Дело № 2а-26/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2020 года г.Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Козыревой О.Б., с участием представителя административного истца МУП «Тепловодоканал» ФИО1, действующей на основании доверенности от 17.12.2019г., представителя административного ответчика Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО2, действующего на основании доверенности от 15.01.2020г., рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело № 2а-26/2020 по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» к Федеральному агентству по рыболовству Ангаро-Байкальского территориального управления Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны, Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным и отмене пункта 5 Предписания №7 от 28 октября 2019 года об устранении нарушений в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал» обратилось в суд с иском к Федеральному агентству по рыболовству Ангаро-Байкальского территориального управления Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны, Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным и отмене пункта 5 Предписания №7 от 28 октября 2019 года об устранении нарушений в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проведенной плановой, документарной выездной проверки Бодайбинским межрайонным отдела контроля, надзора и рыбоохраны в отношении Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал», на основании приказа (распоряжения) Федерального агентства по рыболовству Ангаро-Байкальского территориального управления от 28.08.2019 г. № 47 было выдано Предписание № 7 от 28.10.2019 г. об устранении нарушений в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания. МУП «Тепловодоканал» не согласно с выданным Предписанием в части пункта № 5 - Прекращения сброса хозяйственно-бытовых неочищенных сточных вод в поверхностный водный объект. Считает его незаконным и необоснованным. При вынесении обжалуемого Предписания, не были учтены пояснения МУП «Тепловодоканал», предоставленные в письме исх. № 1076 от 09.10.2019 г., и изложенные в них обстоятельства, при которых прекращение сброса хозяйственно-бытовых неочищенных сточных вод в поверхностный водный объект не зависит от действий МУП «Тепловодоканал», а так же не учтено, что обязанность по устранению аварийных сбросов неочищенных сточных вод в реку Витим возложена на Администрацию Бодайбинского городского поселения.
В хозяйственном ведении МУП «Тепловодоканал» для сброса, транспортировки и очистки сточных вод от населения и других потребителей и дальнейшего сброса в поверхностный водный объект находятся три канализационные насосные станции: КНС- 1, КНС-2, КНС-3, что подтверждается договором № 3 о передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества от 04.06.2014 г. Однако собственником имущества является Администрация Бодайбинского городского поселения.
Фактически сточные воды от КНС-1 и КНС-3 поступают в реку Витим без очистки, так как на сегодняшний день, требуется полная реконструкция очистных сооружений. МУП «Тепловодоканал» в нарушение требований к охране водных объектов, установленных п.1 ч.2 ст. 39, ч. 6 ст. 56, п.1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, вынуждено осуществлять в ходе своей деятельности сброс в водный объект- река Витим сточных вод, с содержанием загрязняющих веществ, превышающих нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного назначения, в связи с недостаточной пропускной способностью очистных сооружений.
С целью, исключение аварийных сбросов неочищенных сточных вод, необходимо произвести реконструкцию КНС № 1, канализационного коллектора, проходящего вдоль ул. Стояновича, от КНС № 1 до ул. Комсомольская и очистных сооружений на основании предварительно разработанных проектов, а так же модернизация существующих КНС.
Данные обстоятельства подтверждены Решением Бодайбинского городского суда от 14.11.2017 г. № 2а-643/2017, в соответствии с которым, признано бездействие администрации Бодайбинского городского поселения по проведению работ по реконструкции канализационных насосных станций №1, №3, строительству канализационного коллектора, повышению производительности очистных сооружений. Так же вышеуказанным решением на Администрацию Бодайбинского городского поселения возложена обязанность произвести реконструкцию КНС №1, №3, исключающую аварийные сбросы неочищенных сточных вод в реку Витим, произвести строительство канализационного коллектора, произвести работы по повышению производительности канализационного очистного сооружения г. Бодайбо, обеспечивающего недопущение сброса неочищенных до нормативных значений сточных вод в р. Витим в срок до 31.12.2019 г.
В судебном заседании представитель административного истца МУП «Тепловодоканал» ФИО1, действующая на основании доверенности от 17.12.2019г., исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить, дополнив, что факт установленного нарушения МУП «Тепловодоканал» не оспаривается, сброс хозяйственно-бытовых неочищенных сточных вод в поверхностный водный объект имеет место быть, и не зависит от их действий, поскольку требуется полная реконструкция очистных сооружений, данная обязанность возложена судом на администрацию Бодайбинского городского поселения. До момента исполнения решения суда, у МУП «Тепловодоканал» нет возможности предотвратить сброс неочищенных вод в р.Витим. Поскольку решение суда в стадии исполнения, то срок, указанный в предписании для устранения нарушения является неразумным.
Представитель административного ответчика Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству -главный государственный инспектор Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны ФИО2, действующий на основании доверенности от 15.01.2020г., исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, указав, что предписание законно и обоснованно. При проведении проверки были установлены нарушения со стороны МУП «Тепловодоканал», в том числе в виде сброса хозяйственно-бытовых неочищенных сточных вод в поверхностный водный объект. Данное нарушение МУП «Тепловодоканал» не оспаривалось. С учетом пояснений МУП «Тепловодоканал», а также с учетом того, что организация является муниципальным унитарным предприятием, был установлен срок для устранения нарушения до 15.07.2020, в случае невозможности устранения нарушения в указанный срок заявитель вправе обратиться с заявление об увеличении срока при наличии уважительных причин.
Заинтересованное лицо администрация Бодайбинского городского поселения своего представителя не направили, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, просили провести судебное заседание в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.150 КАС РФ.
Выслушав мнение явившихся сторон, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из представленных материалов следует, что предписание №7 от 28.10.2019г. поступило в адрес МУП «Тепловодоканал» 31 октября 2019 года, настоящее исковое заявление подано в суд 20 ноября 2019 года, то есть в установленные законом сроки.
Отношения, возникающие в области сохранения водных биоресурсов, регулируются Федеральным законом N 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ).
Положения главы 5.1 Закона N 166-ФЗ регламентируют, что в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами власти, юридическими лицами и гражданами обязательных нормативных требований в области рыболовства и сохранения биологических ресурсов в Российской Федерации уполномоченными государственными органами осуществляется федеральный государственный контроль (надзор).
Таким уполномоченным государственным органом является Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы, что определено Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 года N 444.
Бодайбинский отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству является обособленным структурным подразделением Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
В ходе проведенной Бодайбинским отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, на основании приказа (распоряжения) Федерального агентства по рыболовству Ангаро-Байкальского территориального управления от 28.08.2019г. №47 в период времени с 01.10.2019 по 28.20.2019г. МУП «Тепловодоканал», были выявлены ряд нарушений, в том числе то, что 25.10.2019 года в 16.10 часов установлено, что канализационная система г.Бодайбо является централизованной, неполной, раздельной, то есть все бытовые и промышленные сточные воды близкие по составу к бытовым собираются в городскую систему канализации и должны отводится квартальными, уличными канализационными сетями, с помощью трех перекачивающих насосных станций (КНС-1, КНС-2, КНС-3) в городской коллектор, проходящий вдоль р.Витим на единые городские очистные сооружения, производительностью 2100м?в сутки, однако вышеуказанные инженерные сооружения не способны транспортировать и очищать сточные воды в полном объеме, их пропускная способность является недостаточной, таким образом МУП «Тепловодоканал» сбрасывает в р.Витим неочищенные сточные воды в объеме 161990м?. Тем самым нарушены ст.42, ст.65 Водного кодекса РФ, ст.47, ст.50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст.22, ст.28 ФЗ «О животном мире».
По результатам проведенной проверки уполномоченными лицами Бодайбинского отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству составлен акт проверки от 28 октября 2019 года и вынесено предписание от 28 октября 2019 года №7.
В п.5 оспариваемого предписания на МУП «Тепловодоканал» возложена обязанность прекратить сброс хозяйственно –бытовых неочищенных сточных вод в поверхностный водный объект в срок до 15 июля 2020г.
Проверяя соответствие выданного предписания положениям закона, регулирующего правоотношения в данной сфере, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ( ч.4 ст.12 данного закона).
Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
Согласно решения Бодайбинского городского суда Иркутской области от 14 ноября 2017 года, вступившего в законную силу 23 января 2018г., возложена на администрацию Бодайбинского городского поселения обязанность произвести реконструкцию канализационных насосных станций № 1, № 3, исключающую аварийные сбросы неочищенных сточных вод в реку Витим, произвести строительство канализационного коллектора, проходящего вдоль ул. Стояновича г.Бодайбо Иркутской области от канализационной станции № 1 до ул. Комсомольская г.Бодайбо Иркутской области в срок до 31 декабря 2019 года. Возложена на администрацию Бодайбинского городского поселения обязанность произвести работы по повышению производительности канализационного очистного сооружения г.Бодайбо, обеспечивающего недопущение сброса неочищенных до нормативных значений сточных вод в р.Витим в срок до 31 декабря 2019 года.
Из данного решения следует, что администрация Бодайбинского городского поселения является учредителем МУП «Тепловодоканал», а также то, что в хозяйственном ведении МУП «Тепловодоканал» для сброса, транспортировки и очистки сточных вод от населения и других потребителей и дальнейшего выпуска в поверхностный водный объект находятся: - городская канализационная система хозяйственно-бытовых сточных вод; - КОС-2100; - выпуски сточных вод в реку Витим (выпуск № 1 от КОС, выпуск № 2 от КНС-1, выпуск № 3 от КНС-3), что подтверждается договором о передаче в хозяйственное ведение муниципального имущества от 04.06.2014г.
В соответствии с ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно ст.47 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.
Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380 регламентированы меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при осуществлении деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380 определен перечень видов деятельности, при осуществлении которой должны приниматься меры по сохранению биологических ресурсов и среды их обитания, в частности к ним относится осуществление деятельности (планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания.
Решением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 14.11.2017 года установлено согласно данных производственного контроля, отраженных в акте проверки Управления Росприроднадзора по Иркутской области, концентрации загрязняющих веществ, поступающих в р. Витим превышает предельно допустимые концентрации для водного объекта рыбохозяйственного значения, утвержденные приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 № 20:
- выпуск № 1: аммоний-ион – в 4,1 раза, нитрит-ион – в 6,2 раза, фосфат-ион – в 3,4 раза;
- выпуск № 2: аммоний-ион в 32,2 раза, нитрит-ион – в 3,9 раза, фосфат-ион в 26,5 раза, нефтепродукты в 6,4 раза, АПАВ в 6,4 раза;
- выпуск № 3: аммоний-ион – в 36,6 раза, нитрит-ион в 8,1 раза, фосфат-ион в 30,5 раза, нефтепродукты в 6 раз, АПАВ в 5,4 раза.
МУП «Тепловодоканал» в нарушение требований к охране водных объектов, установленных п. 1 ч. 2 ст. 39, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, осуществляет сброс в водный объект – река Витим сточных вод, с содержанием загрязняющих веществ, превышающих нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Данные обстоятельства установлены и в настоящем судебном заседании, и МУП «Тепловодоканал» не оспариваются.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ФИО7государственный инспектор Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны, который показал суду, что при проведении документарной проверки МУП «Тепловодоканал» были выявлены нарушения, в том числе нарушение в сфере природоохранного законодательства –сброс хозяйственно-бытовых неочищенных сточных вод в поверхностный водный объект. МУП «Тепловодоканал» были представлены пояснения по данным выявленным нарушениям, ссылались на решение суда о возложении на администрацию Бодайбинского городского поселения обязанности о реконструкции КНС 1,2,3. Поскольку МУП «Тепловодоканал» ведет деятельность, то до исполнения администрацией решения суда они должны принять меры по установке временных сооружений по очистке воды, однако МУП «Тепловодоканал» никакие мероприятия не проводят, бездействуют. В случае невозможности устранения выявленных нарушений в установленные предписанием сроки, МУП «Тепловодоканал» вправе обратиться за продлением данного срока с указанием обоснования продления.
Суд принимает во внимание показания допрошенного свидетеля, поскольку не усматривает его заинтересованности в исходе дела, они согласуются между собой по фактическим обстоятельствам дела.
Согласно устава МУП «Тепловодоканал», МУП «Тепловодоканал» является коммерческой организацией, созданной для осуществления нескольких видов деятельности, в том числе по удалению и обработке сточных вод, по забору, очистке и распределению воды для питьевых и промышленных нужд.
В силу ч.7 ст.31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод.
Таким образом, судом достоверно установлено, что МУП «Тепловодоканал» осуществляет сброс хозяйственно –бытовых неочищенных сточных вод в поверхностный водный объект, что ими не оспаривается, которые в силу своих полномочий обязаны в силу положений ФЗ от 20.12.2004г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» данные нарушения устранить.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что предписание Бодайбинского отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 28 октября 2019года выдано уполномоченным на то должностным лицом, порядок его принятия не нарушен, оспариваемое предписание соответствует положениям нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, у должностного лица имелись правовые основания для его вынесения, поскольку при проведении проверки в деятельности МУП «Тепловодоканал» выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, требования в предписании конкретизированы и реально исполнимы, доказательств нарушения прав МУП «Тепловодоканал» оспариваемым решением органа не представлено.
Обсуждая доводы административного ответчика, что сроки устранения нарушения установлены в предписании неразумные, до момента исполнения администрацией Бодайбинского городского поселения решения суда от 14.11.2017г., у МУП «Тепловодоканал» нет возможности предотвратить сброс неочищенных сточных вод в р.Витим, суд учитывает, что законодательством допускается возможность продления срока действия предписания об устранении нарушений, что представителем административного ответчика не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» к Федеральному агентству по рыболовству Ангаро-Байкальского территориального управления Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны, Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным и отмене пункта 5 Предписания №7 от 28 октября 2019 года об устранении нарушений в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» к Федеральному агентству по рыболовству Ангаро-Байкальского территориального управления Бодайбинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны, Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным и отмене пункта 5 Предписания №7 от 28 октября 2019 года об устранении нарушений в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение одного месяца.
Судья: И.Ф. Овчинникова