том числе на официальном сайте Администрации Нелидовского городского округа, процедура проведения публичных слушаний нарушена не была.
Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебном заседании с административным иском не согласился, поддержав доводы возражений, согласно которым о проведении общественных обсуждений 24.09.2019 г. общественность была проинформирована в соответствии с требованиями раздела IV приказа Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372: информация (о сроках проведения, об органе, ответственном за организацию общественного обсуждения, о сроках и месте доступности материала, о форме представления замечаний и предложений) опубликована СМИ федерального, регионального и местного уровней (газеты «Транспорт России», «Тверские ведомости», «Нелидовские известия») за 30 дней до проведения общественных слушаний. По результатам проведения общественных слушаний составлен протокол, который вошел в состав материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу. Необходимость публикации протокола общественных слушаний по объектам экспертизы природоохранным законодательством не предусмотрена. Доказательства о нарушении порядка оповещения жителей о проведении общественных обсуждений в материалах дела отсутствуют. Протокол публичных слушаний был оформлен надлежащим образом и подписан организаторами, в нем отражены все высказанные участниками общественных слушаний мнения, в заключение отражено о необходимости принимать замечания и предложения по проектной документации в течение 30 календарных дней с момента проведения общественных обсуждений. В соответствии с законодательством публичные слушания имеют цель информировать местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых строительных работ, протокол и заключение, подготовленное по результатам публичных слушаний, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не могут нарушать какие-либо права административных истцов.
Представитель заинтересованного лица ООО «Институт «Транснефтегазпроект», извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В возражениях на административное исковое заявление заинтересованным лицом указано, что общественные обсуждения материалов оценки воздействия на окружающую среду для проекта, подлежащего государственной экологической экспертизе, проведены в полном соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии от 16.05.2000 № 372. Оснований для признания общественных обсуждений недействительными вследствие нарушения установленного порядка их проведения, как и для признания недействительным протокола общественных обсуждений, нет.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные материалы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статья 3 Федерального закона от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устанавливает принципы экологической экспертизы, среди которых предусмотрен принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Одними из полномочий, закрепленных статьей 9 указанного Федерального закона за органами местного самоуправления, являются полномочия по организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Согласно пункту 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 N 372 (далее - Положение) участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
В силу пункта 4.9 Положения порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
При этом согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.
В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.
Таким образом, анализ вышеуказанного нормативного правового регулирования свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных обсуждений посредством издания соответствующего постановления по заявлению инициатора (заказчика проекта), в котором содержатся предусмотренные сведения информационного характера. При этом у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициаторов общественных обсуждений. Основное бремя по проведению общественных обсуждений намечаемой деятельности по проекту вышеуказанным законодательством возложено на заказчика.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение требований вышеуказанного Положения главой Нелидовского городского округа Тверской области 21.08.2019 г. принято постановление №1490-па «О назначении публичных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы по проектной документации «Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов г. Нелидово Тверской области» которым: назначены дата, время и место проведения публичных слушаний; на администрацию Нелидовского городского округа в лице комиссии землепользования и застройке на территории муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области возложена обязанность организовать и провести публичные слушания.
Полное информационное сообщение о проведении общественных обсуждений было официально опубликовано в средстве массовой информации газете «Транспорт России» №34 (1101) 19-25 августа 2019 года, газете «Тверские ведомости» №33 (2286) 14-20 августа 2019 г., газете «Нелидовские известия» №32 (13313) от 15.08.2019 г. В указанных средствах массовой информации было размещено уведомление от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области совместно с ООО «Институт Транснефтегазпроект» о начале общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы по проектной документации «Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов г. Нелидово Тверской области», в котором также были указаны: цель намечаемой деятельности, примерные сроки проведения, форма общественных обсуждений, сроки и место доступности проектной документации, ТЗ на ОВОС, сведения о сроках и адресе куда можно направить замечания и предложения, также указаны дата, время и место проведения общественных обсуждений. Аналогичная информация также была размещена администрацией Нелидовского городского округа Тверской области в газете «Нелидовские известия» №36 (13317) от 12.09.2019 г.
Таким образом, доводы истцов о том, что они не были извещены о дате, времени и месте проведения общественных обсуждений заблаговременно, а также не имели возможности ознакомиться с проектной документаций опровергаются материалами дела, в том числе исследованными судом публикациями вышеназванных газет. То обстоятельство, что истцы не были ознакомлены с данными публикациями не может говорить о нарушении их прав, поскольку при проявлении должной заинтересованности истцы имели возможность узнать о дате, времени и месте проведения общественных обсуждений и о месте возможного ознакомления с проектной документацией по вопросу «Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов г. Нелидово Тверской области».
24.09.2019 года общественные обсуждения в форме слушаний по указанному проекту были проведены в установленном порядке, с составлением по результатам протокола слушания, оформленного документально, где отражены высказанные участниками общественных слушаний мнения, в том числе истца ФИО3 и принято решение одобрить представленные материалы проектной документации к реализации, принимать замечания и предложения в течении 30 календарных дней с момента проведения общественных обсуждений. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявители, как жители городского округа, приняли непосредственное участие в общественных обсуждениях.
Заключение по итогам проведения общественных обсуждений было подписано уполномоченными лицами и опубликовано администрацией Нелидовского городского округа Тверской области в газете «Нелидовские известия» №39 (13320) от 03.10.2019 г. В связи с чем, суд полагает, что истцы не были лишены возможности предоставлять свои замечания и предложения по проектной документации в установленный срок.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что процедура организации и проведения общественных обсуждений по указанному проекту была соблюдена администрацией Нелидовского городского округа Тверской области, действия которой совершены в соответствии с требованиями федерального законодательства и в рамках предоставленных полномочий. Следовательно, администрация обеспечила соблюдение прав населения, в том числе заявителей, на благоприятную окружающую среду путем создания условий для их реализации, в данном случае путем общественных обсуждений.
Допущенное администрацией Нелидовского городского округа Тверской области нарушение, выразившееся в не публикации протокола публичных слушаний в полном виде не является существенным и достаточным для признания недействительными общественных обсуждений в формате публичных слушаний, протокола общественных обсуждений от 24 сентября 2019 г.
Кроме того, при вынесении решения суд полагает необходимым отменить следующее.
Общественные обсуждение (публичные слушания) являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Заключение о результатах общественных обсуждений (публичных слушаний) по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.
Таким образом, по убеждению суда, оспариваемое истцами заключение по итогам общественных обсуждений, не порождает каких-либо прав и обязанностей административных истцов, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, и не ограничивает их права и законные интересы.
Применительно к административным истцам соблюдение их прав на участие в общественных обсуждениях подтверждается самим фактом их участия в открытых обсуждениях в рамках публичных слушаний.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований административных истцов о признании недействительными общественных обсуждений в формате публичных слушаний, протокола общественных обсуждений от 24.09.2019 г. и об отмене заключения по итогам общественных обсуждений от 24.09.2019 г. в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО7, ФИО4, ФИО2, ФИО3 к администрации Нелидовского городского округа Тверской области о признании недействительными общественных обсуждений в формате публичных слушаний, протокола общественных обсуждений от 24.09.2019 г. и об отмене заключения по итогам общественных обсуждений от 24.09.2019 г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.С. Иванова
Решение в окончательной форме принято 25 февраля 2020 года.