ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2707/19 от 18.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-2707/2019

РЕШЕНИЕ

по административному делу

Именем Российской Федерации

18 июля 2019 года

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Журовой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску законного представителя несовершеннолетних Е.Е. Евтушик Аллы Геннадьевны к Администрации г.Смоленска об оспаривании незаконного бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Евтушик А.Г. обратилась в суд с административным иском об оспаривании незаконного бездействия Администрации г.Смоленска, в котором прост возложить на Администрацию г.Смоленска обязанность принять решение о подготовке и утвердить проект планировки и межевания территории, в которую войдет жилой дом <адрес>

В обосновании административного иска приводит доводы о том, что при отсутствии утвержденного проекта планировки невозможно сформировать земельный участок под многоквартирным домом.

В судебном заседании Евтушик А.Г., ее представитель Раткевич В.В. поддержали заявленные требования.

Представитель Администрации г.Смоленска Курзинер О.В. возражала против удовлетворения административного иска. Пояснила суду, что Администрацией города утверждена муниципальная программа на ДД.ММ.ГГГГ в ходе которой будут проводиться работы по разработке проектов планировки территории и проектов межевания территорий. Квартал, в котором расположен дом № 12 по ул.М.Жукова г.Смоленска, в данную программу не включен. Для подготовки и утверждения документации по планировке территории необходимо не менее одного года.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие (ч.5 ст.38 КАС РФ).

В частности, в силу п.3 ч.2 ст.5 КАС РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим.

В соответствии с ч.2 ст.23 Устава города Смоленска структуру органов местного самоуправления города Смоленска составляют Смоленский городской Совет, Глава города Смоленска, Администрация города Смоленска, Контрольно-счетная палата города Смоленска.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Согласно п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.3 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч.4 ст.16 ФЗ).

Формирование земельного участка включает в себя выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, в том числе установление его границ.

Как разъяснено в п.68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

Судом установлено, что Е., Е., Евтушик А.Г., Е., Е. на праве общей долевой собственности принадлежит часть квартиры общей площадью 35,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Евтушик А.Г. обратилась в Администрацию г.Смоленска с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под жилым домом по <адрес>.

Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации г.Смоленска сообщил, что формирование земельного участка не представляется возможным по причине отсутствия утвержденного проекта планировки и межевания территории; данные работы не планируются ране ДД.ММ.ГГГГ ввиду дефицита бюджета.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.

В соответствии с ч.1, ч.5 ст.45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

В силу п.13 ч.1 ст.41 Устава города Смоленска к компетенции Администрации города Смоленска относится подготовка проекта Генерального плана города Смоленска, подготовка предложений о внесении изменений в Генеральный план города Смоленска; утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Смоленска документации по планировке территории; подготовка местных нормативов градостроительного проектирования; разработка Правил землепользования и застройки города Смоленска и пр.

Согласно ч.6 ст.11 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490, проекты планировки территорий в г. Смоленске и проекты межевания территорий в Смоленске, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения уполномоченного исполнительного органа местного самоуправления г. Смоленска, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами Администрации города г. Смоленска. Администрация города Смоленска принимает постановление об утверждении документации по планировке территории в г.Смоленске с учетом результатов публичных слушаний.

Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что на Администрации г.Смоленска лежит обязанность по подготовке и утверждению проектов планировки и межевания территории в г.Смоленске.

Изложенное в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ является основанием для признания оспариваемого бездействия незаконным.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление законного представителя несовершеннолетних Е., Е. Евтушик Аллы Геннадьевны удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Смоленска, выразившееся в отсутствии проекта планировки и межевания территории, на которой расположен многоквартирный жилой <адрес>

В срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ обязать Администрацию <адрес> подготовить и утвердить проект планировки и межевания территории, на которой расположен многоквартирный жилой <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2019.