ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-270/2022 от 08.06.2022 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а – 270/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2022 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Косолаповой О.А.,

при секретаре Загородниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 270/2022 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО1 к администрации Кондинского района, муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района о признании незаконным постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района об утверждении индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации семьи ФИО1 и ФИО2, находящейся в социально опасном положении, от 26.10.2021,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением после объединения административных дел и привлечения административного соответчика к администрации Кондинского района, муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района о признании незаконным постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района об утверждении индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации семьи ФИО1 и ФИО2, находящейся в социально опасном положении, от 26.10.2021.

Требования мотивированы тем, что постановлением муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района от 26 октября 2021 года была утверждена межведомственная индивидуальная программа социально-педагогической реабилитации семьи ФИО1 и ФИО2, находящейся в социально опасном положении, на основании постановления от 28.09.2021 о признании семьи административных истцов находящейся в социально опасном положении и проведении индивидуально-профилактической работы в связи с привлечением ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ постановлением муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района от 03.08.2021.

25 января 2022 года указанное постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района от 03.08.2021 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ отменено постановлением суда ХМАО-Югры.

Также решением Кондинского районного суда от 10 февраля 2022 года признано незаконным постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района от 28.09.2021 о признании семьи ФИО1 и ФИО2 находящейся в социально опасном положении и проведении индивидуально-профилактической работы.

Добровольно административные ответчики не желают устранить допущенные нарушения, прав и свобод административных истцов. Обжалуемым постановлением существенно нарушены права ФИО1 и ФИО2

Административные истцы и административные ответчики надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствуют, о причинах неявки не сообщили.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

До принятия судебного акта по рассмотрению дела по существу представителем административного ответчика администрации Кондинского района ФИО3 представлено постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района от 11 мая 2022 года, которым отменено обжалуемое постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района № 128/2021 от 26.10.2021 «Об утверждении межведомственной индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации семьи ФИО1 и ФИО2, находящейся в социально опасном положении».

Исследовав материалы дела, письменные доводы сторон, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Федеральный закон № 120-ФЗ) законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Федеральный закон № 120-ФЗ установлено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В п. 5 ч. 2 ст. 11 Федеральный закон № 120-ФЗ отмечено, что к компетенции комиссий относится применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федеральный закон № 120-ФЗ семьей, находящейся в социально опасном положении, признается семья, имеющая детей, где родители не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. В соответствии с ч. 2 ст. 5 этого же Закона, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В силу п. 7 ч. 2 ст. 2 Закона ХМАО - Югры от 12 октября 2005 года № 74-оз «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в ХМАО - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» основными полномочиями комиссии является утверждение межведомственных программ и координация проведения индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлечение социально ориентированных общественных объединений к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контроль за их выполнением.

Пунктом 16 ч. 2 ст. 5 Закона ХМАО - Югры № 74-оз установлено, что отдельными государственными полномочиями, предусмотренными в п. 1 настоящей статьи, наделяются органы местного самоуправления муниципального образования Кондинский район.

Постановлением главы Кондинского района № 774 от 19.05.2020 утверждено положение о муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кондинского района (л.д. 64-79).

Согласно п. 4.1.24 указанного Положения, для решения возложенных задач муниципальная комиссия утверждает межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимает постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона № 120-ФЗ, требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролирует их исполнение.

Обжалуемое постановление вынесено административным ответчиком муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района в пределах компетенции на основании ранее вынесенных постановления от 03.08.2021 о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, и основанного на этом постановлении постановления от 28.09.2021 «О признании находящейся в социально опасном положении и проведении индивидуальной профилактической работы в отношении семьи ФИО1 и ФИО2».

Указанные постановления были отменены, что подтверждается вступившим в законную силу решением Кондинского районного суда 10 февраля 2022 года по административному делу № 2а-113/2022 по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению ФИО1 к муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кондинского района, администрации Кондинского района о признании незаконным постановления от 28 сентября 2021 года о признании находящейся в социально опасном положении семьи, имеющему преюдициальное значение по настоящему административному делу.

Решением Кондинского районного суда от 10.02.2022 по административному делу № 2а-113/2022 установлено, что муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района 28 сентября 2021 года вынесено постановление о признании семьи ФИО1 и ФИО2 находящейся в социально опасном положении, внесены данные о семье в Реестр семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, организовано проведение индивидуальной профилактической работы с семьей.

Основанием для вынесения данного постановления послужило постановление № 225 от 03.08.2021, которым ФИО1 был признан винновым в совершении правонарушения по ч.1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пп. «г» п. 3.3 Порядка организации и проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.09.2019 № 83, привлечение ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием отнесения семьи ФИО1 к категории «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Вместе с тем, решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.01.2022 постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кондинского района от 03.08.2021 в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение судьи Кондинского районного суда от 10.12.2021 принятое по жалобе отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Указанным решением Кондинского районного суда от 10.02.2022 по административному делу № 2а-113/2022 удовлетворены административные исковые требования ФИО1 к муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кондинского района, администрации Кондинского района о признании незаконным постановления от 28 сентября 2021 года о признании находящейся в социально опасном положении семьи ФИО1, ФИО2, постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 сентября 2021 года о признании находящейся в социально опасном положении и проведении индивидуальной профилактической работы в отношении семьи ФИО1 и ФИО2 признано незаконным.

Установлено, что обжалуемое постановление вынесено в период, когда постановление от 03.08.2021 в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступило в законную силу, в связи с чем вынесено без законных оснований.

Указанное обстоятельство, а также отмена постановления по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 за отсутствием события правонарушения, постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 сентября 2021 года о признании находящейся в социально опасном положении и проведении индивидуальной профилактической работы в отношении семьи ФИО1 и ФИО2 являются основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку фактические основания для вынесения оспариваемого постановления отсутствовали на момент его принятия и в последующем.

Установлено, что оспариваемое постановление отменено административным ответчиком до вынесения решения по административному делу судом.

В силу ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 225 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, указанная норма не освобождает суд от обязанности выяснять обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе предусмотренные чч. 8 - 10 ст. 226 КАС РФ.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что суд не вправе прекратить производство по административному делу в случае, если в ходе судебного разбирательства будет установлена правовая заинтересованность административного истца в защите своих прав, свобод и законных интересов.

То обстоятельство, что впоследствии указанное обжалуемое постановление было отменено, не свидетельствует о том, что оспариваемые действия перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административных истцов.

Суд приходит к выводу, что имеется правовая заинтересованность административных истцов в защите своих прав и законных интересов, в связи с чем оснований для прекращения производства по административному делу не имеется.

Из статей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.

Поскольку права, свободы и законные интересы административных истцов при вынесении оспариваемого постановления были нарушены, постановление принято с нарушением требований действующего законодательства, административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к администрации Кондинского района, муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района о признании незаконным постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района от 26 октября 2021 года об утверждении межведомственной индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации семьи ФИО1, ФИО2, находящейся в социально опасном положении.

Признать незаконным постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 октября 2021 года об утверждении межведомственной индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации семьи ФИО1, ФИО2, находящейся в социально опасном положении.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 24 июня 2022 года.

Судья О.А.Косолапова