ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2713/19 от 05.11.2019 Борского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-2713/2019

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., при ведение протокола помощником судьи Леонтенковым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Серпухова Ю.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании решения о приостановлении государственной регистрации прав в части требования о предоставлении заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям ФЗ № 214-ФЗ незаконным,

У с т а н о в и л:

Административный истец Серпухов Ю.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании решения о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ Борского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в части требования о предоставлении заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и положительного заключения проектной документации незаконным, указав в обоснование, что одним из оснований для отказа послужило непоступление в регистрирующий орган ответа на запрос в Инспекцию государственного строительного надзора Нижегородской области на предмет положительного заключения экспертизы проектной документации, соответствия застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом, на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации, с чем, административный истец не согласен, поскольку, по мнению последнего, требования ч.2 ст.48 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в частности требование о необходимости предоставления заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ распространяется на государственную регистрацию договора долевого участия, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства. Договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, заключенный между Серпуховым Ю.А. и ООО «Династия», является не первым, а сорок восьмым, т.к. ООО «Династия» производит строительство не единичного многоквартирного дома <адрес>, а жилого комплекса «<данные изъяты>», на едином земельном участке площадью 2 Га, кадастровый , расположенном по адресу: <адрес>. Первый договор долевого участия заключен ДД.ММ.ГГГГ Данный факт подтверждается эскизным проектом, техническими условиями на газ. Кроме того, по мнению административного истца, проведение экспертизы проектной документации не требуется, поскольку разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу получено застройщиком ООО «Династия» ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введение в действие ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В судебное заседание Серпухов Ю.А., извещенный о дате и месте судебного разбирательства, не явился, воспользовался своим правом ведения дела через представителя Кубышкина А.А., действующего в рамках полномочий, предоставленных доверенностью. Так, в судебном заседании представитель административного истца Кубышкин А.А. требования Серпухова Ю.А. поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель административного ответчика, извещенный о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился, имеется письменный отзыв, согласно которого просят в иске отказать. Заинтересованное лицо – регистратор Куревина С.Г., привлеченная судом, с иском не согласна, поддержала свой письменный отзыв, согласно которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в орган регистрации прав (Борский отдел Управления Росрееста по Нижегородской области) поступило заявление о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО "Династия" (Застройщик) и Серпуховым Ю.А. (Дольщик).

Предметом настоящего договора является 5-комнатаная квартира, площадью 131,60 кв.м, местоположение: <адрес>.

Строительство данного многоквартирного дома осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 52:20:1400043:328, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированные многоквартирные жилые дома с приквартирньми земельными участками площадью 200-600 кв.м., площадь 20 000 кв. м.

Согласно статье 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Так, ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления и представленных документов государственным регистратором Куревиной С.Г. было принято решение о приостановлении государственной регистрации Договора участия в долевом строительстве, в отношении указанного выше Объекта по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 9, 37, 55 части 1 статьи 26 Закона.

Относительно причин, послуживших основанием для приостановления заявленной государственной регистрации, указывает следующее: Согласно пп.1,9 п.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, отвечающий, в том числе, следующим требованиям:

наличие проектной документации и положительного заключения экспертизы проектной документации;

наличие выданного до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства в соответствии с частью 2.1 статьи 19 настоящего Федеральное закона заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.48 Закона (утратил силу с 27.06.2019) мною в Инспекцию государственного строительного надзора Нижегородской области был направлен запрос на предмет наличия положительного заключения экспертизы проектной документации; соответствия застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом.

ДД.ММ.ГГГГ из Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области был получен ответ о том, что Заключения о соответствии застройщика и проектной документации требованиям ч..ч.1.1 2 ст.3 и ст.ст.20,21 Закона Инспекцией не выдавалось. Таким образом, у ООО «Династия» отсутствует право на привлечение денежных средств граждан-участников долевого строительства по вышеуказанному объекту.

В соответствии с п.п.3 ст. 48 Закона при государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, осуществляется проверка факта уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве. Указанная проверка осуществляется органом регистрации прав посредством направления запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства.

С целью соблюдения требования действующего законодательства регистратором в Публично-Правовую компанию «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» был направлен запрос , на которой был получен ответ: недостаточно средств на счете Застройщика для резервирования суммы.

Данное обстоятельство так же послужило основанием для приостановления государственной регистрации Договора участия в долевом строительстве.

В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> на момент принятия решения имелась запись: об аресте от ДД.ММ.ГГГГ, внесенная на основании Постановления о запрете на совершение действий по регистрации () от ДД.ММ.ГГГГ, выдавший орган: Управление Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области Борский районный отдел.

В этой связи, регистратором в Борский отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области был направлен запрос об актуальности запрета наложенного на основании Постановления о запрете на совершение действий по регистрации () от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответ на момент принятия решения получен не был, что в свою очередь так же повлекло приостановление заявленных регистрационных действий.

В соответствии со ст.17 Закона за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно пп.30 ч.1 ст.333.33 Залогового кодекса РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ, за государственную регистрацию: договора участия в долевом строительстве: для физических лиц - 350 рублей; для организаций - 6 000 рублей (делится по количеству сторон).

Однако, сведения об уплате ООО «Династия» государственной пошлины в размере 3 000 рублей за государственную регистрацию договора долевого участия, в органе регистрации прав отсутствуют.

Также пояснила, что действовала в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Представитель ООО «Династия», извещенный о дате и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему: Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены. В целях регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, принят Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также – Федеральный закон №218-ФЗ). В силу ч.6 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ (здесь и далее цитируемые нормы приведены в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. Статьей 14 названного закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (ч.1, п.2 ч.2 ст.1). За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.17). Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется на основании заявления сторон договора (застройщика, участника долевого строительства) (ч.1 ст.48 Федерального закона №218-ФЗ). Для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы, в том числе, заключение контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", выданное не ранее чем за шестьдесят дней до дня представления заявления о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Заявитель вправе не представлять указанное заключение, в этом случае орган регистрации прав получает указанное заключение путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства запрашивает указанное заключение в контролирующем органе, который представляет его в срок не более чем два рабочих дня с даты получения запроса органа регистрации прав (п.4 ч.2 ст.48). Частью 3, 4 ст.48 названного Федерального закона предусмотрено, что при государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, осуществляется проверка факта уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве. Указанная проверка осуществляется органом регистрации прав посредством направления запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", которая обязана предоставить запрашиваемые сведения в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения запроса органа регистрации прав. Орган регистрации прав при государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не вправе истребовать документы, которые ранее представлялись на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, и помещены в реестровое дело. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.5); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (п.9); в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п.37); в орган регистрации прав поступили сведения от публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" о неуплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по представленному на государственную регистрацию договору участия в долевом строительстве или органом регистрации прав не получен ответ от указанной компании на соответствующий запрос (п.55) (ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ). Судом в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Династия» и административным истцом Серпуховым Ю.А. заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Согласно п.1.1 названного договора Застройщик обязуется в предусмотренный настоящим договором срок своими силами и с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный трехэтажный жилой дом (далее – Объект недвижимости) и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию данного Объекта передать в собственность Объект долевого строительства. А также долю в праве на общее имущество в строящемся жилом доме Участнику долевого строительства, а Участник обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять Объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Пунктом 1.2 Договора установлено, что строительство ведется в соответствии с Разрешением на строительство , выданным Администрацией г.о.г.Бор Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Администрации г.о.г.Бор Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, на части земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административный истец совместно директором ООО «Династия» Ведехиным С.В. обратился в Борский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о государственной регистрации права договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором прав Куревиной С.Г. Серпухову Ю.А. и Ведехину С.В., действующему от имени ООО «Династия», направлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав . Основаниями для приостановления государственной регистрации прав в Уведомлении указаны следующие обстоятельства: - в соответствии с п.4 ч.2 ст.48 Закона органом регистрации прав в Инспекцию государственного строительного надзора Нижегородской области направлен запрос на предмет положительного заключения экспертизы проектной документации; соответствия застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом. На момент принятия указанного решения ответ на указанный запрос в орган регистрации не поступал. - в ходе проверки, предусмотренной п.3 ст.48 Федерального закона №218-ФЗ, осуществлен запрос (), в «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» на предмет уплаты застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке. Предусмотренном Федеральным законом «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На данный запрос получен ответ от публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» о недостаточности средств на счете Застройщика для резервирования суммы. - в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, имеется запись об аресте от ДД.ММ.ГГГГ, внесенная на основании Постановления о запрете на совершение действий по регистрации () от ДД.ММ.ГГГГ, выдавший орган: УФССП России по Нижегородской области Борский отдел. В рамках ч.2 ст.33 Федерального закона о государственной регистрации прав недвижимости в Борский отдел УФССП России по Нижегородской области направлены запросы об актуальности запрета. - отсутствие сведений об уплате ООО «Династия» в соответствии с требованиями ст.17 Федерального закона №218-ФЗ, п.п.30 п.1 ст.333.33 НК РФ государственной пошлины в размере 3 000 рублей за государственную регистрацию договора долевого участия. Таким образом, установив, что при подаче Серпуховым Ю.А. и ООО «Династия» заявления о регистрации договора участия в долевом строительстве, имеются препятствия для осуществления данного регистрационного действия, государственным регистратором прав было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав. Административный истец и его представитель Кубышкин А.А. выражают несогласие с принятым решением в части приостановления государственной регистрации в связи с непоступлением из Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области ответа на запрос на предмет наличия положительного заключения экспертизы проектной документации; соответствия застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом. В части иных оснований для приостановления государственной регистрации прав уведомление от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается. Полагая незаконным приостановление государственной регистрации прав в оспариваемой части, административный истец указывает на то, что у государственного регистратора прав не имелось оснований для истребования из Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области сведений о наличии положительного заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законам, по тем основаниям, что ООО «Династия» осуществляет строительство не отдельных многоквартирных жилых домов, а целого жилого комплекса, разделенного на восемь этапов строительства по количеству домов. Договор с первым участником долевого строительства был заключен еще в 2015 году, когда представление истребуемых документов не требовалось. Между тем, данный вывод является ошибочным и не основанном на нормах права. Так, в силу положений ч.ч.1, 2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также Федеральный закон о долевом строительстве) застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик при наличии, в том числе, проектной документации и положительного заключения экспертизы проектной документации. Положениями ст.19 Федерального закона о долевом строительстве предусмотрено, что проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика (ч.1). Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, в срок не более тридцати дней со дня получения проектной декларации осуществляет подготовку и выдачу застройщику заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, или отказ в выдаче такого заключения. В целях подтверждения соответствия застройщика требованиям частями 1.1 и 2 статьи 3 настоящего Федерального закона уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, запрашивает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных организациях необходимые сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч.2.1). Статьей 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы (ч.1). Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома (п.п.1); жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п.п.2) (ч.2). По смыслу предписаний, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49), под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49). Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47). Из имеющихся в материалах дела документов, в том числе договора от ДД.ММ.ГГГГ участия в долевом строительстве многоквартирного дома, с достоверностью следует, что объект - жилой дом, почтовый адрес многоквартирного дома: <адрес>, отвечает признакам многоквартирного жилого дома, в котором присутствует общее имущество. Таким образом, учитывая, что ООО «Династия» осуществляет строительство многоквартирного дома, входящего в состав жилого комплекса, по данному объекту долевого строительства договоры участия в долевом строительстве не регистрировались, застройщику необходимо было получение проектной документации и положительного заключения экспертизы проектной документации, в связи с чем, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, в том числе, в связи с непоступлением ответа на запрос является законным и обоснованным. Кроме того, суд принимает во внимание, что положениями ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Вместе с тем, как следует из пояснений заинтересованного лица регистратора Куревиной С.Г. в последствие срок приостановления был продлен, в связи с тем, что поступили сведения о наложении ареста на проведение регистрационных действий. Таким образом, признание незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ в части требования о предоставлении заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов о соответствии застройщика и проектной документации требованиям Федерального закона № 214-ФЗ само по себе, при вышеуказанных обстоятельствах, не повлечет восстановление каких-либо прав истца, в связи с чем, отсутствует предусмотренная законом совокупность условий, необходимая для признания незаконными действий либо решений должностного лица. Руководствуясь ст.ст.175, 179, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Серпухову Ю.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ Борского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о приостановлении государственной регистрации прав в части требования о предоставлении заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям ФЗ № 214-ФЗ и положительного заключения проектной документации незаконным – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда.

Судья - И.Ю.Копкина