ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2713/18 от 27.09.2018 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2713/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2018 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 - по доверенности ФИО2,

представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области по доверенности ФИО3,

при секретаре судебного заседания Васильковой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области об обязании произвести перерасчет земельного налога за период 2014-2016 гг. по земельным участкам,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО4 в лице представителя по доверенности ФИО2, первоначально обратился в Серпуховский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области и просил признать незаконным и отменить требование № 37519 об оплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), по состоянию на 13.12.2017г.; обязать Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области произвести перерасчет земельного налога за период 2014-2016гг. согласно новым экономическим характеристикам в отношении земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер> (л.д.10-14).

С учетом указаний, содержащихся в определении судьи от 26.04.2018года 5-7), административный истец в лице указанного выше представителя, определив административным ответчиком Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области, просил признать незаконным и отменить требование № 37519 об оплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), по состоянию на 13.12.2017г.; обязать произвести перерасчет земельного налога за период 2014-2016гг. согласно новым экономическим характеристикам в отношении земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер>л.д.37-38, 39-43).

Определением Серпуховского городского суда Московской области от 22.05.2018года оставлено без рассмотрения административное исковое заявление ФИО4 к Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области о признании незаконным и отмене требования № 37519 об оплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), по состоянию на 13.12.2017г.; обязании произвести перерасчет земельного налога за период 2014-2016гг. согласно новым экономическим характеристикам в отношении земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер> (л.д.139-146).

Определением судебной коллегии по административным делам Московской областного суда от 25.07.2018года указанное выше определение Серпуховского городского суда в части оставления без рассмотрения искового требования ФИО4 к Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области об обязании произвести перерасчет земельного налога за период 2014-2016гг. по земельным участкам, отменено, административное дело в этой части направлено на рассмотрение в Серпуховский городской суд Московской области (л.д.176-177).

Таким образом, административный истец ФИО4 в лице представителя по доверенности ФИО2, окончательно просит обязать Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области произвести перерасчет земельного налога за период 2014-2016 гг. согласно новым экономическим характеристикам в отношении земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер>.

Требования иска мотивированы тем, что решением Московского областного суда от 10.10.2017года по делу № 3а-683/2017 изменена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер>, принадлежащих ФИО4 на праве собственности.

07.12.2017года и 20.12.2017года в рамках досудебного урегулирования спора, административный истец обращался с заявлением о перерасчете земельного налога путем уменьшения в Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области. На указанные обращения Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области административному истцу 28.12.2017г. был дан ответ об отсутствии оснований для перерасчета земельного налога за 2014-2016гг., со ссылкой на положения ст. 391 НК РФ, ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Главы 32 НК РФ, и с указанием на то, что решением Московского областного суда от 10.10.2017г., определено о применения сведений о кадастровой стоимости заявленных земельных участков с 01.01.2017г.

Не согласившись с указанным ответом, административный истец обжаловал его в Управление ФНС России по Московской области. 17.02.2018г. жалоба оставлена без удовлетворения.

В связи с новой трактовкой действующего законодательства, в письме Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов России от 21.11.2017г. № 03-05-05-01/76792 «О применении для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости», указано, что на основании п.2 ст. 375 НК РФ, налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно НК РФ в общем случае изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Однако, это правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также изменением кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Таким образом, в случае внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о такой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в этом и предыдущих налоговых периодах с учетом положений п.15 ст. 378.2 НК РФ; при этом, акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В административном иске истец ссылается на то, что решением Московского областного суда от 10.10.2017г. установлено, что судом было получено заключение эксперта № СЭ-198/2017, в котором эксперт пришел в выводу, что отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленный оценщиком ООО «ФИНКОНСАЛТ-ЦЕНТР», не соответствует законодательству об оценочной деятельности, определенная в нем рыночная стоимость объектов не отражает действительную рыночную стоимость участка. Экспертом, на дату определения кадастровой стоимости, определена рыночная стоимость участка с кадастровым <номер> – 15114280 руб. и участка с кадастровым <номер> – 8961864 руб. Считает, что в связи с изложенным, акты законодательства, улучшающие положение ФИО4, могут иметь обратную силу, т.к. изменение кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и изменением кадастровой стоимости по решению суда.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представить административного истца ФИО4 - по доверенности ФИО2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске, указав, что решение Московского областного суда в части внесения изменений кадастровой стоимости принадлежащих ФИО4 земельных участков не исполнено до настоящего времени, в базе налоговой инспекции отсутствуют сведения об изменении кадастровой стоимости, о чем указано в письме от 23.08.2018г., в связи с чем, было подано заявление о выдаче исполнительного листа. В материалы дела представлены дополнительные пояснения по иску (л.д. 197-199), содержание которых было поддержано представителем административного истца в судебном заседании.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании иск не признала, поддержала ранее поданы письменный отзыв, из которого усматривается, что в соответствии со ст. 85 НК РФ сведения о характеристиках земельных участков, включая кадастровую стоимость в период владения земельным участком, представляются в налоговые органов из органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. На территории <адрес> полномочия по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. В базе данных Инспекции, используемой для администрирования земельного залога, имеются поступившие из регистрирующих органов сведения о спорных земельных участках, принадлежащих ФИО4 на праве собственности, инспекцией был произведен расчет земельного налога за 2014-2016гг по земельному участку с кадастровым <номер> исходя из кадастровой стоимости 31684715 руб. и по земельному участку с кадастровым <номер> исходя из кадастровой стоимости 17736670 руб. По результатам расчета были сформированы налоговые уведомления <номер> от 03.10.2016г. за 2014г., <номер> от 25.09.2016г. за 2015г., <номер> от 20.09.2017г. за 2016г.. ФИО4 07.12.2017г. и 20.12.2017г. обращался в Инспекцию с требованием перерасчета земельного налога за 2014-2016гг исходя из новой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер>, установленной решением суда от 10.10.2017г. Налоговый орган в удовлетворении данных требований отказал, т.к. в соответствии с решением суда от 10.10.2017г. сведения о кадастровой стоимости, установленной в соответствии с их рыночной стоимостью, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 01.01.2017г. Инспекция не согласна с доводами административного истца о том, что акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу в соответствии с правовой позицией, изложенной в письме Минфина России от 21.11.2017г. <номер>, поскольку в этом письме рассмотрены обстоятельства изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, причем в отношении имущества в этом конкретном случае новая стоимость учитывается при определении налоговой баз, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость. В решении суда от 10.10.2017г. обстоятельств, указывающих на то, что при определении кадастровой стоимости земельных участков не установлено, что допущены ошибки (л.д. 49).

Представитель заинтересованного лица УФСГРКиК по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда (л.д. 189).

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, проверив и исследовав письменные материалы дела, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ доказательства, представленные сторонами суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО4 по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе судебного разбирательства установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:58:0100301:142: по состоянию на 01.01.2014г. - в размере 31684715 руб. 40 коп. (л.д. 63), по состоянию на 01.01.2015г. - в размере 31684715 руб. 40 коп. (л.д. 64), по состоянию на 01.01.2016г. - в размере 31684715 руб. 40 коп. (л.д. 65-66), по состоянию на 01.01.2017г. - в размере 31684715 руб. 40 коп. (л.д. 67).

В Едином государственном реестре недвижимости указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:58:0100301:143: по состоянию на 01.01.2014г. - в размере 17736670 руб. 92 коп. (л.д. 69), по состоянию на 01.01.2015г. - в размере 17736670 руб. 92 коп. (л.д. 70), по состоянию на 01.01.2016г. - в размере 17736670 руб. 92 коп. (л.д. 71), по состоянию на 01.01.2017г. - в размере 17736670 руб. 92 коп. (л.д. 72).

Решением Московского областного суда от 10.10.2017г. по делу № 23а-683/17 удовлетворено административное исковое заявление ФИО4 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью, поданное в Московский областной суд 14.06.2017г.. Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка площадью 1480 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, по состоянию на 01.01.2013г. в размере рыночной стоимости 15114280 руб.; земельного участка площадью 8292 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, по состоянию на 01.01.2013г. в размере рыночной стоимости 8961864 руб.; указано, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01.01.2017г. (л.д. 127-131).

Копия указанного выше судебного акта с просьбой о его исполнении была направлена ФИО4 в адрес УФСГРКиК по Московской области 30.03.2018г. (л.д. 83, 84).

Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области, административный истец ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым <номер> с 20.02.2014г., в период с 20.02.2014г. по 06.07.2017г. являлся собственником земельного участка с кадастровым <номер> (л.д. 126); стоимость земельного участка с кадастровым <номер> на 2014г. составляет 31684715 руб. 40 коп. (л.д. 132), стоимость земельного участка с кадастровым <номер> на 2014г. составляет 17736670 руб. 92 коп. (л.д. 133).

Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в адрес налогоплательщика ФИО4 было направлено налоговое уведомление № 813835 от 23.06.2015г. об уплате налогов в срок не позднее 01.10.2015г., в том числе земельного налога за 2014г. на земельный участок с кадастровым <номер> в размере 396059 руб. исходя из кадастровой стоимости 31684715 руб. 40 коп., на земельный участок с кадастровым <номер> в размере 221708 руб. исходя из кадастровой стоимости 17736670 руб. 92 коп. (л.д. 109-111).

Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в адрес налогоплательщика ФИО4 было направлено налоговое уведомление № 80106952 от 25.09.2016г. об уплате налогов в срок не позднее 01.12.2016г., в том числе земельного налога за 2015г.: на земельный участок с кадастровым <номер> в размере 475271 руб. исходя из кадастровой стоимости 31684715 руб., на земельный участок с кадастровым <номер> в размере 266050 руб. исходя из кадастровой стоимости 17736670 руб. (л.д. 112-114).

Межрайонной ИФНС России <номер> по Московской области в адрес налогоплательщика ФИО4 было направлено налоговое уведомление <номер> от 20.09.2017г. об уплате налогов в срок не позднее 01.12.2017г., в том числе земельного налога за 2016г.: на земельный участок с кадастровым <номер> в размере 475271 руб. исходя из кадастровой стоимости 31684715 руб., на земельный участок с кадастровым <номер> в размере 266050 руб. исходя из кадастровой стоимости 17736670 руб. (л.д. 115-118).

Начисление и оплата отражены в карточке расчетов с бюджетом (л.д. 119-120).

Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в адрес ФИО4 направлено требование № 4 по состоянию на 12.02.2017г. об уплате земельного налога по сроку уплаты 01.12.2016г. в общей сумме 745318 руб. и пени в размере 17887 руб. 63 коп. (л.д. 91-92), на которое ФИО4 05.04.2017г. был представлен ответ с просьбой приостановить действие вышеуказанного требования до получения результатов пересмотра кадастровой стоимости земельных участков на основании рыночной стоимости (л.д. 90).

Также ФИО4 в адрес Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области направлялись: заявление от 06.12.2017г. с просьбой не начислять пени за просрочку платежей по налогу на имущество Ра объект с оспариваемой кадастровой стоимостью до установления реальной кадастровой стоимости здания с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес> (л.д. 88); заявление от 20.12.2017г. с просьбой приостановить действие требования <номер> от 13.12.2017г. для проведения перерасчета земельного налога и получения результатов пересмотра кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым <номер>, на основании рыночной стоимости (л.д. 89); заявление от 05.06.2017г. о приостановлении действия требования № 4 от 12.12.2017г. до получения результатов пересмотра кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер> на основании рыночной стоимости (л.д. 86).

Из ответа Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области от 21.04.2017г. в адрес ФИО4 на его обращения от 04.04.2017г. и от 06.04.2017г. усматривается, что по состоянию на 18.04.2017г. за ним числится задолженность по земельному налогу за 2015г. по сроку уплаты 01.12.2016г. в сумме 745318 руб. и пеня в сумме 33899 руб., указано, что при изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости по налогу будет произведен перерасчет, пени также будут пересчитаны (л.д. 85).

ФИО4 29.11.2017г. подано заявление в адрес Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области с просьбой пересчитать земельный налог в отношении земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер> в связи с тем, что кадастровая стоимость была оспорена в судебном порядке (л.д. 87).

Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в адрес ФИО4 направлено требование № 37519 об уплате налога по состоянию на 13.12.2017г. в общей сумме 2120698 руб. и пени в размере 5859 руб. 30 коп. (л.д. 15-16).

Межрайонной ИФНС России <номер> по Московской области 28.12.2017г. в ответ на обращения ФИО4 от 07.12.2017г. и от 20.12.2017г. сообщено об отсутствии оснований для перерасчета земельного налога по земельным участкам с кадастровыми <номер> и <номер> за 2014-2016годы в связи с тем, что измененная кадастровая стоимость в соответствии с решением Московского областного суда от 10.10.2017г. должна применяться для целей налогообложения с 01.01.2017г. (л.д. 20-21). Не согласившись с вышеуказанным ответом, административный истец обжаловал его в Управление ФНС России по Московской области (л.д. 17-19), которое 17.02.2018г. указала в своем ответе, что Межрайонная ИФНС России № 11 по Московской области правомерно отказала в перерасчете земельного налога за 2014-2016годы, исходя из новой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер>, установленной решением Московской областного суда от 10.10. 2017г. по делу № 3а-683/2017 (л.д. 24-26).

Обращения административного истца и ответы на них отражены в личном кабинете налогоплательщика (л.д.121-125).

Из ответа Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области от 23.08.2018г. на заявление ФИО4 от 08.08.2018г. усматривается, что у Инспекции отсутствуют правовые основания для проведения перерасчета земельного налога за 2014-2016года, учитывая, что не вступившие в законную силу акты законодательства о налогах и сборах не могут быть применены к действующим правоотношениям, а также то, что решение решением Московского областного суда от 10.10.2017г. в данный момент применимо к налоговым правоотношениям, возникшим после 01.01.2017г. Указано о возможности проведения Инспекцией перерасчета земельного налога после вступления в силу Закона № 334-Фз, т.е. в 2019г., но не более, чем за 3 предшествующих года, т.е. за 2016-2018 года (л.д. 193-194).

Из кадастровой справки усматривается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым <номер>, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 13.08.2018г. составляет 31684715,40 руб. (л.д. 195).

Из кадастровой справки усматривается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым <номер>, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 16.08.2018г. составляет 17736670,92 руб. (л.д. 196).

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 НК РФ). Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы - органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Таким исключением являются положения абз. 5 статьи 24.20 указанного Закона, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка. Указанный вывод также следует из положений п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

Аналогичный порядок определения налоговой базы в отношении земельного участка в случае изменения его кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регламентирован в абз. 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ. В таком случае сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.

С учетом указанных обстоятельств суд, отказывая в удовлетворении требований административного истца об обязании Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области произвести перерасчет земельного налога за 2014-2016гг. по заявленным в иске земельным участкам, исходил из отсутствия у административного истца правовых оснований для перерасчета земельного налога за указанные периоды по измененной кадастровой стоимости.

Судом установлено, что при постановке на государственный кадастровый учет расчет кадастровой стоимости земельных участков был произведен в соответствии с действующим на тот момент Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ, согласно которому утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области (л.д.63-67, 69-72).

29 ноября 2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер>. Их кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2014г., 01.01.2015г., 01.01.2016г., 01.01.2017г. составила 17736 670 рублей 92 коп. и 31684 715 рублей 40 коп. соответственно.

Установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости ФИО4 было подано в 2017 году.

Таким образом, суд соглашается с позицией представителя административного ответчика о том, что кадастровая стоимость определенная решением Московского областного суда от 10.10.2017 года применяется с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости - 2017 год.

Согласно Федеральному закону от 03.08.2018г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в ст. 391 Кодекса внесен п. 1.1, абзацем 4 которого предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. В случае неустановления по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда рыночной стоимости земельного участка, то такая (рыночная) стоимость применима к правоотношениям в сфере законодательства о налогах и сборах, начиная с даты определения неверной оценки кадастровой стоимости земельного участка. Пунктом 3 ст. 3 названого Федерального закона от 03.08.2018г. № 334-ФЗ предусмотрено, что п. 1.1 ст. 391 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с 01.01.2019года.

При указанных обстоятельствах, на момент рассмотрения настоящего спора, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца, принимая во внимание, что не вступившие в законную силу акты законодательства о налогах и сборах не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям, а также, учитывая, что судебный акт Московского областного суда от 10.10.2017года применим к налоговым правоотношениям, возникшим после 01.01.2017года.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает несостоятельными доводы представителя административного истца о том, что решением Московского областного суда от 10.10.2017г. установлено, что изменение кадастровой стоимости принадлежащих ФИО4 земельных участков связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, поскольку данные обстоятельства не были предметом судебного разбирательства, исходя из заявленных административным истцом требований.

Суд полагает ошибочной позицию представителя административного истца относительно начала срока применения измененной кадастровой стоимости земельных участков для целей налогового обложения, поскольку, по сути, данная позиция сводится к несогласию с принятым Московским областным судом решения от 10.10.2017года.

Таким образом, у суда отсутствуют основания применения других нормативных актов, права административного истца не нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, Главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО4 к Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области об обязании произвести перерасчет земельного налога за период 2014-2016 гг. согласно новым экономическим характеристикам в отношении земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер>, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина

Мотивированное решение изготовлено 11.10.2018г.