№2а-270/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, Министру природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Енисейскому БВУ Федерального агентства водных ресурсов о признании незаконным решения о предоставлении водного объекта, исключении из реестра сведений о его государственной регистрации,
Установил:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчикам, в котором просит признать незаконным решение Министерства природных ресурсов Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении водного объекта ИП ФИО1 (ОГРИП 309031704000024) для сбора сточных вод- <данные изъяты>, расположенного в бассейнах малых и средних притоков средней и северной части озера Байкал, в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия; Исключении из государственного водного реестра сведений о государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 (ОГРИП309031704000024) для сброса сточных вод<данные изъяты>, расположенного в бассейнах малых и средних притоков средней и северной части озера Байкал, в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия.
В судебном заседании заместитель прокурора Денисова Н.В. административные исковые требования поддержала, пояснила, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законов в области охраны окружающей среды и природопользования в деятельности Министерства природных ресурсов Республики Бурятия установлены нарушения при осуществлении полномочий по предоставлению водного объекта в пользование. Министерством природных ресурсов Республики Бурятия на основании решения о предоставлении водного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 (ОГРИП 309031704000024) для сброса сточных вод предоставлен водный объект - <данные изъяты>, расположенный в бассейнах малых и средних притоков средней и северной части озера Байкал, в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия. В соответствии с п. 8 вышеуказанного решения, сброс сточных вод осуществляется в точке географических координат <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> от устья реки. Между тем, в данной точке координат водный объект указанный водный объект в решение - <данные изъяты> отсутствует, указанная в решении точка для сброса сточных вод из гостинично-ванного корпуса находится в <данные изъяты> от реки. Проведенной проверкой ранее в ДД.ММ.ГГГГ исполнения природоохранного законодательства в местности источника <адрес> установлено, что на территории гостинично - ванного корпуса, принадлежащего ИП ФИО1, имеется металлическая труба диаметром 200 мм, установленная из ванн корпуса и далее проложенная по периметру территории земельного участка, к лесному массиву. Через данную трубу осуществляется непрерывный сброс сточных вод на рельеф местности в лесной массив на лесной участок в <данные изъяты>, при проведенной проверке. Установлено, что ничего не изменилось, ИП труба стока воды удлинена, тем не менее, сброс вод с гостиничного комплекса идет не в <данные изъяты>, как указано в решении. Кроме того, согласно выписке из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что местность, определенная как точка сброса - есть лесной участок, и относится к защитным лесам с категорией - леса, расположенные в водоохранных зонах, при этом, согласно выписке, заболоченной местности нет. Полагает, что вследствие долговременного сброса неочищенных сточных вод в лесной массив на территории лесного участка, на площади <данные изъяты>, произошло заболачивание и загрязнение почвы неочищенными стоками, а также повреждение произрастающих деревьев и кустарников до степени прекращения роста. Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 01.08.2019 по гражданскому делу № 2-772/2019. При рассмотрении указанного дела, судом было установлено, что ИП ФИО1 для сброса сточных вод из гостинично - ванного корпуса используется лесной участок, в отсутствие каких-либо оснований, по своему усмотрению, что ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, которые вправе рассчитывать на то, что экологическая система и природные ресурсы государства будут использоваться организациями в соответствии с требованиями федеральных законов. Решение суда находится на принудительном исполнении в Северобайкальском РОСП УФССП по Республике Бурятия. Фактически ИП ФИО1 продолжает осуществлять незаконный сброс сточных вод от термального источника в лесной массив, а именно на лесной участок в <данные изъяты>. Полагала, что административными ответчиками ненадлежащим образом проведена проверка представленных документов заявителем на их соответствие, в силу чего в решении указан не тот объект, на которое дано разрешение. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, Министра природных ресурсов и экологии Республики Бурятия по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения требований, согласно доводов, изложенных в отзыве, кроме того, полагала, что административный истец не определился с выводами, то ли лицо ведет сброс на рельеф местности, то ли в водный объект. Просила в иске отказать.
Представитель административного ответчика –руководитель Енисейского БВУ Федерального агентства водных ресурсов ФИО3 просила о рассмотрении дела без их участия, согласно доводов, изложенных в отзыве, просила в иске отказать.
Заинтересованное лицо ИП ФИО1 также возражал против удовлетворения административного иска, указывая, что с его стороны были представлены все необходимые документы, в силу чего Министерством природных ресурсов ему было дано разрешение на пользование водным объектом.
Представитель заинтересованного лица ИП ФИО1 также возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ООО «Недра-Геомониторинг» ФИО4 возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что специалисты Общества непосредственно выезжали на местность, запрашивались документы относительно исследуемого участка. Относительно исследованного участка была составлена необходимая документация. На основании проведенных ими работ было выдано решение о пользовании водным участком. Участок находился в заболоченной местности, была определена точка сброса.
Республиканское агентство лесного хозяйства РБ, Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской территории извещенные о месте и времени судебного заседания не явились, просили о рассмотрении дела без их участия, суд учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотрение дела.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, специалистов, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 39 Кодекса административного судопроизводства (далее- КАС РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов РФ, неопределенного круга лиц.
Согласно пояснений специалиста К. следует, что ООО «Недра-Геомониринг» были проведены исследования было установлено, что основным водным объектом, протекающим на территории, прилегающей к рекреационной местности <данные изъяты>- это река <данные изъяты>. Данный водный объект и был указан, поскольку определенная точка сброса -это дельта реки <данные изъяты>.
Специалист П. пояснил, что указание место сброса сточных вод как лесной участок неверно, поскольку карты дают неточную информацию. Он работал длительное время лесничим, и изначально на данном месте всегда находилось болото, леса на данном участке никогда не росло. Со строительством железной и автомобильной дороги, указанные участки больше заболотились, поскольку насыпи, возведение мостов, повлияло на естественный водоток.
Из пояснений специалиста Т. следует, что в месте сброса сточных вод ИП ФИО1 присутствует два водных объекта: временный водоток, сток воды по которому осуществляется эпизодически, в период снеготаяния и обильного выпадения жидких осадков, а также проточный болотный массив, являющийся частью водосбора <данные изъяты>. Для уточнения конкретных границ болотного массива необходимы исследования специалистов-болотоведов. На данный момент имеет место болото, русло <данные изъяты> находится в <данные изъяты> от точки сброса сточных вод ИП ФИО1
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ водный объект - природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ч. 1 ст. 9 Водного Кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 3 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В соответствии п.1 ст. 23 ВК РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 ВК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством РФ (п.6 ст.23 ВК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 утвержден Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - правила, порядок).
Согласно п.п. 10, 10(1), 10(2) Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, для рассмотрения вопроса о предоставлении водного объекта в пользование исполнительный орган или орган местного самоуправления в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем заявления и прилагаемых к нему документов запрашивает в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия:а) в Федеральной налоговой службе (ее территориальных органах): сведения из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц;сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей;б) в органах государственной власти и организациях, уполномоченных на проведение государственной экспертизы, - сведения о наличии положительного заключения государственной экспертизы и об акте о его утверждении (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); 10(2). Органы, указанные в пункте 10(1) настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса представляют запрашиваемые сведения в форме, в которой поступил запрос. Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 10(1) настоящих Правил; согласно п.11, к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод кроме документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, прилагаются: расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных вод и показателей их качества; поквартальный график сброса сточных вод; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных вод; Место предполагаемого сброса сточных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению.
Установлено, что Министерством природных ресурсов Республики Бурятия на основании решения о предоставлении водного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 (ОГРИП 309031704000024) для сброса сточных вод предоставлен водный объект - <данные изъяты>, расположенный в бассейнах малых и средних притоков средней и северной части озера Байкал, в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия.
Указанное решение зарегистрировано Енисейским БВУ Федерального агентства водных ресурсов в государственном водном реестре за №ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 8 вышеуказанного решения, сброс сточных вод осуществляется в точке географических координат <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> от устья реки.
Вместе с тем, в данной точке координат водный объект – <данные изъяты> указанный в решении Министерства природных ресурсов РБ отсутствует, и находится в <данные изъяты> от указанной (определенной решением) точки сброса сточных вод.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, в результате сопоставления точки с координатами <данные изъяты> со сведениями Дежурной справочной карты Республики Бурятии масштаба 1 :100000 (состояние местности на 2003 г.), установлено, что в месте сброса сточных вод ИП ФИО1 отсутствуют водные объекты. Расстояние от места сброса сточных вод ИП ФИО1 до протоки без наименования реки <данные изъяты> составляет около <данные изъяты> (Ситуационный план).
Согласно Акта обследования места сброса сточных вод ИП ФИО1 (местность источника <данные изъяты>) следует, на основании данного рекогносцировочного обследования, а также анализа спутниковых снимков сервисов Google и Яндекс (рисунок 1,2) можно сделать вывод - что в месте сброса сточных вод ИП ФИО1 присутствует два водных объекта: временный водоток, сток воды по которому осуществляется эпизодически, в период снеготаяния и обильного выпадения жидких осадков, а также проточный болотный массив, являющийся частью водосбора <данные изъяты>. Для уточнения конкретных границ болотного массива по нулевой глубине залежей торфа должны проводится исследования специалистов-болотоведов. На данный момент болото присутствует. Русло <данные изъяты> находится в <данные изъяты> м от точки сброса сточных вод ИП ФИО1
Согласно выписке из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ, лесной участок в месте сброса сточных вод по назначению относится к защитным лесам с категорией - леса, расположенные в водоохранных зонах, заболоченной местности нет.
По данным Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от ДД.ММ.ГГГГ№ точка сброса сточных вод с координатами <данные изъяты> находится на границах <данные изъяты>.
Кроме того, согласно информации ФГБУ «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании анализа картографического материала сделано заключение об отсутствии водного объекта в точке с координатами <данные изъяты>
Также, ранее решением Северобайкальского городского суда РБ от 01.08.2019г. по гражданскому делу №2-772/2019, ИП ФИО1 наложен запрет на сброс сточных вод при эксплуатации гостинично - ванного корпуса, расположенного в местности <адрес>, на рельеф местности в лесной массив, расположенный в <данные изъяты>.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административными ответчиками при принятии оспариваемого решения и его регистрации в государственном водном реестре допущены существенные нарушения, не проверены надлежащим образом представленные документы на соответствие по точке сброса сточных вод, в связи с чем заинтересованному лицу представлен для сброса сточных вод водный объект <данные изъяты>, с точкой сброса сточных вод с координатами <данные изъяты>, вместе с тем, согласно данным Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» с указанной точкой сброса, разрешен сброс сточных вод на лесной участок на границах <данные изъяты>, что подтверждается заключением ФГБУ «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», что в точке сброса сточных вод с координатами <данные изъяты>, отсутствует водный объект.
Таким образом, установлено, административным ответчиком Министерством природных ресурсов Республики Бурятия в нарушение Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, надлежащим образом не проверены представленные заявителем документы, неверно определено место сброса сточных вод, что привело к принятию незаконного решения.
Решение Министерства природных ресурсов Республики Бурятия о предоставлении водного объекта ИП ФИО1 для сброса сточных вод- <данные изъяты>, расположенного в бассейнах малых и средних притоков средней и северной части озера Байкал, в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия и его регистрация в государственном водном реестре нарушают интересы Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции РФ, суд находит административные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Министерству природных ресурсов Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении водного объекта ИП ФИО1 (ОГРИП 309031704000024) для сброса сточных вод – <данные изъяты>, расположенного в бассейнах малых и средних притоков средней и северной части озера Байкал, в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия.
Исключить из государственного водного реестра сведений о государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 (ОГРИП309031704000024) для сброса сточных вод-<данные изъяты>, расположенного в бассейнах малых и средних притоков средней и северной части озера Байкал, в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 04.06.2021года.
Судья Н.Г. Рабдаева
УИД 04RS0020-01-2021-000553-76