ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-270(16) от 11.04.2016 Пролетарского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а - 270 (16)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«11» апреля 2016 года г. Пролетарск

Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Поддубного Р.Г.,

при секретаре Поперешняк М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельник Ф.В. в лице представителя по доверенности Деткина И.А. к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Федотова Ю.В. о признании действий государственного регистратора незаконными и административному исковому заявлению Мельник Ф.В. в лице представителя по доверенности Деткина И.А. к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Федотова Ю.В. о признании действий государственного регистратора незаконными,

У с т а н о в и л:

Административный истец Мельник Ф.В. в лице представителя по доверенности Деткина И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Федотова Ю.В. о признании действий государственного регистратора незаконными, ссылаясь на то, что 25 декабря 2015 года Мельник Ф.В. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области представлены документы на объект недвижимого имущества: <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> для государственной регистрации права собственности.

Для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок в качестве правоустанавливающего документа представлен проект межевания земельных участков от 07.09.2015 года. Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на исходный земельный участок зарегистрировано обременение в виде аренды.

15 января 2016 года государственным регистратором Федотовой Ю.В. вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества: земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> по тем основаниям, что Мельник Ф.В. на государственную регистрацию права собственности на выделенный земельный участок не представлено согласие арендатора, либо протокол общего собрания с указанием возражений участника долевой собственности на передачу в аренду земельного участка.

12 февраля 2016 года государственным регистратором Федотовой Ю.В. вынесено решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества: земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> по тем основаниям, что на государственную регистрацию права собственности не представлено согласие арендатора на выдел земельного участка.

Мельник Ф.В. заключил договор о проведении работ по подготовке проекта межевания с кадастровым инженером Волошиным В.Ю. Для согласования данного проекта межевания дано объявление в газету в общественно - политическую газету <адрес> «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. Возражений относительно размера и местоположения границ выделяемых земельных участков в счет земельной доли, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, не поступило.

Полагает, что Мельник Ф.В. право арендатора не нарушено и оснований отказа в государственной регистрации прав на земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, СПК «Луч» р.у. 158 не имелось.

В вышестоящий, в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету не подавалась.

Просит суд: Признать незаконными действия государственного регистратора Пролетарского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по<адрес>Федотова Ю.В. об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок с расположенный по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Пролетарский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Ростовской области провести государственную регистрацию права собственности Федотов Ф.В. на объект недвижимого имущества: земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, СПК «Луч» р.у. 158.

Административный истец Мельник Ф.В. в лице представителя по доверенности Деткина И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, государственному регистратору Федотова Ю.В. о признании действий государственного регистратора незаконными, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГМельник Ф.В. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области представлены документы на объект недвижимого имущества: , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> для государственной регистрации права собственности.

Для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок в качестве правоустанавливающего документа представлен проект межевания земельных участков от 07.09.2015 года. Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на исходный земельный участок зарегистрировано обременение в виде аренды.

15 января 2016 года государственным регистратором Федотовой Ю.В. вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества: земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> тем основаниям, что Мельник Ф.В. на государственную регистрацию права собственности на выделенный земельный участок не представлено согласие арендатора, либо протокол общего собрания с указанием возражений участника долевой собственности на передачу в аренду земельного участка.

12 февраля 2016 года государственным регистратором Федотовой Ю.В. вынесено решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества: земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> по тем основаниям, что на государственную регистрацию права собственности не представлено согласие арендатора на выдел земельного участка.

Мельник Ф.В. заключил договор о проведении работ по подготовке проекта межевания с кадастровым инженером Волошиным В.Ю. Для согласования данного проекта межевания дано объявление в газету в общественно - политическую газету Ростовской области «Молот» № 105-106 от 04.08.2015 года. Возражений относительно размера и местоположения границ выделяемых земельных участков в счет земельной доли, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> не поступило.

Полагает, что Мельник Ф.В. право арендатора не нарушено и оснований отказа в государственной регистрации прав на земельный участок <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> не имелось.

В вышестоящий, в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету не подавалась.

Просит суд: Признать незаконными действия государственного регистратора Пролетарского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по<адрес>Федотова Ю.В. об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок с <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Пролетарский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Ростовской области провести государственную регистрацию права собственности Федотов Ф.В. на объект недвижимого имущества: земельный участок КН: , расположенный по адресу: <адрес>, СПК «Луч» р.у. 66.

На основании определения Пролетарского районного суда Ростовской области от 04 апреля 2016 года административное дело а-270/2016 по административному исковому заявлению Мельник Ф.В. в лице представителя по доверенности Деткина И.А. к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, государственному регистратору Федотова Ю.В. о признании действий государственного регистратора незаконными объединено в одно производство с административным делом а-271/2016 по административному исковому заявлению Мельник Ф.В. в лице представителя по доверенности Деткина И.А. к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Федотова Ю.В. о признании действий государственного регистратора незаконными.

Административный истец в судебное заседание не явился, его интересы на основании доверенности представляет Деткина И.А., которая в судебное заседание явилась, настаивает на удовлетворении заявленных требований по изложенным в них мотивам.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебное заседание не явился, предоставили отзыв на заявленные требования, согласно которого просят дело рассмотреть без участия их представителя, заявленные требования не признали в полном объеме.

Административный ответчик Федотова Ю.В. в судебное заседание явилась, в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

Суд, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, изучив отзыв административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015), государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев:

если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;

если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

иных установленных федеральным законом случаев.

Государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на ее основании на объект недвижимого имущества приостанавливается при наличии ранее поданных документов на государственную регистрацию сделки с данным объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект недвижимого имущества, по которым решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято. Государственная регистрация в этом случае приостанавливается до завершения государственной регистрации сделки с данным объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект недвижимого имущества по ранее принятым документам.

При этом уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на такой земельный участок также должно содержать рекомендации по устранению причин этого приостановления и к указанному уведомлению должна быть приложена кадастровая выписка о таком земельном участке, содержащая имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем.

Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов, а также при наличии оснований, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.

В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.

Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. Поступление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления о приостановлении государственной регистрации прав прерывает течение срока, установленного пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона. Срок, истекший до поступления указанного заявления, не засчитывается в новый срок.

Государственная регистрация прав может быть приостановлена государственным регистратором на срок не более чем месяц на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав в случае, если другая сторона договора не обращалась с указанным заявлением. Если в течение этого срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать сторонам договора в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Указанные заявления могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, с описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае подлинность подписи заявителя на указанных заявлениях должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке и, если заявителем является уполномоченное правообладателем, стороной или сторонами сделки лицо, к указанному заявлению должна быть приложена надлежаще оформленная доверенность.

В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.

В порядке, установленном законодательством, государственная регистрация прав может быть приостановлена на основании определения или решения суда. Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", основанием для приостановления государственной регистрации является также назначение временной администрации финансовой организации, являющейся правообладателем или стороной сделки.

Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества либо об избрании в качестве меры пресечения залога, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета, возврата залога залогодателю или до решения вопроса об обращении залога в доход государства в порядке, установленном законодательством.

В день приостановления государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о принятии такого решения и об основаниях приостановления государственной регистрации прав и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.

Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, должно быть направлено заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично.

Порядок и способы направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав (абзац 10).

Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков согласно пункту 4 приведенной статьи допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Суд исходит из того, что правоотношения, связанные с земельными долями и землями сельскохозяйственного назначения, регулируются специальным Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В силу п. 1, 2, 4-6 статья 13 вышеуказанного закона, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 14 данного Закона, владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

В судебном заседании установлено, что 25 декабря 2015 года Мельник Ф.В. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> представлены документы на объект недвижимого имущества: , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> для государственной регистрации права собственности.

Для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок в качестве правоустанавливающего документа представлен проект межевания земельных участков от 07.09.2015 года. Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на исходный земельный участок зарегистрировано обременение в виде аренды.

15 января 2016 года государственным регистратором Федотовой Ю.В. вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества: земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> по тем основаниям, что Мельник Ф.В. на государственную регистрацию права собственности на выделенный земельный участок не представлено согласие арендатора, либо протокол общего собрания с указанием возражений участника долевой собственности на передачу в аренду земельного участка.

12 февраля 2016 года государственным регистратором Федотовой Ю.В. вынесено решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества : земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> по тем основаниям, что Мельник Ф.В. на государственную регистрацию права собственности на выделенный земельный участок не представлено согласие арендатора, либо протокол общего собрания с указанием возражений участника долевой собственности на передачу в аренду земельного участка.

Не оспаривается, что заявитель заключила договор о проведении работ по подготовке проекта межевания с кадастровым инженером Волошиным В.Ю. Для согласования данного проекта межевания дано объявление в газету в общественно - политическую газету <адрес> «Молот» от ДД.ММ.ГГГГ. Возражений относительно размера и местоположения границ выделяемых земельных участков в счет земельной доли, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> не поступило.

В судебном заседании так же установлено, что 25 декабря 2015 года Мельник Ф.В. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> представлены документы на объект недвижимого имущества: , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> для государственной регистрации права собственности.

Для государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок в качестве правоустанавливающего документа представлен проект межевания земельных участков от 07.09.2015 года. Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на исходный земельный участок зарегистрировано обременение в виде аренды.

15 января 2016 года государственным регистратором Федотовой Ю.В. вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества: земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> по тем основаниям, что Мельник Ф.В. на государственную регистрацию права собственности на выделенный земельный участок не представлено согласие арендатора, либо протокол общего собрания с указанием возражений участника долевой собственности на передачу в аренду земельного участка.

12 февраля 2016 года государственным регистратором Федотовой Ю.В. вынесено решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества : земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> по тем основаниям, что Мельник Ф.В. на государственную регистрацию права собственности на выделенный земельный участок не представлено согласие арендатора, либо протокол общего собрания с указанием возражений участника долевой собственности на передачу в аренду земельного участка.

Не оспаривается, что заявитель заключила договор о проведении работ по подготовке проекта межевания с кадастровым инженером Волошиным В.Ю. Для согласования данного проекта межевания дано объявление в газету в общественно - политическую газету <адрес> «Молот» от ДД.ММ.ГГГГ. Возражений относительно размера и местоположения границ выделяемых земельных участков в счет земельной доли, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> поступило.

В силу пункта п. 3 статьи 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обязательными приложениями к документам, представляемым при государственной регистрации прав на земельный участок, является, в том числе, согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 3.2. указанной статьи, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, предоставление согласия арендатора или залогодержателя права аренды исходного земельного участка на образование земельного участка не требуется.

Отказывая в регистрации права на земельный участок, государственный регистратор ссылалась на пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, согласно которому, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Вместе с тем, указанная норма права носит общий характер и содержит общий перечень всех возможных лиц, согласие которых является условием образования земельного участка, без конкретизации такого круга лиц применительно к различным ситуациям формирования участка. Указанная норма права не применима к спорным правоотношениям, поскольку вопросы образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, урегулированы специальным законодательством, в т.ч., ч. 5 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, согласно которой предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Таким образом, в случае образования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения необходимо руководствоваться специальными нормами ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». То же самое касается и выдела земельного участка в счет принадлежащих сособственникам земельных долей (ч. 3 ст. 11.5 ЗК РФ).

Статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусмотрен порядок образования земельного участка, выделяемого в счет земельных долей.

При этом получение согласия арендатора на выдел земельного участка законом не предусмотрено.

Суд принимает во внимание, что правомерность выдела земельных участков, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не оспаривается. Из материалов дела не усматривается нарушение прав остальных участников долевой собственности изначального земельного участка либо их несогласие с выделом участков заявителем.

Таким образом, законодательно определен как порядок выдела земельных участков в счет земельных долей собственников, так и правовые последствия такого выдела, защита (при выделе участков в счет долей) прав землепользователей включая арендаторов), использующих изменяемый земельный участок не на праве собственности.

Указанное соотношение приведенных норм права (пунктов 4 и 5 статьи 11.2 ЗК РФ) в качестве общей и специальной следует не только из буквального, но и из системного толкования положений законодательства.

Так, пункт 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.

Таким образом, в спорной ситуации права арендатора защищены иным образом, нежели посредством придания юридической значимости согласию последнего на выдел участков из объекта долевой собственности.

Последствием нарушения условий договора аренды по вине арендодателя является, кроме того, возмещение потерпевшему убытков.

Общие правовые последствия неисполнения арендодателем договора аренды земельного участка предусмотрены статьями 57 (часть 1 пункт 4), 62 Земельного кодекса, статьями 15, 393, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нормами гражданского и земельного законодательства либо иными федеральными законами не предусмотрено право арендатора ограничивать права долевых собственников по распоряжению общим имуществом (статьи 252, 254 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанное противоречит общим принципам соотношения вещного и обязательственного титулов на имущество.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия регистратора по приостановлению государственной регистрации и отказу в государственной регистрации права по мотиву отсутствия согласия арендатора земельного участка на образование земельного участка, либо протокола общего собрания с указанием возражений участника долевой собственности на передачу в аренду данного земельного участка является неправомерным, так как основан на неверном понимании норм материального права.

В спорной ситуации права арендатора защищены иным образом, нежели посредством придания юридической значимости согласию последнего на выдел участков из объекта долевой собственности.

Согласно п. 4 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.

Последствием нарушения условий договора аренды по вине арендодателя является, кроме того, возмещение потерпевшему убытков.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ - Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Поскольку в рассматриваемой ситуации наличие согласия в письменной форме арендатора земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности, на образование из него земельного участка путем выдела, а также протокола общего собрания с указанием возражений участника долевой собственности на передачу в аренду данного земельного участка, не является обязательным условием такого образования, действия государственного регистратора по отказу в государственной регистрации права на выделяемый земельный участок не соответствуют требованию закона и нарушает права административного истца, в связи с чем, требования административного истца являются обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Требования административного искового заявления Мельник Ф.В. в лице представителя по доверенности Деткина И.А. к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Федотова Ю.В. о признании действий государственного регистратора незаконными и административного искового заявления Мельник Ф.В. в лице представителя по доверенности Деткина И.А. к административным ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, государственному регистратору Федотова Ю.В. о признании действий государственного регистратора незаконными, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными действия государственного регистратора Пролетарского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по<адрес>Федотова Ю.В. об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок с , расположенный по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Пролетарский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Ростовской области провести государственную регистрацию права собственности Мельник Ф.В. на объект недвижимого имущества: земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, СПК <адрес>

Признать незаконными действия государственного регистратора Пролетарского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по<адрес>Федотова Ю.В. об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок с расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Пролетарский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии но Ростовской области провести государственную регистрацию права собственности Мельник Ф.В. на объект недвижимого имущества: земельный участок , расположенный по адресу: <адрес>, СПК <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 11 апреля 2016 года.

Судья подпись Поддубный Р.Г.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Поддубный Р.Г.