Дело №2а-270/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Новониколаевский 7 ноября 2019 года
Новониколаевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего федерального судьи – Федорченко Т.В.
при секретаре – Малаховой М.В.
с участием:
административного истца – старшего помощника прокурора Новониколаевского района Волгоградской области Чуншкалиевой Г.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению и.о.прокурора Новониколаевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке комплектов документов по декларированию гидротехнических сооружений и их направлению в Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
установил:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по разработке комплектов документов по декларированию гидротехнических сооружений и их направлению в Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и просил признать бездействие администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес>, выразившееся в непроведении мероприятий по разработке комплектов документов по декларированию гидротехнического сооружения – ГТС пруда «Кирпичевский» и их направлению в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора с ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, возложить на администрацию Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес> обязанность разработать комплекты документов по декларированию гидротехнических сооружений – ГТС пруда «Кирпичевский» и обеспечить их направление в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора. На основании части 2 статьи 188 КАС РФ обратить решение по настоящему административному делу к немедленному исполнению.
В ходе рассмотрения дела заявленные исковые требования изменены, административный истец просит признать бездействие администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес>, выразившееся в непроведении мероприятий по преддекларационному обследованию ГТС пруда «Кирпичевский» незаконным, возложить на администрацию Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес> обязанность провести преддекларационное обследование ГТС пруда «Кирпичевский».
В обоснование заявленных уточнённых исковых требований административный истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес> требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся, в том числе, плотины. Согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт. Исходя из правил ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений является одним из основных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности (ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). Порядок разработки декларации о безопасности гидротехнического сооружения и её представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, установлен в Положении о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. В силу п.7 указанного Положения, разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора. Из полученных в ходе проверки материалов следует, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование Красноармейское сельское поселение Новониколаевского муниципального района <адрес> является собственником ГТС пруда «Кирпичевский». Преддекларационное обследование ГТС пруда «Кирпичевский» не проводилось.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес>, извещался судом своевременно и надлежащим образом, предоставил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями прокурора согласен.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещался судом своевременно и надлежащим образом.
Суд, учитывая положения ст.150 КАС РФ, мнение административного истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей административного ответчика, заинтересованного лица, так как в их отсутствие возможно выяснение всех обстоятельств дела.
В судебном заседании административный истец – старший помощник прокурора <адрес>ФИО4 поддержала уточнённые исковые требования и просит их удовлетворить.
Заслушав доводы административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного искового заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, дела об оспаривании действий (бездействия), решений Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес> подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
Как установлено ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из приведённых норм права следует, что для признания действий (бездействия) Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес> незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: их несоответствие закону и нарушение ими прав и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление. При этом целью рассмотрения дела при удовлетворении требований является возложение судом на административного ответчика обязанности по совершению действий, ведущих к восстановлению нарушенных прав и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление.
Совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований административного искового заявления, по делу установлена.
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Как установлено ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
В соответствии с п.п.4,7 «Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утверждённого Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией. Разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора. В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в ФИО1 регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и материалами дела подтверждено, что Красноармейское сельское поселение Новониколаевского муниципального района <адрес> является собственником гидротехнического сооружения - плотина пруда «Кирпичевский», общей площадью 3340 кв.м., с инвентарным номером 18:240:002:000742780, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>.
Как следует из сообщения Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, декларирование ГТС – плотина пруда «Кирпичевский» не проводилось из-за недостатка денежных средств.
Сторонами в ходе рассмотрения дела также не оспаривалось, что мероприятия по преддекларационному обследованию ГТС пруда «Кирпичевский» административным ответчиком не проводились.
На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования и.о.прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как проведение преддекларационного обследования ГТС, разработка критериев его безопасности, разработка и согласование правил эксплуатации ГТС, составление и представление декларации безопасности ГТС, получение разрешения на эксплуатацию ГТС являются обязанностью собственника гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующей организации, доказательств устранения административным ответчиком выявленных нарушений в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ,
решил:
Исковые требования и.о.прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить, признать бездействие Администрации Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес>, выразившееся в непроведении мероприятий по преддекларационному обследованию ГТС пруда «Кирпичевский» незаконным, возложить на Администрацию Красноармейского сельского поселения Новониколаевского муниципального района <адрес> обязанность провести преддекларационное обследование ГТС пруда «Кирпичевский».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Новониколаевский районный суд.
Судья:
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: