Дело № 2а-2712/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Истягиной Н.М.,
при секретаре Унщиковой А.О.,
с участием административного истца ФИО2
представителя административного истца – адвоката Шумного О.С.
представителя административного ответчика Севастопольской таможни Федеральной таможенной службы Южного таможенного управления – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое
заявление ФИО2 к Севастопольской таможне Федеральной таможенной службы Южного таможенного управления об оспаривании решения и понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском к Севастопольской таможне Федеральной таможенной службы Южного таможенного управления, в котором просила суд признать незаконным решение таможенного органа об отказе в выпуске в свободное обращение транспортного средства - автомобиля марки <данные изъяты>, тип №, государственный регистрационный знак №, идентификационный номер ТС №, ДД.ММ.ГГГГ года без предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, обязать Севастопольскую таможню Федеральной таможенной службы Южного таможенного управления, в соответствии с таможенным законодательством осуществить выпуск в свободное обращение транспортного средства - автомобиля марки <данные изъяты>, тип №, государственный регистрационный знак GER-TV745, идентификационный номер ТС №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска принадлежащего ФИО2 с предоставлением льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 переехала в Российскую Федерацию на постоянное место жительства с сыном и дочерью, ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию. При переезде истцом в соответствии с таможенной декларацией заполненной ее сыном ФИО2 ввезен принадлежащий ей автомобиль. ДД.ММ.ГГГГ истец получила паспорт Гражданина РФ, ДД.ММ.ГГГГ гражданство получено ее сыном ФИО1ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением к ответчику о выпуске в свободное обращение ввезенного ей транспортного средства, указав в своем обращении, что на момент ввоза транспортного средства у нее был статус члена семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в дальнейшем получение гражданства освобождало ее от уплаты таможенных пошлин. Однако административный ответчик своим решением от 15.07.2021 года в возе автомобиля с освобождением от уплаты таможенных пошлин отказал, в связи с пропуском 18 месячного срока установленного в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 года №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» со дня отметки о регистрации участника Государственной программы в территориальном органе Федеральной миграционной службы от 05.04.2017 года.
Административный истец и его представитель адвокат Шумный О.С. в судебном заседании настаивали на доводах изложенных в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Севастопольской таможни Федеральной таможенной службы Южного таможенного управления – ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям изложенным в письменных пояснениях.
Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, допросив в качестве свидетеля сына административного истца - ФИО1, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 02.07.2021 года административный истец обратилась к административному ответчику с письменным обращением, в котором со ссылкой на приложенные копии пассажирских деклараций ФИО9 свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ФИО10 серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ, ее свидетельства о регистрации по месту пребывания от 03.12.2020 №, копии паспорта ФИО2 просит выпустить в свободное обращение принадлежащее ей транспортное средство с предоставлением льгот, как члену семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Из представленной пассажирской таможенной декларации, следует, что сыном административного истца ФИО8ДД.ММ.ГГГГ ввезен принадлежащий истцу автомобиль марки <данные изъяты>, тип №, государственный регистрационный знак №, идентификационный номер ТС: №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, со сроком ввоза до ДД.ММ.ГГГГ.
Севастопольской таможней в адрес истца направлен ответ от 15.07.2021 исх. №, согласно которому с даты выдачи свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом прошло более 18 месяцев, в связи с чем, основания для ввоза транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, отсутствуют.
Согласно оспариваемому ответу истцу разъяснено, со ссылкой на пункт 5 статьи 264 Таможенного кодекса ЕАЭС, о том, что срок временного ввоза указанного автомобиля истекает 30.09.2021 года, временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течении которого такие транспортные средства могут временно находится на таможенной территории ЕАЭС подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или помещению под таможенные процедуры в порядке установленном Таможенным кодексом ЕАЭС.
Согласно положениям п.1 ст. 109 ТК ЕАЭС, таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании, регистрировать таможенные декларации.
Пунктом 2 ст. 109 ТК ЕАЭС установлено, что при подаче таможенной декларации товары должны находиться на территории государства-члена ЕАЭС, таможенному органу которого подается таможенная декларация в отношении таких товаров, за исключением: 1) товаров, вывезенных с таможенной территории ЕАЭС, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом допускается помещение под таможенную процедуру без их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС; 2) товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; 3) иностранных товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с особенностями, установленными законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего ЕАЭС; 4) иностранных товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с особенностями, определенными статьями 114 и 116 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ч. 1 ст.111 ТК ЕАЭС, таможенный орган проводит проверку поданной таможенной декларации в целях установления отсутствия оснований для отказа в ее регистрации, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Порядок подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации установлен приказом Министерством Финансов Российской Федерации от 14.09.2020 № 194н.
Учитывая, что транспортное средство ввезено 14.07.2019 года, на момент временного ввоза к правоотношениям применялись международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования. С момента ввоза транспортного средства у сына истца ФИО2 возникла обязанность по вывозу в установленный срок временно ввезенного транспортного средства. В случае если в установленный срок имущество не было вывезено, возникает обязанность по уплате таможенных платежей.
Согласно п. 5 ст. 264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена ЕАЭС по решению суда, либо приобрели статус товаров ЕАЭС в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Евразийской экономической комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации с учетом пункта 9 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 258 ТК ЕАЭС, таможенные операции в отношении товаров для личного пользования в зависимости от способов их перемещения через таможенную границу ЕАЭС совершаются в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС либо в таможенном органе государства-члена ЕАЭС, на территории которого постоянно или временно проживает либо временно пребывает физическое лицо, которое может выступать декларантом таких товаров.
В регионе деятельности Севастопольской таможни согласно Приказу Минфина России № 4н от 14.01.2020 «О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров», компетенцией по совершению таможенных операций в отношении транспортных средств ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, в том числе таможенных операций по оформлению и продлению срока временного ввоза транспортных средств обладают Инкерманский таможенный пост и таможенный пост Бухта Камышовая.
В пп. «а» п. 19, п. 44 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» предусмотрено участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с правом ЕАЭС экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Вместе с тем, в силу п. 46 Государственной программы документом, подтверждающим право переселенца на ввоз личного имущества через государственную границу Российской Федерации на указанных условиях, является свидетельство участника Государственной программы.
В пункте 18 указанной Государственной программы содержится указание на то, что по истечении срока действия свидетельства участника Государственной программы соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы.
Из материалов дела и пояснений допрошенного в качестве свидетеля - сына административного истца ФИО7 следует, что ему выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом 12.09.2016 года, со сроком действия до 12.09.2019 года.
Таким образом, льгота в виде освобождения от уплаты таможенных платежей при декларировании транспортного средства с целью выпуска могла быть предоставлена уполномоченным таможенным органом при выпуске транспортного средства по пассажирской таможенной декларации не позднее 18 месяцев с даты выдачи свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом «б» пункта 6 приложения №3 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", определено, что иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов: авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам для личного пользования в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий: ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС; авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена ЕАЭС, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС; таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию ЕАЭС авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член ЕАЭС или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС.
Частью 5 статьи 190 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении авто- и мототранспортного средства и прицепа к авто- и мототранспортному средству, ввозимых физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в государство - члена ЕАЭС либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, предоставляется при соблюдении условий, определенных Комиссией. Для целей предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей авто- и мототранспортное средство и прицеп к авто- и мототранспортное средство должны находиться в собственности и быть зарегистрированы на физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее двенадцати месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС (ч.6 ст. 190 названного Федерального закона № 289).
Таким образом, документом подтверждающим признание физического лица переселившимся на постоянное место жительства для целей применения пункта 6 приложения № 3 Решения для лиц, переселяющихся рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом является свидетельство участника Государственной программы, срок действия которого истек.
В нарушение требований таможенного законодательства, предполагающего в качестве юридически значимого действия, подачу соответствующему таможенному органу таможенной декларации, истец обратилась не к соответствующему таможенному посту, компетентному совершать таможенное оформление, а с письменным обращением к административному ответчику – к Севастопольской таможне Федеральной таможенной службы Южного таможенного управления, которая не наделена полномочиями осуществлять таможенное оформление ввозимого имущества.
С учетом установленных по делу обстоятельств, вопреки доводам административного истца о незаконном характере предоставленного ей ответа, содержащий отказ в выпуске в свободное обращение принадлежащего ей автомобиля, суд полагает, что действия таможенного органа соответствует положениям статей 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Таможенному кодексу ЕАЭС, и не противоречит Указу Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
С учетом, изложенных обстоятельств, оснований для признания оспариваемого отказа таможенного органа незаконным и возложения обязанности осуществить выпуск в свободное обращение транспортного средства принадлежащего административному истцу, у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-189, 219 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Севастопольской таможни Федеральной таможенной службы Южного таможенного управления - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 21 сентября 2021 года.
Судья Н.М. Истягина