Дело № 2а-2718/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2021 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,
при секретаре Эрднеевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богаевой Айсы Константиновны к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным действия,
установил:
Богаева А.К. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. При обращении 26 января 2021 года в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с заявлением о заключении дополнительного соглашения о продлении срока аренды на 3 года к договору аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты РК № 188/2015 от 27 января 2015 года (договор о передаче (уступке) прав и обязанностей от 12 января 2016 года) в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., распложенного по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, ею был получен отказ от 25 февраля 2021 года, мотивированный истечением срока договора аренды земельного участка № 188/2015 от 27 января 2015 года. Между тем, по истечении срока, указанного в договоре аренды земельного участка от 27 января 2015 года № 188/2015, ни одна из сторон не заявила о его расторжении и она продолжила использование участка без возражений со стороны Арендодателя, что, по правилам п. 2 ст. 621 ГК РФ, свидетельствует о том, что действие данного договора возобновилось на тех же условиях на неопределенный срок. Договор аренды земельного участка № 188/2015 от 27 января 2015 года был заключен до 1 марта 2015 года. При подаче ею заявления договор аренды отвечал всем требованиям, предусмотренным п. 6 ст. 19 Закона от 1 апреля 2020 г. № 98 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В частности, договор аренды заключен до принятия в 2020 г. органом государственной власти Республики Калмыкия решения о введении режима повышенной готовности на территории республики; на дату обращения срок действия договора аренды не истек, в суд арендодателем не заявлено требование о его расторжении; у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Полагает, что Министерство обязано продлить договор аренды земельного участка на три года в порядке ст. 19 Закона от 1 апреля 2020 г. № 98 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Просит признать причины пропуска для обжалования отказа Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от 25 февраля 2021 года уважительными и восстановить срок для подачи административного иска, признать незаконным действие Министерства по земельным и имущественным отношениям РК, выразившееся в отказе, датированном 25 февраля 2021 года, в заключении дополнительного соглашения о продлении срока аренды на 3 года к договору аренды земельного участка, находящегося на территории г. Элисты от 27 января 2015 г. № 188/2015 (договор о передаче (уступке) прав и обязанностей от 12 января 2016 года) в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., распложенного по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, возложить на Министерство по земельным и имущественным отношениям РК обязанность в 3-хдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда осуществить подготовку и направить ей проект дополнительного соглашения о продлении срока аренды на 3 года к договору аренды земельного участка, находящегося на территории г. Элисты от 27 января 2015 г. № 188/2015 (договор о передаче (уступке) прав и обязанностей от 12 января 2016 года) в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., распложенного по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства в трех экземплярах для подписания.
В судебное заседание Богаева А.К. не явилась.
Её представитель - Доногруппов Н.А., в судебном заседании поддержал административные исковые требования, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно Доногруппов Н.А. суду пояснил, что ответ из прокуратуры Республики Калмыкия с приложенной копией ответа временно исполняющей обязанности Министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, адресованного Прокурору Республики Калмыкия, поступил Убушаеву В.К. в мае 2021 г. Поскольку ни Богаева А.К., ни её представитель – Убушаев К.В., не имеют юридического образования, они полагали, что смогут отстоять свои права, обращением с жалобой в прокуратуру Республики Калмыкия. И лишь узнав в мае 2021 г. о том, что их вопрос прокуратурой республики не разрешен, они решили обжаловать действия Министерства в судебном порядке.
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - Чудутова Д.Б., в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными, необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как установлено судом, постановлением Администрации города Элисты № 276 от 27 января 2015 г. ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Элисты, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, сроком на 5 лет.
27 января 2015 г. на основании указанного постановления Администрация города Элисты заключила с ФИО1 договор аренды № 188/2015, по условиям которого арендодатель предоставил, а ФИО1 принял на условиях аренды с 27 января 2015 г. по 26 февраля 2020 г. земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Элисты с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 3.3 Договора аренды № 188/2015 от 27 января 2015 г. договор имеет силу акта приема-передачи участка в аренду.
Государственная регистрация договора аренды произведена 16 апреля 2015г.
Согласно договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка заключенного 12 января 2016 года между ФИО1 (Правообладатель) и Богаевой А.К. (Правоприобретатель), в соответствии с п. 9 т. 22 Земельного кодекса РФ правообладатель - Арендатор по договору аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты Республики Калмыкия, предназначенного для индивидуального жилищного строительства №188/2015 от 27 января 2015г., зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 апреля 2015г. запись регистрации №<данные изъяты>, передает, а Правоприобретатель принимает все права и обязанности по вышеуказанному договору аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
26 января 2021 г. Богаева А.К. в лице своего представителя – Убушаева К.В., обратилась в Министерство с заявлением о продлении договора аренды земельного участка сроком на 3 года с заключением дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 27 января 2015 г., в соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В соответствии с внесенными в Закон Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 г. № 177-IV-З «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» изменениями земельные участки, находящиеся в пределах города Элисты, государственная собственность на которые не разграничена и не изъята из оборота, находились в ведении Администрации города Элисты, на которую возложена обязанность по предоставлению указанных земельных участков и правил определения размеров земельных участков, с 1 января 2013г. и до 1 января 2016 г.
С 1 января 2016 г. правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления города Элисты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в пределах, установленных законодательством были делегированы Правительством Республики Калмыкия Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 декабря 2015 г. № 459 «О внесении изменений в Положение о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденное постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 г. № 65»).
Согласно п.5.3., подп. 5.3.1., 5.3.2 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Министерство в сфере управления и распоряжения земельными участками: осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты; организует учет земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты и осуществляет ведение республиканского реестра таких земель.
Пунктами 5.3.7 и 5.3.8 указанного Положения предусмотрено, что Министерство предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Республики Калмыкия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду в соответствии с действующим законодательством; а также выступает арендодателем, продавцом земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты.
Таким образом, на момент обращения Богаевой А.К. с заявлением о продлении договора аренды и в настоящее время полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, у Администрации города Элисты были прекращены и переданы Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
Письмом от 25 февраля 2021 года временно исполняющая обязанности Министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия отказала Убушаеву К.В., действующему в интересах Богаевой А.К., в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 188/2015 от 27 января 2015 года, мотивируя истечением срока действия договора.
18 февраля 2021 г. представитель Богаевой А.К. – Убушаев К.В., обратился с заявлением в защиту прав Богаевой А.К. в прокуратуру Республики Калмыкия с жалобой на бездействие Министерства.
С целью устранения выявленных нарушений законодательства при использовании земельного участка прокуратурой республики в адрес временно исполняющей обязанности Министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия внесено представление.
16 апреля 2021 г. временно исполняющей обязанности Министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в адрес прокурора Республики Калмыкия направлен ответ, согласно которому Министерство считает правомерным решение об отказе Богаевой А.К. в заключении дополнительного соглашения к договору аренды.
Ответ из прокуратуры Республики Калмыкия с приложенной копией ответа временно исполняющей обязанности Министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, адресованного Прокурору Республики Калмыкия, поступил Убушаеву В.К. в мае 2021 г.
11 июня 2021 г. Богаева А.К. обратилась в Элистинский городской суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением, в котором оспаривала ответ временно исполняющей обязанности Министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 16 апреля 2021 г., направленный в адрес прокурора Республики Калмыкия. Однако оспариваемый ответ был адресован не Богаевой А.К., а прокурору Республики Калмыкия.
С настоящим административным исковым заявлением Богаева А.К. обратилась в суд 29 июля 2021 г.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с положениями ч.7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Богаева А.К., её представитель – Убушаев К.В., принимали последовательные меры для оспаривания действий Министерства по отказу Богаевой А.К. в заключении дополнительного соглашения к договору аренды от 27 января 2015 г.
Вышеприведённые обстоятельства признаются судом уважительной причиной пропуска Богаевой А.К. срока подачи настоящего административного искового заявления.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
С учетом изложенного суд считает необходимым восстановить Богаевой А.К. срок для подачи административного искового заявления к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия о признании незаконным действия.
Пунктом 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (ст. 610 ГК РФ).
Частью 1 ст. 621 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г., не был установлен запрет на возможность возобновления на неопределенный срок по правилам п. 2 ст. 621 ГК РФ договоров аренды публичных земельных участков, при заключении которых не требовалось проведения торгов.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (ст. 422 Гражданского кодекса РФ).
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 марта 2015 г., прямо не исключено применение положении п. 2 ст. 621 ГК РФ к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов, в случае, когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
Следовательно, если после 1 марта 2015 г. арендатор продолжил пользование таким земельным участком, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражении со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. К продлению таких договоров не применяется общее правило, предусмотренное в п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ.
По истечении указанного в договоре аренды земельного участка от 27 января 2015 года № 188/2015 срока его действия ни одна из сторон не заявила о его расторжении, административный истец продолжил использование участка без возражений со стороны Арендодателя.
Следовательно, договор аренды земельного участка от 27 января 2015 года № 188/2015 следует признать возобновленным на неопределенный срок.
Доводы представителя административного ответчика о том, что договор аренды № 188/2015 от 27 января 2015 г. был зарегистрирован 16 апреля 2015 г., в связи с чем не подпадает под действующее правовое регулирование отклоняются судом по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, требование о государственной регистрации договора (пункт 2 статьи 609 ГК РФ) установлено для создания возможности осведомления о нем третьих лиц, чьи права или интересы касаются имущества, сданного в аренду.
В соответствии с условиями договора аренды № 188/2015 от 27 января 2015 г. земельный участок передан арендатору в день его подписания – 27 января 2015 г. (п.3.3). Указанную дату – 27 января 2015 г., надлежит признать в качестве даты заключения договора.
Статьей 19 Закона от 1 апреля 2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено специальное регулирование обязательств, возникших из договоров аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 г. органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Закона № 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлениями Администрации города Элисты № 312 от 27 февраля 2020 г., № 553 от 28 марта 2020 г. на территории г. Элисты с 19 часов 00 минут 28 марта 2020 г. введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки по новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории г. Элисты.
Договор аренды № 188/2015 от 27 января 2015 г. заключен между ФИО1 и Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элисты 27 января 2015 г., то есть до принятия в 2020 г. решения о введении режима чрезвычайной ситуации на территории города Элисты, где расположен спорный земельный участок. В связи с указанным при рассмотрении заявления Богаевой А.К. о продлении договора аренды должны быть применены положения Закона от 1 апреля 2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», соответственно, юридически значимым обстоятельством, подлежим выяснению при поступлении от истицы заявления о продлении договора аренды, является его проверка на соответствие условиям, перечисленных в п. 6 ст. 19 Закона от 1 апреля 2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В соответствии с ч. 6 ст. 19 Закона от 1 апреля 2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;
3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на дату обращения Богаевой А.К. – 26 января 2021 г. с заявлением о продлении договора аренды у Министерства отсутствовала информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании Богаевой А.К. такого земельного участка. Доказательств обратного суду представлено не было.
Таким образом, условия, содержащиеся в ч. 6 ст. 19 Закона от 1 апреля 2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» истицей соблюдены, а потому на Министерстве лежала обязанность по заключению дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 188/2015 от 27 января 2015 г., предусматривающего увеличение срока действия такого договора.
Положениями пунктов 7 и 8 ст. 19 Закона от 1 апреля 2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной определено, что срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 названной статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 названной статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Срок действия договора аренды № 188/2015 от 27 января 2015 г. не истек, составляет более трех лет, то в соответствии с приведенными нормами должен быть продлен на 3 года путем заключения дополнительного соглашения.
В силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Частью 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. При этом если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, то указывает на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие законных оснований для отказа Богаевой А.К. в продлении договора аренды, суд признает незаконным отказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 25 февраля 2021 года исх. № ТБ-10/559 в продлении договора аренды, а также в целях своевременного восстановления нарушенного права административного истца с учетом приведенных правовых норм суд возлагает на Министерство обязанность в пятидневный срок со дня вступления в законную силу решения продлить договор аренды земельного участка № 188/2015 от 27 января 2015 г. на три года путем заключения дополнительного соглашения к данному договору.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Богаевой Айсы Константиновны удовлетворить.
Признать незаконным отказ временно исполняющего обязанности Министра по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 25 февраля 2021 года, изложенный в письме за исх. № ТБ-10/559, в продлении Богаевой Айсе Константиновне договора № 188/2015 от 27 января 2015 г. аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства.
Возложить на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обязанность в пятидневный срок со дня вступления в законную силу решения продлить Богаевой Айсе Константиновне договор № 188/2015 от 27 января 2015 г. аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, сроком на три года путем заключения дополнительного соглашения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.З. Оляхинова