ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2716/2022 от 27.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД 59RS0004-01-2022-002670-04

Дело № 2а-2716/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 27 сентября 2022 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Черепановой Е.А.

с участием прокурора г. Перми Мерзлякова А.А., действующего на основании удостоверения,

административного истца Вяткиной Н.А.,

представителя Вяткиной Н.А. – Степанова С.А., действующего на основании доверенности,

представителя ОАО «МРСК Урала» Безденежных Т.Г., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вяткиной ФИО10 к администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании недействующим распоряжения заместителя главы администрации <Адрес> – начальника Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута в отдельных целях», возложении обязанности, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <Адрес>, Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> (далее по тексту - Департамент, ДЗО) о признании недействующим распоряжения заместителя главы администрации <Адрес> – начальника Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута в отдельных целях», возложении обязанности, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает о том, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ею получено заказанное письмо с нормативно-правовым актом (распоряжением) Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об установлении публичного сервитута на принадлежащий ей земельный участок. Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ принято и.о. заместителя главы администрации <Адрес>- начальника Департамента земельных отношений администрации <Адрес>ФИО6, вступило в силу со дня его подписания ДД.ММ.ГГГГ. Опубликовано на официальном сайте муниципального образования <Адрес> в сети Интернет www.gorodperm.ru от ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает данное распоряжение не соответствующим законодательству РФ, нормативно-правовым актам местного самоуправления Пермского городского округа, подлежащим признаю недействующим, поскольку оно нарушает ее права, свободы и законные интересы, принято с нарушением установленных процедур, порядка опубликования, не соответствует нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Установление публичного сервитута на земельный участок , находящийся в частной собственности, ограничивает ее права в силу п. 3 ст.56 ЗК РФ. Публичный сервитут установлен в целях эксплуатации линейного объекта ВЛ - 0,4 кВ ТП 1536 сроком на 48 лет 11 месяцев. Согласно подп. 3 ст. 105 ЗК РФ объекты электроэнергетики относятся к зонам с особыми условиями использования территории. Принятым распоряжением обременение наложено не на часть, а на все земельные участки, в том числе ее земельный участок с видом разрешенного использования под индивидуальную жилую застройку. В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в пределах охранных зон запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений, посадка и вырубка деревьев и кустарников, земляные работы на глубине 0,3 метра и прочее.

Установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по целевому назначению и разрешенным использованием, что нарушает ее права пользования своим земельным участком. В распоряжении не указана площадь публичного сервитута в установленных границах применительно к земельному участку, что приводит к невозможности расчета необходимого процента застройки, нарушает предусмотренные п.1 ст. 263 ГК РФ права на возведение на земельном участке зданий и сооружений. Публично-правовой режим, установленный на земельном участке, влияет также на стоимость земельного участка. При установленном обременении публичным сервитутом его рыночная стоимость снижается. Кроме того, решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о департаменте земельных отношений администрации <Адрес>» при принятии Департаментом решения об установлении публичного сервитута освобождение от уплаты земельного налога не предусмотрено. В пункте 3 распоряжения также указано, что плата за публичный сервитут в отдельных целях не устанавливается.

Предоставление частному юридическому лицу ОАО «МРСК Урала» права пользования всеми землями и земельными участками, в том числе участком без графика ремонтно-эксплуатационных работ по обслуживанию инженерного сооружения сроком на 48 лет и 11 месяцев бесплатно и за счет уплаты налогов собственников земельных участков, незаконно. Принятое распоряжение нарушает ее право на возмещение расходов уплаты земельного налога. Что касается оповещения правообладателей земельных участков, в том числе ее о возможном установлении публичного сервитута осуществлено не в полном объеме. В печатном издании сообщение опубликовано и на официальном сайте информация размещена ДД.ММ.ГГГГ, на информационном щите по месту нахождения земельного участка сообщение не размещено. Таким образом, Департаментом не обеспечены способы доступа к информации, предусмотренные п. 7 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Отсутствие должного оповещения правообладателей земельных участков нарушает принцип открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, нарушило в том числе ее право на возможность ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими ее права и свободы.

Пунктом 1 статьи 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ установлена обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Вместе с тем, проект распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте муниципального образования <Адрес> в сети Интернет для проведения антикоррупционной экспертизы не размещен, что нарушает принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА, ее права и свободы, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, заключающиеся в возможном содержании в тексте распоряжения неопределенных, трудновыполнимых обременительных требований к гражданам. За неисполнение порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающие порядок опубликования распоряжения. Согласно п. 6 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок его размещения в течение 5 рабочих дней со дня подписания. Однако по факту распоряжение размещено ДД.ММ.ГГГГ и не в полном объеме, отсутствует часть приложений, а именно схема расположения границ публичного сервитута. Распоряжение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, направлено ДД.ММ.ГГГГ, поэтому срок направления составил 19 рабочих дней, а не 2 рабочих дня со дня подписания распоряжения. Таким образом, Департаментом не соблюдены установленные сроки при принятии решения, не выполнены требования о соблюдении сроков и порядка предоставления информации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Распоряжение, его части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В нарушение п. 4 ст. 39.43 ЗК РФ в распоряжении отсутствует информация о сроке, в течение которого использование земельного участка и /или расположенного на нем объекта недвижимого имущества будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута. В тексте распоряжения не указаны номера приложений согласно пункту 5.19 ФИО9 7.0.97-2016. На первом листе графика проведения работ не проставлена отметка о приложении. Каждое приложение распоряжения не имеет собственную нумерацию страниц, не пронумеровано арабскими цифрами, в тексте распоряжения арабские цифры приложений также не указаны. Гриф приложения не указан в правом верхнем углу следующей страницы после текста распоряжения в утвержденном графике. То есть, административным ответчиком не соблюдены требования к оформлению распорядительного документа, установленные национальным стандартом, не обеспечено неукоснительное соблюдение требований правил оформления правовых актов.

Также в распоряжении не указано, в целях каких нужд установлен публичный сервитут. В преамбуле распоряжения указаны ссылки на ст. 39.37 ЗК РФ и на ст. 3.6 ФЗ-137, ссылка на всю статью кодекса и федерального закона, а не на структурную единицу нормативного правового акта, что не конкретизирует указанную цель для установления публичного сервитута. Указанная в пункте 1 распоряжения цель в перечне целей, предусмотренном ст. 39.37 ЗК РФ отсутствует. Установление сервитута для целей эксплуатации линейного объекта невозможно, так как законом в качестве цели установления публичного сервитута определено размещение объектов электросетевого хозяйства. На схеме расположения границ публичного сервитута объекта в описании местоположения границ объекта указано, что публичный сервитут необходим для размещения объекта электросетевого хозяйства. Несоответствие целей в распоряжении, в приложении к нему указывает на произвольность выбора норм, подлежащих применению. Публичный сервитут установлен в целях эксплуатации линейного объекта ВЛ-0,4 кВ ТП 1536, то есть эксплуатации линий электропередачи классом напряжения 0,4 кВ трансформаторной подстанцией 1536. Согласно действующему законодательству линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции могут размещаться на земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Распоряжение об установлении публичного сервитута для эксплуатации линейного объекта ВЛ-0,4 кВ ТП 1536, входящего в состав электросетевого комплекса «Судозаводская» дублирует нормативно-правовой акт Правительства Российской Федерации, определяющий особые условия использования земельных участков, обеспечивающих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства. Инженерное сооружение (опора воздушной линии электропередачи ВЛ – 0,4 кВ) не размещено на земельном участке с кадастровым номером 59:01:1717057:9, находится за его пределами, имеется свободный беспрепятственный доступ к объекту электросетевого хозяйства для его эксплуатации и плановых работ. Эксплуатация линейного объекта, расположенного за пределами частного земельного участка с кадастровым номером осуществляется с 50-х годов, однако по настоящее время деревянная опора, находящаяся в эксплуатации более 60 лет, ОАО «МРСК Урала» не заменена и не перенесена на новое место в соответствии с новыми требованиями правил.

Установление публичного сервитута в отношении воздушной линии ВЛ-0,4 кВ ТП-1536, размещенной на деревянной опоре 50-х годов за пределами земельного участка незаконно, имеется свободный доступ к объекту электросетевого хозяйства, поэтому указанная в распоряжении цель не соответствует нормам п. 2 ст. 23 ЗК РФ. На странице 3 Бюллетеня указана информация о кадастровых номерах земельных участков, в отношении которых установлен сервитут. Так на земельном участке с кадастровым номером: устанавливается публичный сервитут площадью 8 кв.м., что составляет 1,3% от общей площади земельного участка. Распоряжением публичный сервитут установлен не на часть, а на всю площадь земель и земельных участков (48975 кв.м) Увеличение площади публичного сервитута с 8 кв.м. (1,3 %) до 599 кв.м (100%) является незаконным. Департамент не согласовал с ней границы публичного сервитута, не вправе был самостоятельно изменять данные. Установление сервитута на земельный участок должно подтверждаться межеванием территории с изменениями и расчетами, осуществленным кадастровым инженером. Измерения и расчеты не представлены. В соответствии с п. 3 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0004 на схеме расположения указывается проектное местоположение инженерного сооружения, однако в прилагаемой в распоряжении схеме указаны только границы публичного сервитута с номерами характерных точек границ и ТП-1536, самого линейного объекта нет, отсутствуют номера опор линии электропередач. Перед вынесением решения об установлении сервитута Департамент должен был изучить, проанализировать, представленные ОАО «МРСК Урала» документы. Изучение и анализ представленных документов произведены не должным образом. Оспариваемое распоряжение не содержит необходимую информацию и перечень условий осуществления публичного сервитута, установленной ст. 39.47 ЗК РФ, график и сроки выполнения работ при осуществлении публичного сервитута, отсутствует обоснованность установления сервитута сроком на 48 лет и 11 месяцев, указано выборочное изменение объема прав, отсутствует четкая регламентация ее прав, а также прав неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, ФИО1 просит:

- признать недействующим полностью со дня подписания распоряжение заместителя главы администрации <Адрес> – начальника департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута в отдельных целях»;

- возложить обязанность на административного ответчика направить решение суда в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав;

- возместить понесенные судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей, услуги представителя в размере 25 000 рублей.

Определением суда ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО «МРСК Урала» (л.д.135 том 1).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация <Адрес> (л.д.235 том 1).

ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает. В письменных возражениях на отзыв административного ответчика, заинтересованного лица указывает о том, что обязанность доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта возлагается на соответствующий орган, организацию, должностное лицо. Установление публичного сервитута ограничивает ее права на землю, приводит к невозможности использования земельного участка по целевому использованию, нарушает право на свободное пользование своей землей, право на возведение на земельном участке зданий и сооружений. Ссылка заинтересованного лица о том, что ВЛ 0,4 кВ от ТП -1536 является одним из компонентов электрической сети, предназначена обеспечивает электроснабжение множества потребителей электрической энергии: индивидуальных жилых домов, гаражей и в том числе объекта истца, несостоятельна. Среди перечня абонентов, подключенных к ВЛ 0,4 кВ от ТП -1536 гаражей нет. Жилой дом, расположенный на земельном участке введен в эксплуатацию в 1954 году, подключен к линии электропередач классом напряжения 0,4 кВ.

Довод о том, что охранные зоны существовали с 1953 года не применима к рассматриваемому делу. Инженерное сооружение не размещено на земельном участке с кадастровым номером , находится за его пределами. Не обращение к заинтересованному лицу с заявлением о согласовании строительства индивидуального жилого дома до предъявления в суд иска не может расцениваться как несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, поскольку законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования таких споров. Довод заинтересованного лица о том, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МРСК Урала» подало в Департамент ходатайство об установлении сервитута для эксплуатации ВЛ 0,4 кВ от ТП-1536 не соответствует действительности, поскольку в ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ указана цель – размещения объекта электросетевого хозяйства «Электросетевой комплекс Подстанция 35/6 кВ «Судозаводская». Согласно техническому паспорту электросетевого комплекса Подстанция 35/6 кВ «Судозаводская» состоит из металлической комплектной трансформаторной подстанции КТП-1536, кабельной линии электропередачи в грунте, воздушной одноцепной линии электропередачи, деревянных опор и железобетонных опор. Однако, в прилагаемой схеме указаны только границы публичного сервитута с номерами характерных точек границ и ТП-1536, местоположение инженерного сооружения на схеме отсутствует.

Запрашиваемый публичный сервитут должен подтверждаться межеванием территории. Измерения и расчеты, осуществленные кадастровым инженером, заинтересованным лицом не представлены. Ссылка на то, что на ДД.ММ.ГГГГ – дату возникновения права собственности на земельный участок на нем уже находилась часть ВЛ 0,4 кВ с зарегистрированной охранной зоной и перед заключением сделки необходимо было проявить осмотрительность, является несостоятельной, поскольку в выписке из ЕГРН отсутствовала информация об ограничениях, зарегистрированной с 2015 года охранной зоне и ее площади. Данные сведения отсутствовали также у предшествующего собственника земельного участка. Установление публичного сервитута на охранные зоны невозможно, так как законом это не предусмотрено. В пункте 9 ходатайства указан расчет площади испрашиваемого публичного сервитута в отношении земельных участков, границы которых внесены в ЕГРН, составляющий 5507 кв.м. Данный расчет неверен, содержит арифметические ошибки, по факту расчет площади испрашиваемого публичного сервитута составляет 3530 кв.м Площадь границ увеличена с 3530 кв.м до 9037 кв.м+/- 19 кв.м. Расчетов на площадь 9037 кв.м не имеется, поэтому не представляется возможным определить размер площади земельного участка, на который наложен публичный сервитут для размещения объекта элетросетевого хозяйства. Непрозрачность расчетов, закрытость, необоснованность установления публичного сервитута с площади 3530 кв.м до 9037 кв.м нарушает права на достоверную информацию (л.д.140-152, 204-208 том 1, л.д.35-40 том 2).

Представитель административного истца в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении, в возражениях на письменные отзывы ответчиков, заинтересованного лица.

Департамент земельных отношений администрации <Адрес> направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении бела без участия его представителя (л.д. 46). В письменном отзыве, направленном в суд ранее, указывает о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о вынесении оспариваемого распоряжения с нарушением положений действующего законодательства, нарушения его права принятым распоряжением. Согласно указанному распоряжению публичный сервитут был установлен на основании ст. ст. 39.37, 39.43 ЗК РФ, ст. 3.6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ходатайства ОАО «МРСК Урала» об установлении публичного сервитута от ДД.ММ.ГГГГ в целях эксплуатации принадлежащего ОАО «МРСК Урала» на праве собственности линейного объекта ВЛ-0,4 кВ ТП 1536, входящего в состав электросетевого комплекса «Судозаводская» с кадастровым номером Сервитут установлен в соответствии с положениями действующего законодательства, основания для отказа в его установлении отсутствовали. Порядок рассмотрения ходатайств об установлении публичного сервитута определен административным регламентом предоставления департаментом муниципальной услуги «Установление сервитута (публичного сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Согласно регламенту процедура установления сервитута в отдельных целях носит заявительный характер. По сведениям из ЕГРН право собственности ОАО «МРСК Урала» на электросетевой комплекс «Судозаводская» с кадастровым номером возникло ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим установление публичного сервитута в отдельных целях возможно на основании пункта 3 ст. 3.6 Федерального закона. Иные законные основания для отказа в установлении публичного сервитута в отдельных целях, указанные в ст. 39.44 ЗК РФ, в ходе рассмотрения ходатайства ОАО «МРСК Урала» не выявлены. Информация о возможном установлении публичного сервитута опубликована в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, на официальном сайте МО <Адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> Согласно информации, представленной ОАО «МРСК Урала», сведениям из ЕГРН в отношении обозначенной линии электропередачи, для размещения которой установлен публичный сервитут, также установлена охранная зона, реестровый .4200. Установление публичного сервитута не влечет возникновения новых ограничений в использовании земельных участков, в распоряжении отсутствует информация, указанная в подп. 8 п.4 ст. 39.43 ЗК РФ. Данным распоряжением в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, установлен свободный график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут в отдельных целях. ОАО «МРСК Урала» вправе заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с ЗК РФ. В случае отсутствия соглашения обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в распоряжении. Принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в границах населенного пункта «<Адрес>», следовательно, размещение сообщения в соответствии с п. 3 ст. 39.42 ЗК РФ осуществляется в пределах границ данного образования. Таким образом, довод истца о необеспечении доступа к информации является несостоятельным. Заявленные истцом судебные расходы являются необоснованно завышенными и не соответствуют принципу разумности с учетом объема заявленных требований, цены иска и сложности дела (л.д.115-116, 161-163 том 1).

Администрация <Адрес> о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, в письменном отзыве на иск просит рассмотреть дело без участия его представителя в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым решением ее прав. Привлечение администрации <Адрес> к участию в деле в качестве административного ответчика является необоснованным, принимая во внимание, что решение вопросов об установлении публичного сервитута не относится к ее компетенции. Административным истцом пропущен установленный срок для обжалования оспариваемого решения, учитывая, что оно получено истцом ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные административным истцом судебные расходы являются завышенными, необоснованными и несоответствующими принципу разумности (л.д.52-54 том 2).

Представитель заинтересованного лица ОАО «МРСК Урала» в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым ОАО «МРСК Урала» является сетевой организацией и в соответствии со ст. 37 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», с п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях осуществляет оказание социально значимой услуги по передаче электрической энергии. Владеет на праве собственности электросетевым комплексом «Подстанция 35/6кВ «Судозаводская» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями» по адресу: <Адрес> (Краснокамское и Оверятское городское поселение), и <Адрес>). В состав ЭСК «Подстанция 35/6кВ «Судозаводская» входит воздушная линия электропередачи ВЛ 0,4 кВ от ТП-1536. ВЛ 0,4 кВ от ТП-1536 построена в 1958 году, протяженность 3,030 км, обеспечивает электроснабжение множества потребителей электрической энергии, в том числе объекта истца. Охранная зона ВЛ 0,4 кВ от ТП-1536 зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением реестрового номера . Наличие охранной зоны не запрещает индивидуальное жилое строительство, а только устанавливает условие согласования параметров такого строительства с сетевой организацией. Для получения письменного решения о согласовании, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий. Истец не обращался в ОАО «МРСК Урала» с подобными заявлениями. Границы обжалуемого сервитута установлены в границах зарегистрированной ранее охранной зоны ВЛ. В отношении земельного участка истца по адресу: <Адрес> установлен сервитут площадью 8 кв.м, что не превышает площадь охранной зоны на земельном участке истца и составляет 1,3 % от его площади (599 кв.м.). Установленный сервитут не только не лишает истца возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием, но и не создает каких–либо новых ограничений и обременений на свободную от охранной зоны ВЛ часть земельного участка истца. Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено право сетевой организации устанавливать публичный сервитут на охранную зону. В соответствии со ст. 39.40 ЗК РФ заявитель обладает правом на обращение с ходатайством об установлении публичного сервитута. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 3 ст. 3.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, ст.ст. 39.39, 39.40, 39.41 ЗК РФ общество подало в департамент ходатайство об установлении публичного сервитута для эксплуатации ВЛ 0,4 кВ от ТП-1536 с приложением к нему сведений о границах территории, в отношении которой устанавливается сервитут, включающих графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ЕГРН. ДД.ММ.ГГГГ Департамент издал распоряжение об установлении публичного сервитута в отдельных целях, которое не противоречит требованиям законодательства и не нарушает права заявителя. Материалы дела не содержат доказательств наличия препятствий в использовании принадлежащего истцу земельного участка после регистрации охранной зоны или установления публичного сервитута. Сервитут установлен в границах ранее зарегистрированной охранной зоны, поэтому фактический объем прав на земельный участок у истца с момента приобретения им земельного участка не изменился (л.д. 173-174, 229-231 том 1, л.д.1 том 2). В судебном заседании представитель МРСК пояснил также, что границы сервитута для ОАО «МРСК Урала» земельного участка административного истца установлены в виде характерных точек границ, указанных в схеме расположения границ публичного сервитута объекта, в связи с чем доводы ФИО1 о том, что сервитут установлен на весь ее земельный участок несостоятелен. В разделе 1 «Описание местоположение границ» указана совокупная площадь всех земельных участков, перечисленных в оспариваемом распоряжении. Сервитут установлен только в охранной зоне электросетей для обслуживания ОАО «МРСК Урала» воздушной линии электросети, поскольку частные земельные участки огорожены, в том числе административного истца, в связи с чем не всегда имеется возможность провести ремонтные работы. Условия обслуживания электросетей, график работ, иные условия определяются в соглашениях об осуществлении публичного сервитута.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагающего необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, оценив доводы административного иска, возражений, суд приходит к следующему выводу.

Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о департаменте земельных отношений администрации <Адрес> (далее-Положение)

В силу п. 3.1.4 Положения в области осуществления полномочий собственника земельных участков, находящихся в собственности <Адрес>, и участков, государственная собственность на которые не разграничена Департамент заключает соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством.

Согласно ст. 3.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Земельным кодексом РФ определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Публичный сервитут может устанавливаться для: использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения) (п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ).

Согласно ст. 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса.

Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.

Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

В соответствии со ст. 39.43 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение: сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса.

Решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующую информацию:

1) цель установления публичного сервитута;

2) сведения о лице, на основании ходатайства которого принято решение об установлении публичного сервитута;

3) сведения о собственнике инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях реконструкции указанного инженерного сооружения и обладатель публичного сервитута не является собственником указанного инженерного сооружения;

4) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков;

5) срок публичного сервитута;

6) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока);

7) реквизиты решений об утверждении документов или реквизиты документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.41 настоящего Кодекса, в случае, если решение об установлении публичного сервитута принималось в соответствии с указанными документами;

8) реквизиты нормативных актов, определяющих порядок установления зон с особыми условиями использования территорий и содержание ограничений прав на земельные участки в границах таких зон в случае, если публичный сервитут устанавливается в целях размещения инженерного сооружения, требующего установления зон с особыми условиями использования территорий;

9) порядок расчета и внесения платы за публичный сервитут в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;

10) график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, в случае установления публичного сервитута в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;

11) указание на обязанность обладателя публичного сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании публичного сервитута, в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.50 настоящего Кодекса.

Решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.

В случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции инженерного сооружения, публичный сервитут устанавливается в целях размещения такого инженерного сооружения.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан:

1) разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) обеспечить опубликование указанного решения (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки и (или) земли, в отношении которых установлен публичный сервитут, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение;

3) направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с пунктом 1 или 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса, с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным соответственно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и в заявлениях об учете прав (обременений прав) на земельные участки. Если указанные правообладатели сообщили адрес для связи в виде электронной почты, им также отправляется копия решения об установлении публичного сервитута в электронной форме. В случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, копия решения об установлении публичного сервитута размещается также в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома, или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом);

4) направить копию решения об установлении публичного сервитута в орган регистрации прав;

5) направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.

Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Предоставление земельного участка, обремененного публичным сервитутом, переход прав на него, образование из него или из земель, в отношении которых установлен публичный сервитут, земельного участка, переход прав на инженерное сооружение, размещенное на условиях публичного сервитута, и выявление правообладателей земельных участков по истечении срока, указанного в пункте 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса, не влияют на действительность решения об установлении публичного сервитута и не являются основанием для его пересмотра.

В соответствии со ст. 39.41 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика;

2) цель установления публичного сервитута в соответствии со статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) испрашиваемый срок публичного сервитута;

4) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;

5) обоснование необходимости установления публичного сервитута;

6) указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения;

7) сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;

8) кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков;

9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения;

4) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если подается ходатайство об установлении публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, которые переносятся в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором они расположены, за исключением случаев подачи указанного ходатайства одновременно с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

5) проект организации строительства объекта федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута для целей, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

6) договор о подключении (технологическом присоединении) к электрическим сетям, тепловым сетям, водопроводным сетям, сетям водоснабжения и (или) водоотведения, сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

Обоснование необходимости установления публичного сервитута, указанное в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, должно также содержать:

1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 настоящего Кодекса;

2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 настоящего Кодекса, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.

Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

К ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются:

1) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

2) соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения;

3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.

Границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.

Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Ходатайство об установлении публичного сервитута и прилагаемые к нему документы могут быть поданы по выбору заявителя лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке и способами, которые установлены в соответствии с настоящим Кодексом для ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:

1) ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве;

2) заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 настоящего Кодекса;

3) подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

4) к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;

5) ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, ОАО «МРСК Урала» является собственником сооружения: назначение: иное сооружение Электросетевой комплекс «Подстанция 35/6 кВ «Судозаводская» с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями по адресу: <Адрес> (Краснокамское и Оверятское городское поселение) и <Адрес>), что подтверждается выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права серии 59-БД от ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.

В состав ЭСК «Подстанция 35/6кВ «Судозаводская» входит воздушная линия электропередачи ВЛ 0,4 кВ от ТП-1536, протяженностью 3,030 км. Указанная линия электропередачи введена в эксплуатацию в 1958- 1960 г.г., что подтверждается техническим паспортом (л.д.179-185 том 1).

На основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 599+/-9 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальную жилую застройку. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир <Адрес>, район Кировский, <Адрес><Адрес> Почтовый адрес ориентира: <Адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 27-28 том 1).

На данном земельном участке расположен жилой дом по адресу: <Адрес>, который приключён к электрическим сетям ОАО МРСК Урала» в точке присоединения: ближайшая опора ВЛ-04, кВ, что подтверждается договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ, заявкой на техническое присоединение энергопринимающих устройств физического лица, техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ, актом об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с предыдущим собственником объектов недвижимости ФИО7 (л.д. 209-210, 211-214, 232-233 том 1)

Согласно сведениям ГИСОГД, представленным Департаментом градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> на основании запроса суда, на земельном участке с кадастровым номером на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» установлена охранная зона ВЛ04, кВ от ТП1536 площадью 7,890 кв.м, реестровый (учётный номер) ЕГРН: (л.д. 5-33 том 2, 169-170 том 1).

ОАО «МСРК-Урала» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в адрес Департамента земельных отношений администрации <Адрес> с ходатайством об установлении публичного сервитута ОАО «МРСК Урала» в отношении 160 земельных участков с указанием их кадастровых номеров (л.д. 176-178 том 1).

Из содержания ходатайства ОАО «МРСК-Урала» следует, что заинтересованное лицо в соответствии с ч. 3 ст. 3.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, ст.39.37 ЗК РФ просило установить публичный сервитут в целях размещения объекта электросетевого хозяйства «Электросетевой комплекс Подстанция 35/6 кВ «Судозаводская» (ВЛ 0,4кВ от ТП-1536) в соответствии с п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ.

К указанному ходатайству ОАО «МСРК-Урала» приложены сведения о местоположении границ объекта, описание местоположения границ, схему размещения границ публичного сервитута объекта, свидетельство о государственной регистрации права, технический паспорт электросетевого комплекса, устав, доверенности, письмо ФГБУ «ФКП Росреестра по <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении охранных зон воздушных линий электросети (л.д. 71-89, 176-194 том 1)

ДД.ММ.ГГГГ исполняющей обязанности заместителя главы администрации <Адрес> – начальника Департамента земельных отношений администрации <Адрес>ФИО6 издано распоряжение об установлении публичного сервитута в отдельных целях в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <Адрес> на срок 48 лет 11 месяцев в целях эксплуатации линейного объекта ВЛ-0,4кВ ТП 1536, входящего в состав электросетевого комплекса «Судозаводская» с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности ОАО «МРСК-Урала». Также утверждены график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут в отдельных целях, с приложением схемы расположения границ публичного сервитута объекта, описания местоположения границ (л.д. 36-44, 166 том 1).

Согласно утверждённому графику проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечения которой устанавливается сервитут в отдельных целях, являющегося приложением к оспариваемому распоряжению, в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, установлен сводный график проведения работ при осуществлении деятельности, для обеспечение которой устанавливается публичный сервитут в отдельных целях, завершить работы не позднее окончания срока публичного сервитута, установленного п.1 настоящего распоряжения.

В соответствии с п. 6 ст. 3.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» обладатель публичного сервитута вправе заключить с правообладателями земельных участков с указанием конкретных кадастровых номером, в перечень которых входит земельный участок с кадастровым номером: 59:01:1717057:9, соглашения об осуществлении публичного сервитута. При отсутствии соглашения об установлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в настоящем распоряжении.

Приложением к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ являются схема расположения границ публичного сервитута объекта, схема расположения публичного, сведения о местоположении границ объекта с указанием характерных точек границ объекта (Раздел 2)

Информация о возможном установлении публичного сервитута опубликована в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.165, 165 об.), на официальном сайте МО <Адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 03.12.2021(<данные изъяты>

Распоряжение исполняющего обязанности заместителя главы администрации <Адрес> – начальника Департамента земельных отношений администрации <Адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на официальном сайте муниципального образования <Адрес>, а также в официальном бюллетене от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45, 166).

Уведомление об установлении публичного сервитута получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34 том 1).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом в соответствии требованиями земельного законодательства в пределах имеющего у него полномочий, с соблюдением установленного ЗК РФ порядка и не влечет нарушение прав и законных интересов административного истца.

Доводы административного истца и его представителя о том, что Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> нарушен порядок издания оспариваемого распоряжения, установленного для принятия нормативных правовых актов органом местного самоуправления, а именно: сроки опубликования, непрохождение антикоппупционной экспертизы, нарушение структуры изложения нормативного правового акта, суд не может принять во внимание, поскольку требования к порядку издания, принятия, опубликования, содержания решения об установлении публичного сервитута для размещения и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства изложены в ст. 39.43 Земельного кодекса РФ, которые в данном случае соблюдены.

Из положений п. 4 ст. 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявитель вправе обратиться за установлением публичного сервитута для размещения и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в отношении любого земельного участка в органы местного самоуправления городского округа.

Вопреки доводам жалобы, материалами дела подтверждается наличие предусмотренного положениями ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации основания для установления публичного сервитута.

Ходатайство об установлении публичного сервитута в целях установления публичного сервитута в отношении существующего объекта электросетевого хозяйства для его эксплуатации содержит сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе содержит обоснование необходимости установления публичного сервитута.

Распоряжение содержит указание на утверждение границ публичного сервитута в отношении земельного участка административного истца в соответствии с пунктом 5 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, к распоряжению приложена схема расположения публичного сервитута с указанием характерных точек координат его установления.

Сервитут в отношении земельного участка административного истца установлен только площадью охранной зоны ВЛ04, кВ от ТП1536- 7,890 кв.м (8 кв.м), доказательств установления сервитута на весь земельный участок с кадастровым номером: материалы дела не содержат.

Доводы административного истца и его представителя о том, что сервитут в отношении ее земельного участка является платным, в то время как оспариваемым распоряжением плата за публичный сервитут не предусмотрена, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства

В силу пункта 3 статьи 3.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до ДД.ММ.ГГГГ и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в силу прямого указания закона - пункта 4 статьи 3.6 названного Федерального закона - плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается, в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

При этом, вопреки позиции ФИО1 нарушений ее законных прав и интересов оспариваемым распоряжением судом не установлено.

Как разъяснено Верховным Судом РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатация ВЛ включает использование по назначению (передачи электроэнергии), техническое обслуживание и ремонт данного энергообъекта. При этом по смыслу статьи 89 ЗК РФ и Правил охранная зона линейного энергообъекта (к которым относятся ВЛ) устанавливается не для целей использования земельного участка собственником ЛВ, а для обеспечения безопасных условий эксплуатации данного объекта и исключения возможности его повреждения, определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей ВЛ. Земельные участки в границах охранных зон ВЛ у собственников участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются, устанавливается лишь запрет на осуществление действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства. Наличие охранной зоны энергообъекта не исключает возможность установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости (линейного объекта), не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, и в пределах той части земельного участка, которая занята опорами ВЛ.

При рассмотрении дела судом установлено, что опора ВЛ расположена прямо на границе земельного участка административного истца, воздушная линия ВЛ04, кВ от ТП1536 пересекает угол границ земельного участка, что подтверждается схемами и границ охранной зоны и сервитута воздушной линии электропередачи ВЛ 0, 4 кВ ТП 1536 и границ земельного участка по адресу: <Адрес>.

Доводы административного истца о невозможности осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, об установлении сервитута ОАО «МРСК Урала» с целью дальнейшего изъятия земельных участков для строительства многоквартирных домов, о снижении рыночной стоимости земельных участков, об нулевой балансовой стоимости опоры ВЛ являются надуманными и не свидетельствуют о наличии законных оснований для признания незаконным (недействующим) оспариваемого распоряжения.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Вяткиной ФИО11 к администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании недействующим распоряжения заместителя главы администрации <Адрес> – начальника Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении публичного сервитута в отдельных целях», возложении обязанности, взыскании судебных расходов отказать в полном объеме.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Манько А.В.