Дело № 2а-2711/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2023 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Хромовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вовненко О.В. к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, администрации Кировского района г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Вовненко О.В. обратилась в суд с указанным административным иском, с учетом уточнений, мотивируя требования тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером Z, площадью 1023 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Х В настоящее время к принадлежащему ей земельному участку отсутствует возможность подъезда, в связи с отсутствием дорожного полотна. В связи с этим, у нее отсутствует возможность освоения земельного участка по его назначению. 05 февраля 2020 года она обратилась в администрацию Кировского района г.Красноярска с заявлением, в котором просила обустроить дорогу до принадлежащего ей на праве собственности земельного участка. Письмом №В-173-акр от 17.02.2020 года администрация Кировского района г.Красноярска сообщила, что администрацией направлено письмо в адрес Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, с просьбой рассмотреть ее вопрос и принять по нему решение. Письмом №в-173-акр от 06.03.2020 года Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска, сославшись на то, что подъездные пути к земельным участкам, в том числе и к земельному участку, принадлежащему ей на праве собственности, индивидуальной жилой застройки «Кузнецовское плато» размещены на земельных участках не разграниченной государственной собственности и перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденным распоряжение администрации г.Красноярска от 15.02.2011 года №107-ж, не предусмотрены и как следствие не предусмотрены реестром содержания улично-дорожной сети Кировского района, отказал в проведении работ по строительству дороги до принадлежащего ей земельного участка. 14 декабря 2020 года она направила в адрес администрации Кировского района г.Красноярска, а также Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска претензию в которой в кратчайшие сроки просила обустроить дорогу к принадлежащему ей земельному участку. Письмом №В-2088-акр от 09.12.2020 года администрация Кировского района г.Красноярска сообщила, что администрацией направлено письмо в адрес Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска для решения вопроса по оформлению дороги к ее земельному участку в муниципальную собственность и дальнейшего включения в состав объектов МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства». Письмом №В-1284-акр от 21.01.2021 года Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска сообщил, что работы по строительству подъездных путей к земельному участку с кадастровым номером Z будут осуществлены после формирования земельного участка под автомобильную дорогу и предоставления ее в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства». Письмом №847ги от 21.01.2021 года Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска сообщил ей, что в ходе обследования автодороги по Х было установлено, что проезд автотранспорта в жилом районе Х обеспечивает автодорога, представляющая собой неблагоустроенный проезд с земляным покрытием, в связи с чем, Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска направлено обращение в адрес Департамента городского хозяйства и Департамента градостроительства администрации г.Красноярска о рассмотрении вопроса о строительстве автомобильных дорог в жилом районе «Кузнецовское плато». Однако, до настоящего времени, административными ответчиками какие-либо действия по строительству дороги в жилом Х, до принадлежащего ей земельного участка, не предприняты. Подъезд к принадлежащему ей земельному участку, до настоящего времени отсутствует. С учетом уточнений, просит признать бездействие административных ответчиков в части строительства автомобильной дороги в жилом районе Х, до земельного участка с кадастровым номером Z, площадью 1023 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Х, не законным; в течение календарного года с момента вступления в законную силу решения суда осуществить расчистку земельного участка с кадастровым номером: Z по Х от строительного и иного мусора, осуществить строительство автомобильной грунтовой дороги общего пользования местного значения с покрытием из щебня, обеспечив подъезд к земельному участку с кадастровым номером Z.
Административный истец Вовненко О.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не представила.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Красноярска Прохоренко Н.С., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указала, что администрация города Красноярска по заявленным исковым требованиям является ненадлежащим ответчиком. Муниципальное образование в правоотношениях выступает в лице органов местного самоуправления. Администрация города в своей структуре имеет органы, которые наделены определенной компетенцией, получают финансирование на выполнение своих функций и выступают истцами и ответчика в суде по вопросам, отнесенным к их компетенции. Дорожная деятельность отнесена к полномочиям Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска, в соответствии с Положением о департаменте, утв. Распоряжением администрации города Красноярска № 84-р от 01.07.2011. Вопросы градостроительной политики, комплексного развития территории города в целях жилищного и иного строительства, направленного на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории отнесены к полномочиям Департамента градостроительства администрации г.Красноярска, в соответствии с Положением о департаменте, утв. Распоряжением администрации города Красноярска № 114-р от 17.08.2010. Ликвидация несанкционированных свалок относится к полномочиям администрации соответствующего района в городе Красноярске в соответствии с Положением об администрации района, утв. Распоряжением администрации города Красноярска № 46-р от 26.002.2007. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Кировского районного суда города Красноярска от 06.10.2020 года по делу № 2а-2496/2020 по аналогичным требованиям. Ранее Прокурор Кировского района города Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обращался с административным исковым заявлением о возложении обязанности обеспечить земельные участки, расположенные на территории жилого района «Кузнецовское плато», предоставленные льготной категории граждан (многодетным), инженерной инфраструктурой: водоснабжением, водоотведением, дорогами и подъездными путями. Заявленные исковые требования прокурора Кировского района удовлетворены. Решение Кировского районного суда города Красноярска вступило в законную силу. Департаментом градостроительства администрации города Красноярска принимаются меры для исполнения указанного решения суда. Согласно общедоступным данным, размещенным на платформе Яндекс Карты (https://yandex.ru/maps/) улица Куйсумская в городе Красноярске, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером Z, принадлежащий истцу на праве собственности, входит в границы жилого микрорайона «Кузнецовское плато», следовательно, в ходе исполнения решения Кировского районного суда города Красноярска от 06.10.2020 года по делу № 2а-2496/2020 и будет рассматриваться вопрос об организации строительства автомобильной дороги общего пользования. Истцом не представлено доказательств отсутствия проезда (подъезда) к земельному участку с кадастровым номером Z. Согласно данным Публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером Z учтен, имеет разрешенное использование улично-дорожная сеть, право собственности не зарегистрировано. Кроме того, проезд по ул. Куйсумской фактически имеется, что подтверждается данными Публичной кадастровой карты. Также при наличии в районе улицы Куйсумской города Красноярска несанкционированной свалки, истцу необходимо обращаться в администрацию соответствующего района для решения вопроса о ликвидации данной свалки. Ни один из органов администрации города Красноярска, из заявленных административным истцом в качестве ответчиков по иску, не занимается ликвидацией несанкционированных свалок. Вовненко О.В. в просительной части иска заявлен срок, в течение которого объективно невозможно исполнить решение суда в случае удовлетворения заявленных исковых требований с учетом требований действующего законодательства о закупках. Просят в иске Вовненко О.В. к администрации города Красноярска отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика департамента градостроительства администрации г. Красноярска Терскова Н.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указала, что с заявленными исковыми требованиями не согласны по следующим основаниям. Реализация плана строительства объектов дорожной инфраструктуры осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами административного городского округа, или в установленном местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Капитальные вложения в объекты муниципальной собственности на территории города Красноярска осуществляются в рамках адресной инвестиционной программы города Красноярска, являющейся приложением к решению Красноярского городского Совета депутатов «О бюджете города». В рамках формирования бюджета города Красноярска на очередной 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, в целях обеспечения жилого микрорайона «Кузнецовское плато» объектами транспортной инфраструктуры, департаментом в общем перечне объектов, рекомендуемых для включения в адресную инвестиционную программу (АИП) на очередной финансовый год и плановый период, заявлен объект: «Автомобильные дороги в жилом районе индивидуальной застройки «Кузнецовское плато» (работы по проектированию в соответствии с проектом планировки улично-дорожной сети -138 млн. рублей на плановый период в 2024 году). Решение о капитальных вложениях в объекты муниципальной собственности принимается Комиссией в соответствии с положениями постановления администрации города Красноярска от 27.03.2014г. № 168 с учетом стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года, предельных объемов средств, предусмотренных на реализацию адресной инвестиционной программы города Красноярска. Указанный объект Комиссией в АИП города не включен. Принимая во внимание необходимость капиталоемких затрат на реализацию мероприятий по обеспечению территории жилого района «Кузнецовское плато» объектами инженерно-транспортной инфраструктуры департаментом градостроительства на регулярной основе проводится работа по привлечению средств вышестоящего бюджета. В министерство строительства Красноярского края и министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в 2017, 2019, 2021, 2022, 2023 годах поданы заявки по предоставлению средств субсидии на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры. По результатам рассмотрения документов в предоставлении средств отказано. Таким образом, говорить о бездействии департамента градостроительства необоснованно. Кроме того, истцом заявлен срок заведомо неисполнимый. Вместе с тем, принимая решение по существу спора, суд должен учитывать, насколько принятое решение исполнимо. При установлении срока фактически не учтены установленные законодательством сроки конкурсных процедур по заключению контрактов, сроки выполнения работ по заключенным контрактам на проектирование и строительство объекта. Согласно ответу МКУ города Красноярска «УКС» от 19.01.2023г. № 128-укс (выступающему муниципальным заказчиком при заключении контрактов на выполнение работ по проектированию объектов и их строительству) ориентировочный срок для реализации мероприятий по проектированию и строительству автомобильной дороги составит не менее 1151 дня, и это при условии выделения денежных средств. Считают требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, просят в удовлетворении требований отказать.
Представитель административного ответчика департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Каверзина Т.П., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому указала, что в Положении о департаменте городского хозяйства отсутствуют функции по строительству и/или реконструкции централизованных объектов для нужд города Красноярска, в том числе, автомобильных дорог. Департамент организовывает дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований. На территории города Красноярска муниципальным заказчиком производства работ по содержанию, капитальному ремонту и ремонту улично-дорожной сети, выполнению работ по благоустройству территории города является МКУ «УДИБ». Вместе с тем, дорога по ул. Куйсумской не является объектом дорожного хозяйства, не принята в муниципальную собственность, не передана в оперативное управление МКУ «УДИБ». Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования - городского округа город Красноярск, зарегистрированных в составе имущества городской казны, утвержден распоряжением администрации г.Красноярска от 15.02.2011г. № 107-ж. Автомобильная дорога либо сооружение дорожного хозяйства с адресной привязкой «ул. Куйсумская» в указанном перечне отсутствует. Таким образом, у департамента городского хозяйства, МКУ «УДИБ» не имеется оснований для организации дорожной деятельности «ул. Куйсумская» ввиду того, что такой автомобильной дороги не существует и как объект дорожной деятельности она отсутствует. Для приведения в эксплуатационное состояние дороги по ул. Куйсумская с учетом рельефа местности, необходимо проведение работ по строительству улично-дорожной сети микрорайона, в том числе пешеходной части, выполнения мероприятий по водоотводу, освещению и безопасности дорожного движения жилого района, в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания территории. В рамках ремонта (содержания) автомобильных дорог выполнить необходимый комплекс работ в полном объеме не представляется возможным. Капитальные вложения в объекты муниципальной собственности на территории города Красноярска осуществляются в рамках адресной инвестиционной программы города Красноярска (АИП), являющейся приложением к решению Красноярского городского Совета депутатов «О бюджете города». Вопросы строительства объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов (автомобильных дорог) относятся к компетенции департамента градостроительства администрации города Красноярска. Согласно п.п. 3.2, 3.7, 3.58 Положения о департаменте градостроительства администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010г. № 114-р, департамент градостроительства администрации г. Красноярска определяет приоритетные направления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов для нужд города Красноярска; осуществляет разработку порядка формирования и внесения изменений в адресную инвестиционную программу города, порядка отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в решении о бюджете города и сводной бюджетной росписи бюджета города; формирует проект адресной инвестиционной программы города, осуществляет внесение изменений в утвержденную адресную инвестиционную программу города, организует подготовку и проведение заседаний комиссии по формированию адресной инвестиционной программы и внесению изменений в утвержденную адресную инвестиционную программу города. По информации, представленной департаментом градостроительства, в рамках формирования бюджета города департаментом градостроительства неоднократно заявлялась потребность на обеспечение выполнения работ по объекту: «Автомобильные дороги в жилом районе индивидуальной застройки «Кузнецовское плато», включающего размещение автодороги по ул. Куйсумская. Однако ввиду ограниченных параметров бюджета города Красноярска объект не включен в АИП города. Решение о реализации объектов в рамках АИП города принимается Комиссией по вопросам осуществления капитальных вложений с учетом стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года, доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, возможности привлечения средств межбюджетных трансфертов, Генерального плана городского округа город Красноярск, документации по планировке территорий, поручений Президента Российской Федерации. Учитывая, что департамент городского хозяйства является ненадлежащим административным ответчиком, просят отказать Вовненко О.В. в удовлетворении административного искового заявление к департаменту городского хозяйства.
В судебное заседание также не явились представители административных ответчиков: департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, администрации Кировского района г.Красноярска, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены заказной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не заявляли.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства», о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены по средствам электронной почты, представили отзыв на административное исковое заявление, в котором ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, также просили в удовлетворении административных исковых отказать, указав, что МКУ города Красноярска «УКС» является казенным учреждением, Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета города на основании бюджетной сметы (п. 1.1 Устава). Согласно п. 2.1 Устава учреждение уполномочено выступать муниципальным заказчиком, застройщиком земельных участков, предоставляемых для соответствующих целей, техническим заказчиком, при строительстве объектов для муниципальных нужд, строительстве сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения наружного освещения, жилищного строительства, реконструкции зданий, сооружений, находящихся в муниципальной собственности, при капитальном ремонте нежилых зданий и помещений, включенных в состав городской казны муниципального образования города Красноярска, в том числе объектов культурного наследия и объектов социальной сферы города Красноярска, а также при проведении процедуры сноса аварийных объектов, находящихся в муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством. Выполняет функции заказчика, застройщика при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того, в виду того, что на сегодняшний день в рамках утвержденных адресных инвестиционных программ города Красноярска на 2023 год и плановые периоды 2024,2025 года реализация строительства автодороги не предусмотрена. При установлении срока фактически не учтены установленные законодательством сроки конкурсных процедур по заключению контрактов, сроки выполнения работ по заключенным контрактам на проектирование и строительство Объекта. Ориентировочный срок для реализации мероприятий по проектированию и строительству автомобильной дороги составит не менее 1151 дня, но при условии выделения денежных средств. Кроме того, ранее прокурор Кировского района города Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обращался с административным исковым заявлением о возложении обязанности обеспечить земельные участки, расположенные на территории жилого района «Кузнецовское плато», предоставленные льготной категории граждан (многодетным), инженерной инфраструктурой: водоснабжением, водоотведением, дорогами и подъездными путями. Заявленные исковые требования прокурора Кировского района удовлетворены, имеется вступившее в законную силу решение Кировского районного суда города Красноярска от 06.10.2020 по делу № 2а- 2496/2020 по аналогичным требованиям. Х, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером Z, принадлежащий истцу на праве собственности, входит в границы жилого микрорайона «Кузнецовское плато», следовательно, в ходе исполнения Кировского районного суда города Красноярска от 06.10.2020 года по делу №2а-2496/2020 и будет рассматриваться вопрос об организации строительства автомобильной дороги общего пользования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).
В соответствии со ст.14 Федерального закона №131-Ф3 от 16.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», организация электро, тепло, газо и водоснабжения, водоотведения, а также дорожная деятельность относится к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется при наличии документов территориального планирования, включающих в себя размещение и характеристики системы транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимые для развития территории.
Согласно п.7 Устава города Красноярска, к вопросам местного значения города относятся, в числе прочих, организация в границах города электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; дорожная деятельность в отношении автомобильных местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
По смыслу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1.2 ПДД РФ, положений СНиП «Планировка и застройка садоводческих и дачных объединений граждан. 30-02- 97» дорога включает в себя искусственное дорожное покрытие, обочину, дренажные канавы и другие элементы, кроме того, имеет дорожно-знаковую информацию.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел; полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пункте поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия содержания дорог в процессе эксплуатации установленными правилами, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагаются на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Исходя из положений ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги определяется в п. 12 ст. 3 Федерального закона Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность отнесена к полномочиям Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, в соответствии с Положением о департаменте, утв. Распоряжением администрации города Красноярска № 84-р от 01.07.2011.
Вопросы градостроительной политики, комплексного развития территории города в целях жилищного и иного строительства, направленного на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории отнесены к полномочиям Департамента градостроительства администрации города Красноярска, в соответствии с Положением о департаменте, утв. Распоряжением администрации города Красноярска № 114-р от 17.08.2010.
Таким образом, организация строительства автомобильных дорог общего пользования, относится к вопросам местного значения городского округа.
Судом установлено, что Вовненко О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером Z, площадью 1023 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Х.
В связи с отсутствием дорожного полотна, ведущего к указанному земельному участку, 05 февраля 2020 года Вовненко О.В. обратилась в администрацию Кировского района г.Красноярска с просьбой обустроить дорогу до принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, на которое 17 февраля 2020 года письмом №В-173-акр администрация Кировского района г.Красноярска сообщила, что администрацией направлено письмо в адрес Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, с просьбой рассмотреть вопрос Вовненко О.В. и принять по нему решение.
Письмом №в-173-акр от 06.03.2020 года в адрес Вовненко О.В. департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска, сообщил, что подъездные пути к земельным участкам, в том числе и к земельному участку, принадлежащему Вовненко О.В. на праве собственности, индивидуальной жилой застройки «Кузнецовское плато», размещены на земельных участках не разграниченной государственной собственности и перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденным распоряжение администрации г.Красноярска от 15.02.2011 года №107-ж, не предусмотрены и как следствие не предусмотрены реестром содержания улично-дорожной сети Кировского района, отказав Вовненко О.В. в проведении работ по строительству дороги до принадлежащего ей земельного участка.
14 декабря 2020 года Вовненко О.В. направила в адрес администрации Кировского района г.Красноярска, а также Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска претензию в которой просила обустроить дорогу к принадлежащему ей земельному участку с кадастровым номером Z.
Письмом №В-2088-акр от 09.12.2020 года в адрес Вовненко О.В. администрация Кировского района г.Красноярска сообщила, что администрацией направлено письмо в адрес Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска для решения вопроса по оформлению дороги к земельному участку Вовненко О.В. в муниципальную собственность и дальнейшего включения в состав объектов МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».
Письмом №В-1284-акр от 21.01.2021 года в адрес Вовненко О.В. департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска сообщил, что работы по строительству подъездных путей к земельному участку с кадастровым номером Z будет осуществлено после формирования земельного участка под автомобильную дорогу и предоставления дороги в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».
Письмом №847ги от 21.01.2021 года в адрес Вовненко О.В. департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска сообщил, что в ходе обследования автодороги по ул.Куйсумская было установлено, что проезд автотранспорта в жилом районе «Кузнецовское плато» по ул.Куйсумская со стороны ул.Придорожная обеспечивает автодорога, представляющая собой неблагоустроенный проезд с земляным покрытием, в связи с чем, Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска направлено обращение в адрес Департамента городского хозяйства и Департамента градостроительства администрации г.Красноярска о рассмотрении вопроса о строительстве автомобильных дорог в жилом районе «Кузнецовское плато».
Согласно общедоступным данным, размещенным на платформе Яндекс Карты (https://yandex.ru/maps/) улица Куйсумская в городе Красноярске, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600198:208, принадлежащий истцу на праве собственности, входит в границы жилого микрорайона «Кузнецовское плато».
Согласно данным Публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером Z учтен, имеет разрешенное использование улично-дорожная сеть, право собственности не зарегистрировано.
Согласно информации, представленной департаментом градостроительства администрации г. Красноярска, в рамках формирования бюджета города Красноярска на очередной 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, в целях обеспечения жилого микрорайона «Кузнецовское плато» объектами транспортной инфраструктуры, департаментом в общем перечне объектов, рекомендуемых для включения в адресную инвестиционную программу (АИП) на очередной финансовый год и плановый период, заявлен объект: «Автомобильные дороги в жилом районе индивидуальной застройки «Кузнецовское плато».
Решение о капитальных вложениях в объекты муниципальной собственности принимается Комиссией в соответствии с положениями постановления администрации города Красноярска от 27.03.2014г. № 168 с учетом стратегии социально-экономического развития города Красноярска до 2030 года, предельных объемов средств, предусмотренных на реализацию адресной инвестиционной программы города Красноярска. Указанный объект Комиссией в АИП города не включен.
Согласно информации департамента градостроительства администрации г.Красноярска, принимая во внимание необходимость капиталоемких затрат на реализацию мероприятий по обеспечению территории жилого района «Кузнецовское плато» объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, департаментом градостроительства в министерство строительства Красноярского края и министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в 2017, 2019, 2021, 2022, 2023 годах поданы заявки по предоставлению средств субсидии на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры. По результатам рассмотрения документов в предоставлении средств отказано.
В настоящее время фактически автомобильная дорога - подъезд к земельному участку с кадастровым номером Z, отсутствует.
На основании ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса РФ, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
В силу п.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ, реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета. В соответствии с п.5.1 указанной статьи, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов разрабатываются органами местного самоуправления городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих городских округов.
Таким образом, муниципальное образование осуществляет планирование и строительство дорог и инженерных сетей в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, которым предусматривается принятие документов территориального планирования в качестве условия застройки территории.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 7 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, установлено, что к вопросам городского значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 3.2, 3.7, 3.58 Положения о департаменте градостроительства администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010г. № 114-р, департамент градостроительства администрации г. Красноярска определяет приоритетные направления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов для нужд города Красноярска; осуществляет разработку порядка формирования и внесения изменений в адресную инвестиционную программу города, порядка отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в решении о бюджете города и сводной бюджетной росписи бюджета города; формирует проект адресной инвестиционной программы города, осуществляет внесение изменений в утвержденную адресную инвестиционную программу города, организует подготовку и проведение заседаний комиссии по формированию адресной инвестиционной программы и внесению изменений в утвержденную адресную инвестиционную программу города.
Между тем, обязанность публичных органов по обеспечению собственников земельных участков жилого района «Кузнецовское плато», где расположен земельный участок административного истца, необходимой транспортной инфраструктурой, не выполнена.
При том что, собственник земельного участка с кадастровым номером Z Вовненко О.В. неоднократно обращалась в органы местного самоуправления для обустройства участка автодороги в жилом районе Х и подъезда к своему земельному участку.
Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Красноярска от 06 октября 2020 года по административному делу по административному иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию г. Красноярск в лице администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, которым признано незаконным бездействие муниципального образования г. Красноярск в лице администрации г.Красноярска, выразившееся в непринятии мер по обеспечению земельных участков, расположенных на территории жилого района «Кузнецовское плато», предоставленных льготной категории граждан (многодетным), инженерной инфраструктурой: водоснабжением, водоотведением, дорогами и подъездными путями. Возложена обязанность на муниципальное образование г. Красноярск в лице администрации г. Красноярка в срок 1 год 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки, расположенные на территории жилого района «Кузнецовское плато», предоставленные льготной категории граждан (многодетным) инженерной инфраструктурой: водоснабжением, водоотведением, дорогами и подъездными путями.
При этом, в настоящее время, адресно инвестиционной программой города Красноярска на 2024 год и плановый период 2024-2025 годов, указанный объект Комиссией в АИП города не включен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации г. Красноярска, департамента градостроительства администрации г. Красноярска выразившемся в непринятии мер по строительству автомобильной дороги в жилом районе «Кузнецовское плато» по ул.Куйсумская, в том числе, до земельного участка с кадастровым номером Z, площадью 1023 кв.м., расположенного по адресу: Х
Ввиду чего, полагает административные исковые требования о признании незаконным бездействия администрации города Красноярска, департамента градостроительства администрации г. Красноярска, выразившееся в непринятии мер по строительству автомобильной дороги в жилом районе «Кузнецовское плато» по Х до земельного участка с кадастровым номером Z, площадью 1023 кв.м., расположенного по адресу: Х, подлежащим удовлетворению, с возложением обязанности на администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу осуществить строительство автомобильной дороги в жилом районе «Кузнецовское плато» по Х до земельного участка с кадастровым номером Z, площадью 1023 кв.м., расположенного по адресу: Х
При этом, суд полагает, что установленный срок для устранения нарушений – в двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, с учетом установленных обстоятельств, является разумным.
Наличие вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г.Красноярска от 06 октября 2020 года не свидетельствует об отсутствии оснований на обращение Вовненко О.В. с настоящим административным исковым заявлением, поскольку решение суда от 06 октября 2020 года до настоящего времени не исполнено, о чем свидетельствует наличие в МОСП по ИНХ по г.Красноярску исполнительного производства № 14456/22/24097-ИП, которое до настоящего времени не окончено.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. 2.1, 2.6, 1.1.16 Положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 N 84-р, департамент является органом администрации города Красноярска, обладает правами юридического лица, задачами которого являются, в том числе, организация: электроснабжения населения, благоустройства города, организации и координации работ по текущему содержанию объектов инженерной инфраструктуры города.
В связи с вышеуказанным, административные исковые требования Вовненко О.В. к департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации Кировского района г. Красноярска не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Равно как суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований Вовненко О.В. в части возложения обязанности на административных ответчиков осуществить расчистку земельного участка с кадастровым номером Z по Х от строительного мусора, поскольку доказательств несанкционированной свалки, нахождения какого-либо мусора на указанном земельном участке стороной административного истца суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Вовненко Оксаны Васильевны к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, администрации Кировского района г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации города Красноярска, департамента градостроительства администрации г. Красноярска, выразившееся в непринятии мер по строительству автомобильной дороги в жилом районе «Кузнецовское плато» по Х до земельного участка с кадастровым номером Z, площадью 1023 кв.м., расположенного по адресу: Х
Обязать администрацию города Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска, в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу осуществить строительство автомобильной дороги в жилом районе «Кузнецовское плато» по Х до земельного участка с кадастровым номером Z, площадью 1023 кв.м., расположенного по адресу: Х
В удовлетворении административных исковых требований Вовненко Оксаны Васильевны департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, администрации Кировского района г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко
Мотивированное решение изготовлено 29.11.2023г.