ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2705/2021 от 10.12.2021 Борского городского суда (Нижегородская область)

Мотивированное решение изготовлено 10.12.2021 г.

Дело № 2а-2705/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бор 29 ноября 2021 года

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Баевой С.К.

с участием административного истца Петрова А.В., представителя административного ответчика),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петрова А.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г.о.<адрес>, администрации г.о.г.Бор Нижегородской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Петров А.В. обратился в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор, Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от 09.04.2021 г. №1140, возложении на Департамент имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенном по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе просмотра Публичной кадастровой карты, размещенной по адресу в сети интернет https://pkk.rosreestr.ru, мной было установлено, что под многоквартирным домом по адресу по адресу <адрес> кадастровый не образован земельный участок.

Проведя мониторинг судебной практики по адресу в сети интернет https://kad.arbitr.ru/ административным истцом было установлено, что имеется Решение Арбитражного суда <адрес> от 21.10.2020 г. по делу А43-22648/2020. Согласно тексту указанного решения первая регистрация на помещения в многоквартирном доме произведена в следующие сроки: по адресу: <адрес> - 15.04.2019 на квартиры №21, 19, 69. В материалы того дела была представлена документация по планировке территории, рабочая документации в отношении дома по адресу <адрес> (по ПЗУ), из которой следует, что площадь выделенного участка под дом № 62/2 составила 7174, 0 кв.м. (0,7174 га).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1. статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 г. N; 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам; помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 r N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).

Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешений споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован да введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении неге проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на неге у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П).

Ответом Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Бор Нижегородской области № 1140 от 09.04.2021 г. административному истцу было сообщено о том, что формирование земельного участка под многоквартирным домом производится на основании разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории. Однако учитывая, что в настоящее время проект межевания территории не утвержден, то формирование указанного земельного участка не представляется возможным.

Административный истец полагает, что отказ уполномоченного органа в формировании земельного участка под многоквартирным домом не основан на законе, Департамент обязан был инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Отказ административного ответчика нарушает права административного истца как собственника помещения в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка

Закон возлагает на органы местного самоуправления обязанность по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, который необходим для его эксплуатации, сформировать земельный участок. Я как собственник квартиры в многоквартирном доме, обратился в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка.

Исходя из вышеизложенного, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.

В настоящем судебном заседании административный истец указал, что несмотря на представление ДИЗО доказательств возложения на ООО «ИСК «Бор-Сити» обязанности по формированию земельного участка, Петров А.В. не намерен отказываться от иска, и просит суд рассмотреть дело по существу для определения в мотивировочной части судебного акта лица, на котором лежит обязанность по формированию земельного участка. Определение такого лица будет коррелироваться с задачей административного судопроизводства по укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3 КАС РФ), а также будет коррелироваться с принципом справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел (ст. 6 КАС РФ).

Целью обращения административного истца в суд было не формальное обжалование отказа Департамента, а достижение цели в виде сформированного под многоквартирным домом участка.

Наличие сфомированного участка позволит собственникам квартир в доме знать, где проходят его границы, в пределах которых они могут пользоваться и распоряжаться (осуществлять благоустройство, парковку автомобилей, уборку снега зимой, построить или снести какие-либо элементы благоустройства, установить шлагбаум на въезде во двор или ограждение всей территории, сдать часть земли в аренду и пр.).

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области М.Т.А., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, с требованиями административного иска не согласилась, указав, что 26.02.2014 г. между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Бор Нижегородской облает (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Инвестиционная строительная компания «Бор-Сити» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №990, в соответствии с которым арендодатель передает, арендатор принимает по акту приема-передачи на правах аренды земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> площадью 53228 кв.м, имеющий кадастровый номе для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

На основании подпункта «б» пункта 2 части 5 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23.12.2014 №197-3 «О перераспределении полномочий между органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области» осуществлена передача Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области полномочий по распоряжению земельными участками и полномочий арендодателя земельных участков, переданных по договорам аренды включая договоры, заключенные до момента вступления в законную силу названного закона.

В соответствии со статьей 45 Градостроительного Кодекса РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением я указанного в части 1.1, где указано, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории.

Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной муниципальной собственности, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Согласно статье 11.4 Земельного кодекса РФ, раздел земельного участка предоставленного для комплексного развития, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Заключенным договором аренды от 26.02.2014 №990 предусмотрено комплексное освоение земельного участка, переданного в целях жилищного строительства. Участок предоставлен для реализации инвестиционного проекта. Предоставление земельного участка осуществлено в соответствии действующим на момент предоставления земельного участка законодательством.

Утвержденный 24.07.2019г. Постановлением администрации городского округа город Бор Нижегородской области №3993 проект планировки и межевания территории, расположенной в границах <адрес>, выполнен относительно земельного участка для комплексного освоения территории (схема границ территории указана в приложении к постановлению администрации городского округа город Бор №1848 от 14.04.2017).

В настоящий момент комплексное освоение территории не завершено.

Таким образом, считаем отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Бор Нижегородской области указанный в письме от 09.04.2021 №1140, законным, обоснованным норма действующего законодательства, в связи с чем в удовлетвори административного иска просим отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г.о.г.Бор Нижегородской области С.Ю.Ю., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, с заявленными требованиями также не согласилась, указав, что по итогам проведения аукциона от 21.01.2014 года по продаже права на заключение договора аренды земельного участка между администрацией городского округа г. Бор (далее-администрация) и ООО «ИСК «БОР-СИТИ» был заключен договор аренды земельного участка № 990 от 26.02.2014г. для комплексного освоения в целях жилищного строительства. На правах аренды ООО «ИСК «БОР-СИТИ» был передан земельный участок с кадастровым номером 52:19:0201035:184 общей площадью 53 228 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливались на тот момент в статье 30.2 Земельного кодекса РФ (редакция № 72 от 28.12.2013г.). В соответствии с пунктом 3 указанной статьи, арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения е целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6-8 пункта 3 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ.

В подпункте 6 пункта 3 статьи 38.2 Земельного кодекса РФ устанавливалась обязанность арендаторов-победителей аукциона по подготовке проекта планировки и межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для комплексного освоения, в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, должен осуществляться лицом, с которым заключен договор аренды земельного участь для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством градостроительной деятельности.

Согласно части 1.1. статьи 45 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляете лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.

14 апреля 2017 года администрацией было разрешено арендатору ООО «ИСК «БОР СИТИ» за счет собственных средств осуществить подготовку документации по планировке территории вышеуказанного земельного участка (постановление № 1848). 24 июля 2011 года был утвержден лишь проект планировки указанной территории.

Обязанность арендатора, установленная Земельным Градостроительным кодексами РФ (в редакциях, действовавших в момент предоставления земельного участка в аренду) по подготовке проекта межевания территории до настоящего момента не исполнена.

Заинтересованные лица ООО ЖКХ, директор Департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, Министерство имущества и земельных отношений Нижегородской области, ООО «ИСК «БОР-СИТИ», Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в настоящее судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, учитывая требования ст.ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав участников процесса, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в статье 16 Закона N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (пункт 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе, при разделе земельных участков или выделе из земельных участков.

Из содержания пунктов 1 и 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Подпунктом 4 пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением, в том числе, образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

В силу положений п.1 ч.1.1 ст.45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории.

Судом в судебном заседании на основании пояснений сторон, а также представленных в материалы дела доказательств, достоверно установлено следующее.

Распоряжением Администрации г.о.г. Бор № 351 от 13.12.2013 г. было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 52:19:0201035:184.

В газете «Боринфо+ТВ» (выпуск от 19.12.2013 г. № 51 (920)) было опубликовано извещение о проведении аукциона в соответствии с распоряжением Администрации г.о.г. Бор № 351 от 13.12.2013 г., где содержались подробные условия аукциона: в частности указаны максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка с кадастровым месяцев с момента подписания протокола об итогах аукциона,

26.12.2013 г. ООО «ИСК «Бор-Сити» подало заявку на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым , указав в заявке, что ООО «ИСК «Бор-Сити» обязуется соблюдать условия аукциона, содержащиеся в извещении о проведении в газете «Боринфо+ТВ» от 19.12.2013 г., а также условия проведения согласно ст. 38.1 Земельного кодекса РФ.

Согласно протоколу №2 от 21.01.2014 г. о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым , аукцион был признан несостоявшимся, поскольку участвовало менее двух участников.

24.01.2014 г. ООО «ИСК «Бор-Сити» обратилось в Администрацию г.о.г. Бор с заявлением о предоставлении права на заключение договора по итогам аукциона как его единственный участник и постановлением Администрации г.о.г. Бор № 483 от 29.01.2014 г. было принято решение продать указанное право ООО «ИСК «Бор-Сити», 05.02.2014 г. был заключен договор № 16 купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка,

26.02.2014 г. был заключен договор № 990 аренды земельного участка на основании протокола № 2 от 21.01.2014 г. о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым .

Заключенным договором аренды от 26.02.2014 №990 предусмотрено комплексное освоение земельного участка, переданного в целях жилищного строительства. Участок предоставлен для реализации инвестиционного проекта. Предоставление земельного участка осуществлено в соответствии действующим на момент предоставления земельного участка законодательством.

14 апреля 2017 года администрацией г.о.г.Бор было разрешено арендатору ООО «ИСК «БОР СИТИ» за счет собственных средств осуществить подготовку документации по планировке территории вышеуказанного земельного участка (постановление № 1848).

Утвержденный 24.07.2019г. Постановлением администрации городского округа город Бор Нижегородской области №3993 проект планировки и межевания территории, расположенной в границах <адрес>, выполнен относительно земельного участка для комплексного освоения территории.

Таким образом, суд приходит к выводу, что «ИСК «Бор-Сити» приняло на себя обязательство по подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка с кадастровым , в границах которого расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>.

Исходя из изложенного, обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> на администрацию г.о.г.Бор Нижегородской области и Департамент имущественных и земельных отношений г.о.г.Бор Нижегородской области в силу закона не возложена, а является обязательством ООО «ИСК «БОР-СИТИ» в силу заключенного 26.02.2014 г. между Департаментом имущественных и земельных отношений администрацией г.о.г.Бор Нижегородской области и ООО «МИСК «БОР-СИТИ» договора аренды №990.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Петрова А.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области, администрации г.о.г.Бор Нижегородской области о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от 09.04.2021 г. №1140, возложении на Департамент имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенном по адресу: <адрес>, взыскании государственной пошлины в размере 300 руб. и расходов на оплату услуг почтовой связи в сумме 268,80 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Е.М.Калынова