ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2722/18 от 04.10.2018 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№2а-2722/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 октября 2018 года

Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Морозова И.В.

при секретаре Мелащенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону об обжаловании незаконного отказа в предоставлении информации, касающейся прав граждан,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону об обжаловании незаконного отказа в предоставлении информации, касающейся прав граждан. В обоснование иска указано, что ФИО1 , решением исполнительного комитета Советского района г. Ростова-на-Дону от 11.11.1981 года была признана нуждающейся в получении жилого помещения, состав семьи: 2 человека, она и сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением исполнительного комитета Советского района г. Ростова-на-Дону от 23.05.1984 года № 918 была переведена с общей очереди в первоочередную очередь.

В настоящее время состав семьи 2 человека.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", истец неоднократно обращалась в Администрацию Советского района с просьбой предоставить ей информацию, связанную с её жилищным обеспечением, в том числе предоставить возможность ознакомления и копирования (фотокопирования, за свой счёт) со своим учётным делом, Книгами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в части, касающейся её личных прав): - согласно приложения к Решению года, в период с 1991 по 2005 г.; - согласно приложения к Постановлению года, в период с 2005 по 2012 г.; -согласно приложения к Постановлению года, в период с 2013 по настоящее время; со Списками в части, касающейся её личных прав за период с 1991 года по настоящее время; со Списками перерегистрации граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий в части, касающейся её личных прав. Указанными документами за период 1981 – 1991 год.

Также истец просила ознакомить её со сведения о количестве распределённых за период с 1981 по 2017 год жилых помещений:

а) С указанием количества распределённых жилых помещений

- обычных очередников;

- имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением;

- имеющих право на первоочередное обеспечение жилым помещением - до 1 марта 2005 года.

б) С указанием количества распределённых жилых помещений:

- обычных очередников;

- имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением - после 1 марта 2005 года;

2. Сведения о количестве лиц, за период с 1981 по 2016 год, не прошедших перерегистрацию, или по другим основаниям исключённым из числа очередников на получение жилого помещения, по годам.

3. Иные сведения, в соответствии с которыми происходили изменения в нумерации очередности предоставления жилых помещений.

4. сведения о присвоении порядкового номера очерёдности по списку «одиноких матерей» по состоянию на 23.05.1984 года.

Как указывает административный истец, в ответ на ее обращение, административный ответчик первоначально выдал копии некоторых листов её учётного дела, в разрозненном состоянии, не пронумерованные и не прошитые, никем не заверенные.

В мае 2018 года ей выдали для ознакомления и копирования материалы её учетного дела.

Однако, в ознакомлении со всеми другими документами, перечисленными в данном исковом заявлении, было отказано без объяснения причин, или сославшись на давность документов.

ФИО1 полагает, что отказ в ознакомлении с документацией жилищного учёта нарушает её права на получение информации о своих жилищных правах, может способствовать коррупции в сфере предоставления муниципального жилья.

Предоставленное ей для ознакомления её учётное дело не позволяет определить движение очереди и законность распределения жилья.

На основании изложенного ФИО1 просила: 1. Признать незаконным отказ на поиск и получение любой информации, касающейся её жилищных прав, законности распределения жилых помещений в соответствии с очерёдностью.

2. Обязать ответчика - Администрацию Советского района предоставить для изучения и копирования следующей информации:

1. Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в части, касающейся её личных прав), в периоде с 1991 года по настоящее время;

2. Списки за период с 1991 года по настоящее время:

- с единым списком учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности принятия на учет (1991- по настоящее время);

- с отдельным списком лиц, имеющих право на первоочередное получение жилого помещения (1991 - 2005 г.)

3. Списки перерегистрации граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий (в части, касающейся её личных прав).

5. Документами, аналогичными указанным в пунктах 1-4, за период 1981 - 1991 год.

6. Сведениями о количестве распределённых за период с 1981 по 2017 год жилых помещений:

а) С указанием количества распределённых жилых помещений:

- обычных очередников;

- имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением;

- имеющих право на первоочередное обеспечение жилым помещением - до 1 марта 2005 года.

б) С указанием количества распределённых жилых помещений:

- обычных очередников;

- имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением - после 1 марта 2005 года;

7. Сведения о количестве лиц, за период с 1981 по 2016 год, не прошедших перерегистрацию, или по другим основаниям исключённым из числа очередников на получение жилого помещения, по годам.

8. Иные сведения, в соответствии с которыми происходили изменения в нумерации очередности предоставления жилых помещений.

9. сведения о присвоении порядкового номера очерёдности по списку «одиноких матерей» по состоянию на 23.05.1984 года.

Представитель административного истца, адвокат Паншев С.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Представитель административного ответчика ФИО2 , действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Решением исполнительного комитета Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО1 принята на квартирный учет по общей очереди. Включена в Книгу учета граждан, поставленных на очередь для получения жилой площади по списку (общей) очереди Советского района (Книга начата ДД.ММ.ГГГГ).

Решением исполнительного комитета Совета народных депутатов от 23.05.1984 № 918 на основании представленных документов, удостоверяющих право состоять на квартирном учете, как одинокая мать, ФИО1 O.П. дополнительно была включена в список первоочередного порядка обеспечения жильем «Одиноких матерей»; включена в книгу № 1 (учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, вступившему в законную силу 29.04.2004 № 188-ФЗ; п.1 ст.2. Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области»; Положению «О регулировании жилищных отношений на территории города Ростова-на-Дону», утвержденному решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), орган местного самоуправления ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по единому списку в порядке очередности принятия таковых граждан на учет. Таким образом, ведение учета и предоставление жилых помещений гражданам в первоочередном порядке, законодательством не предусмотрено.

Руководствуясь нормативными и правовыми документами, перечисленными выше, постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», ФИО1 включена в Книгу учета очередников по категориям по дате признания нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Учетному делу присвоен , соответствующий порядковому номеру в Книге учёта.

Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля орган местного самоуправления проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете.

Номера очередности по итогам ежегодной перерегистрации отражаются в Книге учета очередников по категориям и на учетном деле гражданина.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Советского района города Ростова-на-Дону обратилась гр. ФИО1 с заявлением о предоставлении для изучения и копирования книги и списки учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, сведения о количестве распределённых за период 1981 по 2017 год жилых помещений, сведения о количестве лиц не прошедших перерегистрацию за период 1981 по 2016 год, сведения о присвоении порядкового номера очередности по списку «одиноких матерей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное заявление было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В установленный законом срок заявителю направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. -ог-ср-11570, согласно которому заявителю предложено ознакомиться с материалами учетного дела в секторе по учету и распределению жилой площади администрации Советского района города Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ в кабинете 111 по адресу: Ростов-на-Дону, Коммунистический, 24.

Также заявителю указано, что ранее на аналогичные заявления, ей был дан подробный ответ в письмах от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-СР\3464 и от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-СРМ46 (копи ответов повторно направлены), где в том числе были разъяснены причины невозможности предоставления копий книг учета граждан, принятых на очередь для предоставления жилого помещения, поскольку в них содержится информация, касающаяся иных граждан и семей, что является персональными данными граждан.

Книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - это документ, содержащий на каждой своей странице сведений в отношении всех граждан, которые администрацией Советского района города Ростова-на-Дону были поставлены на учет, в которой имеются указания на фамилию, имя отчество человека, дату его рождения, адрес его регистрации, категорию учета, паспортные данные, свидетельство о рождении, СНИЛС и так далее.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии со ст. 9 указанного закона субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

В соответствии со ст. 24 указанного закона лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Таким образом, предоставление книги учета граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по категориям, безусловно будет нарушать права и законные интересы иных граждан, которые не давали своего согласия на обработку их персональных данных.

Также следует отметить, что из книги были сделаны копии учетной записи (с учетом сведений о ежегодной перерегистрации), касающиеся только семьи ФИО1 , копии были ею получены.

Также заявитель был проинформирован, что списки граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по итогам перерегистрации предыдущих лет» в том числе, начиная с 1991 года не хранятся, в силу отсутствия требований об этом в законе.

Вместе с тем истцу был указан номер очереди квартирного учета после ежегодной перерегистрации по состоянию на 2016 год - 13, на 2017 - 12, на 2018 год - 12.

В ответе от 15.12.2015 исх. № ОГ-СР/3464 заявителю была представлена исчерпывающая информация о номерах очередности квартирного учета с даты постановки на учет и по 2015 год.

В том числе указаны номера очереди квартирного учета на предоставление жилого помещения по договору социального найма по годам (с учетом ежегодной перерегистрации):

- 1981 год - № 1247, 1982-1089, 1983-1074, 1984-1053, 1985-1050 по общей очереди.

- Начиная с 1986 года, учитывая наличие льготы первоочередного порядка, нумерация очередности на предоставление жилого помещения учитывалась по общей очереди и льготному списку, 1986 год - (общая очередь) /№189 (льготный список), далее соответственно 1987-898/130, 1988-878/120, 1989-859/92, 1990-852/77, 1991-846/62, 1992-812/60, 1993-793/58, 1994-792/56, 1995-789/55, 1996-788/54, 1997-786/51, 1998-781/48, 1999-509/46, 2000-425/45, 2001-422/45, 2002-421/45,2003-143/22, 2004-142/19, 2005-128/15.

- Начиная 2006 года, поскольку первоочередной порядок обеспечения жильем законодательством не предусмотрен, очередь ведется по единому списку на предоставление жилого помещения по договору социального найма, исходя из даты постановки на учет (общая очередь), 2006 год - № 20, 2007-19, 2008-19, 2009-17, 2010-15, 2011-15, 2012-15, 2013-14, 2014-13, 2015-13.

Административным ответчиком истец была проинформирована, что по состоянию на 01.04.2015 (период перерегистрации) ФИО1 в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по администрации Советского района города Ростова-на-Дону значилась под номером - 13, впереди по данному списку состоит 12 семей, принятых на квартирный учет ранее.

Одновременно заявителю было разъяснено, что получить консультацию по вопросу предоставления жилого помещения согласно единому общегородскому списку она может в жилищном отделе Департамента координации Строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону по адресу: <адрес> (телефон, ).

Предоставление жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на квартирном учете в администрации Советского района города Ростова-на-Дону, осуществляется при условии переданной постановлением Администрации города Ростова-на-Дону жилой площади согласно очередности по единому городскому списку.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Пункт 2 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающий обязательность - указания в административном исковом заявлении перечисленных в нем сведений, не предполагает возможности его произвольного применения, направлен на создание условий для проверки действительности волеизъявления лица, обращающегося в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ «Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку поводом для обращения в суд федеральный законодатель, признает во всех случаях нарушение прав, именно граждан Российской Федерации, приведенные законоположения, касающиеся дел, возникающих из публичных правоотношений, могут рассматриваться как устанавливающие для всех субъектов права на обращение в суд с иском.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что для принятия административного искового заявления к производству суда достаточно того, что истец выступил в защиту своего нарушенного права, однако иск об оспаривании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления не подлежит удовлетворению, если права истца не затронуты этим решением.

В данном случае, суд критично относится к доводам административного истца, что она имеет право на поиск и получение любой информации, касающейся ее жилищных прав, законности распределения жилых помещений в соответствии с очередностью, поскольку все документы и все сведения, которыми администрация района располагает, касающиеся именно административного истца в ответах, направленных ФИО1 , были предоставлены.

Полномочиями по проверке муниципального органа на предмет законности распределения жилых помещений в соответствии с очередностью, истица не обладает.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 обратилась с настоящими требованиями административного иска в защиту прав всех лиц, состоящих на жилищном учете, при этом ст. 49 КАС РФ определен перечень лиц, обладающих правом обращения в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, среди которых указаны государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов, при этом у истицы отсутствуют полномочия на подачу настоящего административного искового заявления.

При таких обстоятельствах, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействий) может быть удовлетворено с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца, в данном случае действиями администрации Советского района города Ростова-на-Дону административному истцу не создано никаких препятствий в осуществлении ее прав и свобод, каких-либо нарушений её законных интересов судом установлено не было, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа на поиск и получение любой информации, касающейся жилищных прав, законности распределения жилых помещений в соответствии с очерёдностью.

Обязать ответчика, Администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону, предоставить для изучения и копирования следующую информацию:

1. Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в части, касающейся личных прав ФИО1 ), в периоде с 1991 года по настоящее время;

2. Списки за период с 1991 года по настоящее время:

- с единым списком учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности принятия на учет (с 1991- по настоящее время);

- с отдельным списком лиц, имеющих право на первоочередное получение жилого помещения (1991 - 2005 г.)

3. Списками перерегистрации граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий (в части, касающейся личных прав ФИО1 ).

5. Документами, аналогичными указанным в пунктах 1-4, за период 1981 - 1991 год.

6. Сведениями о количестве распределённых за период с 1981 по 2017 год жилых помещений:

а) С указанием количества распределённых жилых помещений

- обычных очередников;

- имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением;

- имеющих право на первоочередное обеспечение жилым помещением - до 1 марта 2005 года.

б) С указанием количества распределённых жилых помещений:

- обычных очередников;

- имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением - после 1 марта 2005 года;

7. Сведения о количестве лиц, за период с 1981 по 2016 год, не прошедших перерегистрацию, или по другим основаниям исключённым из числа очередников на получение жилого помещения, по годам.

8. Иные сведения, в соответствии с которыми происходили изменения в нумерации очередности предоставления жилых помещений.

9. сведения о присвоении порядкового номера очерёдности по списку «одиноких матерей» по состоянию на 23.05.1984 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2018 года.

Судья