ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2722/17 от 22.12.2017 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

№2а-2722/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«22» декабря 2017 года г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи: Т.А. Симоновой,

при секретаре: Е.И. Чичериной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, о возложении обязанности выдать градостроительный план земельного участка. В обоснование административного иска указала, что она является собственником земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>.

01.06.2017 г. административный истец обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка.

01 августа 2017 года администрацией <адрес> на обращение был дан ответ, согласно которому в выдаче градостроительного плана земельного участка отказано со ссылкой на п. 2.8. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка на территории Тамбовского района Тамбовской области» (далее - Административный регламент), в связи с тем, что согласно правилам землепользования и застройки Покрово-Пригородного сельсовета, минимальные отступы от границы земельного участка, совпадающей с красной линией улицы, для жилых домов – 5 м., от границы земельного участка со стороны соседнего придомового земельного участка – 3 м. По техническому паспорту на жилое строение от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ГУПТИ Тамбовской области, ширина земельного участка административного истца составляет 7,45 метров. При условии соблюдения отступов по 3 м. от границ с соседними приусадебными участками, под жилую застройку остается 1.45 м., что не соответствует п. 4.4. СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные».

Считает, что бездействие администрации в выдаче градостроительного плана нарушает ее права как собственника и препятствует в реконструкции жилого дома и как следствие невозможность использования материнского капитала.

При этом указывает, что положения Градостроительного кодекса РФ не предусматривают оснований для отказа в выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Тамбовского района Тамбовской области по доверенности ФИО2 административный иск не признала. Считает отказ законным и обоснованным. Градостроительный кодекс РФ в редакции, действовавшей на момент возникших правоотношений, не содержал оснований для отказа в выдаче градостроительного плана. Однако, такие основания для отказа содержатся в Административном регламенте. ФИО1 было отказано в выдаче градостроительного плана на основании п.2.8. Административного регламента, поскольку отсутствует возможность размещения реконструируемого объекта без нарушения нормативных расстояний относительно соседних домовладений. В связи с чем, считает, что у администрации отсутствовали основания для выдачи градостроительного плана земельного участка.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с целью в дальнейшем произвести реконструкции кровли дома (л.д.44).

Ответом администрации Тамбовского района от 01.08.2017 г. ФИО1 было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка со ссылкой на п. 2.8 Административного регламента, в связи с тем, что согласно правилам землепользования и застройки Покрово-Пригородного сельсовета, минимальные отступы от границы земельного участка, совпадающей с красной линией улицы, для жилых домов – 5 м., от границы земельного участка со стороны соседнего придомового земельного участка – 3 м. По техническому паспорту на жилое строение от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ГУПТИ Тамбовской области, ширина земельного участка административного истца составляет 7,45 метров. При условии соблюдения отступов по 3 м. от границ с соседними приусадебными участками, под жилую застройку остается 1.45 м., что не соответствует п. 4.4. СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные (л.д. 8).

Суд полагает, что позиция административного ответчика не основана на законе, исходя при этом из нижеследующего.

Согласно части 1, 2 статьи 41 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в настоящее время - статья 57.3 ГрК РФ) градостроительный план земельного участка относился к документации по планировке территории. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществлялась применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка, в том числе указывались: границы участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ участка; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка; информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (часть 3 статьи 44 ГрК РФ, пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществлялась по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов (пункт 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ).

Частью 17 статьи 46 ГрК РФ предусматривалось, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представлял собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливал соответствующие характеристики, а лишь воспроизводил те из них, которые установлены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный конкретный участок.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, при этом он может быть составлен в виде отдельного документа.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права ФИО1, поскольку на стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости, либо его реконструкции и осуществлять проверку его соответствия требованиям обязательных правил.

Довод Администрации, со ссылкой на пункт 2.8 Административного регламента настаивающей на несоответствии планируемого использования земельного участка - под реконструкцию кровли жилого дома требованиям п. 4.4. СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» является несостоятельным, поскольку заявление о выдаче градостроительного плана заявитель мотивировал необходимостью изучения возможности реконструкции жилого дома, что являлось достаточным основанием для выдачи градостроительного плана, тем более, что Градостроительный кодекс оснований для отказа в выдаче градостроительного плана не предусматривал, в том числе и то, на которое указала Администрация.

Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

Названный Федеральный закон также устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).

Согласно постановлению администрации Тамбовского района Тамбовской области от 27.08.2014 года утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка на территории Тамбовского района Тамбовской области» (действовавшей на момент возникших правоотношений).

Согласно п. 2.5. Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 дней со дня подачи заявления.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, с заявлением административные истец обратилась в администрацию 01 июня 2017 года. Оспариваемый отказ администрацией Тамбовского района предоставлен 01.08.2017 года. Таким образом, сроки рассмотрения заявления ФИО1, установленные административным регламентом, а также п.17 ст.46 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникших правоотношений), административным ответчиком не соблюдены, в течение длительного времени администрация Тамбовского района бездействовала, не принимая решения по заявлению административного истца, что привело к нарушению прав и законных интересов ФИО1 на своевременное получение решения по заявлению.

Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 04 июля 2017 года утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка».

В абзаце третьем пункта 1.2. Административного регламента указано, что в случае, если заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка подано до 01.07.2017 года, то подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с положениями ст. 44 ГрК РВ, действующей до 01.01.2017 года.

Кроме того, суд считает, что признание оспариваемого отказа незаконным, не является основанием для удовлетворения административных исковых требований в части возложения указанных обязанностей, поскольку данные требования заявлены преждевременно.

Так, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом и относится к исключительной его компетенции, поскольку являлось бы вмешательством суда в деятельность органов местного самоуправления, что недопустимо и является нарушением принципа самостоятельности органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Восстановление права ФИО1 в данном случае достигается путем признания оспариваемого отказа незаконным и признания за ней оспариваемого права в соответствии с установленным порядком и процедурой.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Тамбовского района Тамбовской области обязанности рассмотреть в порядке, установленном статьей 44 Градостроительного кодекса, действовавшей на момент возникших правоотношений, заявление о выдаче градостроительного плана и прилагаемых к нему документов, представленных ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Тамбовского района Тамбовской области в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Тамбовского района Тамбовской области рассмотреть вопрос о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> установленном законом порядке по заявлению ФИО1 и приложенным документам.

Обязать администрацию Тамбовского района Тамбовской области сообщить об исполнении настоящего решения в Тамбовский районный суд Тамбовской области, ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В части административного иска о возложении обязанности на администрацию Тамбовского района Тамбовской области выдать градостроительный план земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 27 декабря 2017 года.

Судья Т.А. Симонова