ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-270/19 от 06.01.2019 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-270/2019

УИД 44RS0006-01-2019-000178-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2019 года г.Галич Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Балашовой Е.В.,

при секретаре Чижовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кудряшовой А. А. к администрации городского округа – город Галич Костромской области о признании незаконным бездействий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

Кудряшова А.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа – город Галич Костромской области о признании незаконным бездействий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, мотивируя свои требования тем, что с октября 2012 года она проживает со своей семьей в <адрес>, расположенном по адресу <адрес>.

3 октября 2018 года она обратилась в администрацию городского округа город Галич Костромской области с заявлением, в котором содержалась просьба прочистить трубу водоотвода, расположенную под дорожным полотном около <адрес> дом является низшей точкой в данной местности и весной при таянии снега или обильном выпадении осадков в виде дождя прилегающая к дому территория и тротуар подтапливаются водой, стекающей со всей нечетной стороны улицы, а также дополнительно поступает вода с <адрес>. При подтоплении она и члены семьи не могут в полной мере пользоваться земельным участком, а именно: разрушается отмостка вокруг дома; вода попадает в подвал, где вызывает гниение бревен и образование плесени; затруднен, а иногда и не возможен выезд из гаража на личном автомобиле; подтапливается огород; при указанных обстоятельствах невозможно выполнять обязанности по содержанию в чистоте и порядке прилегающей территории в соответствии с требованиями п.2.1 раздела 8 «Правил благоустройства территории городского округа - город Галич Костромской области», утвержденных решением Думы городского округа - город Галич Костромской области 23.08.2012, в редакции от 26.10.2017 № 200. Кроме этого, по мере скопления вода перетекает через проезжую часть дороги, разрушая ее и создавая тем самым угрозу для безопасности дорожного движения.

Описанная выше ситуация возникла из-за действий жильцов <адрес>, которые забетонировали трубу водоотвода без соответствующего разрешения администрации города. Однако, должностные лица администрации городского округа – город Галич не приняли необходимых мер по объективному и всестороннему рассмотрению её обращения, а также не приняли никаких мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов гражданина, а также привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Считает, что состояние участка автодороги напротив <адрес> не соответствует требованиям пп. «а» п. 13.2. ст.3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» и нарушает её право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (ст. 11. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), а также создает условия для порчи дома, в котором проживает она и её семья.

Поэтому, в соответствии со ст.ст.304 и 305 ГК РФ, Кудряшова А.А. просит признать незаконным бездействие администрации городского округа - город Галич Костромской области:

- при осуществлении контроля за соблюдением требований, установленных «Правилами благоустройства территории городского округа - город Галич Костромской области», утвержденными решением Думы городского округа - город Галич Костромской области 23.08.2012. № 200 и допустившей проведение земляных работ по бетонированию трубы водоотвода автомобильной дороги по <адрес>, возле жилого <адрес>, гражданами без соответствующего разрешения;

- при реализации государственных полномочий в сфере законодательства об административных правонарушениях, выразившееся в не выявлении и не привлечении лиц, совершивших административные правонарушения, посягающие на правила благоустройства, а также не выдаче предписания об устранении нарушений правил благоустройства;

- а также возложить на администрацию городского округа - город Галич Костромской области обязанность устранить последствия нарушения правил благоустройства, а именно прочистить трубу водоотвода возле жилого <адрес> и в дальнейшем содержать ее в состоянии, исключающем застой воды на дорожном покрытии и обочине, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».

В ходе рассмотрения дела истец Кудряшова А.А. уточнила исковые требования и просит признать незаконным бездействие администрации городского округа - город Галич Костромской области, выразившееся в непринятии мер по организации водоотведения у жилого <адрес>, и возложить на административного ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда организовать водоотведение у указанного жилого дома, ссылаясь на то, что Уставом муниципального образования городской округ – город Галич Костромской области, принятым постановлением Думы № 430 от 20.06.2005, предусмотрено наделение города статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.

Исходя из ч.1 ст.34 и ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная организация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.16, п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.6, пп.1,4,5 ч.1 ст.3, п.1 ч.2 ст.3, п.1 ч.1 ст.6, пп.2,9,23,28 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утверждённого и введенного в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31.10.1973 № 2410, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150- 82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.02.1982 № 805, водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утверждёнными постановлением Госстроя СССР от 19.09.1985 № 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19.07.2011 в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических коммуникационных объектов и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затепливаемых и подтапливаемых территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9).

Считает, что организация отведения сточных вод в границах городского округа и принятие соответствующих этому действенны, результативных мер, обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.

В силу п.2 ст.2, п.1 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Административный истец Кудряшова А.А. и её представитель Муравьева Т.Б. поддержали иск и дополнили, что администрацией городского округа – город Галич 22.11.2018 Кудряшовой А.А. выдано разрешение, предоставляющее право производства земляных работ по восстановлению дренажной канавы между домами ..... и ...... Со стороны своего <адрес> она сделала небольшой колодец, обложив его внутри, чтобы не обвалился, но сделать обводную канаву она не смогла по той причине, что жители <адрес> забетонировали трубу и засыпали её отсевом со своей стороны. Администрация трубу не растампонирует, тем самым бездействует. Поэтому вода стоит у неё в подвале, разрушается кирпичная кладка дома, треснула и просела отмостка. Также она не может проводить обслуживание прилегающей территории жилого дома.

Представитель административного ответчика Тирвахов С.С., действующий по доверенности, иск не признал, считая администрацию ненадлежащим ответчиком. По мнению представителя, виновниками данной ситуации являются жители <адрес>, которые затампонировали трубу. Доводы истца представитель считает неубедительными, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между какими-либо действиями (бездействиями) органов местного самоуправления и наступившими негативными для истца последствиями. При этом представитель не оспаривал, что дорога по <адрес> и труба под дорожным полотном являются муниципальными, и обязанность по содержанию дороги и водоотводной трубы лежит на муниципальном образовании.

Представитель заинтересованного лица юрисконсульт МУ «Служба заказчика». Зубова Н.В., действующая по доверенности, с иском в части прочистить трубу водоотведения возле жилого <адрес> согласна.

Представитель пояснила, что МУ «Служба заказчика» заключает контракты на выполнение работ по благоустройству территории городского округа, на содержание автомобильных дорог. Финансирование на данные мероприятия поступают от администрации городского округа. Поэтому, без заключения контракта учреждение ничего сделать не может. Чтобы включить очистку данной трубы в контракт, учреждению необходимо получить распоряжение администрации. Если в техническом задании к муниципальному контракту будет указана прочистка спорной водоотводной трубы, то учреждение её обслужит.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля Свидетель №1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1). нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2). соблюдены ли сроки обращения в суд; 3). соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4). соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).

Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В судебном заседании установлено, что административный истец Кудряшова А.А. проживает по адресу: <адрес>.

При рассмотрении дела также установлено, что административный истец Кудряшова А.А. и жители соседних с ней домов неоднократно обращались с заявлениями в администрацию городского округа – город Галич Костромской области по вопросу содержания водоотводной трубы, пролегающей через проезжую часть дороги напротив <адрес>.

Так, в заявлении от 29.06.2015 жители домов №....., ..... указывали, что в непосредственной близости от их домов под дорогой имеется водосточная труба, по которой во время дождей или при таянии снега стекает вода. Жители <адрес>, расположенного ниже их домов из-за рельефа местности, забили в трубу деревянный кряж и засыпали трубу песком. В результате чего вода перетекает через грунтовую дорогу, а они (жители) не могут пользоваться своими подвалами и земельными участками из-за их подтопления (л.д.107).

В ответе на данное заявление административный ответчик поясняет, что невозможно определить хозяйствующий субъект данной трубы, а жителям <адрес> предложено очистить данную трубу (л.д.108).

28.08.2018 административный истец также обращалась в администрацию с аналогичным заявлением, в котором просила определить хозяйствующий субъект данной трубы, разобраться с ситуацией по водоотводу (л.д.110).

03.10.2018 в заявлении, поступившем в администрацию городского округа – город Галич, истцом указано о том, что на протяжении многих лет они (жильцы домов №.....,..... обслужили водоотводную трубу собственными силами. Со стороны <адрес> труба обихожена, а со стороны <адрес> – она едва видна. Данная труба расположена в низшей точке улицы и должна работать как ливневый сток, чтобы предотвратить затопление жилых домов. Просит данную трубу прочистить (л.д. 13).

В соответствии с ответом административного ответчика от 01.11.2018 за № 4231 (л.д.14), ознакомление с разрешением о проведении земляных работ по бетонированию жителями <адрес> водоотводной трубы невозможно в силу ФЗ «О персональных данных».

В судебном заседании с достоверностью установлено, что район <адрес> (в том месте, где проложена труба) является низшей точкой, поэтому перенос водоотвода в другое место нецелесообразен. Единственное место, куда можно отводить воду, – это территория между домами ..... и ..... по данной улице.

Данные обстоятельства подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, и исследованными в судебном заседании.

Как следует из письма администрации городского округа – город Галич от 20.09.2018 (л.д.109), единственным местом по водоотведению является земельный участок между домами ..... и ..... по <адрес>.

В соответствии с письмом МУ «Служба заказчика» от 27.09.2018 за № 336 (л.д.111), была проведена нивелировка местности по <адрес>, в процессе которой определена самая низшая точка - район <адрес> (в том месте, где в настоящее время заложена труба), перенос водоотвода в другое место нецелесообразен, а местами и невозможен. Единственное место, куда можно отводить воду – это территория между домами ..... и ...... Дорога, под которой проходит труба, находится в оперативном управлении МУ «Служба заказчика», и без согласования с администрацией г.Галича любые виды работ на проезжей части запрещены.

В ходе рассмотрения дела свидетель Свидетель №1, работавший в МУ «Служба заказчика», подтвердил, что вся вода с улицы скапливается около <адрес>. До того момента, пока жители <адрес> по данной улице не засыпали водоотводную трубу, вода утекала между домами №..... и ...... МУ «Служба заказчика» следит за ливневыми системами, трубами, чтобы избежать разрушения дорог. Считает, что во время паводка наносится ущерб дорожному полотну.

Из дела видно, что администрацией городского округа – город Галич истцу выдано разрешение, предоставляющее право производства земляных работ, от 22 ноября 2018 года за № 165 по восстановлению дренажной канавы по адресу: <адрес>, между домами ..... и ..... (л.д.114-116).

В ходе осмотра спорного участка дороги по <адрес> судом установлено, что со стороны жилого <адрес> имеется водоотводной колодец, установленный истцом согласно разрешительных документов, от которого под дорожным полотном проложена водоотводная труба. Однако с противоположной стороны проезжей части дороги (от домов №..... и .....) трубы не видно, она визуально засыпана отсевом, водоотведения не имеется.

Фотографии, представленные административным истцом, подтверждают установленные судом обстоятельства. Более того, на фотографиях (л.д.63-97) видно, что в осенне-весенний период около жилого <адрес> стоит вода. Подвал данного жилого дома также подтоплен водой.

Таким образом, в судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что в осенне-весенний период территория около жилого <адрес> подвержена подтоплению по причине тампонирования водоотводной трубы со стороны домов №..... и .....

Согласно справки комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа – город Галич Костромской области от 07.02.2019 за № 138 (л.д.104), дорога, проходящая между домами под номерами ..... и со ....., расположенными по адресу: <адрес>, значится в реестре муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа – город Галич Костромской области.

При рассмотрении дела установлено, что разрешения на выполнение земляных работ в период с 2016 по 2018 год по адресу: <адрес>, по вопросу тампонирования водоотводной трубы не выдавалось (справка администрации городского округа – город Галич Костромской области от 23.01.2019, л.д.15).

В судебном заседании установлено, что земельный участок у жилого <адрес> действительно размежеван. Однако, как видно плана-схемы (л.д.101-103), территория около проезжей части дороги, в месте выхода трубы со стороны жилых домов №..... и ..... не размежевана.

Поэтому, доводы представителя административного ответчика в этой части суд считает необоснованными.

Согласно Устава МУ «Служба заказчика» (л.д.128-132), учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ –город Галич Костромской области (п.1.4). Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация городского округа – город Галич Костромской области (п.1.5). Координация и контроль деятельности учреждения осуществляются администрацией городского округа – город Галич Костромской области (п.1.6). Учреждение создано муниципальным образованием для контроля выполнения работ, оказания услуг, связанных с содержанием и обслуживанием дорог в границах городского округа, по строительству и реконструкции объемов внешнего благоустройства, нежилых помещений, обследованием муниципального жилищного фонда, а также для эффективного распределения и использования полученных бюджетных и иных инвестиционных средств, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.2.1). Для достижения указанных целей муниципальное учреждение осуществляет, в том числе следующие виды деятельности: заключение муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ; оказание услуг для муниципальных нужд (п.2.2).

В ходе рассмотрения дела представитель МУ «Служба заказчика» Зубова Н.В. указала, что прочистить спорную водоотводную трубу без заключения муниципального контракта и финансирования данного мероприятия администрацией городского округа – город Галич невозможно.

В соответствии со ст.1 Устава муниципального образования городской округ город Галич Костромской области, принятого решением Думы городского округа город Галич Костромской области 20.06.2005 № 405, город Галич Костромской области является - городским поселением, наделенным законом Костромской области статусом городского округа.

Город Галич Костромской области - городской округ - муниципальное образование, в границах которого местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, а также осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Костромской области.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения

Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа.

Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящих к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Исходя из вышеприведенных норм, организация в границах городского округа отведения сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.

Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года № 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий, в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранения отрицательных воздействий затопления и подтопления. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).

В силу п.2 ст.2, п.1 ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года № 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий, в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранения отрицательных воздействий затопления и подтопления. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 964-пр утвержден свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил).

Пунктом 4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу п.п.4 и 5 ч.1 ст.3 Федерального закона № 416-ФЗ, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Пунктом 1 ч.2 ст. 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.

Пунктом 1 ч.1 ст.6 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п.2); канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (п.9); сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (п.23); централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п.28).

Таким образом, осуществление мероприятий, направленных на предотвращение затопления и подтопления территории около жилого <адрес>, организацию водоотведения, как и создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, в силу закона отнесены к компетенции органа местного самоуправления.

Однако администрация городского округа – город Галич, несмотря на заявления административного истца, бездействовала, и не приняла необходимых мер по организации водоотведения у жилого <адрес>.

В данном случае оспариваемое бездействие администрации, как исполнительно-распорядительного органа, влечет нарушение прав и законных интересов административного истца на благоприятные условия для жизни и здоровья, угрозу санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При таких обстоятельствах, проанализировав материалы дела, с учетом мнения представителя МУ «Служба заказчика», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. ст.218, 226, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Признать бездействие администрации городского округа – город Галич Костромской области, выразившееся в непринятии мер по организации водоотведения у жилого <адрес> незаконным.

Возложить на администрацию городского округа – город Галич Костромской области обязанность организовать водоотведение у жилого <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В.Балашова

Решение в окончательной форме принято – 20 ноября 2019 года.

Судья