ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2716/2021 от 21.10.2021 Канского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-2716/2021

УИД 24RS0024-01-2021-004747-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2021 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Дмитриенко Н.С.,

при секретаре Михайловой К.А.,

с участием процессуального истца помощника Канского межрайонного прокурора Коробовой Е.В.,

представителя ответчика Монахова И.О., действующего на основании доверенности от 07.06.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Канска о признании незаконным бездействия администрации г. Канска в части непринятия мер по реконструкции многоквартирного дома, обязании произвести ремонтные восстановительные работы,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Канска о признании незаконным бездействия администрации г. Канска в части непринятия мер по реконструкции многоквартирного <адрес>, обязании администрацию г. Канска произвести ремонтно – восстановительные работы (реконструкцию части здания в местах общего пользования) в срок до 31.12.2021 года, мотивируя свои требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрации города Канска жилищного законодательства, регулирующего порядок и сроки реконструкции аварийного жилья, установлено, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, является муниципальным. ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией города Канска, на основании заключения специализированной организации ООО «Меридиан-Проект» от 23.04.2020 года принято решение о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома в соответствии с установленным требованиями. На основании данного заключения межведомственной комиссии администрацией <адрес> издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ признании многоквартирного дома по адресу <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. Собственникам многоквартирного дома необходимо до ДД.ММ.ГГГГ произвести реконструкцию здания в местах общего пользования. Установлено, что администрацией г. Канска, как собственником 42 жилых помещений, периодические осмотры и контрольные проверки мониторинга состояния многоквартирного дома, не проводятся. К реконструкции жилого дома, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик, администрации г. Канска, до настоящего времени не приступила. При формировании бюджета муниципального образования г. Канска на 2021 год, денежные средства на реконструкцию многоквартирного дома по адресу: <адрес>, заложены не были, проектно – сметная документация до настоящего времени не разработана. Согласно техническому отчету по обследованию технического состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведенного ООО «Меридиан-Проект» в ходе обследования жилого дома было установлено, что фундамент и основание здания – массив грунта, воспринимающий нагрузки и воздействия от здания и передающий на здание воздействия от природных и техногенных процессов, происходящих в массиве грунта, подвергается систематическому намоканию из-за воздействия на них внутренних вод и стоков жизнедеятельности проживающих лиц. Воды замачивают полы, стены, перекрытия, фундамент, так и основание здания в местах общего пользования, где расположены санузлы и кухни. Нормальная эксплуатация фундамента в местах общего пользования в П-образной части здания нарушена. Цокольная часть кирпичной стены разрушена. Состояние кладки стен П-образной части здания в местах общего пользования не соответствует требованиям Технического регламента в части обеспечения несущей способности, пространственной жесткости и безопасной эксплуатации. Вышеуказанные разрушения ведут к сокращению жизненного цикла здания в целом, снижению механической безопасности – состоянию строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу. Ненадлежащее исполнение полномочий по предупреждению чрезвычайных ситуации в многоквартирном доме, непринятие мер к своевременному проведению работ по реконструкции многоквартирного дома, может повлечь угрозу причинения жизни и здоровью людей. Кроме того, заключение ООО «Меридиан –Проект» выполнено в апреле 2020 г., то есть более 1 года назад. С момента дачи заключения какой-либо ремонт конструкций дома не производился. Следовательно, состояние жилого дома усугубилось ввиду дополнительного технического износа.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Канского межрайонного прокурора Коробова Е.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика администрации г. Канска Монахов И.О. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. В соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ между Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Канска и ООО Фирма «Райс» о выполнении работ по разработке ПСД, со сроками выполнения работ по 01.12.2021 года. Кроме того, Министерство финансов КК направило письмо о реконструкции жилого дома, что говорит о том, что администрация г. Канска не бездействовала, принимала меры об устранении нарушений требований жилищного законодательства, направляя письма.

Суд, заслушав представителя административного истца помощника Канского межрайонного прокурора Коробову Е.В., представителя административного ответчика администрации г. Канска, исследовав письменные материалы дела, полагает, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что защита жилищных прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствие с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Как установлено в судебном заседании, постановлением Администрации г. Канска Красноярского края № 557 от 26.06.2020 года, многоквартирный жилой, расположенный по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. Собственникам многоквартирного жилого дома необходимо произвести реконструкцию части здания в местах общего пользования (санузлы) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Канской межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией г. Канска, как собственником 42 жилых помещений, периодические осмотры и контрольные проверки мониторинга состояния многоквартирного дома, не проводятся. К реконструкции жилого дома, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик, администрации г. Канска, до настоящего времени не приступила.

ДД.ММ.ГГГГ главе города Канска внесено представление с требованием принять конкретные меры по реконструкции многоквартирного дома, однако до настоящего времени проектно – сметная документация не разработана, соответственно ремонтно – восстановительные работы не ведутся.

ДД.ММ.ГГГГ Канской межрайонной прокуратурой совместно со специалистом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Суянко О.С. произведен осмотр технического состояния многоквартирного дома.

В ходе визуального осмотра МКД на всех этажах выявлено отсутствие дверных полотен между подъездными помещениями и коридорами, неисправности деревянных перегородок. Отсутствие стекол (вместо стекол фанера) на внутренних переплетах окон, находящихся на межэтажных лестничных площадках, на всех этажах МКД. Дощатое основание пола в коридорах МКД имеет многочисленные просадки и щели. Покрытие основания пола из линолеума в коридорах МКД повсеместно имеет многочисленные разрывы, потертости. В коридорах на стенах и потолках МКД повсеместно отслоение штукатурно-окрасочного слоя, на 2 этаже местами до дранки. В санитарных узлах повсеместно отслоение штукатурно-окрасочного слоя, мокрые и сухие следы намокания на стенах и потолках, следы протечек на инженерных сетях, местами неисправность санитарно-технического оборудования. Электрические сети осветительной проводки, расположенные в коридорах МКД местами не закреплены и провисают, имеются скрутки с видимым нарушением изоляции. При визуальном осмотре со стороны дворового фасада МКД в местах расположения водостоков и под оконными блоками выявлено выветривание цементно-песчаного раствора, разрушение кирпичной кладки, с угла МКД между 3 и 4 этажами и в нижней части выпадение отдельных кирпичей, трещины шириной раскрытия до 2 см. Вышеперечисленные неисправности технического состояния МКД, могут служить причиной обрушения части наружной стены здания.

Согласно информации администрации г. Канска представление Канского межрайонного прокурора рассмотрено, в рамках заключенного муниципального контракта между Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Канска (заказчик) и ООО Фирма «Райс» (подрядчик) от ДД.ММ.ГГГГ «на выполнение работ по разработке ПСД «Реконструкция помещений общего пользования жилого <адрес> в <адрес>» (п. 1.1.). Стоимость контракта установлена на основании протокола единой комиссии по осуществлению закупок от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 3 352 500 рублей (п. 2.1). Срок действия контракта с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ, срок выполнения работ по контракту с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ (п. 3.1.1, п. 3.1.2).

В соответствии с муниципальным контрактом от 11.10.202021 года составлено техническое задание по разработке ПСД «Реконструкция помещений общего пользования жилого <адрес> в <адрес>».

В ходе судебного заседания ответчиком представлено письмо Министерства финансов Красноярского края датированное от 15.10.2021 года за исх. № 12-07/5126 на обращение Администрации г. Канска от 30.08.2021 года за исх. № 3658, тогда как постановление о признании спорного многоквартирного жилого дома о признании аварийным и подлежащим реконструкции от 26.06.2020 года, представление об устранении нарушений требований законодательства регулирующего порядок и сроки реконструкции аварийного жилья Канской межрайонной прокуратурой вынесено 12.05.2021 года, что свидетельствует о том, что административным ответчиком меры по устранению нарушений стали приниматься после вынесения представления прокуратурой.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено бездействие администрации города Канска в части непринятия мер по реконструкции многоквартирного <адрес>, в связи с чем, деятельность муниципального образования в указанной части требованиям федерального законодательства не соответствует.

В ходе рассмотрения дела установлено, что заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ по реконструкции помещений общего пользования жилого <адрес> в <адрес> со сроком выполнения работ с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает необходимым отказать в части заявленных требований о возложении на администрацию г. Канска обязанности произвести ремонтно-восстановительные работы в срок до 31.12.2021 года отказать, поскольку муниципальный контракт заключен, в связи с чем, в данной части административных исковых требований прокурора необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Канска о признании незаконным бездействия администрации г. Канска в части непринятия мер по реконструкции многоквартирного дома, обязании произвести ремонтные восстановительные работы – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации города Канска по непринятию мер по реконструкции многоквартирного <адрес>.

В удовлетворении части административных исковых требований об обязании администрацию г. Канска произвести ремонтно – восстановительные работы (реконструкцию части здания в местах общего пользования) в срок до 31.12.2021 года - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.С. Дмитриенко

Мотивированное решение изготовлено: 23 октября 2021 года.