ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2718/2021 от 21.12.2021 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-2718/2021

УИД 91RS0022-01-2021-004620-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Стародуба П.И.,

при секретаре – Шампуровой А.С.,

с участием представителя заинтересованного лица – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Феодосии административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УФССП России по Республике Крым, ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым, судебному приставу – исполнителю ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2, заинтересованное лицо Министерство обороны Российской Федерации о признании незаконным постановления об отказе в прекращении исполнительного производства, понуждении совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в суд с иском к ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым, судебному приставу – исполнителю ФИО2. с требованиями о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в прекращении исполнительного производства -ИП и понуждении ответчика вынести соответствующее постановление о прекращении исполнительного производства.

Требования административного иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по г. Феодосии ФИО2. в отношении должника ФИО1 возбуждено исполнительное производство -ИП, предмет исполнения выселение должника из жилого помещения. Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений, отменено, дело направлено на новой рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым с заявлением о прекращении исполнительного производства. К заявлению была приложена распечатка сайта Четвертого кассационного суда общей юрисдикции о ходе движения дела и принятого по нему решения. При этом, постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Феодосии ФИО2 в удовлетворении заявления ФИО1 отказано, поскольку им не были приложены документы, подтверждающие основания прекращения исполнительного производства на основании п. 4 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Учитывая, что копия кассационного определения ФИО1 на дату подачи иска получена не была по независящим от него причинам, истец полагает, что у судебного пристава – исполнителя имелись все основания к прекращению исполнительного производства.

По указанным основаниям, по мнению административного истца, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, а на ответчика следует возложить обязанность вынести соответствующее постановление о прекращении исполнительного производства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Республике Крым, в качестве заинтересованного лица, взыскатель по исполнительному производству – Министерство обороны Российской Федерации.

В судебное заседание при надлежащем извещении административный истец не явился, ДД.ММ.ГГГГ подал суду ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с занятостью в другом процессе.

От административного ответчика судебного пристава – исполнителя ФИО2 действующего в своих интересах и по доверенности в отношении ответчика УФССП России по Республике Крым, поступили письменные возражения с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Министерства обороны РФ ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В силу ч. 6 ст. 226, ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в том числе административного истца ФИО1, по имеющимся в деле доказательствам. Учитывая сокращенный срок рассмотрения административного дела, ходатайство последнего об отложении судебного разбирательства подлежит отклонению, поскольку истец заблаговременно извещен о дате и времени рассмотрения дела, дата и время судебного заседания согласовывалась с истцом в предыдущем судебном заседании, поэтому истец имел объективную возможность представить суду доказательства в обоснование своих требований.

Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ ФЗ "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Право обжалования сторонами исполнительного производства решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрено положениями части 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно ч.ч. 1 и 8 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным законом; судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно статье 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. Если иное не предусмотрено Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу пункта 4 части 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", пункту 1 части 2 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. При этом суды должны учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании соответствующего исполнительного документа.

Если по истечении срока на подачу апелляционной жалобы судом первой инстанции выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения, а впоследствии по предусмотренным законом основаниям апелляционная жалоба на данное решение принята к производству, то суд апелляционной инстанции вправе приостановить исполнение такого судебного акта (для судов общей юрисдикции: по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, - на основании части 1 статьи 306 КАС РФ, по делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, - по аналогии закона применительно к части 1 статьи 306 КАС РФ; для арбитражных судов - на основании статьи 265.1 АПК РФ).

В случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу пункта 4 части 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возбужденное по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отмененной или измененной части.

При оставлении судом апелляционной инстанции обжалованного судебного акта без изменения новый исполнительный лист не выдается; исполнение соответствующего судебного акта осуществляется на основании ранее выданного исполнительного листа (пункт 30).

В соответствии со ст. 38 ч. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней.

Основания для окончания судебным приставом-исполнителем исполнительного производства установлены ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ, который является исчерпывающим.

Судебным разбирательством по делу установлено, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Минобороны России удовлетворены. ФИО1 выселен из занимаемого им жилого помещения, по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

На основании решения суда вступившего в законную силу, ДД.ММ.ГГГГ Феодосийским городским судом Республики Крым выдан исполнительный лист серии , который был предъявлен к исполнению ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления взыскателя, судебным приставом – исполнителем ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника ФИО1, предмет исполнения: выселение.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена ФИО1 лично ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ посредством личного кабинета интернет-сайта «Госуслуги» ФИО1 обратился к судебному приставу – исполнителю ОСП по г. Феодосии ФИО2 с заявлением о прекращении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 4 ч. 2 ст. 43 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", приложив к заявлению распечатку с сайта Четвертого кассационного суда общей юрисдикции о движении дела, учитывая, что определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений, отменено, дело направлено на новой рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым.

Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Феодосии ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 о прекращении исполнительного производства -ИП отказано, поскольку заявителем не были приложены документы, подтверждающие основания прекращения исполнительного производства на основании п. 4 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В настоящем административном иске ФИО1 просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении его заявления о прекращении исполнительного производства, ссылаясь на то, что оснований для отказа в удовлетворении ходатайства по основаниям п. 4 ч. 2 ст. 43 ФЗ "Об исполнительном производстве" не было, поскольку им была приложена распечатка с сайта Четвертого кассационного суда общей юрисдикции о движении дела и результате его рассмотрения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено.

Административный истец обратился с заявлением о прекращении исполнительного производства, ссылаясь на отмену судебного акта, а именно апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым, которым оставлено без изменения решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.

Согласно ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных указанным Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства.

Содержание указанной нормы права свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель рассматривает вопрос о прекращении исполнительного производства только на основании соответствующего заявления стороны исполнительного производства.

Должник, выступая в качестве стороны исполнительного производства в силу ч. 4 ст. 45 Закона, наделен правом обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о прекращении исполнительного производства, в том числе по основаниям, указанным в п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве. К указанному заявлению следует приложить надлежащим образом заверенную копию суда об отмене ранее выданного судебного акта, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства.

При этом копия кассационного определения об отмене решения суда на основании которого был выдан исполнительный документ, к материалам заявления приложена не была.

Таким образом, с целью прекращения возбужденного на основании решения Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель должен располагать копией судебного акта об отмене решения суда. Не имея в исполнительном производстве копии судебного акта, которым ранее выданный судебный акт, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства, отменен, судебный пристав – исполнитель не вправе прекращать возбужденное исполнительное производство. Напротив, во исполнение судебного акта судебный пристав-исполнитель обязан принять исчерпывающие меры к исполнению требований исполнительного документа (ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах").

Кроме того, согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", пункту 1 части 2 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу пункта 4 части 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возбужденное по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отмененной или измененной части.

При оставлении судом апелляционной инстанции обжалованного судебного акта без изменения новый исполнительный лист не выдается; исполнение соответствующего судебного акта осуществляется на основании ранее выданного исполнительного листа (пункт 30).

Поскольку судом кассационной инстанции судебный акт, на основании которого выдан исполнительный лист, не отменен, отменено апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, судебный пристав-исполнитель обоснованно отказал в прекращении исполнительного производства.

Таким образом, вынесенное постановление об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о прекращении исполнительного производства не нарушает нормы ФЗ "Об исполнительном производстве" и права административного истца, а потому не может быть признано незаконным.

При этом административный истец не лишен возможности обратиться в суд апелляционной инстанции с заявлением о приостановлении судебного акта, на основании которого было возбуждено исполнительное производство.

Из вышеуказанных норм ФЗ "Об исполнительном производстве" и разъяснений Пленума Верховного суда по его применению, следует, что исполнительное производство подлежит прекращению в случае отмены судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный документ.

Доводы административного истца о том, что определение суда кассационной инстанции об отмене апелляционного определения и возвращении дела на новое апелляционное рассмотрение является основанием для прекращения исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного судом по вступлении решения суда в законную силу, основаны на неверном понимании вышеуказанных норм материального права.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ФИО2 ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым, УФССП России по Республике Крым о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, суд оставляет без удовлетворения.

Требования иска о понуждении ответчика вынести постановление об окончании исполнительного производства также удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными требованиями, заявленными с целью восстановления прав истца по основному требованию, в удовлетворении которого судом было отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В просительной части исковых требований, ФИО1 просит признать незаконным постановление об отказе в прекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. При этом указанное, по мнению суда, является технической опиской.

Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ. С указанным административным иском истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет суду сделать вывод о том, что административное исковое заявление подано в предусмотренные законом сроки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к УФССП России по Республике Крым, ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым, судебному приставу – исполнителю ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2, заинтересованное лицо Министерство обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Феодосии УФССП России по Республике Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в прекращении исполнительного производства -ИП, понуждении вынести соответствующее постановление о прекращении исполнительного производства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ Стародуб П.И.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: /подпись/ Стародуб П.И.

Копия верна: Судебный акт не вступил в законную силу:

Судья: Судья:

Секретарь: Секретарь: