Дело № 2а-2705/2021 г.
УИД 23RS0058-01-2020-005499-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2021 г. г.Сочи
Хостинский районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :
Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.
при секретаре Бобиной Д.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отдел Адлерский отдел г.Сочи о признании незаконным решения по приостановлению государственной регистрации права собственности на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Хостинский районный суд г.Сочи с административным иском к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения по приостановлению государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Административный истец просит суд признать незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № № о приостановлении государственной регистрации права собственности по заявлению ФИО1 на помещение – жилую комнату площадью 11,4 кв.м., расположенное по адресу : РФ, <адрес> кадастровый №.
Обязать административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в г.Сочи устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 и осуществить государственную регистрацию права собственности за ФИО1 на объект недвижимого имущества - жилую комнату, площадью 11,4 кв.м., расположенную по адресу РФ, <адрес>, кадастровый №.
В обосновании требований административный истец указывает, что на основании договора о передаче жилья в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ№ она обладает правом собственности на жилую комнату, площадью 11,4 кв.м., расположенную по адресу РФ, <адрес> кадастровый №. Обременений объекта недвижимости не имеется, иных лиц оспаривающих права истца на этот объект не имеется. ДД.ММ.ГГГГ истец совместно с представителем ОАО «Юждорстрой» через ГАУ КК МФЦ в г.Сочи в Хостинский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю подала документы для государственной регистрации прав на недвижимое имущество с приложением необходимых документов, в том числе договор о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.№, а также все иные необходимые документы в чем ей была выдана расписка о получении документов. ДД.ММ.ГГГГФИО1 получила в ГАУ КК МФЦ г.Сочи уведомление от административного ответчика Управления Росреестра по Краснодарскому краю Адлерский отдел г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № № о приостановлении государственной регистрации права собственности по заявлению ФИО1 с указанием на то, что основанием для этого то, что ОАО «Юждорстрой» в порядке приватизации вышеуказанного жилого помещения в собственность граждан невозможна, а также, что представленный на регистрацию права договор о безвозмездной передаче жилья в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ не может выступать в качестве правоустанавливающего документа, а также, что ОАО «Юждорстрой» не вправе заключать указанный договор о безвозмездной передаче жилой комнаты. Истец считает это незаконным, противоречащим положениям ст.131 ГК РФ, ст. 14,26,27 Закона РФ О государственной регистрации недвижимости и нарушает права и законные интересы истца на получение жилого помещения бесплатно в порядке приватизации. ФИО1 указывает, что право собственности на спорное жилое помещение было зарегистрировано за ОАО «Юждорстрой» в установленном порядке, что не мог не знать ответчик, при этом ОАО «Юждорстрой» являлся правообладателем общежития в котором расположена спорная комната и вправе было распоряжаться жилым фондом и передать в порядке приватизации жильцам, проживающим в них на законных основаниях. Заключенный между ОАО «Юждорстрой» и ФИО1 договор не был признан недействительным, а Управление Росреестра не наделено правом давать оценку заключенному договору на предмет его недействительности, поскольку это полномочия суда. Спорная жилая комната ранее предоставлялась ФИО1 на законных основаниях по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ до приватизации предприятия где она и проживает до настоящего времени.
По делу было вынесено решение Хостинским районным судом г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.97-102 т.1), которым административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.245-248 т.1) решение Хостинского районного суда г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в Хостинский районный суд г.Сочи.
При новом рассмотрении дела определением судьи Хостинского районного суда г.Сочи Волковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО1 оставлено без рассмотрения ( л.д.13 т.2).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.54-57 т.2) определение судьи Хостинского районного суда г.Сочи Волковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ отменено, а материал по административному иску направлен в Хостинский районный суд г.Сочи для рассмотрения административного иска со стадии принятия к производству.
При новом рассмотрении дела в Хостинского районном суде г.Сочи, во исполнении указаний содержащихся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ( далее по тексту Управление Росреестра по Краснодарскому краю).
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания. В представленном в суд заявлении ( л.д.141 т.2), просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержала и просила удовлетворить заявленные требования.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ( далее по тексту Росреестр), Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Адлерский отдел г.Сочи, заинтересованного лица ОАО "Юждорстрой" в лице конкурсного управляющего ФИО2, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в него не явились, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не сообщили об уважительности причин неявки.
Сторона административный ответчик Управление Росреестра по Краснодарскому краю в г.Сочи представило в дело объяснения в письменной форме ( л.д.108-113 т.2) в котором просит отказать в удовлетворении иска. В обосновании указывает, что Административный истец обратился совместно с представителем ОАО «Юждорстрой» через ГАУ КК «МФЦ» в г. Сочи в Хостинский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на данный объект недвижимости от ОАО «Юждорстрой» к административному истцу с приложением всех необходимых документов. Регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию перехода права собственности в соответствии с уведомлением по основаниям: что представленный на регистрацию договор о безвозмездной передаче жилья в собственности не может выступать в качестве правоустанавливающего документа, ОАО «Юждорстрой» не вправе заключать договор о безвозмездной передаче жилой комнаты общежитии по <адрес>. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №, ОАО "Юждорстрой" (ИНН №, ОГРН <***>) <адрес> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от конкурсным управляющим ОАО "Юждорстрой" утверждена ФИО2. В силу пункта 1 статьи 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника. Решением исполнительного комитета Хостинского районного Совета народных депутатов г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию общежития в и. Кудепста по <адрес> горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ общежитие передано на баланс СУ-893. Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ государственное предприятие Южный специализированный трест по строительству автомобильных дорог (трест «Юждорстрой»), в который входило СУ-893 был преобразован в порядке приватизации в Южное акционерное общество открытого типа по строительству и реконструкции автомобильных дорог и аэродромов (АО «Юждорстрой) и зарегистрировано постановлением главы администрации Первомайского района г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ№. ОАО «Юждорстрой» является правопреемником АООТ «Юждорстрой», зарегистрированного постановлением главы администрации Первомайского района г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи реорганизацией государственного предприятия Южный специализированный трест по строительству автомобильных дорог (трест «Юждорстрой). Однако, по данным ЕГРН за ОАО «Юждорстрой» право на заявленную комнату не зарегистрировано. При этом зарегистрировано право на образованную группу помещений как единый объект, а именно Здание общежития (кроме помещений на поэтажном плане №№,1-28. 26,29,30-37-62. 63,64-66,1-34,1,11 (1 этаж), 200-236, 238,240,242,244,246,1-59 (2 этаж). Расположенное по адресу: <адрес>.. Кроме того, по указанному адресу так же расположены помещения площадью 1740 кв.м, принадлежащие ООО «Управляющая компания «Югинвест», что препятствует однозначно идентифицировать заявленный объект и выделить его из группы зарегистрированных помещений. На основании части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", п.1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и. муниципальную собственность" от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1, ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", п.1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 370) данные квартиры должны были быть переданы в муниципальную собственность. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2 части 3 статьи 3). При проведении правовой экспертизы у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения оспариваемых регистрационных действий. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ). Согласно п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218- ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено данной статьей. В связи с вышеизложенным ФИО3 необходимо представить правоудостоверяющий документ в соответствии с действующим законодательством, либо правоустанавливающий документ о распоряжении ОАО «Юждорстрой» имуществом, предварительно зарегистрировав право собственности, в том числе прекращение существующего права на образованную группу помещений как единый объект либо соответствующий судебный акт.
Заинтересованное лицо ОАО "Юждорстрой" в лице конкурсного управляющего ФИО2, в письменном отзыве ( л.д.119-123 т.2), просило суд удовлетворить административный иск, а рассмотрение дела провести в отсутствие своего представителя. В обосновании позиции заинтересованное лицо сослалось на то, что за ОАО «Юждорстрой» зарегистрировано право собственности на общежитие по <адрес>, ему присвоен кадастровый номер. Общество решением Арбитражного суда Краснодарского края признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, а конкурсным управляющим утверждена ФИО2. ФИО1 обратилась в ОАО «Юждорстрой» с заявлением о передаче ей занимай жилой комнаты № в порядке приватизации, при этом ей эта комната ранее была представлена по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ для проживания в которой она проживает до настоящего времени на законных основаниях. Комната поставлена на кадастровый учет. Здание общежития с комнатами отнесены к жилищному фонду и находятся на балансе ОАО «Юждорстрой» и являются его собственностью. По данным ЕГРН спорная жилая комната и здание указанного общежития расположены по одному адресу, имеют самостоятельные кадастровые номера. Общежитие после приватизации государственного предприятия передано ОАО «Юждорстрой» с сохранением всех жилищных прав граждан жильцов общежития, в том числе и право на приватизацию занимаемых помещений. ФИО1 имеет право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен договор приватизации занимай ею жилой комнаты, который является правоустанавливающим документом. Для регистрации ее права собственности на эту комнату в Росреестр были сданы все необходимые документы. Административным ответчиком неправильно истолкованы положения действующего законодательство, принято незаконное и необоснованное решение, что нарушает права истца на приватизацию. В обосновании ОАО «Юждорстрой» ссылается на положения п.1 ст.131, ч.2 ст.208,п.1 ст.551,п.2 ст.558 ГК РФ, ст.18 ФЗ РФ № 4199-1 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, изучив исковое заявление, объяснения административного истца в письменной форме, исследовав объяснения административного ответчика, отзыв заинтересованного лица, представленные в дело доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Арбитражный суд Краснодарского края по делу № №, решением от ДД.ММ.ГГГГ признал ОАО "Юждорстрой" (ИНН №, ОГРН №) г. Краснодар несостоятельным (банкротом) и открыл в отношении должника конкурсное производство, определением арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ конкурсным управляющим ОАО "Юждорстрой" утверждена ФИО2 ( л.д.75-77 т.1).
С даты утверждения конкурсного управляющего, в силу п.1 ст. 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002, он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.
Из объяснений ФИО1 и ОАО "Юждорстрой" суд установил, что ФИО1 обратилась к ОАО «Юждорстрой» с заявлением о передаче занимаемой комнаты <адрес> в порядке приватизации.
Свои требования мотивировала тем, что ее супругу ФИО4 на состав семьи вместе с супругой ФИО1,, в связи с трудовыми отношениями с № предоставлено жилое помещение и она вселена в 1985 года в комнату <адрес>, где и проживает по настоящее время на законных основаниях, расторгнув брак с К на основании решения Хостинского районного суда г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.57 т.1).
Эти обстоятельства подтверждаются представленными в дело корешком ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия жилой площади в общежитии К с его супругой ФИО1 на основании решения администрации, профкома и комитета комсомола СУ-958 протокол № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.53 т.1).
Решением исполнительного комитета Хостинского районного Совета народных депутатов г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию общежития в <адрес>. ( л.д.27-28 т.1)
Тем самым находит подтверждение довод о том, что здание общежития было построено до приватизации имущества государственного предприятия.
Решением Хостинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ общежитие передано на баланс СУ-893.
Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ государственное предприятие Южный специализированный трест по строительству автомобильных дорог (трест «Юждорстрой», в который входило СУ-893 был преобразован в порядке приватизации в Южное акционерное общество открытого типа по строительству и реконструкции автомобильных дорог и аэродромов (АО «Юждорстрой) и зарегистрировано постановлением главы администрации Первомайского района г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ№.( л.д.29-31 т.1).
ОАО «Юждорстрой» является правопреемником АООТ «Юждорстрой», зарегистрированного постановлением главы администрации Первомайского района г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи реорганизацией государственного предприятия. Южный специализированный трест по строительству автомобильных дорог (трест «Юждорстрой).( л.д.32 т.1)
Указанные обстоятельства установлены также решением Хостинского районного суда г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленным без изменения кассационным определением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, копия которого представлена в дело.
Правообладателем общежития по адресу: <адрес>, в котором расположена испрашиваемая жилая комната, является ОАО «Юждорстрой» ИНН №, что подтверждается выписками из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в которых значится, что здание общежития - жилой дом кадастровым номером № по адресу <адрес> принадлежит ОАО «Юждорстрой» на праве собственности согласно плана приватизации Южного специализированного треста автодорожного строительства «Юждорстрой от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация права собственности осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, ( л.д.16-21 т.1).
Право собственности ОАО "Юждорстрой" на указанный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ за номером государственной регистрации:№ а также это подтверждается выданным свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.( л.д.130 т.2).
Комната 410, расположенная в здании № <адрес> <адрес>, поставлена на кадастровый учет за №, которая расположена в здании с кадастровым номером 23:49:0304024:1090, что следует из выписки из ЕГРН.
Таким образом подтверждаются обстоятельства того, что жилая комната №, расположенная в жилом здании №<адрес> была отнесена к жилищному фонду, находящемся на балансе ОАО "Юждорстрой" и является его собственностью.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 18 Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, передается в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию. Следовательно, после приватизации государственного предприятия, ОАО «Юждорстрой» был передан жилищный фонд с сохранением всех жилищных прав граждан (жильцов общежития), в том числе и на приватизацию занимаемых помещений ( л.д.33-54 т.1) (правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ18-1; в апелляционном определении Санкт- Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ№).
Решением собрания кредиторов ОАО «Юждорстрой» от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.125-128 т.2) решено исключить из конкурсной массы ОАО «Юждорстрой» жилые помещения общежития в <адрес> в здании с кадастровым номером №, а также решено передать безвозмездно жилые помещения общежития в указанном жилом доме в порядке приватизации квартиросъемщикам этих жилых помещений. Конкурсному управляющему ОАО «Юждорстрой» поручено согласно поданных заявлений квартиросъемщиков, подготовить и подписать договоры приватизации жилых помещений в общежитии <адрес> и сдать их на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Краснодарскому краю через МФЦ г.Сочи.
Заявления ФИО1 было удовлетворено, занимаемое жилое помещение № кадастровый № площадью 11,4 кв.м. по адресу: <адрес> передано ей по договору приватизации, заключенному между нею и ОАО "Юждорстрой", безвозмездно, что суд установил из объяснений административного истца и ОАО «Юждорстрой», а также из анализа представленной копии описи документов принятых на государственную регистрацию права в которой указан договор о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.13 т.1).
В МФЦ г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ сданы необходимые документы для регистрации права собственности на приватизированную комнату за ФИО1 на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, комната 410 ( л.д.13 т.1) и согласно описи, для регистрации сделки были представлены следующие документы: договор передачи жилого помещения в порядке приватизации от 11.12.2018г. №,, справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ.№, ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ, чек от ДД.ММ.ГГГГ; решение Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ года; определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 12.2017 года; заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество от ФИО1, - заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество от ОАО «Юждорстрой».
Из представленной в дело копии уведомления Росреестра по Краснодарскому краю о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № № Адлерского отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю ( л.д.11-12 т.1) суд установил, что государственная регистрация права на выше указанный объект недвижимого имущества за ФИО1 на основании представленных ею документов был приостановлен до ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что ОАО «Юждорстрой» не предоставлен правоустанавливающий документ на жилое помещение, подтверждающий правомерность передачи ей недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>. Как видно, представленный в качестве правоустанавливающего документа договор о безвозмездной передаче жилья в собственность, заключен между ОАО «Юждорстрой» и гражданином РФ, однако в соответствии со ст.217 ГК РФ и Законом РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ могут приватизировать жилые помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у предприятий и учреждений. При этом ст.6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.Безвозмездная передача ОАО «Юждорстрой» в порядке приватизации указанного жилого помещения в собственность граждан невозможна, в связи с чем представленный на регистрацию права договор о безвозмездной передаче жилья в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ не может выступать в качестве правоустанавливающего документа, так как в нарушение действующего законодательства заключен неуполномоченным лицом и в отношении имущества не подлежащего приватизации. По данным ЕГРН за ОАО «Юждорстрой» право на указанную комнату не зарегистрировано. При этом зарегистрировано право на образованную группу помещений как единый объект, а именно Здание общежития (кроме помещений на поэтажном плане №№,1-28. 26,29,30-37-62. 63,64-66,1-34,1,11 (1 этаж), 200-236, 238,240,242,244,246,1-59 (2 этаж). Расположенное по адресу: <адрес>.. Кроме того, по указанному адресу так же расположены помещения площадью 1740 кв.м, принадлежащие ООО «Управляющая компания «Югинвест», что препятствует однозначно идентифицировать заявленный объект и выделить его из группы зарегистрированных помещений. Заявителям предложено представить правоустанавливающий документ в соответствии с действующим законодательством, либо правоустанавливающий документ о распоряжении ОАО «Юждорстрой» имуществом, предварительно зарегистрировав право собственности на заявленный объект с учетом преобразования исходной группы помещений, в том числе прекращения существующего права на образованную группу помещений как единый объект.
Согласно п. 12 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ№ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации нрав и (или) отказ в государственном кадастровое учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд».
С административным иском в суд ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, после получения ею копии оспариваемого решения административного органа, в пределах срока для оспаривания действий и решения административного органа ( л.д.3 т.1), поэтому ее требования подлежат рассмотрению по существу.
Суд установил, что на государственную регистрацию ФИО1 и ОАО "Юждорстрой" был предоставлен договор передачи жилого помещения в порядке приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности на здание по адресу: <адрес>, в состав которого входит передаваемая по указанному договору жилая комната принадлежит ОАО «Юждорстрой» на основании плана приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ в едином государственном реестре недвижимости за №.
Таким образом, право собственности ОАО «Юждорстрой» на объект недвижимости было зарегистрировано в установленном законом порядке и административный ответчик принявший оспариваемое решение, не мог об этом не знать, однако принял выше указанное решение с совершением для этого административных действий.
В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрация недвижимости» от 13.07,2015 № основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых рабо! (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящие в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Как видно из указанного перечня документов ФИО1 и ОАО "Юждорстрой" были представлены все необходимые документы, достаточные для государственной регистрации права собственности за ФИО1.
В соответствии с п. 1 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
проведение правовой экспертизы документов представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственнойрегистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При вынесении оспариваемого решения административным органом неправильно применены нормы права.
Так согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 5 статьи 18 этого же Федерального закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (пункт 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (абзацы первый и третий статьи 7 упомянутого выше закона).
Однако приведенные законоположения, являющиеся специальными нормами, регулирующими отношения приватизации жилых помещений, при разрешении заявленных требований не были применены судом апелляционной инстанции.
В силу части 1 статьи 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 18 названного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Не учтено так же и разъяснение постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно пункту 4 которого, разрешая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу статьи 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ).
То обстоятельство, что при приватизации государственного предприятия здание по адресу: <адрес> не было передано в муниципальную собственность, не могло являться ограничением жилищных прав административного истца, в том числе ее права на приватизацию законно занимаемого ею с 1985 года жилого помещения в здании, утратившем статус общежития.
Суду административными ответчиками не представлено допустимых и относимых доказательств, подтверждающих законность и обоснованность совершенных обжалуемых действий и решения.
Исходя из совокупности изложенного суд приходит к выводу, что в данном случае административный ответчик не произвел должным образом правовую экспертизу документов, не проверил соответствующую запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в едином государственном реестре недвижимости за №, которая подтверждает право собственности ОАО "Юждорстрой" на объект недвижимости, право собственности на которое передавалось от правообладателя ФИО1 в результате заключенной между этими лицами следки, которая к этому времени не была оспорена или признана недействительной, а доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Оспариваемым решением административного органа созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и на нее незаконно возложены обязанности, при этом указанный административный ответчик явно вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством, допустив оценку и толкование представленного ему на государственную регистрацию договора, указав, что он заключен в нарушении действующего законодательства и неуполномоченным лицом и в отношении имущества не подлежащего приватизации.
Согласно положениям п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
Суд признает оспариваемое решение административного ответчика Адлерского отдела по г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю по приостановке государственной регистрации права за ФИО1 на выше указанный объект недвижимости по изложенным в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, незаконным, необоснованным, нарушающим права административного истца, поскольку оно незаконно, не соответствуюет нормативным правовым актам и нарушает права и свободы, законные интересы административного истца.
На административного ответчика суд возлагает обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод, законных интересов административного истца путем осуществления государственной регистрации права собственности за ФИО1 на спорное жилое помещение на основании представленных для государственной регистрации документов и договора о передаче жилья в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.№, заключенного между нею и ОАО «Юждорстрой».
Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административный иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Адлерский отдел г.Сочи о признании незаконным решения по приостановлению государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - удовлетворить.
Признать незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Адлерский отдел г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № № о приостановлении государственной регистрации права собственности по заявлению ФИО1 на помещение – жилую комнату площадью 11,4 кв.м., расположенное по адресу : РФ, <адрес>, кадастровый №.
Обязать административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 для чего обязать произвести, в установленном порядке, государственную регистрацию права собственности за ФИО1 на объект недвижимого имущества - жилую комнату, площадью 11,4 кв.м., расположенную по адресу РФ, <адрес>, кадастровый №.
Административными ответчиками должно быть сообщено об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 09.09.2021 г..
Председательствующий судья Тимченко Ю.М.
На момент публикации решение суда не вступило в законную силу