Дело № 2а-2725/2022
39RS0002-01-2022-003540-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2022 года
Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.
При секретаре Потаповой В. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Моргачевой Ирины Николаевны, Доля Ольги Ивановны, Малышевой Елены Геннадьевны к Управлению Росреестра по Калининградской области, Апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Калининградской области, регистратору Советского отдела Управления Росреестра по Калининградской области Зюзюкиной Татьяне Венедиктовне об оспаривании решений, обязании устранения допущенных нарушений
УСТАНОВИЛ:
Моргачева И. Н., Доля О. И., Малышева Е. Г. обратились в суд с вышеуказанным административным иском.
Указывают, что в соответствии с протоколом общего собрания членов <данные изъяты> от 06 сентября 2014 года и в соответствии с повесткой дня были приняты ряд решений: о согласовании газификации территории СНТ с предоставлением земельного участка, отнесенного к землям общего пользования для строительства, и разрешении использования СНТ для целей газификации; о заключении договора простого товарищества до начала работ по газификации между <данные изъяты> и его членами, которые подали заявление на участие в проекте газификации, с возможностью включения в него новых участников газификации до сдачи газового хозяйства в эксплуатацию. Построенная и сданная в эксплуатацию система газификации является долевой собственностью исключительно физических лиц, которые внесли денежные средства на ее строительство.
Данное решение послужило основанием создания Договора простого товарищества на создание газового хозяйства от 13 сентября 2014 года.
На основании договора по рабочей документации № разработанной ООО «ВестПроект" "Газоснабжение жилых домов, расположенных в <данные изъяты> по <адрес> оплаченной участниками Договора по договору подряда № с ООО "Партнер", за счет дольщиков был построен и принят в эксплуатацию газопровод низкого давления, протяженностью 503 метра. Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.
15 января 2022 года административными истцами в Управление Росреестра по Калининградской области было подано заявление о государственной регистрации права <данные изъяты> доли каждого истца, КУВД - №. К заявлению в соответствии с требованиями ст. 21 закона "О государственной регистрации недвижимости", закона Калининградской области от 05.07.2017 № 89 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области" были приложены: технический план сооружения, квитанция об уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Регистратором Советского отдела Управления Росреестра по Калининградской области принято решение о приостановлении государственной регистрации права, уведомление от 31.12.2022г. № КУВД- №.
Административные истцы с решением от 31 января 2022 года № № не согласны, поскольку оно противоречит ст. 35 Конституции РФ, ст. ст. 12, 131, 218, 219 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ, ст. 21, 14, 26, 27 ФЗ 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает права и законные интересы Доли О.И., Малышевой Е.Г., Моргачевой И.Н. на <данные изъяты> долю каждого в газопроводе.
Ранее по их обращению 27 августа 2021 года принято уведомление о приостановке государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД - №. В уведомлении были указаны три основных недостатка в качестве подготовки технического плана сооружения, после устранения которых истцы повторно обратились в Управление Росреестра по Калининградской области 15.01.2022 года.
В уведомлении от 31.01.2022г. отражены некоторые замечания отличные от первого уведомления, а часть просто переписана из предыдущего.
Регистратор невнимательно ознакомился с Договором простого товарищества, по которому размер каждого из товарищей в праве собственности на общее имущество товарищей определяется пропорционально стоимости внесенных ими вкладов, если иное не предусмотрено договором инвестиционного товарищества. Пунктом 1.3 Договора доли установлены равными в сумме <данные изъяты> рублей.
Все необходимые документы для постановки на кадастровый учет и регистрацию ими были представлены.
Регистратор указывает, что все участники общей долевой собственности должны одновременно обратиться за постановкой на кадастровый учет и регистрацией права общей долевой собственности на созданный объект недвижимости. В данном абзаце регистратор ссылается на п. 1 ч. З ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ. Из этого пункта не вытекает требование подачи заявлений на регистрацию всеми дольщиками одновременно, нет на это прямого указания.
Относительно размера доли, согласно п. 2.1. договора простого товарищества внесенное сторонами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также созданный в результате совместной деятельности объект (объекты) признаются общей долевой собственностью Товарищей (за исключением Товарища-1, Товарища-2) и подлежит государственной регистрации. Таким образом, участников договора простого товарищества, имеющих право на долю, составляет 14 человек.
На основании ст. 2 Федерального Закона РФ № 170 от 02.06.2016 г. «О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» распределительный газопровод для обеспечения газом жилых домов в <данные изъяты> к опасным производственным объектам не относится. Для снабжения жилых домов, расположенных в <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> используется природный газ низкого давления (максимальное давление - 0,003 фактическое - 0,0013 - 0,0019 Мпа), отвечает требованиям ГОСТ 5542, с низкой тепллотой сгорания 7900+ 100 ккал/куб.м.
03 февраля 2022 года истцы подали заявление в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Калининградской области об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № № от 31.01.2022 г.
Апелляционной комиссией принято решение: о признании решения от 31.01.2022 № № обоснованным, заявление административных истцов отклонено.
В последующем административные истцы уточнили свои исковые требования, указав, что 25 января 2022 года регистратором Зюзюкиной Т.В. Советского отдела Управления Росреестра по Калининградской области были приняты решения о приостановлении государственной регистрации права уведомлениями: от 31.01.2022 г. № №; от 31.01.2022 № №; от 31.01.2022 г. № КУВД - №
С учетом поданных уточнений (т. 1 л.д. 157) просят признать незаконными: уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Малышевой Е. Г. от 31.01.2022 г. № №; Доли О. И. от 31.01.2022 г. № №; Моргачевой И. Н. от З1.01.2022 г. № № на № долю в праве общей долевой собственности в газопроводе низкого давления, протяженностью 503 м.п., расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> решение заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области № от 05.03.2022 года; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области осуществить государственную регистрацию права собственности на долю в праве в газопроводе низкого давления, протяженностью 503 м.п. расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> на основании заявления от 15.01.2022 г. и представленных документов за Долей О. И., Моргачевой И. Н., Малышевой Е. Г. – по <данные изъяты> доле за каждым.
Административные истцы Моргачева И.Н., Доля О.И., Малышева Е.Г. в судебном заседании поддержали заявленные административные исковые требования с учетом поданных уточнений по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Калининградской области по доверенности Галицкий И.С. просит в удовлетворении административного иска отказать.
В письменных возражениях, приводя положения ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 3 ст. 14, ч. 4.1. ст. 15 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 244 ГК РФ, указал, что при проведении правовой экспертизы документов, представленных с заявлением административных истцов от 15.01.2022 года государственным регистратором прав было установлено следующее.
Доля в праве общей долевой собственности в заявлениях административных истцов указана в размере <данные изъяты> доли в праве.
Представленный Договор простого товарищества на создание газового товарищества от 13.09.2014 свидетельствует о 13 участниках товарищества, дополнительным соглашением от 10.08.2015 состав участников увеличивается до 16. Соглашение о распределения долей между участниками простого товарищества не представлено.
Все участники общей долевой собственности должны были одновременно обратиться за постановкой на учёт и регистрацией права общей долевой собственности на созданный объект недвижимости.
Представленные документы не дают чёткого понимания о количестве участников, а так же размере доли в праве каждого из них.
31.01.2022 на основании вышеизложенного и в соответствии с пп. 2, 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было приостановлено до 25.04.2022.
05.03.2022 г. апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области было признанно обоснованным решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 31.01.2022 № №.
Впоследствии срок приостановления был продлён до 25.10.2022 по заявлению административных истцов на основании ч. 1 ст. 30 Закона о регистрации.
Заинтересованное лицо Моргачев В.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что он с начала и до конца занимался строительством газопровода, знает как все происходило. Участники имеют право на <данные изъяты> долю. Все документы, которые требует законодательство, были представлены для регистрации.
Административные ответчики представитель Апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Калининградской области, регистратор Советского отдела Управления Росреестра по Калининградской области Зюзюкина Т.В., заинтересованное лицо Стефанская Н.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с. п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Ссылка административных истцов на ст. 25 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" несостоятельна, поскольку указанный закон признан утратившими силу с 1 января 2020 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации":
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Как следует из материалов дела, 15 января 2022 года Малышевой Е. Г., Доля О. И., Моргачевой И. Н., Стефанской Н. В. в Управление Росреестра Калининградской области через ГКУКО МФЦ подано заявление, в которым заявители просили осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права общей долевой собственности, размер доли <данные изъяты>, сооружения протяженностью 503,0 м, по адресу Калининград <данные изъяты>» <адрес> (л.д. 1-6 т. 2).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение двенадцати рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
31.01.2022, т.е. в установленный законом срок, регистратором Зюзюкиной Т. В. вынесены оспариваемые уведомления: № № в отношении Малышевой Е. Г., № № в отношении Доля О. И., № № в отношении Моргачевой И. Н. - о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в котором приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении сооружения, расположенного по адресу: <адрес>" <адрес>, документы на который (которую) были представлены с заявлением от 15 января 2022 г. № №, в соответствии с п. 2, п. 5, п. 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В обоснование приостановления указано, что доля в праве общей долевой собственности в заявлении указана в размере <данные изъяты> доли. Представленный Договор простого товарищества от 13.09.2014 свидетельствует о 13 участниках товарищества, дополнительным соглашением от 10.08.2015 состав участников увеличивается до 16. Протокол распределения долей между участниками простого товарищества отсутствует.
С приведением положений ст. 244 ГК РФ, ст. 219 ГК РФ, указано, что в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
Таким образом, все участники общей долевой собственности должны одновременно обратиться за постановкой на учёт и регистрацией права общей долевой собственности на созданный объект недвижимости. Представленные документы не дают чёткого понимания о количестве участников, а также размере доли в праве каждого из них.
Также имеется ссылка на определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2021 дело № 88-7322/2021, апелляционное определение Калининградского областного суда от 09.09.2021 года дело 33-3463/2021, с указанием на приведении в указанных судебных акта норм действующего законодательства, исключающих наличие в собственности физических лиц таких объектов недвижимости.
Согласно представленным документам (акту приемки от 13.06.2017, рабочей документации №) заказчиком работ является председатель <данные изъяты>ФИО8 Учитывая вышеизложенное отсутствуют основания для государственной регистрации права собственности заявителей на вышеуказанное сооружение.
Также указано, что согласно сведениям ЕГРН поступило обращение № от председателя <данные изъяты> который указывает, что своих подписей на указанных документах не ставил (т. 2 л.д. 115-122).
Административные истцы обратились в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области с заявлением об обжаловании уведомления от 31.01.2022 № № (т. 1 л.д. 54-65).
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Калининградской области № от 05.03.2022 года решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 31.01.2022 № № признано обоснованным, заявление административных истцов отклонено по изложенным в решении основаниям, с указанием в обоснование принятого решения положений п. 1 ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 10 ст. 40 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указано, что согласно представленной документации собственниками заявленного объекта недвижимости являются Малышева Е. Г., Доля О. И., Моргачева И. Н., Стефанская Н. В., ФИО23
В нарушение вышеназванных требований и представленной заявителями документации заявление на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав представлено только от Малышевой Е. Г., Доля О. И., Моргачевой И. Н., Стефанской Н. В. В представленном заявителями пакете документов отсутствуют правоустанавливающие или подтверждающие возможность размещения заявленного объекта недвижимости документы на ряд земельных участков, на которых в соответствии с представленным техническим планом от 20.12.2021, изготовленным кадастровым инженером Якобюк Ю. А., размещено созданное сооружение (т. 1 л.д. 66-75).
К заявлению от 15.01.2022 года о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав административные истцы приложили технический план сооружения, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу <адрес>, <данные изъяты> наименование объекта недвижимости – «Газоснабжение жилых домов, расположенных в СНТ «Планета+» по <адрес> в <адрес>», назначение объекта недвижимости – сооружение трубопроводного транспорта, в котором указано, что созданный объект недвижимости расположен в пределах 16 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале №, кадастровые номера которых приведены в техническом плане.
Как следует из договора простого товарищества на создание газового хозяйства от 13.09.2014 года, он заключен между товарищами 1-13: <данные изъяты>+», Моргачев В. И., Моргачева И. Н., Малышева Е. Г., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, Стефанская Н. В., ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО19 Пунктом 1.3. установлено, что товарищи, за исключением товарища-1 и товарища-2 (<данные изъяты> Моргачев В. И.) обязуются в равных частях внести денежные средства на создание объекта газового хозяйства и его эксплуатацию в размере <данные изъяты> рублей. Внесенное сторонами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также созданный в результате совместной деятельности объект (объекты) признаются общей долевой собственностью товарищей (за исключением товарищей 1 и 2) и подлежит государственной регистрации. Согласно п. 2.4. Договора пользование общим имуществом сторон осуществляется по их общему согласию, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Товарищи и каждый участник настоящего договора по отдельности имеют право распоряжаться газопроводом среднего давления только с разрешения всех остальных Товарищей (п. 2.7.). Пунктами 3.5, 3.6 и 3.7. Договора определено, что после строительства и ввода в эксплуатацию объекта газового хозяйства товарищи обязуется принять участие в собрании, на котором будет принято Положение о порядке пользования объектом газового хозяйства. Каждый товарищ, полностью внеся свою долю средств в создание общего имущества, приобретает право использовать газовые сети в объеме, соответствующем размеру его вклада. Пунктом 1.4 Договора определено, что товарищи обязуются внести свои вклады не позднее момента ввода в эксплуатацию объекта газового хозяйства (подписания акта выполненных работ, акта ввода в эксплуатацию газопроводной сети). В случае несвоевременного внесения всего вклада или его части наступают последствия в виде исключения товарища из настоящего простого товарищества по требованию одного из участников простого товарищества, что лишает исключенного товарища прав долевой собственности и права пользования построенным газовым хозяйством, в данном случае исключенный товарищ не имеет права ссылаться на частичную оплату своего взноса либо нахождение в составе товарищей настоящего товарищества.
К указанному Договору от 13.09.2014 года заключено Дополнительное соглашение от 10.08.2015 года, которым, в связи с принятием в члены <данные изъяты> новых кандидатов и изъявления ими желания на участие в проекте газификации, товарищи решили: изменить состав простого товарищества, созданного по договору от 13.09.2014, включив в состав товарищей Доля О. И., ФИО20, ФИО17
Разрешая требования административных истцов о незаконности принятых решений о приостановлении ГКУ и государственной регистрации права и решения апелляционной комиссии суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.
Исходя из положений частей 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пунктов 2, 5, 7 части 1 статьи 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (п. 2); не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7).
Как следует из изложенных выше документов, административные истцы в заявлении от 15.01.2022 года просили осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на вновь созданный объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
При этом государственным регистратором обоснованно принято решение о приостановлении ГКУ и государственной регистрации прав по заявлению от 15.01.2022 года с указанием в оспариваемых уведомлениях, что все участники общей долевой собственности должны обратиться за постановкой на учет и регистрацией прав общей долевой собственности на созданный объект недвижимости.
Так, в части 4.1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, возникающего с момента государственной регистрации, на объект недвижимости, который приобретается в общую долевую собственность, обращаются все лица, которые приобретают такой объект в общую долевую собственность.
При этом вопреки доводам административных истцов и заинтересованного лица, часть 4.1. введена в статью 15 ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно подпунктом «г» пункта 15 ст. 1 указанного Федерального закона, для которого не предусмотрены исключения в части введения в действие, установленные ч. 2 и ч. 3 ст. 18 указанного Федерального закона, т.е. указанная норма вступила в силу с даты его официального опубликования, и действовала на момент принятия оспариваемых решений.
Изложенное свидетельствует о том, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданный объект недвижимости, осуществляемые одновременно согласно вышеприведенных положений закона, может быть осуществлено лишь на основании заявлений всех собственников (правообладателей) такого вновь созданного объекта недвижимости.
Как следует из договора простого товарищества от 13.09.2014 года, в товарищество объединились 11 лиц, претендующих на созданный объект недвижимости, и дополнительным соглашением к указанному договору от 10.08.2015 года включены в состав товарищей еще три лица.
Однако с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вновь созданный объект обратилось только 4 из лиц, указанных в договоре простого товарищества и дополнительного соглашения к нему.
Тогда как Договором простого товарищества в п. 2.4 и в п. 2.7 также предусмотрено, что пользование общим имуществом осуществляется сторонами по их согласию, а при недостижении такового – в порядке, устанавливаемом судом; распоряжение по отдельности газопроводом высокого давления также предусмотрено только с разрешения всех остальных Товарищей.
При указанных обстоятельствах обоснованно решение регистратора о приостановлении от 31.01.2022 года с указанием о необходимости обращения за постановкой на учет и регистрацией права общей долевой собственности на созданный объект недвижимости всех участников общей долевой собственности.
Решением апелляционной комиссии № от 05.03.2022 года верно признано обоснованным решение регистратора о приостановлении от 31.01.2022 года с указанием, что с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации обратились только четверо из лиц, указанных в Договоре простого товарищества и Дополнительном соглашении к указанному Договору.
Необоснованность ссылки в оспариваемых уведомлениях от 31.01.2022 на определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2021 дело №, апелляционное определение Калининградского областного суда от 09.09.2021 года дело № поскольку предполагаемый к государственному кадастровому учету газопровод не относится к газопроводам высокого давления (согласно документам в техническом плане акту приемки законного строительством объекта газораспределительной системы является наружным газопроводом низкого давления), и не являются основанием для признания незаконным решения регистратора о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку основания для такого приостановления имелись согласно вышеприведенных оснований, и при указанных обстоятельствах государственный кадастровый учет и государственная регистрация права не могли быть осуществлены регистрирующим органом на основании заявления от 15.01.2022 года.
Доводы о необоснованности указания в решениях о приостановлении на обращение председателя <данные изъяты> с указанием о непроставлении им подписей на документации не влекут признание незаконным решений о приостановлении от 31.01.2022 года, данный довод приведен регистратором уже после сделанного вывода об отсутствии оснований для государственной регистрации, что следует из текста оспариваемых решений.
В соответствии со статьей 1043 ГК РФ внесенное участниками договора имущество и произведенная в результате совместной деятельности продукция признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором о совместной деятельности либо не вытекает из существа обязательства.
С учетом положений Договора простого товарищества (п. 1.4., п. 2.1, п. 2.4., п. 3.5.) и учитывая, что п. 1.3. определено внесение денежных средств в равных долях не только на создание объекта газового хозяйства, но и на его эксплуатацию, а иного условия о порядке определения размера доли каждого участника в отношении именно созданного объекта газового хозяйства договор не содержит, заслуживают внимания доводы уведомлений о приостановлении о нечетком понимании из представленных документов размера доли в праве каждого из участников в отношении вновь созданного объекта.
Также обоснованным является и решение апелляционной комиссии № от 05.03.2022 года по иным изложенным в нем доводам.
Так, из содержания пункта 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ следует, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с созданием в результате строительства зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом).
Согласно пункту 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно части 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Как указано в техническом плане, созданный объект недвижимого имущества расположен на 16 земельных участках, указанных в техническом плане в пункте 4 раздела «Характеристики объектов недвижимости», и в схеме расположения сооружения (части сооружения) на земельном участке, принадлежащие в том числе на праве собственности собственникам-физическим лицам, не являющимся участниками простого товарищества; в техническом плане отсутствуют составленные и заверенные правообладателями указанных земельных участков соответствующие декларации.
С учетом вышеприведенных положений законов в их совокупности и системной взаимосвязи, учитывая вышеприведенные обстоятельства и представленные доказательства, оцененные судом с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности, не имеется оснований для признания незаконными оспариваемых уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 31.01.2022 года, решения апелляционной комиссии от 05.03.2022 года №, а следовательно не имеется правовых оснований для удовлетворения административного иска в части требований об обязании Управления Росреестра по Калининградской области осуществить государственную регистрацию права административных истцов на долю в праве на газопровод низкого давления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Моргачевой Ирины Николаевны, Доля Ольги Ивановны, Малышевой Елены Геннадьевны к Управлению Росреестра по Калининградской области, Апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Калининградской области, регистратору Советского отдела Управления Росреестра по Калининградской области Зюзюкиной Татьяне Венедиктовне о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 31.01.2022 года № №, от 31.01.2022 года № №, от 31.01.2022 года № №, решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Калининградской области № от 05.03.2022, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на <данные изъяты> долю в праве за каждым из административных истцов в газопроводе низкого давления, протяженностью 503 м.п., расположенного по адресу <адрес><данные изъяты> на основании заявления от 15.01.2022 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2022 года.
Судья подпись
Копия верна: судья Вартач-Вартецкая И. З.
Секретарь Потапова В. А.
Решение не вступило в законную силу 24.10.2022 года
Судья Вартач-Вартецкая И. З.
Подлинный документ находится в деле № 2а-139/2022 в Московском районном суде г. Калининграда |
Секретарь |