Дело № г.
УИД26RS0№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
<адрес> суда <адрес> в составе:
председательствующего судьи Живницкой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
с участием административного истца ФИО14 Л. А.,
представителя административного истца ФИО14 Л.А., допущенного по устному ходатайству – ФИО12,
представителя административного ответчика – начальника территориального отдела администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес> в селе Новоселицком ФИО8 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда административное дело по административному иску ФИО14ФИО5 о восстановлении пропущенного процессуального срока, о признании постановления администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи ФИО14ФИО5 из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий незаконным и восстановлении семьи ФИО14ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списке очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», и по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2026 годы с сохранением даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО14 Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Новоселицкий районный суд с иском к администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес> о признании постановления администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи ФИО14ФИО5 из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий незаконным и восстановлении семьи ФИО14ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списке очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», и по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2026 годы с сохранением даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека.
Определением судьи Новоселицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО14 Л.А. принято к производству в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ главой села Новоселицкого, <адрес> было вынесено Постановление № «О признании семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий», согласно которому было постановлено следующее: «Признать семью ФИО1, проживающей в <адрес>, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием жилья. Состав семьи 3 человека». Указанное Постановление вступило в силу со дня его подписания. Также, ДД.ММ.ГГГГ главой села Новоселицкого, <адрес> было вынесено Постановление № «О включении в список очередности граждан на получения жилья ФИО1»
ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес>№ «Об исключении из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий», согласно которому моя семья была исключена из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий в соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а именно в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет молодой семьи в качестве нуждающихся.
ДД.ММ.ГГГГФИО14 Л.А. обратилась в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока, в котором указала, что она пропустила 3-х месячный срок на обращение в суд с заявлением о признании постановления администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи ФИО14ФИО5 из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий незаконным и восстановлении семьи ФИО14ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списке очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», и по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2026 годы с сохранением даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека, т.к. пропустила срок по уважительной причине. ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась дочь – ФИО2. В период вынесения постановления администрации Новоселицкого муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ она находилась в декретном отпуске и занималась новорожденным ребенком, поэтому у неё не было времени обжаловать постановление в установленные законом сроки – в течение трех месяцев. В суд она обратилась только ДД.ММ.ГГГГ года
В судебном заседании административный истец ФИО14 Л.А. полностью поддержала требования иска, просила их удовлетворить в полном объеме, а также поддержала своё ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Представитель административного истца ФИО14 Л.А., допущенный по устному ходатайству – ФИО9 просил суд удовлетворить в полном объеме административные требования ФИО14 Л.А., по доводам, указанными в иске, а также просил восстановить пропущенный процессуальный срок, по доводам, указанными в ходатайстве.
Представитель административного ответчика – администрации Новоселицкого муниципального округа по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО8, чьи полномочия проверены судом в судебном заседании не возражал против удовлетворения ходатайства ФИО14 Л.А. о восстановления пропущенного процессуального срока, и просил суд принять решение по заявленным требованиям ФИО14 Л.А. на усмотрение суда, пояснив при этом, что действительно семья ФИО14 Л.А. (ФИО13) с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы села Новоселицкого № от ДД.ММ.ГГГГ была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ была включена в список очередности на получение жилья. В 2021 году в связи с реорганизацией администрации муниципального образования села Новоселицкого Министерство строительства <адрес> запросило учетные дела граждан, стоящих на учете в улучшении жилищных условий. После проверки учетных дел, в т.ч. и учетного дела семьи ФИО14 Л.А., в устной форме было указано на несоответствие учетных дел регламенту, и было рекомендовано исключить семью ФИО14 Л.А. из списка на улучшение жилищных условий на основании п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, с разъяснением, что ФИО14 Л.А. может обратиться в суд и оспорить постановление об исключении из списка на улучшение жилищных условий. Должностные лица, работающие в 2014 году в администрации <адрес>, осуществляющие принятие на учет молодую семью ФИО14 Л.А. (ФИО13) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, давно уволены. В настоящее время нет возможности привлечь их к ответственности за неправомерные действия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что ходатайство ФИО14 Л.А. о восстановлении пропущенного процессуального срока подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что изначально ФИО14 Л.А. ДД.ММ.ГГГГ подала исковое заявление о признании постановления администрации Новоселицкого муниципального округа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в Новоселицкий районный суд в рамках ГПК РФ. Определением судьи Новоселицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО14 Л.А. было принято к производству в рамках КАС РФ.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключение случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд считает, что процессуальный срок ФИО14 Л.А. пропущен по уважительной причине, т.к. у ФИО14 Л.А. ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь – ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела в их совокупности и приведенные доводы истца ФИО14 Л.А. дают основания для вывода о наличии уважительных причин пропуска ФИО14 Л.А трехмесячного срока обращения в суд за разрешением спора. Суд также считает, что во время нахождения ФИО14 Л.А. в декретном отпуске приоритетными обязанностями для неё являлись защита интересов малолетних детей и забота о них.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, также считает, что административные исковые требования ФИО14 Л.А. о признании постановления администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи ФИО14ФИО5 из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий незаконным и восстановлении семьи ФИО14ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списке очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», и по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2026 годы с сохранением даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека, подлежат удовлетворению.
Этот вывод суда основывается на следующем:
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 части 9 и частями 10 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).
В соответствии со ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ (В редакции от 21.07.2014 года) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
-выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
-решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должны быть приняты на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" следует, что мероприятия подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в 2011-2012 годах были направлены на реализацию комплексного подхода к развитию жилищного строительства и явились продолжением реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в 2011-2012 годах осуществлялись мероприятия по возмещению затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, а также по строительству (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса, реконструкцию автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса в 26 субъектах Российской Федерации.
В связи с высокой заинтересованностью субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации", подтвержденной их активным участием в конкурсном отборе для участия в ней, реализация мероприятий этой подпрограммы была продолжена в рамках соответствующей подпрограммы в 2015-2017 годах.
Из этого Постановления Правительства Российской Федерации усматривается, что лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, в качестве ее составной части - отдельная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" в случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также на 2015-2020 годы.
В соответствии пунктами 6, 7, 8 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2015 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ подала заявление на имя главы администрации муниципального образования села <адрес>, с просьбой признать ее семью нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В дополнение к ранее поданному заявлению, ДД.ММ.ГГГГФИО14 Л.А. (ФИО13) было подано еще одно заявление на имя главы села Новоселицкого, с просьбой о признании ее семьи имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты, в приложением необходимых документов. В тот же день ДД.ММ.ГГГГ главой села Новоселицкого было подписано заключение о признании семьи ФИО14 Л.А. (ФИО13) имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты.
Также ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 Л.А. (ФИО13) и её бывшим супругом ФИО10 в администрацию села Новоселицкого было подано заявление с просьбой о включении их семьи, состоящей из трех человек, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной программы «Жилище». Вместе с данным заявлением в администрацию села Новоселицкого ею был подан пакет необходимых документов для участия в программе. Весь пакет документов, необходимый для постановки в очередь по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» был собран и сдан в строгом соответствии со списком документов, который был выдан сотрудниками администрации села Новоселицкого при первоначальной консультации по вопросу признания моей семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Все они были указаны, как приложение к заявлению.
ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание жилищной комиссии при администрации <адрес>, на котором рассматривалось заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой о постановке на очередь на получение жилья по программе «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» и по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 году и на период до 2020 года». По итогам заседания жилищной комиссии было рекомендовано администрации <адрес> включить в список очередности граждан на получение жилья семью ФИО1 по программе «Обеспечение жильем молодых семей» с ДД.ММ.ГГГГ года
ДД.ММ.ГГГГ главой села Новоселицкого, <адрес> было вынесено Постановление № «О признании семьи ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий», согласно которому было постановлено следующее: «Признать семью ФИО1, проживающей в <адрес>, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием жилья. Состав семьи 3 человека». Указанное Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Также, ДД.ММ.ГГГГ главой села Новоселицкого, <адрес> было вынесено Постановление № «О включении в список очередности граждан на получения жилья ФИО1», согласно которому было постановлено следующее:
1. Включить в список очередности граждан на получение жилья семью ФИО1, по программе «Обеспечение жильем молодых семей», работающей продавцом ИП ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ. Состав семьи 3 человека.
2. Включить в список очередности граждан на получение жилья семью ФИО1, по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», работающей продавцом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Состав семьи 3 человека.
ДД.ММ.ГГГГ из администрации МО <адрес> в адрес ФИО1 поступил ответ №, из которого следует, что жилищная комиссия при администрации муниципального образования <адрес> довела до её сведения, что согласно п.3 ст.52 ЖК РФ и поданного ею заявления, её семья была включена в состав участников программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.» по категории – граждане, с ДД.ММ.ГГГГ, и по программе «Обеспечение жильем молодых семей» с ДД.ММ.ГГГГ
После включения семьи ФИО1 в состав участников вышеуказанных программ - с ДД.ММ.ГГГГ и до 2018 года не прошло изменений в учетных данных, отраженных ранее в предоставленных документах.
ДД.ММ.ГГГГ брак с ФИО10 был прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака I-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду расторжения брака, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию села Новоселицкого, <адрес>ФИО1 было подано заявление с просьбой внести соответствующие изменения.
ДД.ММ.ГГГГ главой села Новоселицкого, <адрес> было вынесено Постановление № «Об изменении учетной записи в списке очередности граждан на получение жилья (ФИО1)». Ввиду расторжения брака состав семьи изменился до двух человек.
В мае 2018 года ФИО1 была одобрена ипотека в ПАО «Сбербанк России» на общую сумму 1 218 800 рублей, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной ПАО «Сбербанк России».
В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию села Новоселицкого ФИО1 было подано заявление об использовании социальной выплаты за счет средств бюджета <адрес> и бюджета муниципального образования <адрес> на приобретение жилья в рамках программ «Обеспечение жильем молодых семей», и подпрограммы «Жилище» государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», и программы «Комплексное развитие села Новоселицкого».
ДД.ММ.ГГГГ, в администрации села Новоселицкого ФИО1 выдано извещение №, которым фактически ей была предоставлена выплата за участие в вышеуказанных программах (подпрограммах) на приобретение жилья в размере 264 600 рублей. Указанное извещение было действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ФИО1 не смогла приобрести жилье в ипотеку за указанный срок и использовать положенные ей от государства денежные средства по назначению.
Постановлением администрации села Новоселицкого, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О включении в список очередности граждан на получение жилья ФИО1», семья ФИО1 снова была включена в список очередности участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Основанием для восстановления в очереди послужила предоставленная ФИО1 справка о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты. Неиспользование денежных средств сохранило за семьей ФИО1 право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих условиях. Постановление вступило в силу с момента его подписания.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 заключила брак с ФИО4, что подтверждается свидетельством о заключении брака II-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ. При заключении брака она сменила фамилию с «ФИО13» на «ФИО14».
Так как у мужа ФИО14 Л.А. тоже когда-либо отсутствовало собственное жилье, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию села Новоселицкого ФИО14 Л.А. было подано заявление с просьбой внести изменения в учетную запись в связи с заключением брака с ФИО4 и сменой фамилии. Все необходимые документы были приложены к заявлению.
Постановлением администрации села Новоселицкого, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ все необходимые изменения в учетную запись были внесены. Состав семьи ФИО14 Л.А. составил 3 человека. Постановление вступило в силу со дня его подписания.
ДД.ММ.ГГГГ семьей ФИО14 Л.А. было приобретено недвижимое имущество, состоящее из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующим договором купли-продажи, а также выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым собственником недвижимости стал муж - ФИО4 Общая стоимость купленного имущества составила 1 667 000 рублей. Данное жилье было приобретено частично за счет личных средств – 167 000 рублей и в счет ипотечного кредита – 1 500 000 рублей.
Все документы, а именно: 1. Кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО14 Л.А. и её муж являются созаемщиками; 2. Договор купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита от ДД.ММ.ГГГГ; 3. Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на дом и земельный участок, были переданы ФИО14 Л.А. в ноябре 2020 года в администрацию села Новоселицкого для получения социальной выплаты, как нуждающимся в счет улучшения жилищных условий.
В 2021 году после ликвидации муниципальных образований и формирования Администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес>, по истечении длительного времени, государство так и не произвело семье ФИО14 Л.А. социальную выплату на приобретение жилья.
ДД.ММ.ГГГГ в территориальном отделе администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес> в селе Новоселицком ФИО14 Л.А. было вручено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором сообщили, что семья будет исключена из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на основании п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес>№ «Об исключении из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий», согласно которому семья ФИО14 Л.А. была исключена из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий в соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а именно в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся, молодую семью ФИО14 Л.А.
В нарушениеп.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ в оспариваемом постановлении не указаны конкретные основания исключения семьи истца ФИО14 Л.А. из участников Программы. Сведений о том, что при принятии на учет в 2014 году семьи ФИО14 Л.А. (ФИО13) на учет в качестве участников Программы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подавала недостоверные сведения о нуждаемости в улучшении жилищных условий, суду не предоставлено.
Таким образом, административным ответчиком – администрацией Новоселицкого муниципального округа <адрес>, в суд не представлено доказательств законности и обоснованности принятия решения об исключении семьи ФИО14 Л.А. (ФИО13) из участников упомянутой Программы.
Кроме этого суду представителем административного ответчика не предоставлены доказательства времени выявленных обстоятельств, являющихся основанием для принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи ФИО14 Л.А. из списка очередности на улучшение жилищных условий.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Так как на момент подачи заявления истица ФИО14 Л.А. (ФИО13), её бывший муж ФИО10 и несовершеннолетний сын ФИО11, не проживали по адресам регистраций – в домовладениях родителей, то соответственно родителей нельзя отнести к членам их семьи на основании ч.1 ст. 31 ЖК РФ.
На момент признания семьи ФИО14 Л.А. (ФИО13), как нуждающейся в жилом помещении, действовало Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 18.10.2014) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В данном Постановлении имеется приложение № к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы - Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В п. 6 правил указано, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) Возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В п. 7 правил указано, что в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Из личного дела семьи ФИО14 Л.А., исследованного судом, следует, что ни ФИО14 Л.А. (ФИО13), ни члены её семьи не имели в собственности никакого недвижимого имущества в период с 2009 по 2014 год, а также не являлись нанимателями жилого помещения по договору социального найма и не проживали в помещении, предоставленном по договору социального найма.
Ввиду изложенного суд считает, что семья ФИО14 Л.А. (ФИО13) состоящая из трех человек, законно была признана администрацией села Новоселицкого нуждающейся в жилом помещении на основании п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ (в редакции от 21.07.2014 года), и соответственно, правомерно была принята в участники подрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, так как подходила под все условия, указанные в п. 6 вышеуказанных Правил.
В п.15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (ред. от 18.10.2021 г.), указано, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Все указанные правилах документы, необходимые для участия в программе, были ФИО14 Л.А. (ФИО13) своевременно предоставлены в администрацию села Новоселицкого, в связи с чем, суд считает, что ею были выполнены все существенные условия для постановки на учет семьи, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, и участия в подрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Суд считает, что исключение семьи ФИО14 Л.А. из списка очередности произошло по вине сотрудника администрации, который не предоставил полный список необходимых документов, а также членов жилищной комиссии, которые еще в 2014 году не смогли выявить допущенные нарушения, и дать возможность предоставить их дополнительно.
Факт того, что семья ФИО14 Л.А. была исключена именно по вине сотрудников администрации <адрес> подтверждается самим постановлением администрации Новоселицкого муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ, где прямо указано, что исключение произошло в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся.
Судом также установлено, что семья ФИО14 Л.А. (ФИО13) являлась нуждающейся в жилом помещении в силу закона. Ни у одного из членов семьи действительно не имелось в собственности жилого помещения в период с октября 2009 года по октябрь 2014 года. Действуя добросовестно ФИО14 Л.А. (ФИО13) предоставляла в администрацию села справки из БТИ об отсутствии недвижимости у неё, бывшего мужа и сына. В момент подачи заявления о постановке на учет семья проживала на съемной квартире, что подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, исследованного судом.
Суд считает, что ссылка в протоколе № заседания жилищной комиссии территориального отдела администрации Новоселицкого муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ, на отсутствие документов, которые ФИО14 Л.А. дополнительно должна была предоставить в администрацию при подаче заявления в октябре 2014 года, является необоснованной, так как они не предусмотрены ни Жилищным Кодексом РФ, ни Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 18.10.2014).
Достоверность и достаточность представленных суду доказательств, документов, письменных доказательств, имеющихся в деле, судом проверялись и признаны допустимыми, в качестве средств обоснования выводов суда.
При оценке документов и иных письменных доказательств суд проверял, что такие документы и письменные доказательства исходили от органов, уполномоченных представлять данный вид доказательства, подписаны лицом, имеющим право скреплять документы подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство ФИО14ФИО5 о восстановлении пропущенного процессуального срока удовлетворить.
Восстановить ФИО14ФИО5 пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления к администрации <адрес> округа о признании постановления администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи ФИО14ФИО5 из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий незаконным и восстановлении семьи ФИО14ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списке очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», и по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2026 годы с сохранением даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека.
Административные исковые требования ФИО14ФИО5 к администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес> удовлетворить.
Признать постановление администрации Новоселицкого муниципального округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи ФИО14ФИО5 из списка очередности граждан на улучшение жилищных условий незаконным.
Восстановить семью ФИО14ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списке очередности граждан на улучшение жилищных условий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», и по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» 2021-2026 годы с сохранением даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Н. Живницкая