ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2703/19 от 21.10.2019 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-2703/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2019 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе председательствующего судьи Пержуковой Л.В., при секретаре Скородумовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Кирову к Бордюговскому В.П. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за просрочку его уплаты,

у с т а н о в и л:

23.07.2019 ИФНС России по городу Кирову, ссылаясь на положения ст.ст. 31, 45, 48 НК РФ, обратилась в Первомайский районный суд г.Кирова с административным исковым заявлением к Бордюговскому В.П. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 33120 руб., пени за просрочку его уплаты – 99,36 руб.

Определением Первомайского районного суда г.Кирова от 12.09.2019 административное дело по данному иску передано по подсудности в Центральный районный суд г.Твери и принято к его производству определением от 10.10.2019.

В обоснование иска указано, что согласно сведениям, поступившим из УГИБДД УВД Кировской области, с 05.08.2008 по 30.03.2019 на имя административного ответчика было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> мощностью 276 л.с., гос.рег.знак .

В соответствии со ст. 362 НК РФ ст. 3 Закона Кировской области «О транспортном налоге в Кировской области» на основании данных сведений Бордюговскому В.П. исчислен транспортный налог за 2017 год в сумме 33120 руб. сроком уплаты до 03.12.2018. В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 12.07.2018 № 30860885. До настоящего времени данный налог не уплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию пеня, рассчитанная за период с 04.12.2018 по 15.12.2018. Согласно ст.69 НК РФ в адрес ответчика было направлено требование от 16.12.2018 № 50974, которое не исполнено.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, письменно просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, направив возражения по существу требований. В них со ссылками на ст.ст. 3, 38, 358, 362 НК РФ и ст.ст. 128, 129 ГК РФ указано, что автомобиль <данные изъяты>, зарегистрированный на его имя, в 2010 году в результате дорожно-транспортного происшествия фактически был уничтожен. Ранее в 2008 году он был продан по генеральной доверенности без снятия с учета в ГИБДД по договоренности с покупателем о том, что он перерегистрирует автомобиль на свое имя. Новый владелец поставил автомобиль на временный учет на период действия доверенности, по истечении которого автомобиль снова значился зарегистрированным за административным ответчиком. В снятии данного автомобиля с регистрационного учета ему в органах ГИБДД было отказано в связи с имеющимися запретами на регистрационные действия, наложенными судебными приставами-исполнителями, следовательно, действия по прекращению регистрации выполнить не представлялось возможным. Налоговый орган данного обстоятельства также не учел.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 названной статьи КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что определением мирового судьи судебного участка № 68 Первомайского судебного района г.Кирова от 04.04.2019 был отменен судебный приказ от 19.02.2019 о взыскании с Бордюговского В.П. требуемой в рамках настоящего административного дела задолженности по налогам и пени в общей сумме 33219,36 руб., что подтверждено копиями данного определения и судебного приказа.

Административный иск был предъявлен в суд 23.07.2019, то есть с соблюдением установленного законом срока.

В силу ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Отличительной особенностью налоговой обязанности является то, что она возникает только в силу закона, а ее исполнение обеспечивается государственным принуждением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

Согласно п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

В силу ст.14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом.

В соответствии с абз.1, 2 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п.5 ст.83 НК РФ следует, что постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:

1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;

1.1) для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства;

2) для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Судом установлено, что административный ответчик был зарегистрирован по адресу: <адрес>, снят с регистрационного учета по решению суда 27.12.2013, что следует из сообщения отделения регистрационного учета населения отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Кирову от 02.08.2019 (л.д.23).

Передавая дело по подсудности, Первомайский районный суд г.Кирова в своем определении от 12.09.2019 пришел к выводу о том, что материалами дело подтверждено, что административный ответчик проживает по адресу: <адрес>.

Согласно п. 7 ст. 83 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 №232-ФЗ, действующей с 30.08.2019) постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания), принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, осуществляется на основании заявления такого физического лица налоговым органом, в который по выбору физического лица представлено это заявление.

В силу п.7 ст.83 НК РФ в ранее действовавшей (до 30.08.2019) редакции постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

По сообщению Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области от 18.10.2019 Бордюговский В.П. состоит на учете в качестве налогоплательщика в ИФНС России по г.Кирову.

Законом Кировской области от 28.11.2002 N 1143-ЗО "О транспортном налоге в Кировской области" с 01.01.2003 на территории Кировской области введен транспортный налог, который определяет ставки, порядок и сроки уплаты налога.

Из письма МРЭО УГИБДД УМВД России по Калужской области от 24.08.2018 №3/187710051796 (л.д. 30) следует, что согласно сведениям базы данных ФИС ГИБДД-М транспортное средство <данные изъяты> было поставлено на временный учет в МРЭО г. Кирова Калужской области Пимоновым С.П. на основании генеральной доверенности на срок ее действия. Государственные регистрационные знаки , свидетельство о регистрации были сданы и выданы регистрационные знаки на ограниченный срок.

27.12.2012 данное транспортное средство было снято с временного учета, номера с Калужским регионом были сданы и вновь выданы государственные регистрационные знаки , а регистрационный учет на имя Бордюговского В.П. остался текущим.

Таким образом, в спорный налоговый период – 2017 год транспортное средство <данные изъяты> гос.рег.знак значилось зарегистрированным на имя Бордюговского В.П.

В отношении данного транспортного средства имеются запреты на регистрационные действия, наложенные 19.02.2010 определением Ломоносовского суда г.Архангельска от 03.02.2010 по делу № 2-828/10, 30.06.2015 судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства от 01.07.2014 № 22393-14-43047-ИП, 18.03.2016 судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства от 24.07.2015 № 30019-15-43047-ИП, 23.05.2016 судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства от 24.07.2015 № 30020-15-43047-ИП.

Согласно имеющейся в деле (л.д.28) копии сообщения УМВД России по Брянской области от 24.10.2-18 №13/3/18771438021808.-01.2010 на 372 км. автодороги «Украина» на территории Навлинского района было зарегистрировано дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего Бордюговскому В.П. транспортного средства <данные изъяты> гос.рег.знак (номер 1115 от 08.01.2010). Предоставить Бордюговскому В.П. справку о дорожно-транспортном происшествии либо другие материалы по факту данного ДТП не представилось возможным в связи с тем, что срок хранения административных материалов по фактам ДТП, а также уголовных дел средней тяжести составляет не более 5 лет.

Доказательства фактического уничтожения данного транспортного средства административным ответчиком отсутствуют. Доказательств наличия обстоятельств, не зависящих от воли налогоплательщика Бордюговского В.П., препятствующих прекращению регистрации данного транспортного средства, суду не представлены. Ответы органов полиции к таковым доказательствам не относятся, из них, напротив, следует, что Бордюговский В.П. не проявлял должных заботливости и осмотрительности, каковые требуются от собственника имущества и участника гражданских, а также публичных правоотношений.

В соответствии с п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что транспортное средство <данные изъяты> гос.рег.знак в налоговом периоде – 2017 год значилось зарегистрированным на имя Бордюговского В.П., последний является налогоплательщиком транспортного налога.

В силу п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Соответствующая налоговая ставка (для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) включительно) для расчета транспортного налога на налоговый период 2017 год была установлена статьей 3 закона Кировской области от 28.11.2002 № 114-ЗО «О транспортном налоге в Кировской области» в редакции Закона Кировской области «О внесении изменений в Закон Кировской области «О транспортном налоге в Кировской области» от 08.11.2010 № 570-ЗО и составляла 120 руб.

В силу п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Пунктами 2-4 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчёт налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Согласно п.1 ст.362 НК РФ следует, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно абз.1-3 п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика - физического лица только после получения налогового уведомления о сумме рассчитанного налоговым органом налога, подлежащего уплате.

Судом установлено, что за 2017 год налоговый орган рассчитал транспортный налог в сумме 33120 руб. (276 л.с. х 120 руб. х 12/12 (количество месяцев владения в 2017). Расчет произведен в точном соответствии с требованиями закона.

Налоговым уведомлением от 12.07.2018 № 30860885 Бордюговскому В.П. было предложено уплатить указанный налог в срок не позднее 03.12.2018.

Факт отправки данного уведомления налогоплательщику по адресу: <адрес> подтвержден копией списка заказных писем №661659.

По данным внутрироссийского почтового идентификатора (60385625756955) оно было получено Бордюговским В.П. 13.08.2018.

Требованием № 50974 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16.12.2017 налоговый орган поставил в известность Бордюговского В.П. о наличии недоимок, задолженности по пеням, штрафам, процентам, в том числе по транспортному налогу по сроку уплаты 03.12.2018 и пени в сумме 99,36 руб., предложил ему в срок до 24.01.2019 исполнить свою обязанность по уплате данных налога и пени.

Факт отправки требования налогоплательщику по адресу: <адрес> подтвержден копией списка на отправку заказных писем с документами «Требование на уплату налога, пени, штрафа», принятых к отправке 19.12.2018. Данное требование не было вручено адресату и возвращено отправителю.

Доказательств уплаты требуемых налоговым органом по настоящему делу сумм налога и пени административным ответчиком суду не представлено.

Оценивая правомерность требования о взыскании пени, суд помимо изложенного выше исходит из следующего.

Как было установлено выше, Бордюговский В.П. снят с регистрационного учета по решению суда 27.12.2013, в представленных суду документах он указывает, что фактически проживает по адресу: <адрес>, им было получено налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2017 год, при этом налог уплачен им не был, доказательств предоставления в любой налоговый орган соответствующего заявления в целях постановки его на учет в суд не представлено. Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязанные сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации указанных лиц, данную обязанность, предусмотренную п. 3 ст.85 НК РФ, исполнить не могли, поскольку для осуществления регистрации по месту жительства административный ответчик в данные органы не обращался.

Данное поведение Бордюговского В.П. суд расценивает как недобросовестное, поэтому не смотря на то, что требование № 50974, направленное ему по адресу: <адрес>, не было получено Бордюговским В.П., полагает, что исковое требование о взыскание с него пени является обоснованным.

Расчет пени за период с 04.12.2018 по 15.12.2018 в размере 99,36 руб. произведен налоговым органом верно, в точном соответствии со ст.75 НК РФ.

На основании ч.1 ст.114 КАС РФ с Бордюговского В.П. надлежит взыскать в доход муниципального округа город Тверь госпошлину по делу в размере 1196,58 руб. (3% от 13219,36 руб. + 800 руб.)

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административный иск ИФНС России по городу Кирову к Бордюговскому В.П. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за просрочку уплаты транспортного налога удовлетворить.

Взыскать с Бордюговского В.П., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, ранее зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего (без регистрации) по адресу: <адрес>, в соответствующий бюджет задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 33120 руб., пени за просрочку его уплаты за период с 04.12.2018 по 15.12.2018 в размере 99,36 руб.

Взыскать с Бордюговского В.П., родившегося ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ранее зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего (без регистрации) по адресу: <адрес>, в доход муниципального округа <адрес> госпошлину по делу в размере 1196,58 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Пержукова