ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2709/20 от 10.08.2020 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

№ 2а-2709/2020

Принято в окончательной форме 10.08.2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2020 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего судьи Шуминовой Н.В.,

при секретаре Лопотовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осипенко Ю.И. об оспаривании ответа отдела ЗАГС администрации города Мурманска от 05.05.2020 за исходящим № 1398, оспаривании не предоставления информации, понуждении к предоставлении информации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Осипенко Ю.И. обратилась в Октябрьский районный суд г. Мурманска с административным исковым заявлением об оспаривании ответа отдела ЗАГС администрации города Мурманска от 05.05.2020 за исходящим № 1398, оспаривании не предоставления информации, понуждении к предоставлении информации.

В обоснование административного искового заявления указала, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ года в городе Мурманске, была удочерена Осипенко И.М. и Осипенко А.П. В настоящее время ее усыновители скончались, а она обратилась в Отдел ЗАГС администрации г. Мурманска с запросом предоставить данные о ее биологических родителях, поскольку они необходимы ей для установления генетической истории ее семьи, выявления биологических связей, диагностики наследственных заболеваний и получения правдивой информации о биологических родителях. Отдел ЗАГС администрации г. Мурманска отказал ей в представлении информации и документов, сославшись на ст. 47 Закона «Об актах гражданского состояния», согласно которой <данные изъяты> усыновления охраняется законом. Считает, что отказ Отдела ЗАГС администрации г. Мурманска незаконен. Получить согласие от усыновителей на разглашение <данные изъяты> усыновления не представляется возможным в связи с их смертью, кроме того, она знает о своем усыновлении. На основании изложенного просит обязать Отдел ЗАГС администрации г. Мурманска предоставить ей копию актовой записи о ее рождении до усыновления, копию первоначального свидетельства о рождении, которое выписано биологической матерью, а также предоставить сведения о ее биологических родителях. Также указала, что просит рассматривать дело в свое отсутствие.

Административный истец Осипенко Ю.И., проживающая в Швейцарии, извещена надлежащим образом, путем направления уведомления на адрес электронной почты, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика отдела ЗАГС администрации города Мурманска, а также административный ответчик начальник отдела ЗАГС администрации города Мурманска Каменская Т.А. извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили. В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что в апреле 2020 года Осипенко Ю.И. обратилась в отдел ЗАГС администрации города Мурманска с запросом предоставить ей данные о биологических родителях.

Отдел ЗАГС администрации г. Мурманска отказал ей в представлении информации, о чем направил соответствующее письмо за исходящим номером 1398 от 05.05.2020 года, сославшись на ст. 47 Закона «Об актах гражданского состояния», согласно которой <данные изъяты> усыновления охраняется законом; работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (родителем) усыновленного ребенка.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, защиту своей чести и доброго имени.

Действительно, в силу ч. 1 ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации <данные изъяты> усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять <данные изъяты> усыновления ребенка. Лица, указанные в ч. 1 данной статьи, разгласившие <данные изъяты> усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 139 СК РФ).

Охрана законом <данные изъяты> усыновления предусмотрена и ст. 47 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка.

Однако ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных названным федеральным законом и другими федеральными законами. В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. закреплено право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей (п. 1 ст. 7), а его право на семейные связи признается наряду с гражданством и именем в качестве элемента на сохранение своей индивидуальности (п. 1 ст. 8). В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 16 июня 2015 г. № 15-П, из Конституции Российской Федерации не вытекает, что право каждого получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы и позволяющую реализовать право знать свое происхождение (в данном случае - происхождение своих родителей), не подлежит осуществлению. Напротив, его ограничения, предусматриваемые федеральным законом в конституционно значимых целях, не должны приводить к исключению самой возможности осуществления данного права.

При этом суд считает обоснованным отметить, что усилия законодателя по сохранению <данные изъяты> усыновления в первую очередь направлены на правовую защиту самого усыновляемого и его усыновителей от возможного неправомерного вмешательства третьих лиц, а также психологическую защиту ребенка и избежание нарушения внутрисемейного благополучия.

Конституционный Суд РФ в своем вышеназванном постановлении не только пришел к выводу о том, что вышеприведенные нормы федерального законодательства по своему конституционно-правовому смыслу не противоречат Конституции РФ, но и не препятствуют предоставлению по решению суда потомкам усыновленного лица сведений о его усыновлении. Соответственно, с учетом этого, при условии осведомленности усыновленного лица о факте своего усыновления такому лицу не может быть отказано в предоставлении сведений о его происхождении, поскольку указанные сведения необходимы в том числе для раскрытия генетической истории семьи, а также выявления (диагностики) наследственных заболеваний.

Из материалов дела прямо следует, что административный истец не только знает о факте своего усыновления, но ими же подтверждается и факт того, что оба усыновителя в настоящее время скончались, следовательно, их права никоим образом нарушены быть не могут, поскольку они связаны с личностями усыновителей и прекратились с их смертью.

Суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 60 Обзора практики Верховного Суда РФ № 3 за 2018 г. от 14 ноября 2018 г., согласно которым в ситуациях усыновления сведения о происхождении, хотя они и имеют конфиденциальный характер, могут оказаться незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи и выявления биологических связей, составляющих важную часть идентичности каждого человека, включая <данные изъяты> имени, места рождения и иных обстоятельств усыновления, в частности при необходимости выявления (диагностики) наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими кровными родственниками и т.д. В таких случаях речь идет об удовлетворении лицом определенного информационного интереса, который состоит в том, чтобы знать о происхождении своих родителей, о своих предках.

Конституцией РФ не предполагается, что право каждого получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы и позволяющую реализовать право знать свое происхождение (в данном случае – своих биологических родителей), не подлежит осуществлению, а напротив, его ограничения, предусматриваемые федеральным законом в конституционно значимых целях, не должны приводить к исключению самой возможности осуществления данного права.

Суд учитывает, что административными ответчиками не представлено доказательств тог, что Отдел ЗАГС администрации г. Мурманска не располагает актовой записью о рождении Осипенко Ю.И. до ее усыновления и первоначальным свидетельством о ее рождении, а также информацией о ее биологических родителях.

Таким образом, отказ административного ответчика в предоставлении административному истцу информации и документов о ее биологическом происхождении при условии осведомленности Осипенко Ю.И. о факте ее усыновления, с учетом смерти усыновителей, является незаконным, учитывая, что целью подачи административного искового заявления является получение административным истцом сведений о ее биологических родителях в связи с необходимостью установления наличия или отсутствия у нее генетически обусловленных заболеваний, установления генетической истории семьи и выявления биологических связей, получения возможности диагностировать наследственные заболевания.

К административному исковому материалу прилагается документ об оплате госпошлины на сумму 300 рублей, из которого следует, что оплата госпошлины осуществлена не административным истцом, а Матвеевой Е.Н., чьи полномочия на оплату госпошлины от имени Осипенко Ю.И. ничем не подтверждены, как и факт того, что указанная денежная сумма передавалась административным истцом для осуществления вышеназванного действия, у суда отсутствуют основания для взыскания указанной суммы в пользу Осипенко Ю.И., что не препятствует административному истцу обратиться с заявлением о взыскании судебных расходов, включая и госпошлину, при условии представления соответствующих доказательств несения данных расходов в рамках настоящего дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление об оспаривании ответа Отдела ЗАГС администрации города Мурманска от 05.05.2020 за исходящим № 1398, оспаривании не предоставления информации, понуждении к предоставлении информации - удовлетворить.

Обязать Отдел ЗАГС администрации города Мурманска предоставить Осипенко Ю.И. копию актовой записи о ее рождении до усыновления и копию свидетельства о рождении до усыновления.

Обязать Отдел ЗАГС администрации города Мурманска предоставить Осипенко Ю.И. сведения о ее биологических родителях, указав их фамилию, имя, отчество и даты рождения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Шуминова