Дело № 2а-26/2021 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное решение составлено 9 апреля 2021 года)
29 марта 2021 года г. Псков
Псковский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Вазагова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Рукавовой А.А.,
при участии административного истца - представителя военного комиссара ФКУ «Военный комиссариат Псковской области» (далее - ВК ПО) ФИО1, представителя Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-26/2021 по административному исковому заявлению военного комиссара ФКУ «Военный комиссариат Псковской области» (далее - ВК ПО), поданному через представителя ФИО1, об оспаривании выводов контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) (далее – МУ ВФК МО РФ) в акте ревизии,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссар ВК ПО через представителя ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просил:
- признать вывод контрольной группы МУ ВФК МО РФ в акте от 6 ноября 2020 года №, в части неправомерности расходов бюджетных средств, связанных с оплатой услуг по перевозке работников ВК ПО в размере 509 354,90 рублей, незаконным;
- признать вывод контрольной группы МУ ВФК МО РФ в акте от 6 ноября 2020 года №, в части неправомерности расходов бюджетных средств в результате завышения расчета километража, в размере 153 600 рублей, незаконным.
Данные требования представитель ВК ПО ФИО1 поддержал в полном объеме, в их обоснование в иске указал, что контрольной группой при формировании вывода в п.п. 10.3.2. акта не учтено, что по результатам административного расследования, проведенного по распоряжению военного комиссара 20 ноября 2020 года, вины должностных лиц ВК ПО в неправомерном расходе бюджетных средств в результате оплаты стоимости услуг по перевозке работников комиссариата не установлено. При этом контрольной группой не учтено, что расходование бюджетных средств при исполнении государственных контрактов (далее - ГК) на оказание услуг по перевозке призывников в ВК ПО осуществляется на основании приказа МО РФ от 12 ноября 2012 года № 3500дсп «Об утверждении классификации расходов по сводной бюджетной смете Министра обороны Российской Федерации», согласно которому по ст. 0732 «Транспортные расходы» расходование бюджетных средств осуществляется именно на оплату транспортных услуг по доставке граждан, подлежащих призыву на военную службу на призывные или сборные пункты, а также граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, и обратно. В части неправомерности вывода в п. 10.3.1. акта в уточненном административном иске указал, что контрольной группой в ходе ревизии использовался информационный ресурс «Яндекс.Карты», содержащий неточные данные о расстояниях между населенными пунктами, что повлияло на правильность определения расстояния по маршрутам № 1 и 2, а также на установленный контрольной группой фактический размер причиненного ущерба (завышения объема оказанных услуг), который составил за 2019 и 2020 годы не 153 600 рублей, а 64 200 рублей. При этом контрольной группой не учтено, что в период с апреля по сентябрь 2020 года на маршруте №2 (участок дороги <данные изъяты>) проводились ремонтные работы с ограничением пассажиропотока, в связи с чем, перевозчиком был изменен маршрут движения, что также повлияло на увеличение километража. В этой связи оснований для выводов о неправомерном расходе бюджетных средств ВК ПО, у контрольной комиссии в суммах указанных выше, не имелось.
В судебном заседании представитель ВК ПО ФИО1 полностью поддержал выше изложенные доводы, а также в их дополнение указал, что при расчете общей суммы неправомерно израсходованных ВК ПО бюджетных средств контрольной группой ошибочно дважды учтена перевозка работников комиссариата по четырем маршрутам, что повлияло на итоговый размер ущерба, указанный в п.п. 10.3.2. акта.
Представитель административного ответчика ФИО2 требования административного иска не признала, просила отказать в его удовлетворении. В обоснование правомерности вывода контрольной группы о неправомерности расходов бюджетных средств, связанных с оплатой услуг по перевозке работников ВК ПО отметила, что услуги по перевозке граждан, призванных на военную службу в 2018 году ВК ПО оказывались на основании заключенного с ООО «Гепард» ГК от 14 мая 2018 года на оказание транспортных услуг по перевозке граждан, подлежащих призыву. Данным ГК в п. 1.2 и 1.3 предусмотрены условия соответственно: перевозчик оказывает услуги по перевозке призывников из районов области на сборный пункт военного комиссариата Псковской области, на прием пищи, вокзал, лечебные учреждения города Пскова и Псковского района; автотранспортные услуги перевозчиком оказываются в соответствии с заявкой заказчика, где оговаривается конкретный маршрут следования транспортного средства и необходимое количество часов работы водителя, с оплатой оказанных услуг по факту после подписания сторонами актов выполненных работ на основании путевых листов, заявок на транспорт. При этом в ходе выездной проверки контрольной группой установлено, что в период с 1 июля по 31 декабря 2018 года в рамках указанного ГК ВК ПО производилась оплата услуг перевозки на сборные пункты не только призывников, но и отдельно работников ВК ПО из числа сопровождающих и членов призывных комиссий, что противоречит положениям п. «в» ст. 41 приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», согласно которому возмещение расходов лицам, назначаемым из числа представителей местной администрации и военного комиссариата для сопровождения команд до сборного пункта и обратно, производится в порядке, определенном для лиц, направляемых в служебную командировку. Ко всему, 24 марта 2021 года в п.п. 10.3.2., п. 2 раздела «Выводы» и п. 4 раздела «Предложения по устранению нарушений» акта, в части суммы неправомерного расхода бюджетных средств, с учётом выявленной технической ошибки внесены изменения, размер ущерба снижен до 481 886,90 рублей. В части правомерности оспариваемого административным истцом вывода о неправомерном расходовании бюджетных средств в результате завышения ВК ПО километража пояснила, что п. 1.3 ГК от 21 ноября 2018 года и 8 ноября 2019 года, перевозчик оказывает автотранспортные услуги по перевозке людей в соответствии с заявкой ВК ПО, где оговаривается конкретный маршрут следования транспортного средства и время в часах. При этом в техническом задании по каждому из ГК определены конкретные маршруты следования, километраж для каждого из них, рассчитанный на основании таблицы расстояний поставки мобилизационных ресурсов. Вместе с тем, ВК ПО согласно техническому заданию к ГК завышен объем оказанных услуг по перевозке, - завышен километраж по маршрутам №№1, 2 в 2019 и 2020 годах на общую сумму 153 600 рублей. При этом произвольное изменение маршрута перевозки призывников, в том числе по причине предполагаемых ограничений пассажиропотока, в связи с проводившимися ремонтными работами, условиями государственных контрактов не предусмотрено.
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства и проверив приведенные ими доводы, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч. 9 ст. 226 и ч. 2 ст. 227 КАС РФ в их системной взаимосвязи, административное исковое заявление об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух обязательных условий: 1) несоответствия оспариваемого решения нормативным правовым актам; 2) нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца.
В период с 15 октября по 6 ноября 2020 года контрольная группа МУ ВФК МО РФ провела контрольные мероприятия в виде выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности ВК ПО за период с 1 июля 2018 года по 30 сентября 2020 года, в том числе по правомерности расходования бюджетных денежных средств, выделенных на перевозку граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, на прием пищи, вокзал, лечебные учреждения г. <данные изъяты>, по ГК от 14 мая 2018 года №, от 21 ноября 2018 года № и от 8 ноября 2019 года №.
Результаты проведенных контрольных мероприятий оформлены актом выездной проверки от 6 ноября 2020 года № (далее - Акт), который подписан руководителем и всеми членами контрольной группы Межрегионального управления, а также военным комиссаром ВК ПО.
В п.п. 10.3.1. и 10.3.2. п. 10 раздела 6 данного Акта по вопросам исполнения государственных контрактов содержатся выводы соответственно, о завышении объема оказанных услуг в результате завышения километража по 2-ум маршрутам (приложение №7) в 2019 и 2020 годах на сумму 153 600 рублей, и о неправомерном расходовании бюджетных средств в результате оплаты услуг по перевозке работников ВК ПО на сумму 509 354, 90 рублей.
Судом установлено, что контрольная группа МУ ВФК МО РФ при проведении выездной проверки отдельных вопросов финансово - экономической и экономической деятельности в отношении ВК ПО руководствовалась в своей работе Приказом Минобороны России от 17 февраля 2017 года №100дсп, а также утвержденным этим же распорядительным актом Регламентом организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации; Положением о Межрегиональном управлении ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу), утвержденным приказом директора Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России от 26 марта 2018 года № 67.
Нарушений вышеуказанных норм при проведении выездной проверки судом не установлено, и административный истец по этим обстоятельствам не оспаривает вышеназванный акт.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что контрольная группа МУ ВФК МО РФ при проведении выездной проверки с 15 октября по 6 ноября 2020 года действовала в пределах компетенции этого органа военного управления на основании решения уполномоченного должностного лица и с соблюдением процедуры, установленной выше указанным Регламентом, при этом Акт оформлен в полном соответствии с требованиями выше приведенных нормативно-правовых актов.
Проверяя законность и обоснованность оспариваемых административным истцом выводов в акте, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из п.п. 10.3.1. и 10.3.2. п. 10 раздела 6 Акта и п. 2 выводов, ВК ПО допущено неправомерное расходование бюджетных средств на оплату услуг по ГК по перевозке призывников, в результате завышения расчета километража по 2-ум маршрутам (приложение №7) в 2019 и 2020 годах в размере 153 600 рублей, и в результате оплаты стоимости услуг по ГК в 2018 году по перевозке работников ВК ПО в размере 509 354, 90 рублей.
Причиной включения контрольной группой ущерба, указанного в п.п. 10.3.1. Акта указано, что ВК ПО оплата актов оказанных услуг в 2020 году во исполнение ГК от 21 ноября 2018 года и 8 ноября 2019 года по маршрутам №1 и 2 произведена по завышенному километражу, не соответствующему Таблице расчета расстояний поставки мобилизационных ресурсов, примененному при подготовке технического задания к ГК, без внесения в него соответствующих изменений.
Причиной включения контрольной группой ущерба, указанного в п.п. 10.3.2. Акта в качестве неправомерного расходования бюджетных средств явилось то, что ГК от 14 мая 2018 года было предусмотрено оказание услуг по перевозке только граждан, подлежащих призыву на сборные пункты, то есть имел место перерасход бюджетных денежных средств, в связи с оплатой ВК ПО услуг по перевозке работников ВКПО в обратном направлении, что ГК не предусмотрено.
В соответствии с ГК от 14 мая 2018 года № (далее - ГК) между ВК ПО и ООО «Гепард» заключен ГК на оказание в 2018 году транспортных услуг по перевозке граждан, подлежащих призыву из районов области на сборный пункт ВК ПО.
Из содержания п. 3.3. - 3.6. ГК следует, что услуга производится по предварительной заявке заказчика, в объеме указанном в данной заявке; по результатам оказания услуг перевозчик представляет заказчику акт выполненных работ, копии путевых листов и заявок на транспорт; заказчик в течение 3 рабочих дней со дня получения акта оказанных услуг обязан направить подписанный акт или мотивированный отказ.
Согласно заявкам ВК ПО от 9 июля 2018 года №, от 11 июля 2018 года №, от 10 октября 2018 года №, от 11 октября 2018 года №, от 15 октября 2018 года №, от 22 октября 2018 года №, от 23 октября 2018 года №, от 24 октября 2018 года №, от 29 октября 2018 года №, от 1 ноября 2018 года №,от 6 ноября 2018 года №, от 7 ноября 2018 года №, от 8 ноября 2018 года №, от 12 ноября 2018 года №, от 14 ноября 2018 года №, от 19 ноября 2018 года №, от 21 ноября 2018 года №, от 22 ноября 2018 года №, от 26 ноября 2018 года №, от 28 ноября 2018 года №, от 3 декабря 2018 года №, от 4 декабря 2018 года №, от 5 декабря 2018 года №, от 10 декабря 2018 года №, от 11 декабря 2018 года №, от 12 декабря 2018 года №, от 13 декабря 2018 года №, путевым листам от 9 июля 2018 года №, от 11 июля 2018 года №, от 10 октября 2018 года №, от 11 октября 2018 года №, от 15 октября 2018 года №, от 22 октября 2018 года №, от 23 октября 2018 года №, от 24 октября 2018 года №, от 29 октября 2018 года №, от 1 ноября 2018 года №, от 6 ноября 2018 года №, от 7 ноября 2018 года №, от 12 декабря 2018 года №, от 14 ноября 2018 года №, от 19 ноября 2018 года №, от 21 ноября 2018 года №, от 22 ноября 2018 года №, от 26 ноября 2018 года №, от 28 ноября 2018 года №, от 3 декабря 2018 года №, от 4 декабря 2018 года №, от 5 декабря 2018 года №, от 10 декабря 2018 года №, от 11 декабря 2018 года №, от 12 декабря 2018 года №, от 13 декабря 2018 года №, актам выполненных работ от 30 ноября 2018 года №, а также платежным поручениям от 11 июля 2018 года №, от 18 июля 2018 года №, от 18 июля 2018 года №, от 28 ноября 2018 года №, от 17 декабря 2018 года № 20 декабря 2018 года № в рамках ГК от 14 мая 2018 года № ВК ПО понесены расходы бюджетных средств по перевозке призывников, в том числе по доставке в обратном направлении сотрудников ВК ПО.
24 марта 2021 года начальник МУ ВФК МО РФ уведомил военного комиссара ВК ПО о том, что в п.п. 10.3.2. Акта, в части размера суммы неправомерного расхода ВК ПО бюджетных средств в размере 509 354,90 рублей внесены изменения, ущерб снижен до 481 886,90 рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в предмет и условия вышеуказанного ГК не входило оказание услуг по перевозке сотрудников ВК ПО, вывод контрольной группы в п.п. 10.3.2. Акта о неправомерном расходовании ВК ПО бюджетных средств, связанных с оплатой услуг по перевозке сотрудников ВК ПО, является законным и обоснованным.
В соответствии с ГК от 21 ноября 2018 года № и от 8 ноября 2019 года №, между ВК ПО и ООО «Гепард» заключен ГК на оказание в 2019 и 2020 годах транспортных услуг по перевозке граждан, подлежащих призыву, а также граждан, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности из районов области на сборный пункт ВК ПО.
Из содержания п. 1.2. - 1.3. ГК следует, что транспортные услуги оказываются в соответствии с путевыми листами и техническим заданием (приложение №1 к ГК), при этом перевозчик оказывает автотранспортные услуги по перевозке, в соответствии с заявкой заказчика, где оговаривается конкретный маршрут следования транспортного средства и необходимое количество часов работы водителя.
Согласно техническому заданию в приложении №1 к выше названным ГК указано расстояние и необходимый объема оказания перевозчиком услуг по перевозке призывников соответственно, по маршруту №1: г. <данные изъяты> равное 799 км, по маршруту №2: г. <данные изъяты> – 678 км.
Согласно Таблицы расчета расстояний поставки мобилизационных ресурсов, расстояние между населенными пунктами по маршрутам №1 и №2 составляет 624 км по каждому в отдельности.
Действия по подтверждению и приемке результатов оказанных услуг путем согласования и визирования первичных учетных документов (актов) с завышением объема оказанных услуг совершались ВК ПО неоднократно в период исполнения ГК от 2019 и 2020 года, что подтверждается актами оказанных услуг, в том числе: от 30 апреля 2019 года №, от 10 июня 2019 года №, от 28 июня 2019 года №, от 8 июля 2019 года №, от 1 ноября 2019 года № 25 ноября 2019 года №, от 2 декабря 2019 года №, от 25 мая 2020 год №, от 1 июня 2020 года №, от 8 июня 2020 года №, от 15 июля 2020 года №, от 13 июля 2020 года №, от 6 июля 2020 года №, от 29 июня 2020 года № от 22 июня 2020 года №.
При этом как административным истцом, так и административным ответчиком факт того, что первым указанные табличные сведения применялись при формировании технического задания к указанным ГК, а вторым те же данные учитывались в ходе проверки обоснованности расхода бюджетных средств по исполненным ГК, в том числе условий технического задания, не оспаривается.
С учетом данного вывода суд признает не состоятельным довод представителя административного истца о неправомерном применении контрольной группой в ходе ревизии информационного ресурса «Яндекс.Карты» для определения расстояния между населенными пунктами, как не нашедший своего подтверждения.
Совокупность установленных по делу обстоятельств и приведенных норм, регулирующих вопросы исполнения ГК, свидетельствуют о том, что вывод о необоснованном завышении ВК ПО в технических заданиях, являющихся неотъемлемой частью ГК от 21 ноября 2018 года и 8 ноября 2019 года, километража по соответствующим маршрутам, повлекший неправомерный расход бюджетных средств, соответствует фактическим обстоятельствам, а поэтому вывод контрольной группы МУ ВФК МО РФ в п.п. 10.3.1. Акта, о завышении ВК ПО объема оказанных услуг при перевозке граждан, подлежащих призыву, при проверке исполнения ГК от 21 ноября 2018 года и 8 ноября 2019 года, находит обоснованным и законным.
При этом, принимая во внимание правую позицию представителя административного истца, суд отклоняет изложенные им же в административном иске доводы относительно несогласия с расчетом размера установленного МУ ВФК МО РФ неправомерного расходования ВК ПО бюджетных средств, который предметом судебного разбирательства не является.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска военного комиссара ВК ПО, поскольку выводы в п.п. 10.3.1. и 10.3.2. п. 10 раздела 6 Акта МУ ВФК МО РФ о неправомерном расходовании ВК ПО бюджетных средств, приняты в пределах полномочий данного органа военного управления, являются законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления военного комиссара ФКУ «Военный комиссариат Псковской области», поданного через представителя ФИО1:
- о признании вывода контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) в акте от 6 ноября 2020 года №, в части неправомерности расходов бюджетных средств, связанных с оплатой услуг по перевозке работников ВК ПО в размере 509 354,90 рублей, незаконным;
- о признании вывода контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) в акте от 6 ноября 2020 года №, в части неправомерности расходов бюджетных средств в результате завышения расчета километража, в размере 153 600 рублей, незаконным,
отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-ый Западный окружной военный суд через Псковский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу
Р.Т. Вазагов
Верно:
Судья Р.Т. Вазагов
Секретарь судебного заседания А.А. Рукавова