ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-270/19 от 27.02.2019 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-270/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Мустафиной З.З.,

при секретаре Кагармановой А.Ю.,

с участием административного истца - начальника отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами по Бурзянскому лесничеству Ишбулатова И.Г. и его представителя Гайсина И.Б., представившего удостоверение №... и ордер №... от ...,

административного ответчика – заместителя прокурора Бурзянского района РБ Шамигуловой Н.М., также являющуюся представителем третьего лица – прокуратуры РБ по доверенностям №... от ... и №... от ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению начальника отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Бурзянскому лесничеству Ишбулатова И.Г. к заместителю прокурора Бурзянского района РБ Шамигуловой Н.М. об обжаловании действий заместителя прокурора Бурзянского района РБ и признании незаконными представления №... от ... об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции,

УСТАНОВИЛ:

начальник отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами по Бурзянскому лесничеству Ишбулатов И.Г. обратился в суд с административным иском к заместителю прокурора Бурзянского района РБ Шамигуловой Н.М. об обжаловании действий заместителя прокурора Бурзянского района РБ и признании незаконными представления №... от ... об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции. В обоснование заявленных требований Ишбулатов И.Г. указал, что по результатам проведенной проверки зам. прокурора Бурзянского районного суда РБ Н.М. Шамигулова вынесла в адрес руководителя ГКУ РБ «Управление лесничествами» Галина А.Х. представление от ... за №... об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, из которого следует, что он, Ишбулатов И.Г., являясь начальником отдела ГКУ «Управление лесничествами» и обладая правом контроля за выполнением лицами, использующими леса, условий договоров, осуществляет прием лесных деклараций по всем видам пользования лесами, за исключением заготовки древесины, согласовывает декларацию, предоставленную лесопользователем, в сроки, установленные законодательством. Условия договоров пользования лесами установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ...№... «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», изменять он их не может, так как договора подлежат государственной регистрации и обязательства сторон по условиям договора контролируются арендодателем и самим арендатором. Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса РФ лесная декларация подается ежегодно в органы государственной власти, уполномоченные в сфере лесных отношений, непосредственно или через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, получившими лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации и порядок её заполнения утверждены приказом Рослесхоза от ...№.... Лесная декларация подаётся в уполномоченный государственный орган не позднее чем за 10 дней до начала использования лесов. В случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию и/или проекту освоения лесов, а также при обнаружении недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, уполномоченный орган в течение 5-ти рабочих дней со дня получения декларации направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа. Подготовка и внесение изменений в лесную декларацию осуществляются в порядке, аналогичном подготовке лесной декларации. Таким образом, лесная декларация является просто формой отчета арендатора - лесопользователя об использовании лесов. Заместитель прокурора усмотрела «конфликт интересов на службе, так как указанные документы принимаются и изучаются на соответствие подчиненными Ишбулатову И.Г. работниками». Он, являясь начальником отдела, организует работу отдела. Таким образом, можно обвинить в коррупции любого руководителя, чьи подчиненные работают под его непосредственным руководством в силу должностных полномочий. Он полагает, что оспариваемое представление является незаконным, нарушает его конституционные права и законные интересы, а именно: представление об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающее правовые последствия для конкретных юридических и должностных лиц. Представление прокурора может быть вынесено только в случае установления факта нарушения закона. Невыполнение в срок законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (статья 17.7 КоАП РФ). Следовательно, представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона. Согласно оспариваемому представлению, выданному руководителю ГКУ РБ «Управление лесничествами» Галину А.Х., должностное лицо прокуратуры требует: 1. безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, с принятием необходимых мер для устранения и недопущения впредь подобных нарушений; 2. о месте и времени рассмотрения данного представления известить заблаговременно прокуратуру района; 3.Лиц, виновных в нарушении закона, привлечь к строгой дисциплинарной ответственности; 4. О результатах рассмотрения и принятых мерах в месячный срок со дня получения представления письменно сообщить в прокуратуру Бурзянского района с приложением копии приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности. В качестве нарушения ему вменяется то, что он не сообщил о якобы возникшем конфликте интересов на службе и в силу отсутствия контроля с его стороны как начальника отдела над деятельностью подчиненных работников ГАУ РБ «Бурзянский лесхоз» на системной основе не выполнялись условия государственного задания по искусственному лесовосстановлению на территории Гадельгареевского участкового лесничества. Что такое «конфликт интересов», определяется статьёй 10 федерального закона от ... № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: «Статья 10. Конфликт интересов. 1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). 2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сёстрами, а также братьями, сёстрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями». Перечень должностей, на которые распространяются новые требования, определяется приказом Рослесхоза от ...№.... Согласно данному приказу лица, претендующие на определенные должности или замещающие их, обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, а также супругов и несовершеннолетних детей). Определен перечень таких должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Рослесхозом. Отчитываться должны некоторые сотрудники ФГУП "Рослесинфорг", "Мослес", ФБУ "Всероссийский НИИ лесной генетики, селекции и биотехнологии", "Российский центр защиты леса", "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", "Северный НИИ лесного хозяйства", "Дальневосточный НИИ лесного хозяйства", "Российский музей леса", "Всероссийский НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства", "Учебно-методический центр", "Санкт-Петербургский НИИ лесного хозяйства", ФГКУ "Рослесресурс". В частности, речь идет о директоре, его заместителе и главном бухгалтере. Он не занимает перечисленные должности. ГАУ РБ «Бурзянский лесхоз» является самостоятельным юридическим лицом и его работники не находятся в его подчинении. Он исполняет обязанности начальника отдела Бурзянского лесничества, требования Лесного кодекса РФ не нарушает, родственников, работающих в его подчинении, не имеется. Таким образом, вывод должностного лица прокуратуры о нарушении им - истцом действующего природоохранного законодательства, выразившемся в приемке и рассмотрении лесной декларации, а также требованиям действующего законодательства о противодействии коррупции, являются несостоятельными.. Он просто исполняет свои должностные обязанности начальника отдела. В силу статьи 24 Федерального закона от ... N2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3 (2015), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ ..., указано, что представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ. Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ (ответ на вопрос N19). Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Считает, что нигилизм в применении законов заместителем прокурора Бурзянского района РБ Н.М. Шамигуловой, ведет к произволу и злоупотреблению ею должностными полномочиями в связи с тем, что: представление заместителя прокурора, формально содержащее ссылки на нормы действующего лесного законодательства, фактически не содержало ссылки на нормы закона, которые были нарушены им как начальником отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами». Заявление зам прокурора о том, что не выполнено государственное задание по искусственному лесовосстановлению подчиненными ему работниками ГАУ РБ «Бурзянский лесхоз» является необоснованным и можно квалифицировать как вмешательство в хозяйственную деятельность лесхоза. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от ... N 84-О). К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: — нарушены права и свободы гражданина; — созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; — на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таким образом, заместитель прокурора нарушает его права и свободы на трудовую деятельность согласно должностных обязанностей и полномочий, создает ему препятствия к осуществлению конституционных гражданских прав и свобод, а также требует незаконного привлечения его к дисциплинарной ответственности. Определением Верховного суда РФ от ... N 88-КТ16-2 установлено, что Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (статья 192 названного Кодекса). Следовательно, установление наличия либо отсутствия оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности относится к компетенции работодателя. Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя и производится в законодательно установленном порядке. В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных даннымКодексоми другими федеральными законами. Полагает, что единственной возможностью восстановления моих нарушенных прав и свобод является обращение в суд с настоящим заявлением. Просит признать недействительным представление заместителя прокурора Бурзянского района РБ Шамигуловой Н.М. от ... за №... об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции; возложить на заместителя прокурора Бурзянского района РБ Шамигулову Н.М. обязанность устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путем отзыва представления от ... за №... об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции.

Административный истец – начальник отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» Ишбулатов И.Г. и его представитель – адвокат Гайсин И.Б. требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, поддержали в полном объеме. Просили административный иск удовлетворить.

Представитель ответчика – заместитель прокурора Бурзянского района РБ Шамигулова Н.М., представляющая свои интересы и интересы прокуратуры РБ по доверенности заявленными требованиями не согласна, пояснив, что на основании задания прокуратуры РБ было принято решение о проведении проверки в Бурзянском отделе ГКУ РБ «Управление лесничествами», о чем известили его начальника Ишбулатова И.Г. Он не был согласен на проведение проверки с ее участием и отказался от участия в проверки. О времени и месте проведения проверки ему было известно. В ходе проверки были выявлены ряд нарушений, указанных в представлении прокурора Бурзянского района. Нарушений процедуры проведения проверки допущено не было. Считает, что иск не содержит указания на нарушение прав истца, и поэтому в принятии иска должно было быть отказано. В судебном заседании также не установлено нарушение прав и законных интересов истца внесенным представлением заместителя прокурора. Вынесенное представление полагает законным и обоснованным. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Решение суда оставляют на усмотрение суда, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ГКУ РБ «Управление лесничествами» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причина неявки неизвестна.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 217 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от ... N 110-О законность и обоснованность представления прокурора могут быть обжалованы в установленном законом порядке. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п.2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Статья 21 Федерального закона от ... N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" указывает, что предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия. Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Согласно п.1, п.2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Согласно абзацу 4 п.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Судом установлено, что прокуратурой Бурзянского района Республики Башкортостан в соответствии с заданием Прокуратуры РБ №... от ... «О проведении анализа состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением требований антикоррупционного законодательства в сфере экологии и природопользования» проведена проверка соблюдения требований законодательства о бюджете, законодательства регулирующего лесные отношения.

По итогам указанной проверки ... заместителем прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан внесено представление в адрес руководителя ГКУ РБ «Упраление лесничествами» Галина А.Х. об устранении нарушений законодательства о противодействие коррупции и природоохранного законодательства, которым были предъявлены следующие требования:

1.Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, с принятием необходимых мер для устранения и недопущения впредь подобных нарушений.

2. О времени и месте рассмотрения настоящего представления известить заблаговременно прокуратуру района.

3. Лиц, виновных в нарушении закона, привлечь к строгой дисциплинарной ответственности.

4. О результатах рассмотрения представления, принятых мерах по устранению нарушений закона сообщить в прокуратуру Бурзянского района в установленный законом месячный срок в письменной форме, с приложением копий документов, подтверждающих привлечение виновных лиц к ответственности.

Как следует из материалов дела и не опровергнуто административным ответчиком, обстоятельства, выявленных нарушений законодательства о противодействие коррупции и природоохранного законодательства подтверждается материалами проверки, вместе с тем, суду не представлено документов, подтверждающих законность проведения данной проверки, указанных в ч.2 и ч.3 ст. 21 Федерального закона от (дата) N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", не представлено сведений о том, что административный истец был ознакомлен с решением о проведении проверки №... от ... (имеется лишь его подпись в решении о расширении предмета проверки №... от ...), предупреждение органа, в отношении которого проводится проверка о предстоящей проверке, суду (несмотря на направление запроса от ...) не представлено доказательств того, что административный орган был извещен о времени и месте выездной проверки от ..., по результатам проверки не истребовано объяснения начальника отдела по Бурзянскому району ГКУ РБ «Управления лесничествами» Ишбулатова И.Г.

Анализируя содержание представления, суд приходит к выводу, что представление было предъявлено к исполнению Руководителю ГКУ РБ «Управления лесничествами» Галину А.Х., как к должностному лицу, возглавляющему указанный административный орган, поскольку содержит в себе требования о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих и недопущению их в дальнейшем; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и не осуществлявших должного контроля за соблюдением действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности (в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ). Вышеуказанные требования касаются непосредственно действий начальника отдела ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству Ишбулатова И.Г., соответственно влияют на его права и свободы.

Если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку содержание представления затрагивает права и законные интересы начальника отдела ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству Ишбулатова И.Г., то он вправе был обратиться в суд с настоящим иском. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что начальник отдела ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству Ишбулатов И.Г. является надлежащим истцом по данному делу и иск подписан и подан уполномоченным на это лицом.

Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от ... N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от ... N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Представление заместителя прокурора по Бурзянскому району РБ Шамигуловой Н.М. в числе прочих (п.3, 4) содержит требование рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и не осуществлявших должного контроля за соблюдением действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности (в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ). О результатах рассмотрения представления, принятых мерах по устранению нарушений закона сообщить в прокуратуру Бурзянского района в установленный законом месячный срок, с приложением копий приказов, подтверждающих привлечение виновных лиц к ответственности.

Между тем, данные требования, изложенные в п. 3 и 4 представления заместителя прокурора Бурзянского района РБ Шамигуловой Н.М. противоречат требованиям действующего законодательства, а также противоречат сущности указанной меры прокурорского реагирования, так и выходят за рамки полномочий прокурора.

Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении императивное требование о рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, приложении копии документов, подтверждающих привлечение виновных лиц к ответственности - противоречит приведенным нормам Федерального закона от ... N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно, пункту 1 статьи 6 Федерального закона от ...№... «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленные в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица.

При этом, согласно пункту 2 статьи 26 данного Федерального закона, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Кроме того, положения Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляют гарантии привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности, включая гарантии, касающиеся сроков, в течение которых может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Таким образом, по указанным основаниям, представление прокурора в указанной части подлежит отмене, как необоснованное.

Рассматривая п. 1 требования представления, согласно которому руководитель ГКУ РБ «Управления лесничествами» Галин А.Х. обязан уведомить прокурора Бурзянского района о времени и месте рассмотрения представления, суд приходит к выводу, что данное требование также не является законным по следующему основанию:

Согласно п. 3 ст. 7 Закона N 2202-1"О прокуратуре Российской Федерации", прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями. Вместе с тем, с указанным правом прокурора должна корреспондировать обязанность уполномоченного лица о создании им необходимых условий для его реализации: заблаговременно сообщить о дате, месте и времени рассмотрения представления. Однако такая обязанность уполномоченного лица, являющегося единоличным органом – в данном случае - руководителем ГКУ РБ «Управления лесничествами» Галиным А.Х. законом не установлена.

Рассматривая также п. 1 требования, содержащегося в Представлении от ... – о принятии необходимых мер для устранения и недопущения впредь подобных нарушений, суд приходит к выводу о том, что фактически оно не содержит в себе конкретных требований к исполнителю представления, не указано какие именно меры руководитель ГКУ РБ «Управления лесничествами» Галин А.Х. должен принять, в отношении кого, в связи с чем, оценить исполнено ли представление полностью или нет, по окончанию исполнения представления - невозможно объективно оценить. При таких основаниях, суд приходит к выводу о незаконности данного требования.

Как установлено в судебном заседании, проверка носила плановый характер. Данных о том, что проверка была проведена на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, свидетельствующих об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в материалах дела не имеется.

На основании п. 2 Приказа Генерального прокурора РФ от ... N 172 "О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от ... N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры должны осуществлять учет решений о проведении проверок, расширении предмета проверок, а также их результатов, в связи с тем, что при вынесении решения о проведении проверки в обязательном порядке формулируется предмет проверки (п. 3 ст. 21 и п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).

Данных о том, что начальник отдела ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству Ишбулатов И.Г. был ознакомлен с актом проверки и, что по истечению проверки с него было затребовано объяснения, в деле не имеется. Также не был ознакомлен с решением о проведении проверки, решение о расширении предмета проверки не мотивировано.

Изложенное свидетельствует о нарушении прав начальник отдела ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству Ишбулатова И.Г. на полную и эффективную проверку соблюдения законодательства о противодействии коррупции и требований природоохранного законодательства, права предоставить все имеющиеся и относящиеся к предмету проверки документы, объяснения, что привело к вынесению необоснованного представления об устранении нарушений.

Учитывая что, представление об устранении нарушений закона внесено заместителем прокурора по результатам проверки исполнения закона при осуществлении возложенных на него функций и в пределах полномочий прокурора, суд полагает, что при решении вопроса о соблюдении порядка совершения обжалуемого действия подлежит выяснению и соблюдение порядка проведения проверки, ставшей основанием к внесению представления.

Изложенные нарушения порядка проведения проверки, суд признает существенными, а потому влекущими признание представления от ... внесенного в адрес руководителя ГКУ РБ «Управление лесничествами» Галина А.Х. заместителем прокурора Бурзянского района РБ незаконным.

При таких обстоятельствах, суд находит требования начальника отдела ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству Ишбулатова И.Г. подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление начальника отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Бурзянскому лесничеству Ишбулатова И.Г. к заместителю прокурора Бурзянского района РБ Шамигуловой Н.М. об обжаловании действий заместителя прокурора Бурзянского района РБ и признании незаконным представления №... от ... об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, удовлетворить частично.

Признать недействительным представление заместителя Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. №... от ... об устранении нарушений природоохранного законодательства и законодательства о противодействие коррупции.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение в окончательном виде изготовлено к 17 часам ....

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан Постоянное судебное присутствие в с. Старосубхангулово Бурзянского района Республики Башкортостан.

Председательствующий судья: З.З. Мустафина