УИД 38RS0017-01-2024-000081-73
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижнеудинск 14 февраля 2024 года
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Папиной Е.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бичахчян С.Г.,
с участием заместителя Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофановой М.В.,
представителя административного ответчика Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» - Коняевой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-271/2024 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о возложении обязанности,
установил:
Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой в ходе рассмотрения доводов обращения 31 представителя учащихся (родителей) МБОУ «СОШ №48 г. Нижнеудинск» о не проведении капитального ремонта школы, нарушении санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в сфере образования установлено следующее. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, согласно статье 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), является приоритет жизни и здоровья человека. В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении. В частности, ч.ч. 1, 2 ст. 215 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ). МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 г. Нижнеудинск» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, которое осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства об аккредитации образовательной организации. Согласно Устава данного учреждения учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Нижнеудинский район», функции и полномочия которого осуществляются исполнительным органом местного самоуправления – администрацией муниципального образования «Нижнеудинский район» в лице Управления образования администрации района. Здания учреждения, закрепленные за ним, являются собственностью муниципального образования «Нижнеудинский район», учреждение осуществляет владение и пользование зданиями на праве оперативного управления. Обследование строительных конструкций и инженерных коммуникаций средней и начальной образовательной школы №48, зданий мастерских по адресу: <адрес обезличен> проведено в 2018 году ООО «АЗИЯ СТРОЙ». Из отчета по обследованию следует, что здание мастерских возведено в 1982 году, здание средней школы – в 1964 году, здание начальной школы – в 1969 году. На момент проведения обследования здания школы эксплуатировались по их целевому назначению. Согласно разделу 1.2 отчета по обследованию здание средней школы представляет собой сложное по форме в плане здание, состоящее из двух деформационных блоков; здание начальной школы – простое по форме в плане здание, состоящее из одного прямоугольного блока; здание мастерских – простое по форме в плане здание, состоящее из одного прямоугольного блока. Основные результаты проведенного обследования с характеристикой выявленных дефектов и деформаций, технического состояния конструктивных элементов и др. характеристик приведены в разделе 3 отчета по обследованию зданий школы. По результатам проведенного обследования установлено, что техническое состояние зданий в целом оценено специализированной организацией как работоспособное (п.5.3 отчета по обследованию). В этой связи, по результатам инструментального обследования с учетом выявленных дефектов зданий специализированной организацией рекомендовано проведение ремонтно-восстановительных работ с включением в их состав по п.6.2 отчета по обследованию определенных работ. 22.04.2019 между МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск» и ООО «Центр проектно-инжиниринговых работ технической экспертизы «Главстройпроект»» заключен муниципальный контракт по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт учреждения, получению положительного заключения ГАУИО «Иркэкспертиза» о проверке достоверности распределения сметной стоимости капитального ремонта номер обезличен. Согласно п.1.2 указанного контракта сторонами достигнуто соглашение об определении сроков выполнения работ – в течение 190 календарных дней с даты заключения контракта с получением положительного заключения экспертизы. Цена работ по контракту согласно п.2.1 определена в размере <данные изъяты> за счет средств бюджета муниципального образования «Нижнеудинский район» и областного бюджета Иркутской области (п. 2.2). Указанный контракт в настоящее время подрядной организацией не исполнен, что подтверждается информацией Управления образования Нижнеудинского района и данными портала ЕИС «Закупки», что не отвечает требованиям ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По данным учреждения образования проводилась претензионная работа с 01.11.2019 (выставлена первая претензия) до 01.09.2023 (дата крайней претензии). За указанный период подрядчику выставлено в целом 13 претензий, произведен расчет неустойки, штрафа за неисполнение контракта. Однако данные претензии на портале ЕСИ «Закупки» не отражены, несмотря на явное неисполнение принятых обязательств по контракту в течение длительного времени до момента загрузки в экспертизу (август 2022 года), вопрос расторжения контракта не ставился. При этом с момента загрузки проектно-сметной документации в экспертизу и по настоящее время положительное заключение не получено по причине непредставления подрядчиком откорректированных данных с учетом выявленных учреждением замечаний, что свидетельствует не только о продолжении неисполнения обязательств по контрактам, но и пассивной позиции обеих сторон по достижению целей заключенного между ними контракта. Вышеуказанные факты лишают муниципальное образование «Нижнеудинский район» права на участие в реализации программных мероприятий с привлечением средств иных бюджетов для организации и проведения капитального ремонта школы длительное время. Контроль в области ведения закупок и содержания имущества со стороны бюджетного учреждения упущен, несмотря на проводимую претензионную работу, поскольку результат заключения контракта не достигнут – положительное заключение проектно-сметной документации не получено. Указанное подтверждается также полученным муниципальным образованием отказом по итогам отбора муниципальных образований по предоставлению субсидий из областного бюджета в 2024 году на капитальный ремонт школы в связи с неполнотой представления документов (в т.ч. ввиду отсутствия положительного заключения экспертизы на разработанную проектно-сметную документацию). При этом согласно распоряжения Министерства образования Иркутской области от 30.06.2023 №55-889-мр в рейтинге муниципальных образований Иркутской области, на территории которых планируется капитальный ремонт объектов общего образования, мероприятия по ремонту зданий учреждения значатся на 37 пункте по состоянию на 2023 год. По смыслу совокупности требований ст.15, ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса РФ администрация Нижнеудинского района, как собственник объектов, отнесенных к муниципальной собственности, несет бремя их содержания, реализуя гарантированные законом вопросы местного значения поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Реализация на своей территории вопросов местного значения муниципального района является собственными расходами муниципального образования. При этом каждое муниципальное образование в силу требований Бюджетного кодекса РФ вправе использовать не только собственные средства, но и привлеченные в установленном законом порядке федеральные и/или областные бюджетные средства в своих интересах. Содержание объектов муниципальной собственности, равно как и их воспроизведение по инициативе муниципального образования, в соответствии с совокупностью требований ст.ст.6, 15, 65, 86 и 87 Бюджетного кодекса РФ является расходным обязательством муниципального образования. Полномочия распорядителя бюджетных средств определены в ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, к числу которых, в том числе, относятся полномочия по осуществлению планирования расходов, распределение бюджетных ассигнований и исполнение бюджета. При этом в силу положений п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем. МБОУ «СОШ №48 г. Нижнеудинск» является некоммерческой организацией и финансируется за счет средств бюджета на основе муниципального задания, учредителем является муниципальное образование «Нижнеудинский район». Администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет финансовое обеспечение оказываемых МБОУ «СОШ №48 г.Нижнеудинск» услуг в сфере образования, и осуществляет финансирование поддержания имущества, переданного в оперативное управление учреждению, в надлежащем состоянии. Кроме того, в обязанности образовательного учреждения входит физическое развитие учащихся, что обусловливает необходимость наличия в нем своего спортивного зала. При этом в здании начальной школы по адресу: <адрес обезличен> обучается 8 классов. Ввиду отсутствия своего спортивного зала уроки физической культуры проводятся учителями начальных классов в рекреациях здания. Уроки физической культуры основной и старшей школы проходят в спортивном зале основного здания школы со 100% загруженностью зала в 2 смены. Указанные выше обстоятельства явились основанием к внесению 11.12.2023 мэру Нижнеудинского района представления об устранении выявленных нарушений законодательства о муниципальной собственности, об образовании. Согласно поступившей информации от 10.01.2024 №38 от Управления образования администрации Нижнеудинского района, вопрос прохождения экспертизы поставлен на особый контроль, в летний период времени планируется проведение капитального ремонта школы. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 26.12.2017 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», которая направлена на решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, созданию новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения. Данной программой установлены критерии отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии из федерального бюджета. Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности, либо обеспечить строительство и/или монтаж новых объектов для размещения образовательной организации. Статья 3 Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989, предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры. В данном случае заявленные требования связаны с защитой прав неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, относящихся по правовому статусу к категории лиц, особо нуждающихся в социальной защите государства, с целью установления правового состояния, недопущения нанесения значительного ущерба правам и законным интересам несовершеннолетних детей. Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен точно. В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании заместитель Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанова М.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» по доверенности Коняева Ю.П. в судебном заседании иск не признала в части срока, просила увеличить срок выполнения работ до 31.12.2026. Суду пояснила, что сметная стоимость капитального ремонта составляет <данные изъяты> Поскольку заключение экспертизы было получено МБОУ «СОШ № 48 г.Нижнеудинск» только 01.02.2024, вопрос о выделении в 2024 году денежных средств на капитальный ремонт МБОУ СОШ № 48 при оформлении бюджета на 2024 год в рамках бюджетного процесса не рассматривался и не был учтен. Бюджет муниципального образования «Нижнеудинский район» на 2024 год сформирован и утвержден решением Думы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 19.12.2023 № 87 «О бюджете муниципального образования «Нижнеудинский район» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», согласно данного решения дефицит бюджета на 2024 год составляет 48000,0 тыс. руб. или 7,4% утвержденного общего годового объема доходов бюджета муниципального района. Согласно данного решения в 2024 году из средств местного бюджета на всю систему образования Нижнеудинского района выделено порядка 460 000 тыс. руб. На капитальный ремонт МБОУ «СОШ № 48 г.Нижнеудинск» необходимо 230 019,69 тыс. руб. Кроме этого, 27.12.2023 был утвержден план финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «СОШ № 48 г.Нижнеудинск» на 2024-2026 годы, согласно которого из средств местного бюджета на содержание зданий и сооружений МБОУ «СОШ № 48 г.Нижнеудинск» в 2024 году выделено <данные изъяты>, мероприятие по капитальному ремонту школы в план финансово-хозяйственной деятельности не включено. Учитывая дефицит бюджета муниципального образования «Нижнеудинский район», высокую сметную стоимость капитального ремонта МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск», произвести капитальный ремонт в 2024 году не представляется возможным. Реализация данного мероприятия возможна только с привлечением в порядке софинансирования средств из областного и федерального бюджетов. Для привлечения средств из областного бюджета мероприятие по капитальному ремонту МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск» было включено в рейтинг муниципальных образований Иркутской области, на территории которых планируется капитальный ремонт объектов общего образования. Согласно распоряжения министерства образования Иркутской области от 30.06.2023 «О рейтинге муниципальных образований Иркутской области» муниципальное образование «Нижнеудинский район» с мероприятием по капитальному ремонту МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск» стоит на 37 месте, что делает невозможным предоставление в 2024 году и в 2025 году субсидий из областного бюджета местному бюджету на осуществление мероприятий по капитальному ремонту МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск». Мероприятие по капитальному ремонту является масштабным и долгосрочным. Согласно проектной документации, локальным сметным расчетам, строительным нормам и правилам, требованиям безопасности при производстве работ на объекте строительства и капитального ремонта, срок проведения капитального ремонта МБОУ «СОШ № 48 г.Нижнеудинск» составляет 13 месяцев, из них 9 месяцев на капитальный ремонт зданий МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск», 4 месяца - благоустройство и наружные сети. Таким образом, провести капитальный ремонт МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск» в 2024 году не представляется возможным. Проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается. Капитальный ремонт должен производиться в период каникул (летние каникулы), в оставшийся период путем организации перевода обучающихся в иные общеобразовательные организации, имеющие резерв свободных мест, в связи с чем полагают целесообразным сроком для выполнения обязанности обеспечить содержание зданий сооружений МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск» путем организации проведения их капитального ремонта – 31.12.2026.
Заместитель Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанова М.В. полагала срок исполнения обязательств на усмотрение суда.
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» Коняеву Ю.П., исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 КАС РФ, п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1).
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства.
Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Частями 1, 2 ст. 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п.п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников (обучающихся) и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона №273-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 г. Нижнеудинск» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, которое осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства об аккредитации образовательной организации.
Согласно Устава данного учреждения учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Нижнеудинский район», функции и полномочия которого осуществляются исполнительным органом местного самоуправления – администрацией муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в лице Управления образования администрации района.
Здания учреждения, закрепленные за ним, являются собственностью муниципального образования «Нижнеудинский район», учреждение осуществляет владение и пользование зданиями на праве оперативного управления.
Обследование строительных конструкций и инженерных коммуникаций средней и начальной образовательной школы №48, зданий мастерских по адресу: <адрес обезличен> проведено в 2018 году ООО «АЗИЯ СТРОЙ».
Из отчета по обследованию следует, что здание мастерских возведено в 1982 году, здание средней школы – в 1964 году, здание начальной школы – в 1969 году. На момент проведения обследования здания школы эксплуатировались по их целевому назначению.
Согласно разделу 1.2 отчета по обследованию здание средней школы представляет собой сложное по форме в плане здание, состоящее из двух деформационных блоков; здание начальной школы – простое по форме в плане здание, состоящее из одного прямоугольного блока; здание мастерских – простое по форме в плане здание, состоящее из одного прямоугольного блока.
Основные результаты проведенного обследования с характеристикой выявленных дефектов и деформаций, технического состояния конструктивных элементов и др. характеристик приведены в разделе 3 отчета по обследованию зданий школы. По результатам проведенного обследования установлено, что техническое состояние зданий в целом оценено специализированной организацией как работоспособное (п.5.3 отчета по обследованию).
По результатам инструментального обследования с учетом выявленных дефектов зданий специализированной организацией рекомендовано проведение ремонтно-восстановительных работ с включением в их состав по п.6.2 отчета по обследованию определенных работ.
22.04.2019 между МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск» и ООО «Центр проектно-инжиринговых работ технической экспертизы «Главстройпроект»» заключен муниципальный контракт по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт учреждения, получению положительного заключения ГАУ ИО «Иркэкспертиза» о проверке достоверности распределения сметной стоимости капитального ремонта номер обезличен.
Согласно п.1.2 указанного контракта срок выполнения работ: в течение 190 календарных дней с даты заключения контракта с получением положительного заключения экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
Цена работ по контракту согласно п.2.1 составляет <данные изъяты> Источник финансирования: Бюджет муниципального образования «Нижнеудинский район», областной бюджет Иркутской области (п. 2.2).
Согласно информации о проектно-сметной документации, представленной МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск», контракт номер обезличен, заключенный 22.04.2019 между МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск» и ООО «Центр проектно-инжиринговых работ технической экспертизы «Главстройпроект»» по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт МБОУ «СОШ № 48 г.Нижнеудинск» с получением положительного заключения ГАУИО «Иркэкспертиза» о проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта в соответствии с техническим заданием и требованиями законодательства Российской Федерации в течение 190 календарных дней с даты заключения контракта с получением положительного заключения экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта до 29.10.2019, не исполнен.
Согласно распоряжению Министерства образования Иркутской области от 30.06.2023 №55-889-мр, в рейтинге муниципальных образований Иркутской области, на территории которых планируется капитальный ремонт объектов общего образования, мероприятия по ремонту зданий МБОУ «СОШ № 48 г.Нижнеудинск» значатся на 37 пункте по состоянию на 2023 год.
Согласно представленного ответчиком заключения экспертизы Государственного автономного учреждения Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области» номер обезличен от 01.02.2024, сметная стоимость капитального ремонта МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск» составляет <данные изъяты>
Решением Думы муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 19.12.2023 № 87 утвержден бюджет муниципального образования «Нижнеудинский район» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Дефицит бюджета на 2024 год составляет 48000,0 тыс. руб.
Согласно утвержденного начальником управления образования 27.12.2023 плана финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «СОШ № 48 г.Нижнеудинск» на 2024-2026 годы, из средств местного бюджета на содержание зданий и сооружений МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск» в 2024 году выделено 11 429 800,00 тыс. руб., мероприятие по капитальному ремонту МБОУ «СОШ № 48 г. Нижнеудинск» в план финансово-хозяйственной деятельности не включено.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Реализация на своей территории вопросов местного значения муниципального района является собственными расходами муниципального образования. При этом каждое муниципальное образование в силу требований Бюджетного кодекса РФ вправе использовать не только собственные средства, но и привлеченные в установленном законом порядке федеральные и/или областные бюджетные средства в своих интересах.
Содержание объектов муниципальной собственности, равно как и их воспроизведение по инициативе муниципального образования, в соответствии с совокупностью требований ст.ст.6, 15, 65, 86 и 87 Бюджетного кодекса РФ является расходным обязательством муниципального образования.
Полномочия распорядителя бюджетных средств определены в ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, к числу которых, в том числе, относятся полномочия по осуществлению планирования расходов, распределение бюджетных ассигнований и исполнение бюджета.
При этом в силу положений п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования согласно ч.1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ относятся (части 1, 3-4 и 5):
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
МБОУ «СОШ №48 г. Нижнеудинск» является некоммерческой организацией и финансируется за счет средств бюджета на основе муниципального задания, учредителем является муниципальное образование «Нижнеудинский район».
Администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет финансовое обеспечение оказываемых МБОУ «СОШ №48 г. Нижнеудинск» услуг в сфере образования, и осуществляет финансирование поддержания имущества, переданного в оперативное управление учреждению, в надлежащем состоянии.
Кроме того, в обязанности образовательного учреждения входит физическое развитие учащихся, что обусловливает необходимость наличия в нем своего спортивного зала. При этом в здании начальной школы по адресу: <адрес обезличен> обучается 8 классов. Ввиду отсутствия своего спортивного зала уроки физической культуры проводятся учителями начальных классов в рекреациях здания. Уроки физической культуры основной и старшей школы проходят в спортивном зале основного здания школы со 100% загруженностью зала в 2 смены.
Указанные выше обстоятельства явились основанием к внесению 11.12.2023 Мэру Нижнеудинского района представления об устранении выявленных нарушений законодательства о муниципальной собственности, об образовании.
Согласно поступившей информации от 10.01.2024 №38 от Управления образования администрации Нижнеудинского района вопрос прохождения экспертизы поставлен на особый контроль, в летний период времени планируется проведение капитального ремонта школы.
На основании ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции, в том числе, по решению вопросов местного значения.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7, 43).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Федеральный закон № 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, начального общего образования — по достижению возраста шести лет и шести месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 26.12.2017 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», которая направлена на решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, созданию новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения. Данной программой установлены критерии отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии из федерального бюджета.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности, либо обеспечить строительство и/или монтаж новых объектов для размещения образовательной организации.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о возложении обязанности обеспечить содержание зданий и сооружений МБОУ «СОШ №48 г. Нижнеудинск» путем организации проведения их капитального ремонта с учетом выводов и рекомендаций по ремонтно-восстановительным мероприятиям, отраженных в отчете по обследованию строительных конструкций и инженерных коммуникаций средней и начальной образовательной школы №48, зданий мастерских по адресу: <адрес обезличен>, ООО «»АЗИЯ СТРОЙ» 2018 года, подлежат удовлетворению.
Срок исполнения обязательств до 31.12.2026 в соответствии с характером соответствующих требований суд находит разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» (ОГРН: <данные изъяты>) в срок не позднее 31.12.2026 обеспечить содержание зданий и сооружений МБОУ «СОШ №48 г. Нижнеудинск» путем организации проведения их капитального ремонта с учетом выводов и рекомендаций по ремонтно-восстановительным мероприятиям, отраженных в отчете по обследованию строительных конструкций и инженерных коммуникаций средней и начальной образовательной школы №48, зданий мастерских по адресу: <адрес обезличен>, ООО «АЗИЯ СТРОЙ» 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца.
Судья Е.П. Папина
Решение в окончательной форме принято 21.02.2024.