ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2701/2022УИД230002-01-2022-001699-43 от 13.05.2022 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело 2а-2701/2022 УИД 23RS0002-01-2022-001699-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор.Сочи 4 мая 2022 года

Мотивированное решение изготовлено: 13 мая 2022 года.

Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего - судьи Федорова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Побойня В.С.,

с участием административного истца ФИО.,

представителя административного ответчика администрации гор.Сочи – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО о признании незаконным отказа администрации гор.Сочи в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратилась в суд к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в утверждении и согласовании схемы перераспределения земельного участка.

В обоснование исковых требований административный истец указала, что является собственником земельного участка площадью 600 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. С целью перераспределения земельного участка 18.11.2021 обратилась в департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, смежного с земельным участком, принадлежащим административному истцу. Согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка предусматривалось образование земельного участка площадью 970 кв. м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 600 кв.м. и свободных земель площадью 370 кв. м. В удовлетворении заявления отказано, о чем административный истец уведомлен письмом от 14.12.2021 № 23896916, с указанием на то, что из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 370 кв. м, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам. Административный истец считает отказ незаконным в связи с тем, что перераспределение 370 кв. м свободных земель не препятствует образованию расположенных по смежеству, находящихся в муниципальной собственности земель, самостоятельных земельных участков, также проход и проезд на земельный участок площадью 370 кв. м. возможен только через принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Административный истец просит признать незаконным отказ от 14.12.2021 № 23896916 в утверждении и согласовании схемы перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в собственности административного истца с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи заключить соглашение с ФИО2 о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в собственности ФИО., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 970 кв.м. согласно схеме о перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории, утвердив схему постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.

Административный истец в судебное заседание явился, на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Сочи в судебное заседание явился, административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли - исключительная компетенция представительного органа муниципального образования, в связи с чем, земли данной территории могут быть использованы для муниципальных нужд, в рамках различных мероприятий, а именно: размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т.д.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельный участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренном главой V (ст.ст. 39.27 – 39.29) ЗК РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Статьей 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положение об особо охраняемой природной территории, наличие зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружений.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На территории города Сочи принят и действует Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденный постановлением администрации города Сочи от 24.09.2015 № 2753 (далее Регламент).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены п. 31 указанного Регламента.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что ФИО является собственником земельного участка площадью 600 кв.м с кадастровым номером 23:49:0407006:6535, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Из материалов дела следует, что ФИО 18.11.2021 обратилась через МАУ МФ в департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи с заявлением о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, смежного с земельным участком, принадлежащим административному истцу.

Согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка предусматривалось образование земельного участка площадью 970 кв. м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м. и свободных земель площадью 370 кв. м.

Администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в оказании услуги отказано, о чем административный истец уведомлен письмом от 14.12.2021 № 23896916.

Отказ в оказании муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» мотивирован тем, что из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 370 кв. м, возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам

Основания для отказа в предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденный постановлением администрации города Сочи от 14.12.2021 № 23896916, предусмотрены п. 31 Регламента.

Суд признает настоящий отказ законным, поскольку материалами дела установлено, что у администрации муниципального образования городской округ – город-курорт Сочи имелись основания для отказа в утверждении схемы, предусмотренные 11.9 ЗК РФ, предусмотренные п.п. 9 п. 31 Регламента.

Суд приходит к выводу, что требование административного истца не основано на нормах действующего земельного законодательства.

Анализ законодательства свидетельствует о том, что у администрации г. Сочи, как у органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, не возникло обязанности по согласованию схемы перераспределения земельного участка.

С учетом того, что доказательств бесспорно свидетельствующих о нарушении прав административного истца в материалы дела не представлены, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст. 175 – 180, 226-227 РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО о признании незаконным отказа администрации гор.Сочи в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г. Сочи.

Председательствующий Е.Г. Федоров