Дело № 2а-2719/2019 59RS0001-01-2019-003292-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2019 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Богомоловой Л.А.,
при секретаре Бобиной Д.А.,
с участием административного истца ФИО3,
представителя административного ответчика Администрации Дзержинского района г.Перми ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к Администрации Дзержинского района г.Перми о признании незаконным Предписания Администрации Дзержинского района г.Перми об устранении нарушения порядка размещения некапитальных объектов на территории города Перми, возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Дзержинского района г.Перми о признании незаконным Предписания Администрации Дзержинского района г.Перми об устранении нарушения порядка размещения некапитальных объектов на территории города Перми, возложении обязанностей.
В обосновании административного иска указал, что Администрацией Дзержинского района г.Перми на киоски ремонт обуви, овощи фрукты, Российское мясо, Куединские продукты, продажа прессы, продажа сигарет, молоко, продажи рыбы, которые находятся на частной территории по Адрес, было наклеено предписание о добровольном демонтаже. До этого Администрация Дзержинского района не выносила предупреждения о незаконном размещении объектов, не проводила совместных геодезических исследований по границам земельного участка. Считает, что данное уведомление вынесено с нарушением норм права, поскольку его объекты находятся не на муниципальном земельном участке, а на частной территории.
В судебном заседании административный истец ФИО3 на доводах административного искового заявления настаивал, пояснил, что в собственности имеет два земельных участка с разрешенным видом использования под индивидуальный жилой дом, на одном из них размещены нестационарные торговые объекты, находящиеся в его собственности. Земельный участок разграничен, когда устанавливали границы, использовалась иная спутниковая система. В настоящее время необходимо переустанавливать точки в соответствии с новой системой, без представителя администрации он это сделать не может, поскольку могут быть разногласия.
Представитель административного ответчика Администрации Дзержинского района г.Перми ФИО1 в судебном заседании возражала против административного иска, представила письменные пояснения, дополнительно пояснила, что в рамках решения Пермской Думы от 08.11.2015 года были выявлены киоски ФИО3, частично находящиеся на муниципальной земле, что подтверждается копией генерального плана, информация была направлена в Департамент экономики, киоски включены в реестр самовольно установленных. Реестр публикуется на официальном сайте Администрации г.Перми. Было составлено уведомление о добровольном демонтаже нестационарных объектов. НТО расположены на муниципальной земле. На этом участке планируется строительство детского сада, на его строительство разработан генеральный план, он утвержден, точки определены, в связи с чем, считают уведомление законным.
Специалист – начальник отдела градостроительства земельных и имущественных отношений ФИО2, участвующий в деле по ходатайству административного истца пояснил, что генеральный план на строительство детского сада разрабатывался на основании проектной документации, в том числе на основании проекта межевания территории, при сравнении предоставленного земельного участка, выяснилось, что часть объектов истца располагается на муниципальном земельном участке.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в т.ч. решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 192 «Об утверждении Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми» (далее - Положение) в п. 1.4 установлено, что самовольно установленный движимый объект - это движимое имущество (в том числе временные объекты), расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), без предусмотренных законодательством, нормативными правовыми актами города Перми правовых оснований и/или с нарушением условий договора аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством (далее - договор аренды), в том числе если размещение временного объекта(ов), не являющегося(ихся) недвижимым имуществом, не предусмотрено соответствующим договором аренды.
В соответствии с п.3.2.8.6 Решения Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 (ред. от 26.02.2019) "О территориальных органах администрации города Перми" администрация района проводит мероприятия по выявлению, постановке на учет, демонтажу, перемещению и хранению, транспортированию и захоронению либо утилизации самовольно установленных и незаконно размещенных нестационарных торговых объектов и автостоянок открытого типа на территории района (поселка Новые Ляды) в установленном порядке и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов; выдает владельцам нестационарных торговых объектов и автостоянок открытого типа требования о добровольном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов (п.3.2.8.7).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают у лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122. Действующее земельное законодательство не предусматривает случаев предоставления земельных участков без оформления земельных отношений. Использование земельных участков без надлежащего оформления земельных отношений нарушает принципы земельного законодательства, в том числе, принцип платности использования земли.
Судом установлено, что ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, объект права: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом, общая площадь ..., адрес (местонахождение) объекта: Адрес; Земельный участок с кадастровым номером №, объект права: земельный участок под индивидуальный жилой дом, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь ..., адрес (местонахождение) объекта: Адрес
Администрацией Дзержинского района в соответствии с Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных объектов на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 192 были проведены мероприятия по выявлению незаконно размещенных движимых объектов по Адрес.
Дата были составлены акты проверки территории №), №), №), №), №), №), №), №), о выявлении нестационарных торговых объектов – киосков и павильона по Адрес, которых не имеется в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной постановлением администрации города Перми от 02.08.2018 №521, объекты размещены на муниципальной земле, отсутствует договор аренды земельного участка на размещение НТО.
После чего данные объекты были внесены в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми под №, что согласуется с пп.2.3, 2.4 Положения.
Далее, Администрацией Дзержинского района г.Перми выдано предписание (уведомление) владельцу объекта о необходимости проведения добровольного демонтажа путем наклеивания на здание павильонов, что подтверждается копией предписаний (уведомлений), приложенных административным истцом к иску.
Считая данное предписание (уведомление) незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 192 регламентирован порядок выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, либо на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и на ином недвижимом имуществе находящемся в муниципальной собственности (пункт 1.3).
Самовольные (незаконные) объекты могут быть выявлены органами местного самоуправления, органами государственной власти, в том числе в рамках осуществления земельного контроля, юридическими лицами, включая органы территориального общественного самоуправления, управляющие компании, товарищества собственников жилья, общественными объединениями, гражданами (п. 2.1).
Учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется администрацией города Перми посредством ведения Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми, в порядке, установленном администрацией города Перми (п. 2.4). Порядок ведения Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми утвержден Постановлением администрации города Перми от 9 июня 2012 г. N 279.
Как установлено пунктом 2 Порядка, формирование и ведение Реестра осуществляет департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми на основании сведений, сформированных самостоятельно и представляемых территориальными органами администрации города Перми, в рамках полномочий, осуществляемых в соответствии с Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 08 ноября 2005 года № 192.
В течение пяти рабочих дней после дня постановки на учет самовольного (незаконного) объекта уполномоченный орган размещает на объекте (кроме рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений) и на Официальном сайте объявление с требованием о добровольном демонтаже объекта в срок, установленный пунктом 2.7 настоящего Положения (п. 2.5).
Срок для добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта составляет десять рабочих дней после размещения на Официальном сайте объявления с требованием о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта (пункт 2.7 Положения).
Законность внесения нестационарных торговых объектов, расположенных по Адрес, в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества административным истцом в рамках настоящего административного дела не оспаривается, в связи с чем доводы о законности размещения объекта на земельном участке, характеристики данного объекта правового значения при рассмотрении настоящего административного дела не имеют.
В соответствии с пунктом 4.1.12 Правил благоустройства и содержания на территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 4 запрещается размещать нестационарные торговые объекты на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, не в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной в установленном порядке, за исключением размещения таких объектов на территории розничных рынков, ярмарок, а также при проведении массовых мероприятий.
В соответствии с ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - лежит на административном ответчике.
Из представленных документов административным ответчиком, а именно: генеральным планом на строительство здания для размещения дошкольного образовательного учреждения по Адрес, градостроительным планом земельного участка, актом выноса границ земельного участка следует, что нестационарные торговые объекты находятся за пределами границ земельного участка с кадастровым номером №, в границах территории в отношении которой разработан генеральный план строительства дошкольного учреждения – на земельном участке с кадастровым номером № (земли населенных пунктов).
Согласно предоставленной Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми информации, земельный участок с кадастровым номером № отображен в проекте межевания территории. В рамках проекта межевания территории сформирован земельный участок по Адрес площадью ... для строительства школы-интерната.
Оснований не доверять предоставленной информации не имеется, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, оспариваемое административным истцом предписание с требованием о добровольном демонтаже объекта права заявителя не нарушает, поскольку является обязательной процедурой, предусмотренной действующими нормативными правовыми актами, применяемой уполномоченным органом вследствие выявления факта наличия самовольно установленных движимых объектов.
Включение нестационарных торговых объектов в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов заявителем не оспаривалось.
Само по себе требование добровольного демонтажа в последующем не влечет безусловный принудительный демонтаж объекта. Так, согласно п. 2.8 Положения уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней после дня окончания срока, отведенного на добровольный демонтаж самовольного (незаконного) объекта, проверяет исполнение требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта. По результатам данной проверки составляет акт, в котором отражается факт демонтажа самовольного (незаконного) объекта или неисполнения требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта, а также факт устранения/неустранения обстоятельств, послуживших основанием для инициирования процедуры принудительного демонтажа самовольного (незаконного) объекта. В случае устранения владельцем данных обстоятельств принудительный демонтаж объекта не производится.
Таким образом, заявитель как владелец объектов не лишен возможности устранить выявленные нарушения, которые явились основанием требования о демонтаже.
Относительно требований административного истца о возложении обязанностей на ответчика произведения совместных геодезических изысканий с установлением межевых знаков в целях установления границ земельных участков, то данное требование заявлено необоснованно, поскольку какими-либо нормативными правовыми актами данная обязанность на административного ответчика не возложена. Кроме того, земельные участки разграничены, при несогласии с границами земельных участков, истец не лишен возможности самостоятельного проведения указанных изысканий.
Учитывая изложенное, требования к Администрации Дзержинского района г.Перми о признании незаконным Предписания Администрации Дзержинского района г.Перми об устранении нарушения порядка размещения некапитальных объектов на территории города Перми, возложении обязанностей, удовлетворению не подлежат.
Меры предварительной защиты в виде приостановления действия предписания о возложении обязанности по демонтажу объектов, принятые определением суда от 05.06.2019 года, подлежат отмене по вступлению данного решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Администрации Дзержинского района г.Перми о признании незаконным Предписания Администрации Дзержинского района г.Перми об устранении нарушения порядка размещения некапитальных объектов на территории города Перми, возложении обязанностей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
.
. Судья Л.А. Богомолова
В мотивированном виде изготовлено 02.08.2019 года