ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-26/2022 от 15.02.2022 Кирсановского районного суда (Тамбовская область)

Адм.дело №2а-26/2022

УИД 68RS0010-01-2021-000550-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кирсанов 15 февраля 2022 года

Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Трифоновой А.Ю.,

при секретаре Шавшуковой О.П.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Федеральной службе исполнения наказаний, начальнику Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области ФИО3 о признании незаконным бездействия, связанного с ненадлежащими условиями содержания, не обеспечением безопасности и гигиены условий труда в исправительном учреждении, возложении обязанности устранить нарушения, взыскании денежной компенсации, признании ненадлежащими условий содержания в исправительном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области (далее - ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области (далее - УФСИН России по Тамбовской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), начальнику ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области ФИО3 о признании незаконным бездействия, связанного с ненадлежащими условиями содержания, не обеспечением безопасности и гигиены условий труда в исправительном учреждении, возложении обязанности устранить нарушения, взыскании денежной компенсации, признании ненадлежащими условий содержания в исправительном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.

В обоснование заявленных административных исковых требований с последующими уточнениями и дополнениями указал, что в указанные периоды он отбывал наказание в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области в отрядах . Был трудоустроен на должность швеи учебно-производственного участка лечебно-производственной мастерской. Считает, что в указанные периоды условия отбывания наказания были ненадлежащими, условия труда не отвечали требованиям гигиены и безопасности. Материально-бытовое обеспечение помещений отрядов не соответствовало требованиям Приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 27 июля 2006г. №512.

Указывает, что в связи с установленным распорядком дня, после подъема сразу выход на улицу на утреннюю зарядку. Не хватает времени, чтобы умыться и привести себя в порядок, так как слабый напор воды. Утренняя зарядка и прогулки проводятся в любую погоду (снег, дождь, мороз). После зарядки необходимо заправить кровать по образцу, после этого сразу же выход на улицу в ожидании звонка дежурного для выхода в столовую. Комната для приема пищи и кухня в отряде закрыты на замок, поэтому он и другие осужденные вынуждены носить с собой ложку и другие продукты. Утренняя проверка осужденных проводится на улице в любую погоду.

Осужденные, которые трудоустроены на швейном производстве до 24 часов, успевают только заправить спальные места по образцу. Зайти в отряд можно только по разрешению завхоза или дневального, в жилую секцию заходить запрещено. Письма он был вынужден писать на лавках, сильно согнувшись. Осужденные, которые выполняют работы в порядке 106 УИК РФ, выполняют их бесплатно, тогда как завхозы отрядов получают за ту же работу минимальный размер оплаты труда.

В исправительном учреждении отсутствует санпропускник рабочей зоны, в связи с чем, он и другие осужденные были ограничены в помывке, некоторые обтирались мокрым полотенцем, некоторые грели воду в пластмассовых бутылках зимой на отоплении, летом – на подоконниках, кто-то в тазах. Установленным на первом этаже швейного производства водонагревателем объемом на 100 литров пользуются только бригадир ОТК и к нему приближенные (8-10 человек). На втором этаже водонагревателей нет. При этом водоснабжение на участках швейного производства осуществляется из скважины, которая находится в огороде прилегающей территории по соседству с колодцем канализации. Вода имеет постоянный желтый цвет и песочный осадок. Общее количество трудоустроенных осужденных составляет примерно 200 человек, а может и больше.

Банные дни установлены два раза в неделю. При этом если в баню идут 40-50 человек, только нормально искупаться не получается из-за отсутствия напора холодной воды. Из всех имеющихся леек, работает только 4. При этом некоторые осужденные стирают вещи из кранов общего водоснабжения помывочного зала.

При нарушении установленных запретов, осужденных могут закрыть в боксе на вахте и содержать в нем неопределенное время. Или поставить у всех на виду на вахте на растяжку у стены на протяжении нескольких дней без обеда и ужина. К нему применялись пытки.

Считает условия отбывания наказания в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области ненадлежащими, выразившимися в недообеспечении жилищно-бытовых, санитарных условий, затруднительном доступе к местам общего пользования, а именно к комнате приема пищи в расположении отряда, санитарным помещениям, а именно санитарному узлу, комнате для умывания в утреннее время из-за ненадлежащего водоснабжения, отсутствии санпропускника рабочей зоны и отсутствии возможности ежедневной помывки и поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, применении недозволенных методов сотрудниками администрации, выразившихся в принудительной постановке на вахте на растяжку у стены, отсутствии горячего водоснабжения в отрядах, несоответствии помещений общежитий приказу Министерства строительства от 20.10.2017 №1454, холодное водоснабжение не соответствует СНиП 2.04.02-84 и СНиП 2.04.01-85.

Просит суд признать указанное бездействие незаконным, возложить на начальника ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области обязанность устранить имеющиеся нарушения и привести в соответствие материально-бытовое обеспечение исправительного учреждения, дополнительно обеспечив мебелью и инвентарем в соответствии с Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 июля 2006г. №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»; взыскать с административного ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., всего за 14 месяцев 5 дней (430 дней) в размере 34400 евро по курсу Центрального Банка России на день вынесения судом решения (80 евро за 1 день х 430 дней); за период ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. за 25 дней) взыскать 2000 евро, всего в общей сумме 36400 евро из расчета международных стандартов и судебной практики ЕСПЧ по курсу Центрального Банка России на день вынесения судом решения; признать ненадлежащими условия отбывания наказания в исправительном учреждении ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, выраженные в недообеспечении жилищно-бытовых, санитарных условий, не соответствующих положениям Приказа ФСИН от 27 июля 2006г. №512, затруднительном доступе к местам общего пользования, а именно к комнате приема пищи в расположении отряда, санитарному узлу, комнате для умывания в утреннее время из-за отсутствия надлежащего водоснабжения и санпропускника рабочей зоны, отсутствии возможности поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, применении недозволенных методов дисциплинарного взыскания сотрудниками ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, отсутствии горячего водоснабжения в отрядах, несоответствии холодного водоснабжения требованиям СНиП 2.04.02-84 и 2.04.01-85, несоответствии помещений исправительного учреждения приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017г. №1454/пр «Об утверждении свода правил «исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования».

Определением Кирсановского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГг. к участию в деле административным ответчиком привлечен начальник ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области ФИО3

В судебном заседании административный истец ФИО1 с использованием систем видеоконференц-связи заявленные требования, с учетом их дополнений и уточнений поддержал, пояснил, что представленные административным ответчиком доказательства, подтверждают указанные им нарушения и свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении. Материально-бытовое обеспечение исправительного учреждения не соответствует положениям приказа ФСИН России от 27 июля 2006г. №512, в связи с чем, необходимо дополнительное обеспечение мебелью и инвентарем, которые он указал в дополнениях к административному исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГг. В связи с ненадлежащим водоснабжением и отсутствием санпропускника, после работы он был вынужден обмываться водой из пластмассовых бутылок, что не позволяло ему поддерживать удовлетворительную степень личной гигиены. Указанные нарушения имели место на протяжении всех периодов его отбывания в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, нарушают его конституционные права. В период отбывания наказания в 2017 году сотрудниками учреждения к нему применялось дисциплинарное взыскание в виде принудительной постановки на вахте на «растяжку у стены».

Представитель административного ответчика ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области ФИО2, действующая по доверенности, просила в удовлетворении заявленных требований отказать согласно позиции, изложенной в письменных возражениях, считает, что обстоятельства, на которые ссылается административный истец не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

В судебное заседание представители административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Тамбовской области, а также административный ответчик начальник ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области ФИО3 не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте рассмотрения дела были своевременно извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантируется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно статье 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ), задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с положениями части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно части 5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 ст.227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018г. №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное – как физическое, так и психическое – воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Под условиями содержания лишённых свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закреплённые Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы утверждены Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 июля 2006г. №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Судом установлено, что административный истец ФИО1 осужден приговором Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. по ч.2 ст.162, п. «в» ч.4 ст.162, п.п. «а,ж,з» ч.2 ст.105, ч.3 ст.69 УК РФ к 24 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, что следует из справки по личному делу осужденного (т.1 л.д.185).

В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 отбывал наказание в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, на основании приказа начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГг. был распределен в отряд (т.2 л.д.130-131), в последующем распределен в отряд (т.2 л.д.128-129).

В период отбывания наказания в указанном исправительном учреждении с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 был переведен в отряд на основании приказа начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГг. (т.2 л.д.134-135), в последующем переведен в отряд (т.2 л.д.132-133).

В периоды отбывания наказания в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 в отряды не распределялся.

В административном исковом заявлении ФИО1 указывает, что в периоды отбывания его наказания в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области материально-бытовое обеспечение помещений отрядов не в полной мере соответствовало требованиям Приказа ФСИН от 27 июля 2006г. №512, отсутствовали некоторые помещения. Указывает на необходимость дополнительного обеспечения их мебелью и инвентарем, в том числе в соответствующем количестве, оборудованием отсутствующих помещений и считает, в данном случае обязанность устранения таких нарушений необходимо возложить на руководителя исправительного учреждения.

Из представленных административным ответчиком ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области актов обследования помещений о наличии мебели и другого инвентаря с фотоматериалами по каждому отряду следует, что в целом помещения отрядов обеспечены мебелью и инвентарем в соответствии с Приказом ФСИН от 27 июля 2006г. №512. В каждом отряде имеются: гардеробная, комната психологической разгрузки, спальное помещение, комната для хранения продуктов питания и приема пищи, совмещенная с кухней, помещение для умывания, санузел, комната отдыха, комната хранения личных вещей повседневного использования, кабинет начальника отряда (т.2 л.д.91-119).

Вместе с тем, при исследовании представленных актов обследования помещений указанных отрядов видно, что, например, в комнате хранения личных вещей отсутствует лестница переносная (стремянка), в комнате для умывания отсутствует подставка для сушки обуви, не имеется отдельно оборудованных помещений: кладовой для спортинвентаря, комнаты быта, комнаты для хранения хозинвентаря.

Доводы административного истца о том, что указанное несоответствие является нарушением Приказа ФСИН от 27 июля 2006г. №512, суд признает ошибочными, основанными на неправильном его понимании, поскольку при обеспечении мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имущества) для всех учреждений уголовно-исполнительной системы территориальные органы ФСИН России исходят из норм обеспечения, штатной численности и наличия помещений (приложение №6 к приказу ФСИН России от 27 июля 2006г. №512).

Возложение обязанности на территориальные органы ФСИН России оборудовать в исправительном учреждении помещения, в случае их отсутствия, положениями указанного приказа ФСИН России от 27 июля 2006г. №512 не предусмотрено.

Здания исправительного учреждения ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области были построены в 1950-1960 г.г. и их проектирование и строительство определялось Указаниями по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР (ВСН 10-73/МВД СССР).

Мероприятия по строительству и реконструкции зданий уголовно-исполнительной системы могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в федеральную целевую программу.

Требования Свода правил СП 308.1325800.2017, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017г. №1454/пр, регламентирующим вопросы проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, помещений и сооружений исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включающим основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, на который ссылается административный истец, распространяются на все объекты, введенные в эксплуатацию с 21 апреля 2018г.

Отсутствие постирочной, сушилки, кладовой для хранения обменного фонда постельных принадлежностей, компенсируется наличием банно-прачечного комбината, в котором согласно акту обследования от 18.01.2022г. и фотоматериалам имеются: парикмахерская, помещение для раздевания, душевая, помещение для одевания, помещения для приема и сушки белья, помещения для глажения белья, помещение для разборки, починки и хранения чистого белья, помещение для выдачи чистого белья, гардеробная для персонала прачечной, которые обеспечены соответствующей мебелью и инвентарем (т.2 л.д.60-61, 65-66).

Суд принимает во внимание указанные обстоятельства, как соразмерно восполняющие функциональные особенности недостающих помещений, указанных в приказе Федеральной службы исполнения наказаний от 27.07.2006 №512.

Таким образом, указанные обстоятельства, в том числе выявленные несоответствия в материальном обеспечении помещений отрядов и отсутствие некоторых помещений не существенные, не могут рассматриваться в качестве нарушений условий содержания ФИО1 в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области и не влекут нарушения прав административного истца на материально-бытовое обеспечение.

Согласно представленному плану, комната свиданий состоит из: кладовой, 5 комнат длительных свиданий, кухни, душевой, санузла, комнаты краткосрочных свиданий, детской комнаты, комнаты младшего инспектора по проведению свиданий, приему и выдаче посылок, передач, бандеролей, все помещения оборудованы мебелью и инвентарем, что подтверждается фотоматериалами, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.59, 62-64, 120).

На территории исправительного учреждения находится магазин. На основании договора от 11.08.2015г. и дополнительного соглашения от 10.11.2021г. здание магазина находится в безвозмездном пользовании ФГУП «Промсервис» (т.2 л.д.143-151). В здании магазина имеется торговый зал, кладовая, оборудованные мебелью и другим инвентарем, что подтверждается актом обследования от 14.01.2022г. и фотоматериалами (т.2 л.д. 67-69).

Доводы административного истца ФИО1 об отсутствии санпропускника рабочей зоны опровергаются справкой старшего мастера ЛП (т) М ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области ФИО5 от 13.01.2022г., фотоматериалом санитарно-бытового помещения, актом обследования душевого помещения на швейном участке от 13.01.2022г. (т.2 л.д.57, 58, 87), а также показаниями начальника мастерской ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области ФИО6, допрошенного свидетелем в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГг.

Из представленных доказательств, следует, что в 2017, 2019, 2021г.г. административный истец ФИО1 был трудоустроен на швейном производстве учебно-производственного участка ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области. В среднем количество трудоустроенных осужденных в указанные периоды составляло 50-60 человек. На данном участке производства имеется две душевых, расположенных на первом и втором этаже швейного участка. Кроме того, помещения оборудованы умывальниками и унитазами. Имеется система холодного водоснабжения. Горячее водоснабжение обеспечивается водонагревателем, который обеспечивал помывку указанного количества осужденных. Объема водонагревателя 100 литров хватает на помывку 4-5 осужденных, в течение 15-20 минут бойлер нагревается, и могут помыться следующие 5 человек. Каких-либо жалоб относительно организации водоснабжения, как горячего, так и холодного, на швейном производстве от осужденных не поступало.

Согласно справкам старшего инженера ЭМГ ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГг. водоснабжение в исправительной колонии осуществляется из собственной водонапорной башни из артезианской скважины , что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. (т.2 л.д.74). Артезианская скважина соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.10.2021г. (т.2 л.д.75).

Питьевая вода из источников централизованного водоснабжения Артезианской скважины ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02, СанПиН 2.1.3684-21, СанПин 1.1.1058-01, что подтверждается копией экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГг.; протоколами лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГг. №, 11271 (т.2 л.д.76-80, 81-86).

Контроль напора холодной воды в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области производится по манометру, и составляет 130 кПа (1,3 бар), что соответствует требованиям СНиП 2.0401-85 (т.2 л.д.71, 72, 73).

Таким образом, доводы административного истца о несоответствии холодного водоснабжения санитарным нормам и правилам опровергаются исследованными судом доказательствами.

Из показаний заместителя начальника учреждения ФИО8, допрошенного свидетелем в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГг., следует, что в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области горячее водоснабжение в отрядах отсутствует. Горячей водой осужденные пользуются в банно-прачечном комбинате два раза в неделю, по утвержденному графику. Жалоб от осужденных не поступало.

Факт применения к ФИО1 недозволенных методов дисциплинарного взыскания в виде растяжки у стены в 2017 году сотрудниками ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области, а также пыток не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Из справки начальника ОВРО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тамбовской области ФИО9 от 17.12.2021г. следует, что дисциплинарные взыскания на ФИО1 не налагались, физическая сила к нему не применялась, что подтверждается копией журнала учета применения физической силы и спецсредств (т.1 л.д.184, т.2 л.д.123-124), а также показаниями свидетеля ФИО10, допрошенного в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГг.

Из содержания административного искового заявления следует, что из-за установленного в исправительном учреждении распорядка дня, административный истец испытывает затруднительный доступ к местам общего пользования, а именно к комнате приема пищи в расположении отряда, санитарному узлу, комнате для умывания, что, по его мнению, является нарушением условий его содержания.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч.3 ст.82 УИК РФ).

Согласно пункту 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года №295 (далее – Правила), в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.

В пунктах 21 и 22 Правил предусмотрено, что распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя, утверждается приказом начальника исправительного учреждения, доводится до сведения администрации исправительного учреждения и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.

Правила предусматривают организацию приема пищи осужденными поотрядно, в установленные распорядком дня исправительного учреждения часы (пункт 29).

В материалы дела представлены распорядки дня в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области за 2017, 2019, 2021г.г., утвержденные приказами начальника учреждения от 17.01.2017г. , 18.03.2019г. , 9.03.2021г. (т.1 л.д.205-213; 218-235).

Из них следует, что в 2017 году комнатой для приема пищи работающие осужденные могли воспользоваться дополнительно в личное время с 18.00 до 21.30 (1 смена), с 10.00 до 11.10 (2 смена); осужденные, содержащиеся в строгих условиях отбывания, – с 9.30 до 11.00, с 16.00 до 16.40, что указано приложении к приказу начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.207, 211).

Аналогично, личное время осужденным предоставлялось и распорядком дня в 2019, 2021г.г.

Излагая в административном исковом заявлении распорядок дня в исправительном учреждении, фактически ФИО1 выражает несогласие с установленным там порядком и правилами, которые отличаются от привычного образа жизни.

Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права административного истца, признанные Конституцией Российской Федерации и нормами международного права, поскольку его целью является исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедуры.

При этом согласно положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу положений статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит в том, что при его исполнении на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого вида наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет свои определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обуславливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок его отбывания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости, прежде всего, от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 №480-О-О).

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Учитывая, что бремя доказывания по настоящему делу возлагается на административных ответчиков, вместе с тем, одних доводов, изложенных в административном исковом заявлении, недостаточно для установления факта нарушения условий содержания.

Административным истцом не представлено суду доказательств обращения им в компетентные органы с какими-либо жалобами на условия своего содержания в ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области в 2017, 2019, 2021г.г. в период отбывания наказания в местах лишения свободы. Напротив, судом установлено, что в указанные периоды жалоб на порядок содержания в данном учреждении, как в администрацию исправительного учреждения, так и в другие органы, ФИО1 не подавалось.

При обращении в суд с административным исковым заявлением срок не пропущен, поскольку ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГг., из ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Тамбовской области убыл ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Федеральной службе исполнения наказаний, начальнику Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №7» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области ФИО3 о признании незаконным бездействия, связанного с ненадлежащими условиями содержания, не обеспечением безопасности и гигиены условий труда в исправительном учреждении, возложении обязанности устранить нарушения, взыскании денежной компенсации, признании ненадлежащими условий содержания в исправительном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Кирсановский районный суд Тамбовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.Ю.Трифонова

Мотивированное решение суда составлено: 1 марта 2022 года.

Судья: А.Ю.Трифонова