ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-271/20 от 02.03.2020 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-271/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск 02 марта 2020 года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Петенко С.В.,

при секретаре Собакиной Л.В.,

с участием представителя административного истца-адвоката Добровой В.А., представившей удостоверение и ордер

представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к администрации Крымского городского поселения Крымского района об оспаривании решения органа местного самоуправления и обязании принять решение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Крымский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления и обязании принять решение.

Свои требования мотивирует тем, что ей принадлежит здание магазина, лит. А, общей площадью 45,0 кв.м., на основании акта приемки в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН сделана запись о регистрации 23-01.28-7.2004-168, где имеются сведения об основных характеристиках объекта. Указанное имущество расположено на земельном участке площадью 130 +/- 8 кв.м., с кадастровым номером , категория земли-земли населенных пунктов-под магазин с навесом, расположенного по адресу: <адрес>, к. «А», о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН сделана соответствующая запись. Основанием для регистрации права собственности на земельный участок являлось Постановление администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что ФИО3 решила произвести реконструкцию магазина, ею собраны все необходимые документы, с которыми она обратилась в администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края с соответствующим заявлением. Согласно письменного ответа администрации Крымского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в выдаче разрешения на реконструкцию ФИО2 отказано, в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, поскольку градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «А», содержит информацию об осуществлении строительства объектов капитального строительства на данном земельном участке, после проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. На схеме планировочной организации земельного участка, отображен реконструируемый объект, расположенный за пределами допустимого размещения объектов капитального строительства. В соответствии с ч.ч. 2,4 ст. 67 Водного кодекса РФ, не допускается выдача разрешений на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства в зоне затопления, образованной в результате стихийного бедствия 6-ДД.ММ.ГГГГ, до установления границ зоны затопления уполномоченным органом и окончания проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

Решением Крымского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , администрации крымского городского поселения <адрес> запрещено выдавать разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в зоне затопления, образованной в результате стихийного бедствия 6-ДД.ММ.ГГГГ, до установления границ зоны затопления уполномоченным органом и окончания проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. <адрес> «А» в <адрес> находится в зоне затопления, а поэтому строительство объекта капитального строительства противоречит действующему законодательству.

Считает данный отказ администрации Крымского городского поселения Крымского района незаконным и немотивированным, поскольку категория земель и вид разрешённого использования указанного земельного участка не менялся, земельный участок в установленном порядке не изъят, не признан непригодным для строительства, заявление на реконструкцию подано на объект – магазин, в четком в соответствии с видом разрешенного использования данного земельного участка, который прописан в градостроительном плане.

Просит суд признать письменный ответ, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ администрации Крымского городского поселения <адрес> об отказе в выдаче ФИО2 разрешения на реконструкцию незаконным. Обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить допущенные нарушения, путем выдачи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, разрешения на реконструкцию магазина на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, «А», в соответствии с проектной документацией, подготовленной ООО «Проектный институт «Центрэкспертпроект» от ДД.ММ.ГГГГ № К 19-31-ПЗ.

В судебном заседании представитель административного истца - адвокат Доброва В.А. уточнила, заявленные требования. Просила суд признать письменный ответ, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края об отказе в выдаче ФИО2 разрешения на реконструкцию незаконным, обязать администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края устранить допущенные нарушения, повторно рассмотреть заявление ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о выдаче разрешения на реконструкцию магазина на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, «А». Также суду пояснила, что согласно проекта реконструкции и схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места и размещения объекта строительства от 2019 года планируется проведение реконструкции второго этажа магазина в пределах ранее существовавшего объекта недвижимости, поскольку в данном случае не идете речь о строительстве нового объекта надвижимости или увеличение площади ранее существовавшего, а именно площадь земельного участка, которая подлежит застройке не увеличивается.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5, в судебном заседании административные исковые требования, в части незаконности их решения, в котором основанием для отказа явилось - реконструкция объекта за пределами допустимого размещения объектов капитального строительства, признала. Против удовлетворения остальных требований возражала. Указала, что решением крымского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, администрации Крымского городского поселения <адрес> запрещено выдавать разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в зоне затопления, образованной в результате стихийного бедствия до установления границ зоны затопления и окончания проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативных воздействий вод. Адреса домовладений и земельных участков, подвергшихся затоплению определены постановлением администрации Крымского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зоны затопления на территории Крымского городского поселения <адрес> в результате наводнения».

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования ФИО2, с учетом уточнения, подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что административному истцу ФИО2 на основании акта приемки в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит здание магазина лит. А, общей площадью 45 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АБ выданным ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, «А», а также выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес>.

Также установлено, что на основании постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок общей площадью 129.5 кв.м., с кадастровым номером 23:45:0101211:1178, категория земли-земли населенных пунктов-под магазин с навесом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, «А», а также выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес>

С целью реконструкции здания магазина ФИО2 в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ обратилась в администрацию Крымского городского поселения Крымского района с соответствующим заявлением, на что ДД.ММ.ГГГГ администрация Крымского городского поселения <адрес> письмом отказала ФИО2 в выдаче разрешения на реконструкцию, ссылаясь на ч. 2,4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, указав, что решением Крымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу администрации Крымского городского поселения <адрес> запрещено выдавать разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в зоне затопления, образованной в результате стихийного бедствия 06-ДД.ММ.ГГГГ до установления границ зоны затопления уполномоченным органом и окончания проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. В судебном заседании установлено, что при подаче заявления на выдачу разрешения на реконструкцию магазина в администрацию Крымского городского поселения Крымского района представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе проект реконструкции данного объекта капитального строительства.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что земельный участок находится в собственности у ФИО2 и предназначен под магазин с навесом.

Администрация Крымского городского поселения не предоставила суду документов подтверждающих невозможность ведения на нем строительства, реконструкции объекта торгового назначения.

Категория земель и вид разрешенного использования указанного земельного участка не менялся, земельный участок в установленном законом порядке не изъят и не признан непригодным для строительства. На основании документов, полученных ФИО2 утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, «А».

Согласно проектной документации № К 19-31-ПЗ, подготовленной ООО Проектный институт «Центрэкспертпроект», реконструкцией существующего здания магазина предусматривается надстройка второго этажа с облегченным деревянным покрытием на главном фасаде здания. При этом проведение реконструкции здания магазина планируется в пределах ранее существовавшего объекта капитального строительства. Данная реконструкция удовлетворяет всем требованиям СанПина.

Данный проект перепланировки подготовлен лицом, имеющим необходимую профессиональную подготовку и опыт работы. Указанные в проекте выводы мотивированы, сомнений у суда в обоснованности не вызывают, в связи с чем он принимается судом в качестве доказательства возможности производства перепланировки.

Кроме того, административным истцом представлен сведения от ДД.ММ.ГГГГ войсковой части о согласовании реконструкции объекта - здания магазина по адресу <адрес>, «А», в котором указано, что данный объект находится на приаэродромной территории вне полос воздушных подходов аэродрома Крымск, по своей высоте не противоречит действующему Федеральному законодательству по пользованию воздушного пространства и Федеральным правилом норм годности аэродромов государственной авиации.

Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Пунктом 13 статьи 51ГрК РФ установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство: уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии необходимых документов или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого отказа, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1ГрК РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23ГрК РФ).

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации) (далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 ВК РФ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения).

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Кроме того, согласно ФЗ № 384 от 30.12.20109 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ст. 9 «Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействий» здание или сооружение, на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или техногенные воздействия), не вызывали последствий указанных в ст. 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, соответствующие зоны затопления, подтопления в порядке, определенном Правилами, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не устанавливались и их границы не определялись. К полномочиям органов местного самоуправления указанные вопросы не отнесены. Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют.

В частности, согласно информации федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что зона затопления, вызванная наводнением в <адрес> 06-ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре недвижимости - отсутствует.

В связи с тем, что Федеральное агентство водных ресурсов не определяло границы зоны затопления на территории Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края в порядке, установленном упомянутыми Правилами, и не вносило сведения об их границах в государственный кадастр недвижимости, суд не считает производство реконструкции здания магазина ФИО2 в границах зоны затопления, утвержденной постановлением администрации Крымского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зоны затопления на территории Крымского городского поселения Крымский район в результате наводнения» с последующими изменениями и дополнениями, нарушением градостроительных норм и правил, препятствующим удовлетворению его требований в рассматриваемом деле. Ссылки административного ответчика в судебном заседании на постановление администрации Крымского городского поселения Крымского района от ДД.ММ.ГГГГ, как основание для установления зоны затопления судом не могут быть приняты во внимание, поскольку Администрация Крымского городского поселения Крымского района не вправе устанавливать зоны затопления. Кроме того, данные нормативно-правовые акты исходя из их содержания предназначались для правового регулирования совсем в другой сфере, а именно для определения пострадавших в чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в июле 2012г., в целях назначения им мер государственной поддержки.

Ссылка административного ответчика на решение Крымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о запрете выдачи разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в зоне затопления, образованной в результате стихийного бедствия 6-ДД.ММ.ГГГГ до установления границ зоны затопления уполномоченным органом и окончания проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, является несостоятельной, так как не предусмотрена Градостроительным кодексом РФ.

С учетом изложенного, в данном конкретном рассматриваемом случае, суд, с учетом обстоятельств, приведенных выше, считает, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к администрации Крымского городского поселения Крымского района об оспаривании решения органа местного самоуправления и обязании принять решение – удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным письменный ответ, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ администрации Крымского городского поселения <адрес> об отказе в выдаче ФИО2 разрешения на реконструкцию магазина на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, «А».

Обязать администрацию Крымского городского поселения <адрес> устранить допущенные нарушения, повторно рассмотреть заявление ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о выдаче разрешения на реконструкцию магазина на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, «А».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: С.В. Петенко