Дело № 2а-2701/2022
55RS0003-01-2022-003404-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Холявкиной Я.А.,
при секретаре судебного заседания Геворкян Г.А.,
с участием помощника судьи Ушаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июля 2022 года по адресу: <...> административное дело по административным исковым заявлениям Т.А.И., Т.И.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Е.М.С. о признании незаконными действий должностного лица, предписаний,
УСТАНОВИЛ:
Т.А.И. и Т.И.А. обратились в суд с административными исковыми заявлениями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконными действий должностного лица, актов внеплановой документарной проверки, предписаний.
В обоснование требований указали, что в феврале 2022 получили извещение о времени и месте проведения внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства. По результатам внеплановой проверки, проведенной 03.03.2022, составлен акт внеплановой проверки и предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ № и №.
Считают, что действия инспектора земельного надзора Е.М.С. при составлении актов внеплановой документарной проверки от 03.03.2022 и предписаний № и № незаконные. При проведении внеплановой документарной проверки должностным лицом нарушены положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а именно нарушены сроки проведения документарной проверки; во время проверки не взяты и не учтены пояснения, данные контролируемыми лицами; контролируемое лицо не было ознакомлено с протоколом осмотра и инструментального обследования, осмотр и документальное обследование не могли быть проведены в рамках документальной проверки, контролируемые лица при такой проверке не присутствовали и не могли представить свои возражения. Полагают, что выданные им предписания неисполнимы (не имеется указания, каким образом устранить допущенные нарушения); не соответствуют требованиям законодательства, предъявляемым к ненормативным правовым актам. Реквизиты протокола и приложения к нему не совпадают, что ставит под сомнение законность и правильность проведения процедуры осмотра земельного участка. Сведения, полученные должностным лицом в результате проведенного осмотра и инструментального обследования, необъективны, неполны, не могут служить основанием для привлечения контролируемого лица к ответственности за нарушение земельного законодательства. Путем обмера ограждения их участка только с юго-западной стороны и при сопоставлении измерений с результатами аэрофотосъемки, содержащимися в справочно-информационном сервисе «Публичная кадастровая карта», был установлен факт наличия их ограждения на земельном №, но при этом иные границы участка не измерялись, координаты поворотных точек на местность не выносились, соответствие координат других границ участка не проверялись. На момент постановки земельного участка на учет ограждение находилось на том же месте, что и в момент проверки. В таком же виде были согласованы границы земельного участка с СНТ «Заря-3». Отмечают, что границы земельного участка № не установлены, значит сделать вывод о занятии его части только на основании того факта, что границы их участка не совпадают с данными ЕГРН, невозможно.
В дополнениях к административному иску истцы указали, что сведения о мероприятиях, проводимых в их отношении, в реестр КНМ 10.02.2022 и 11.02.2022 не вносились, а информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязанность такого внесения, не может быть использована в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора). Таким образом использование результатов осмотра и инструментального обследования их участка в рассматриваемом случае незаконно. В направленных в их адресах извещениях о времени и месте проверки отсутствовали сведения и ссылки на реестр КНМ, также не были указаны сведения о нарушении земельного законодательства, вменяемых им, что не позволило им подготовить необходимые документы и пояснения. Поскольку решение о проведении проверки в их адрес не поступало, а извещение не содержало ссылок на реестр КНМ, то и ознакомиться с ходом проверки они не могли. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия не разъяснялись их права о даче пояснений по вопросам его проведения; получать информацию, которая относится к предмету контрольного (надзорного) мероприятия; сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласовании с ним. Сведения, относящиеся к предмету проверки, по его запросу не были предоставлены, они не были ознакомлены с протоколом инструментального обследования, их несогласие с результатами не было учтено, не дано было время для предоставления дополнительных документов. Все это является основанием для признания результатов проверки незаконными и отмене вынесенных предписаний.
На основании изложенного просят суд признать незаконными действия должностного лица Е.М.С., признать незаконными и отменить акты внеплановых документарных проверок № и № от 03.03.2022, предписания № и № от 03.03.2022.
Определением Ленинского районного суда г. Омска от 14.07.2022 производство по административному делу по административным исковым заявлениям Т.А.И., Т.И.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Е.М.С. о признании незаконными действий должностного лица, актов внеплановой документарной проверки, предписаний в части требований о признании незаконными актов внеплановой документарной проверки 03.03.2022 года № и акта внеплановой документарной проверки 03.03.2022 года № прекращено.
Административный истец Т.А.И. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования по доводам иска.
Административный истец Т.И.А. участие в судебном заседании не принимала, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель административных истцов С.А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по доводам иска и дополнениям к нему.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Ш.Д.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в административном иске отказать. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Указал, что в адрес Управления поступило заявление представителя СНТ «Заря-3» с просьбой провести проверку по факту самовольного занятия части земельного участка. На основании задания на проведение выездного обследования объектов земельных отношений без взаимодействия с контролируемым лицом государственным инспектором Омской области по использованию и охране земель Е.М.С. было проведено выездное обследование (посредством осмотра и инструментального обследования) земельного участка №. Согласно сведений ЕГРН, в отношении земельного участка № зарегистрировано право общей долевой собственности Т.А.И. и Т.И.А.. Сведения о местоположении границ земельного участка № уточнены и учтены в ЕГРН. По результатам проверки Е.М.С. был составлен протокол осмотра, инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ№, в ходе проверки выявлен факт использования Т.А.И. и Т.И.А. части земельного участка с кадастровым № с нарушением требований ст. 25 и ст. 26 ЗК РФ. В действиях Т.А.И. и Т.И.А. выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, а именно самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок. Управлением были вынесены решения о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ с целью истребования у Т.А.И. и Т.И.А. документов, относящихся к предмету документарной проверки. Срок внеплановой документарной проверки установлен в течение 10 рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ. В адрес истцов Управлением были направлены извещения о месте и времени проведения внеплановой документарной проверки соблюдения требований земельного законодательства. В ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено, что Т.А.И. и Т.И.А. используют часть земельного участка с кадастровым № площадью 7,95 кв.м. без предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок в нарушении требований, установленных п.1 ст. 25, п.1 ст. 26 ЗК РФ. В связи с указанным Е.М.С. были вынесены предписания об устранении вышеуказанных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В адрес административных истцов были направлены акты внеплановой документарной проверки, предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ, а также протоколы осмотра, инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ№ и приложения к нему: схема объекта земельных отношений, результат проведения фотосъемки, схематический чертеж земельных участков. Данные документы были получены. Также у истцов имелась возможность полного ознакомления с проводимыми в отношении них контрольными (надзорными) мероприятиями посредствам посещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет единого портала реестра контрольных (надзорных) мероприятий. Полагает, что документарная проверка проведена в установленные законом сроки. В ходе документарной проверки могут совершаться контрольные (надзорные) действия, в связи с чем у должностного лица, проводившего проверку, отсутствует обязанность получения письменных объяснений. Согласно ч. 2 ст. 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» выездное обследование может проводиться по месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. В силу ч. 3 указанной статьи в ходе выездного обследования могут осуществляться осмотр и инструментальное обследование. В соответствии с п. 56 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органов государственного надзора действиях и принимаемых решениях осуществляется путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами органа государственного надзора действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в орган государственного надзора уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствии у органа государственного надзора сведений об адресе электронной почты контролируемого лица и возможности направить ему документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг. Предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ и №, вынесенные государственным инспектором Омской области по использованию и охране земель Е.М.С. в отношении Т.А.И. и Т.И.А., содержат информацию о самовольном занятии части земельного участка площадью 7,95 кв.м. из состава смежного земельного участка с кадастровым номером №. Устранить допущенные нарушения необходимо путем оформления необходимых правоустанавливающих документов, либо путем прекращения использования самовольно занятой части земельного участка. Данные предписания содержат конкретные указания, его требования контрены, четко сформулированы действия, необходимые для устранения выявленных нарушений. В ходе выполнения государственным инспектором Омской области по использованию и охране земель Е.М.С. инструментального обследования производился обмер ограждения с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым № измерительной геодезической аппаратурой. При сопоставлении анализа полученных измерений выявлены признаки самовольного занятия Т. части земельного участка с юго-западной стороны. Инструментальное обследование выполнено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре).
Административный ответчик Е.М.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Представила письменные пояснения, в которых указала, что в адрес Управления поступило заявление представителя СНТ «Заря-3» с просьбой провести проверку по факту самовольного занятия части земельного участка. С целью проверки сведений, изложенных в заявлении, ею было проведено выездное обследование объекта земельных отношений без взаимодействия с контролируемым лицом. Проводился осмотр и инструментальное обследование юго-западной стороны земельного участка с кадастровым №, поскольку именно это сторона (граница) земельного участка является смежной с земельным участком с кадастровым №, который отнесен к землям общего пользования СНТ «Заря-3». На местности юго-западная граница земельного участка с кадастровым № обозначена ограждением. При проведении инструментального обследования производился обмер ограждения с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым № измерительной геодезической аппаратурой. При сопоставлении анализа полученных измерений выявлены признаки самовольного занятия части земельного участка с кадастровым №. На основании проведенного выездного обследования было принято решение о проведении документарной проверки в отношении земельного участка с кадастровым №. При проведении внеплановой документарной проверки присутствовал только Т.А.И., где ему была представлена возможность ознакомиться со всеми материалами проверки. После ознакомления Т.А.И. были представлены на подпись акт внеплановой документарной проверки с приложением и предписание. От подписи данных документов он отказался, письменных показаний не представил. Поскольку от подписи Т.А.И. отказался, то акт внеплановой документарной проверки с приложением и предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства была направлены по месту регистрации Почтой России. Также пакет документов был направлен Т.И.А.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу положений ч. 1 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений административного ответчика незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым № площадью кв.м, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для садоводства, месторасположение – , принадлежит на праве общей долевой собственности Т.А.И. и Т.И.А., что сторонами не оспаривалось.
Согласно представленному акту от 24.04.2017 согласование местоположения границ указанного земельного участка было осуществлено в указанную дату с С.И.С, (смежный земельный участок с кадастровым №) и председателем СНТ «Заря-3» С.В.Б., ДД.ММ.ГГГГ границы земельного участка с кадастровым № были уточнены (заказчик Т.А.И.), что сторонами также не оспаривалось.
Исходя из материалов дела государственного земельного надзора № (материалы проверок № и №) Управления Росреестра по Омской области в адрес управления поступило обращение представителя СНТ «Заря-3», датированное 19.01.2022, с просьбой провести проверку по выявленному факту наложения фактического ограждения земельного участка № , СНТ «Заря-3» кадастровый № на часть земельного участка земель общего пользования г. Омск, СНТ «Заря-3» кадастровый №, площадь наложения 7, 61 кв.м (приложено заключение кадастрового инженера, выписка из ЕГРН); по результатам проверки привлечь правообладателей земельного участка с кадастровым № к установленной законом ответственности.
24.01.2022 Управлением Росреестра по Омской области было вынесено задание № на проведение выездного обследования объектов земельных отношений без взаимодействия с контролируемыми лицами, а именно: провести выездное обследование (посредством осмотра и инструментального обследования) земельного участка (территории), расположенного по адресу , отнесенного к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «для садоводства»; назначить лицом, уполномоченным на проведение выездного обследования Е.М.С., государственного инспектора по использованию и охране земель; установить, что настоящее выездное обследование без взаимодействия с контролируемыми лицами проводится с целью проверки сведений, изложенных в заявлении представителя СНТ Заря-3 Е.М.Н. (вх. № ОГ-111/22 от ДД.ММ.ГГГГ). Срок проведения выездного обследования – 1 день, дата – ДД.ММ.ГГГГ.
27.01.2022 государственным инспектором Омской области по использованию и охране земель Е.М.С., в соответствии с положениями ЗК РФ, Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в соответствии с заданием на проведение выездного обследования от 24.01.2022 № был составлен протокол осмотра, инструментального обследования земельного участка с кадастровым №. Согласно содержанию протокола инструментальное обследование проведено методом спутниковых геодезических измерений с использованием аппаратуры Hiper-SR, заводской №, инв. №; анализа сведений из ЕГРН, анализа информации, полученной по результатам визуального осмотра.
В результате контрольных действий было установлено, что по сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым № сформирован и учтен площадью кв.м с видом разрешенного использования «для садоводства», расположен по адресу принадлежит на праве общей долевой собственности Т.А.И., Т.И.А. (договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№). Согласно сведениям ЕГРН в границах земельного участка расположено кирпичное нежилое строение – садовый домик с кадастровым №, почтовый адрес , принадлежащий на праве общей долевой собственности Т.А.И., Т.И.А. Сведения о месторасположении границ земельного участка уточнены и учтены в ЕГРН. В ходе проведенного осмотра земельного участка с кадастровым № признаком использования участка не по целевому назначению не установлено. Юго-западнее земельного участка расположен земельный участок с кадастровым №, отнесенный к землям общего пользования СНТ «Заря-3», площадь кв.м, сформирован и учтен в ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ, расположен по адресу Омская обл., г. Омск, Ленинский АО. На местности юго-западная граница земельного участка с кадастровым № обозначена ограждением (забором, выполненным из металлических профилированных листов). При проведении инструментального обследования производился обмер ограждения с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым № измерительной геодезической аппаратурой (Hiper-SR, заводской №, инв. №). При сопоставлении последующего анализа полученных измерений, результатов проведенного визуального обследования территорий с результатами аэрофотосъемки, содержащимися в справочно-информационном сервисе «Публичная кадастровая карта», выявлены признаки самовольного занятия части земельного участка с кадастровым № собственниками земельного участка с кадастровым № (Т.А.И., Т.И.А.). Указанные лица используют часть земельного участка площадью 7, 95 кв.м из состава земельного участка с кадастровым № с нарушением требований, установленных ст. 25, 26 ЗК РФ. Данные действия могут быть квалифицированны по ст. 7.1 КоАП РФ. В целях фиксации выявленных признаков нарушения фотокамерой телефона проведена фотосъемка. В приложении к протоколу указаны схема объекта земельных отношений, результаты проведения фотосъемки, схематический чертеж земельных участков.
10.02.2022 заместителем руководителя Управления Росреестра по Омской области С.В.М. на основании п. 1 с. 1 ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», обращения вх. № ОГ-111/22 от ДД.ММ.ГГГГ, были приняты решения о проведении внеплановой документарной проверки № и № (отметки о размещении сведений о проверке в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ№ и №, представлены ссылка на соответствующую карточку мероприятий в виде QR-кода) в отношении земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу . Документарная проверка проводится по адресу . Контролируемые лица указаны как Т.А.И., ИНН №, и Т.И.А., ИНН №. При проведении документарной проверки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия: получение письменных объяснений, истребование документов. Предметом документарной проверки является: соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность; нормативные правовые акты и их структурные единицы, содержащие обязательные требования, соблюдение которых является предметом выездной проверки (п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ). Срок проведения документарной проверки: с 03.03.2022 09 часов 00 минут на 10 дней (в примечании указано, что дата и время начала документарной проверки, до наступления которых проверка не может быть начата, а также срок проведения документарной проверки. Непосредственное взаимодействие с контролируемым лицом при проведении документарной проверки не планируется). В целях проведения документарной проверки Т.А.И. и Т.И.А. необходимо представить в частности правоустанавливающие, правоподтверждающие документы, иные документы, подтверждающие право использования проверяемого земельного участка, в случае отсутствия указанных документов в ЕГРН, в также в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациям.
Далее государственный инспектор Омской области по использованию и охране земель Е.М.С., руководствуясь ЗК РФ, КоАП РФ, Положением о федеральном государственном земельном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081, на основании решений о проведении документарной внеплановой проверки от 10.02.2022 № и №, направил в адрес Т. (заказной почтой) соответствующие извещения о месте и времени проведения внеплановой документарной проверки соблюдения требований земельного законодательства, цель – проведение проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу с указанием о необходимости явиться 03.03.2022 в 11 часов 00 минут (Т.А.И.) и 11 часов 30 минут (Т.И.А.) по адресу , для проведения документарной проверки с указанием о необходимости предоставления паспорта гражданина РФ и имеющихся документов на право пользования земельным участком и объектами недвижимости. Дополнительно указано, что в случае неявки проверка будет проведена в отсутствие контролируемых лиц, составлен акт о проведении внеплановой документарной проверки, протокол об административном правонарушении (вручение 15.02.2022).
03.03.2022 в 12 часов 00 минут вынесен акт документарной проверки № (, отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области), согласно которому документарная проверка проведена в рамках государственного земельного надзора, специалистом Е.М.С. (специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области, государственным инспектором Омской области по использованию и охране земель), в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:160204:46, местоположение объекта контроля . Контролируемое лицо – Т.А.И. Документарная проверка проведена в следующие сроки: с ДД.ММ.ГГГГ 11 часов 00 минут по ДД.ММ.ГГГГ 12 часов 00 минут. Срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом – 1 час 00 минут. При проведении документарной проверки совершены следующие контрольные (надзорные) действия: получение объяснений, истребование документов не совершалось ввиду возможности проверки факта устранения нарушения посредством анализа сведений из ЕГРН. При проведении документарной проверки были рассмотрены следующие документы и сведения: сведения из ЕГРН, протокол осмотра и инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ№. В акте далее отражены результаты документарной проверки (сведения о земельном участке с кадастровым №, его правообладателях, обращении Е.М.Н., результаты выездного обследования земельного участка); в выводе указано на то, что часть земельного участка с кадастровым № площадью 7, 95 кв.м используется Т.А.И. без предусмотренных законодательством РФ прав на указанны земельный участок в нарушение требований, установленных п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ, что подпадает под ст. 7.1 КоАП РФ. Указано, что к акту прилагаются протокол осмотра и инструментального обследования. Акт подписан лицом, проводившим проверку (Е.М.С.), указан порядок его обжалования, имеется указание о его направлении заказным отправлением с пометкой о вручении в адрес регистрации по месту жительства Т.А.И.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Т.А.И. вынесено предписание №, согласно которому по результатам проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства РФ установлено ненадлежащее использование земельного участка, а именно согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГТ.А.И. самовольно использует часть земельного участка площадью 7, 95 кв.м из состава земельного участка с кадастровым №, в связи с чем нарушены требования, установленные ст. 25, 26 ЗК РФ. Руководствуясь ст. 71 ЗК РФ Т.А.И. предписывалось устранить указанное нарушение установленного законодательства РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Отмечено, что для решения вопроса о продлении срока устранения нарушения требований земельного законодательства РФ лицо, в отношении которого выдано предписание, вправе представить должностному лицу, вынесшему предписание, соответствующее ходатайство о документы, подтверждающие принятие необходимых мер для устранения нарушения. В случае неустранения в установленный срок указанного нарушения информация о неисполнении предписания будет направлена в Администрацию для принятия мер, предусмотренных законодательством. Указано, что устранить допущенное нарушение необходимо путем оформления необходимых правоустанавливающих документов либо путем прекращения использования самовольно занятого земельного участка. Информацию об исполнении предписания или ходатайство о продлении срока исполнения предписания предоставить государственному инспектору Омской области по использованию и охране земель Е.М.А., имеется указание о его направлении заказным отправлением с пометкой о вручении в адрес регистрации по месту жительства Т.А.И. (сопроводительное письмо о направлении акта и предписания, заказное письмо получено ДД.ММ.ГГГГ).
03.03.2022 в 12 часов 00 минут вынесен акт документарной проверки № (, отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по ), согласно которому документарная проверка проведена в рамках государственного земельного надзора, специалистом Е.М.С. (специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области, государственным инспектором Омской области по использованию и охране земель), в отношении земельного участка с кадастровым номером №, местоположение объекта контроля . Контролируемое лицо – Т.И.А. Документарная проверка проведена в следующие сроки: с 03.03.2022 11 часов 30 минут по 03.03.2022 12 часов 30 минут. Срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом – 1 час 00 минут. При проведении документарной проверки совершены следующие контрольные (надзорные) действия: получение объяснений, истребование документов не совершалось ввиду возможности проверки факта устранения нарушения посредством анализа сведений из ЕГРН. При проведении документарной проверки были рассмотрены следующие документы и сведения: сведения из ЕГРН, протокол осмотра и инструментального обследования от 27.01.2022 №. В акте далее отражены результаты документарной проверки (сведения о земельном участке с кадастровым №, его правообладателях, обращении Е.М.Н., результаты выездного обследования земельного участка); в выводе указано на то, что часть земельного участка с кадастровым № площадью кв.м используется Т.И.А. без предусмотренных законодательством РФ прав на указанны земельный участок в нарушение требований, установленных п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ, что подпадает под ст. 7.1 КоАП РФ. Указано, что к акту прилагаются протокол осмотра и инструментального обследования. Акт подписан лицом, проводившим проверку (Е.М.С.), указан порядок его обжалования, имеется отметка о его направлении заказным отправлением с пометкой о вручении в адрес регистрации по месту жительства Т.И.А.
03.03.2022 в отношении Т.И.А. вынесено предписание №, согласно которому по результатам проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства РФ установлено ненадлежащее использование земельного участка, а именно согласно акту проверки от 03.03.2022 Т.И.А. самовольно использует часть земельного участка площадью 7, 95 кв.м из состава земельного участка с кадастровым №, в связи с чем нарушены требования, установленные ст. 25, 26 ЗК РФ. Руководствуясь ст. 71 ЗК РФ Т.И.А. предписывалось устранить указанное нарушение установленного законодательства РФ в срок до 01.07.2022. Отмечено, что для решения вопроса о продлении срока устранения нарушения требований земельного законодательства РФ лицо, в отношении которого выдано предписание, вправе представить должностному лицу, вынесшему предписание, соответствующее ходатайство о документы, подтверждающие принятие необходимых мер для устранения нарушения. В случае неустранения в установленный срок указанного нарушения информация о неисполнении предписания будет направлена в Администрацию г. Омска для принятия мер, предусмотренных законодательством. Указано, что устранить допущенное нарушение необходимо путем оформления необходимых правоустанавливающих документов либо путем прекращения использования самовольно занятого земельного участка. Информацию об исполнении предписания или ходатайство о продлении срока исполнения предписания предоставить государственному инспектору Омской области по использованию и охране земель Е.М.А., имеется указание о его направлении заказным отправлением с пометкой о вручении в адрес регистрации по месту жительства Т.И.А. (сопроводительное письмо о направлении акта и предписания, заказное письмо получено 20.03.2022).
Обращаясь с настоящим административным иском в суд, Т.А.И. и И.А. указывали на нарушения порядка и сроков проведении внеплановой документарной проверки, установленных положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; неполноту полученных при проверке сведений; незаконность такой проверки; неисполнимость предписаний, их несоответствие требованиям законодательства, предъявляемым к ненормативным правовым актам.
С указанными доводами суд не может согласиться исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора).
В соответствии с п. 1 п. 2 ст. 71 ЗК РФ предметом государственного земельного надзора в том числе являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
Согласно п. 5 ст. 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора (далее - должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного земельного надзора), в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
Исходя из п. 1 и 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции федерального государственного земельного контроля (надзора) (за исключением случаев, когда указанные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - государственный земельный надзор) (за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями устанавливает Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081.
В соответствии с пп. «а» п. 5 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них.
Процедура проведения проверки регламентирована приказом Росреестра от 18.06.2019 № П/0240 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора» (далее - Регламент).
Пунктом 6 Регламента предусмотрено, что государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориального органа), являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель (далее - должностные лица).
Исходя из п. 7 Регламента должностные лица имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; проводить предварительные проверки поступившей информации.
В соответствии с абз. «в» пп. 3 п. 43 Регламента основанием для проведения административной процедуры (проверки) является мотивированное представление должностного лица Росреестра (территориального органа) по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Росреестр (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также сведений из средств массовой информации о фактах нарушения имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Основанием для начала административной процедуры является издание приказа (распоряжения) о проведении внеплановой проверки (п. 87 Регламента). В приказе (распоряжении) о проведении внеплановой проверки указываются сведения, предусмотренные п. 51 Регламента.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, органом государственной власти, органом местного самоуправления, индивидуальным предпринимателем или гражданином в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний Росреестра (территориального органа) (п. 88 Регламента).
Внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки (п. 89 Регламента).
Документарная внеплановая проверка проводится в порядке, определенном п. 61 - 70 Регламента (п. 92).
По результатам внеплановой проверки должностным лицом Росреестра (территориального органа), проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах. В случае проведения проверки на нескольких земельных участках, принадлежащих и (или) используемых лицом, в отношении которого проводится проверка, составляется один акт, в котором указываются установленные сведения отдельно по каждому земельному участку (п. 97 Регламента).
В акте проверки указываются сведения, предусмотренные п. 77 Регламента (п. 98).
В случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом № 851 (п. 99 Регламента). Критерием для выдачи по результатам проведенной проверки предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации является выявление нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, надзор за соблюдением которых осуществляет Росреестр. Ответственным за принятие решения о выдаче по результатам проведенной проверки предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации является должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки.
К акту проверки прилагаются объяснения проверяемого лица (его представителя), на которого возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений (в случае выявления нарушений), обмер границ земельного участка, фототаблица и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (п. 100 Регламента).
При этом предписание должностного лица, осуществляющего надзор, должно содержать только законные требования, то есть на контролируемое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. При этом такие нарушения должны быть доказанными, а требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.
Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для определенной организации, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер в установленные в предписании сроки. Тем самым, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить некоторые действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
С учетом приведенного нормативного регулирования, установив, что уполномоченным должностным лицом органа земельного надзора в отношении административных истцов была проведена внеплановая документарная проверка по вопросу проверки информации о нарушении земельного законодательства, при этом процедура проведения такой проверки соблюдена, - она проводилась на основании решений о проведении внеплановой документарной проверки от 10.02.2022 № и № с уведомлением контролируемых лиц о ее проведении, по итогам ее проведения составлены предусмотренные законом документы - акты проверки и предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства от 03.03.2022.
В рассматриваемом случае проведение Управлением проверочных мероприятий являлось с целью проверки сообщения о нарушении требований земельного законодательства контролируемыми лицами (установлено самовольное занятие части земельного участка), способом устранения нарушения указано на его освобождение либо оформление прав на него. Оспариваемые предписания выданы уполномоченным лицом компетентного органа, содержат законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Т. в целях соблюдения законодательства. В предписании приведены нарушенные нормы законодательства. Требования предписания направлены на устранение выявленных нарушений, следовательно, содержание предписания ясно позволяет определить какое нарушение необходимо устранить и каким способом (предложено 2 способа), в связи с чем предписание отвечает принципам определенности и исполнимости.
Доводы стороны административного истца о том, что срок внеплановой документарной проверки в отношении Т. был превышен с указанием на начало его исчисления 10.02.2022 суд признает ошибочным, поскольку, исходя из решений о проведении внеплановой документарной проверки от 10.02.2022 № и №, документарная проверка начинается 03.03.2022. Согласно актов внеплановой документарной проверки (примечания) в срок проведения документарной проверки не включены: период с момента направления контролируемому лицу требования предоставить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов; период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и требования предоставить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
То обстоятельство, что проверка была завершена 03.03.2022, свидетельствует о соблюдении срока проведения проверки, не превышающей 10 дней.
Указание на то обстоятельство, что должностным лицом во время документарной проверки не взяты и не учтены пояснения, данные контролируемым лицом, также отклоняются судом, поскольку, как не отрицает сторона административного истца, Т.И.А. в назначенную дату документарной проверки соблюдения требований земельного законодательства 03.03.2022 в 11 часов 30 минут не явилась (извещение получено заблаговременно), сведений о направлении письменных пояснений/возражений не представлено. Т.А.И., согласно пояснениям как стороны административного истца, так и стороны административного ответчика, на документарную проверку 03.03.2022 явился, вместе с тем документов, указанных в извещении (в частности на право пользования земельным участком), не представил, как и каких-либо письменных пояснений/возражений, равно как и ходатайств о необходимости приостановления проверки для предоставления сведений относительно проверяемого объекта. Вопреки позиции стороны административного истца, внесение в акт проверки устных возражений контролируемого лица положениями закона не регламентировано. При этом суд отмечает, что, согласно положений ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», предметом проверки являются сведения, содержащиеся в документах, представленных контролируемыми лицами. По мнению суда их круг был четко указан в извещении, направленном Т., при этом, согласно пояснениям специалиста Е.М.С., данным суду, контролируемое лицо о необходимости предоставления времени для предоставления дополнительных документов ходатайств не заявляло.
Ссылки на неразъяснение Т.А.И. положений ст. 36 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» специалистом Е.М.С. о недействительности результатов проверки и вынесенных по ее результатам актов не свидетельствует.
При проведении инструментального обследования объекта земельных отношений, принадлежащего административным истцам, административная процедура осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений (п. 109 Регламента, ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»), мнение об обратном на законе не основано.
Доводы стороны административного истца о том, что протокол осмотра и инструментального обследования земельного участка им направлен не был, безмотивен, поскольку в материалы дела представлены копии актов от 03.03.2022 с указанием на приложение к ним протокола осмотра и инструментального обследования (п. 13 актов), сопроводительные письма о направлении Т. данных документов (акт осмотра с приложением, предписание). Возможность ознакомиться с указанными документами контролируемые лица имели также 03.03.2022, при проведении внеплановой документарной проверки.
Невозможность отслеживать в режиме реального времени ход контрольных мероприятий посредством сервисов сети «Интернет» с учетом направления соответствующих документов с результатами таких мероприятий посредством почтового отправления само по себе не влечет недействительности результатов проверки и не является основанием для признания незаконными оспариваемых предписаний.
Применительно к указанному ссылки на нарушение контролирующим органом положений п. 56 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), равно как и ст. 36 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», правового и фактического обоснования не имеет.
Мнение о незаконности проведения осмотра и инструментального обследования земельного участка Т., предшествующих вынесению решения о проведении внеплановой документарной проверки, ошибочно, противоречит положениям ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», п. 37 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре). Указание на то, что реквизиты протокола и приложения к нему не совпадают, опровергается материалами дела.
При этом ссылка стороны административного истца на нарушение положений п. 4 ст. 19 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» судом отклоняется, поскольку, согласно пп. 11 ч. 2 ст. 91 указанного закона, грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования.
Указание на получение необъективных сведений по результатам указанного осмотра и инструментального обследования со ссылками на его проведение только с юго-западной стороны земельного участка, нахождение ограждения на земельном участке Т. на том же месте с момента согласования таких границ фактического обоснования (подтверждения) не имеют, основано на субъективном понимании стороны административного истца процедуры проведения такого обследования. При этом суд отмечает, что именно юго-западная сторона земельного участка с кадастровым номером № является смежной с земельным участком с кадастровым № (земли СНТ «Заря-3»), что предопределило необходимость его измерения с указанной стороны. Суду представлено свидетельство о поверке измерительной геодезической аппаратуры (Hiper-SR, заводской №, инв. №) №, действителен до ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующего о соответствии данного прибора установленным метрологическим требованиям и пригодности к дальнейшему применению.
Доводы стороны административного истца о неисполнимости предписаний от 03.03.2022 № и № со ссылками на позицию ВС РФ, изложенную в определении от 22.05.2017 № по делу №, и указание на отсутствие у контролируемых лиц специального оборудования для установления границ, до которых должно быть перенесено ограждение, отсутствие детального указания, на какое рассмотрение в сантиметрах либо метрах и в каком месте данное ограждение должно быть перемещено, на законе не основаны, поскольку необходимость применения специального оборудования, равно как и специальных познаний, для выполнения оспариваемых предписаний не свидетельствует о том, что данное предписание реально не выполнимо тем лицом, в отношении которого оно вынесено. При этом, исходя из пояснений, данных суду административным истцом Т.А.И., он понимает требования данного предписания, допускает возможность привлечения для его исполнения специалистов с соответствующим образованием, что не является невыполнимым, но требующим финансовых затрат.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых действий специалиста Е.М.С., оспариваемых предписаний от 03.03.2022 № и № и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Е.М.С. о признании незаконными действий должностного лица, предписаний Т.А.И., Т.И.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Омска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Я.А. Холявкина
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2022 года.