ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2704/18 от 31.12.9999 Коломенского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Коломенский федеральный городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи БЕССУДНОВОЙ Л.Н.,

при секретаре судебного заседания УШАКОВОЙ Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению НАСОНОВА Ивана Викторовича к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Насонов И.В. обратился в суд к административному ответчику Администрации Коломенского городского округа Московской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги.

Административный иск мотивирован тем, что Насонову И.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью 2000 кв. метров, категорией: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года. Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

ДД.ММ.ГГГГ административный истец получил постановление администрации Коломенского муниципального района об утверждении градостроительного плана земельного участка, также схему планировочной организации земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением о выдачи разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на территории Московской области.

ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги - выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области. Административный истец полагает, что указанное решение является незаконным.

Административный истец указывает, что спорный земельный участок находится в зоне жилой застройки на уже хозяйственно-освоенной территории; на нем отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия либо объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия. Действующее законодательство, в том числе и в области защиты объектов культурного наследия, не возлагает на застройщика обязанность для обнаружения объектов культурного наследия проводить за свой счет историко-культурную экспертизу путем археологических натурных исследований. Стоимость такой экспертизы составляет около 100000 рублей, что для административного истца обременительно.

Административный ответчик отказал в выдаче разрешения на строительство объекта в связи с тем, что в градостроительном плане земельного участка административного истца установлены ограничения по его использованию, археологических натурных исследований.

Административный истец, считает, что из буквального толкования текста Градостроительного кодекса РФ, не усматривается, что именно застройщик за свой счет обязан произвести вышеуказанную государственную экспертизу.

На основании положений ст.ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 218, 227 КАС РФ, истец просит признать незаконным решение Администрации Коломенского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ принятого по заявлению Носонова И.В. об отказе в предоставлении государственной услуги – выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 2000 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Насонову И.В., в виде отдельного документа на выдачу разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на территории Московской области. Обязать Администрацию Коломенского городского округа Московской области в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Насонова И.В. о предоставлении вышеуказанной государственной услуги, в виде отдельного документа выдача разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на территории Московской области и принять по нему решение.

Насонов И.В. в качестве административного истца, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился; каких либо ходатайств суду не представлено.

Суд не усматривает необходимости признания явки административного истца в судебное заседание обязательной и рассматривает дело в отсутствие указанного лица в порядке ч.6 ст. 226 КАС РФ.

Администрация городского округа Коломна в качестве административного ответчика, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, явки представителя в суд не обеспечило. В представленном в суд письменном отзыве на административное исковое заявление просит суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя; дополнительно указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Насонов И.В. обратился в администрацию Коломенского городского округа с заявлением № о предоставлении государственной услуги – выдача разрешения на строительство (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома), в отношении земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. Заявление было рассмотрено администрацией, и заявителю направлено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пункт 13.14 административного регламента предоставления государственной услуги, ст.ст. 28,30,31,32,36,45.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п. 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.11200-03. Административный ответчик считает, что отказ является правомерным и соответствует закону, в связи с чем, просит в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Суд не усматривает необходимости признания явки представителя административного ответчика в судебное заседание обязательной и рассматривает дело в отсутствие административного ответчика в порядке ч.6 ст. 226 КАС РФ.

Главное Управление культурного наследия Московской области в качестве заинтересованного лица, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, явки представителя в суд не обеспечило; каких либо ходатайств суду не представлено.

Суд не усматривает необходимости признания явки представителя заинтересованного лица Главного Управления культурного наследия Московской области в судебное заседание обязательной и рассматривает дело в отсутствие указанного лица в порядке ч.6 ст. 226 КАС РФ.

Представитель заинтересованного по делу лица – ООО «Скотопромышленный комплекс «Машкино» генеральный директор Кошелев А.И. в судебном заседании пояснил, что полагает заявленный административным истцом иск необоснованным. Дополнительно пояснил, что спорный земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в зоне скотопромышленного комплекса.

Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства в материалах настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается исследованными доказательствами, что Насонову И.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 2000 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Постановлением администрации Коломенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план указанного земельного участка, принадлежащего административному истцу (л.д.13).

Настоящим административным иском Насонов И.В. оспаривает законность решения Администрации Коломенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>» на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Насонову И.В..

В связи с несоответствием представленных истцом документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством, оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (л.д.17), принято с учетом положений п. 13.1.4 административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области», утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.ст. 28,30,31,32,36,45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» застройщик обязан обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном ст. 45.1 Федерального закона. В предоставленном пакете документов данное согласование отсутствует.

В решении указано, что земельный участок, полностью расположен в санитарно-защитной зоне предприятия ООО «СПК «Машкино». Согласно главе 5 п. 5.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с частью 1 и частью 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

К указанному заявлению прилагаются документы, перечень которых изложен в указанной статье.

Согласно ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

В соответствии с п. 2.1 и п. 3 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется: федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом; региональным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, касающийся объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным законом данного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, на основании вышеизложенных нормативных актов, довод стороны административного истца об отсутствии оснований для финансирования им историко-культурной экспертизы земельного участка суд находит не основанным на законе.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административный ответчик, отказывая истцу в выдаче разрешения на строительство жилого дома, обоснованно сослался на несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством, на основании п. 13.1.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области», утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство (номер обращения: от ДД.ММ.ГГГГ), суд находит обоснованным, а потому требования административного истца Насонова И.В. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области» на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 2000 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Насонову И.В., в виде отдельного документа на выдачу разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на территории Московской области, и обязании Администрации Коломенского городского округа Московской области в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Носонова И.В. о предоставлении вышеуказанной государственной услуги, и принятии по нему решения, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Насонова Ивана Викторовича к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании незаконным решения Администрации Коломенского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области» на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 2000 кв. метров, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Насонову И.В., в виде отдельного документа на выдачу разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на территории Московской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятии судом решения в окончательной форме в Московский областной суд через Коломенский городской суд.

Судья Л.Н. Бессуднова