ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2727/20 от 29.12.2020 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2020 года ст. Северская Краснодарского края

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Емельянов А.А.

при секретаре Щербатой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику отделения – старшему судебному приставу Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, судебному приставу-исполнителю Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 о признании незаконными действий и бездействия и обязании устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, действующий по нотариальной доверенности в интересах ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отделения – старшему судебному приставу Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, судебному приставу-исполнителю Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3, в котором просит признать незаконным бездействие начальника отделения – старшего судебного пристава Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, выразившееся в нарушении норм ч.17 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части ненаправления копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 01.06.2018г. в период с 04.06.2018г. по 25.11.2020г., в нарушении норм ч.ч. 3, 5 ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части ненаправления заявителю постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении ходатайства от 15.04.2020г. в период с 10.06.2020г. по 25.11.2020г., в нарушении норм ч.6 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части ненаправления в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства от 31.05.2020г. и возвращении исполнительного документа взыскателю в период с 01.06.2020г. по 25.11.2020г., в неорганизации работы подразделения судебных приставов в период с 01.06.2018г. по 25.11.2020г., в необеспечении принятия мер по своевременному и полному исполнению судебным приставом-исполнителем решения суда в период с 01.06.2018г. по 25.11.2020г., в неосуществлении в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности в период с 01.06.2018г. по 25.11.2020г.; обязать начальника отделения – старшего судебного пристава Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 отменить постановление об окончании исполнительного производства № <данные изъяты> и возобновить исполнительное производство № <данные изъяты>, дать указания судебному приставу-исполнителю провести все исполнительные действия, указанные взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства от 14.05.2018г., в случае утери исполнительного документа, направить в адрес взыскателя справку об утере исполнительного документа №<данные изъяты> от 07.03.2018г.; признать незаконным бездействие (действия) судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3, выразившееся в нарушении норм ч.17 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части ненаправления копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 01.06.2018г. в период с 04.06.2018г. по 25.11.2020г., в нарушении норм ч.ч. 3, 5 ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части ненаправления заявителю постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении ходатайства от 15.04.2020г. в период с 10.06.2020г. по 25.11.2020г., в нарушении норм ч.6 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части ненаправления в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства от 31.05.2020г. и возвращении исполнительного документа взыскателю в период с 01.06.2020г. по 25.11.2020г., в нарушении норм ч.1 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части непринятия в течение 2 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства всех установленных законом мер для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в нарушении норм п.1 ст.12 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в части непринятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа в период с 01.06.2018г. по 25.11.2020г.; обязать судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения действующего законодательства, а именно провести все исполнительные действия, указанные взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства от 14.05.2018г., в случае утери исполнительного документа направить в адрес взыскателя справку об утере исполнительного документа №<данные изъяты> от 07.03.2018г.

В обосновании заявленных требований указано, что в Северском РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю у судебного пристава-исполнителя ФИО3 находилось исполнительное производство № <данные изъяты> от 01.06.2018г. о взыскании с ФИО5 в пользу ФИО1 суммы долга в размере 79 027 руб. За всё время ведения исполнительного производства сумма задолженности с должника не была взыскана. 24.05.2018г. взыскателем в адрес Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю было направлено заявление о возбуждении исполнительного производства от 14.05.2018г. и оригинал судебного приказа №<данные изъяты>. 01.06.2018г. было возбуждено исполнительно производство № <данные изъяты>-ИП в отношении ФИО5 С момента возбуждении исполнительного производства № <данные изъяты> прошло на день обращения в суд с настоящим административным иском 909 дней (590 из которых рабочие). Однако, постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя направлено не было. В своём заявлении о возбуждении исполнительного производства от 14.05.2018г. взыскатель просил незамедлительное проведение ряда исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения, направленных на скорейшее и полное исполнение требований исполнительного документа. До момент а обращения в суд с настоящим иском взыскателю не была предоставлена информация о ходе исполнительного производства в нарушение положений п.3 ст.5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 23.05.2020г. взыскателем в адрес должностных лиц Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю было направлено ходатайство о проведении отдельных исполнительных действий от 15.04.2020г. В нарушение ч.5 ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении ходатайства в адрес взыскателя направлено не было. 11.09.2020г. из сведений официального сайта ФССП России взыскателю стало известно об окончании исполнительного производства № <данные изъяты> в соответствии с п.3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако, постановление об окончании исполнительного производства <данные изъяты> и оригинал исполнительного документа – судебный приказ <данные изъяты> в адрес взыскателя не поступали. Взыскатель не обладает информацией о ходе исполнительного производства на протяжении всего ведения исполнительного производства, то есть на протяжении более 2 лет. 11.09.2020г. в связи с вышеизложенным взыскателем на имя начальника Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю была направлена жалоба на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 Согласно отчёту об отслеживании почтовых отправлений жалоба не была получена должностными лицами Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю в течение месяца, что, по мнению административного истца, говорит о неорганизации работы подразделения начальником Северского РОСП ФИО2 11.09.2020г. взыскателем была также направлена жалоба прокурору Северского района Краснодарского края с просьбой провести проверку и принять меры прокурорского реагирования в отношении должностных лиц Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю. 26.10.2019г. в адрес взыскателя поступил ответ и.о. заместителя прокурора Северского района юриста 1 класса Ширяева Е.Ю., согласно которому проверка исполнительного производства № <данные изъяты> показала, что должностные лица Северского РОСП бездействовали, должных мер к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, не принимали и не в полной мере реализовали предоставленные Федеральным законом от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» полномочия. Так как до настоящего времени оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя не поступал, у взыскателя есть основания полагать, что оригинал исполнительного документа – судебный приказ №<данные изъяты> от 07.03.2018г. был утерян должностными лицами Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю, что нарушает права и законные интересы взыскателя, тем самым препятствует ему обратиться в судебный участок №44 Прикубанского округа г.Краснодара за выдачей дубликата судебного приказа <данные изъяты>, так как объяснения утраты исполнительного документа взыскателю неизвестны, а также повторному предъявлению для исполнения данного исполнительного документа. Таким образом, вышеизложенное, по мнению административного истца, свидетельствует о халатном отношении судебного пристав-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3, а также начальника отделения – старшего судебного пристава Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 к исполнению своих служебных обязанностей. В нарушение положений ст.10 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» начальник отделения – старший судебный пристав Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 не приняла соответствующих мер по надлежащему контролю за подразделением службы судебных приставов.

В судебное заседание административный истец ФИО1 и его представитель по нотариальной доверенности ФИО4 не явились, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом. В материалах дела имеются ходатайства ФИО1 и его представителя ФИО4 от 21.12.2020г. (л.д.47, 48), в которых они просят рассмотреть административное дело в их отсутствие, на удовлетворении административных требований настаивают.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3, начальник отделения – старший судебный пристав Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 и заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом по адресам, указанным в административном исковом заявлении (л.д. 1), о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них также не поступало.

Суд полагает, что неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению и разрешению данного административного дела.

Учитывая мнение административного истца ФИО1 и его представителя ФИО4, изложенное в ходатайствах от 21.12.2020г., изучив административное исковое заявление, исследовав и оценив в соответствии со ст.84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как указано в ст.11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

В соответствии с ч.1 ст.16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу положений ч.ч. 1, 2 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава Российской Федерации могут быть оспорены в суде.

Согласно ч.1 ст.126 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

В соответствии с ч.2 ст.127 ФЗ «Об исполнительном производстве» по результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

На основании ч.6 ст.127 ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

В соответствии с п.4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утверждённой Приказом ФССП России от 10.12.2010г. №682, регистрируемым почтовым отправлением направляются автору жалобы на действия (бездействие) должностных лиц службы, поданной в порядке подчинённости, копия постановления уполномоченного должностного лица службы с сопроводительным письмом.

Согласно ч.1 ст.128 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В силу ч.ч. 1, 2, 5, 7 ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Из положений ст.12 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» видно, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

Статьёй 10 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрены полномочия старшего судебного пристава. В частности, ч.2 ст.10 данного закона установлено, что старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.2 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Как указано в ст.4 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ч.1 ст.14 ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Из положений ст.12 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» видно, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

В соответствии с ч.1 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании ч.17 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу ч.1 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Согласно ч.1 ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Также ч.1 ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит открытый перечень исполнительных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.68 ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

На основании ч.1 ст.65 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее - судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка (ч.1.1 ст.65 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

На основании п.3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.

Согласно ч.2 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

В соответствии с ч.3 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

В силу ч.4 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.2 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

В соответствии с ч.3 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.

На основании п.1 ч.6 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днём его вынесения, направляются взыскателю и должнику.

В силу ч.9 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

На основании п.1.3 Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, утверждённого приказом ФССП России от 28.09.2015г. №455, при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России.

Порядок действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, установлен разделом II Положения.

На основании п.2.2 Положения начальник отдела – старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе: даёт поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа; по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа.

Порядок действий судебного пристава-исполнителя структурного подразделения территориального органа ФССП России по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, регламентирован п.2.3 Положения.

В соответствии с п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1-6 ст.36 Закона об исполнительном производстве сроки. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ).

Из материалов дела судом установлено, что 07.03.2018г. мировым судьёй судебного участка №44 Прикубанского округа г.Краснодара по делу по заявлению ФИО1 к должнику ФИО5 о взыскании задолженности по договору займа вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО5, зарегистрированного по адресу: <адрес> в пользу ФИО1 суммы просроченной задолженности по договору займа от 02.03.2017г. в размере <данные изъяты>., из них <данные изъяты>. – сумма основного долга, <данные изъяты>. – сумма процентов за пользование займом, неустойки в виде пени за период с 02.08.2017г. по 07.03.2018г. в размере <данные изъяты>., суммы расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>. (л.д.13-14).

Данный судебный приказ вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства от 14.05.2018г. 24.05.2018г. был направлен в Северское районное отделение судебных приставов ГУ ФССП России по Краснодарскому краю (л.д.15-19). В заявлении взыскатель просил незамедлительно провести ряд исполнительных действий и применить меры принудительного исполнения, в частности, направить соответствующие запросы в ИФНС, БТИ, Управление Росреестра Краснодарского края, ГИБДД, ФОМС Краснодарского края, ОПФР Краснодарского края, банки и кредитные учреждения, ГУВД Краснодарского края, ЗАГС, нотариальные конторы, страховые компании, а также наложить арест на всё имеющееся у должника движимое и недвижимое имущество, вынести запрет на регистрационные действия с недвижимым имуществом и автомобилями, вынести постановление о запрете выезда должника за пределы Российской Федерации. Кроме того, в заявлении представитель ФИО1 по доверенности ФИО4 просил предоставить взыскателю всю информацию о ходе исполнительного производства.

Согласно сведениям, размещённым на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России по состоянию на 26.11.2020г. (л.д.33), в Северском РОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № Прикубанского округа г.Краснодара от 07.03.2018г. 01.06.2018г. в отношении должника ФИО5 возбуждено исполнительное производство с предметом исполнения – задолженность по кредитным платежам в размере <данные изъяты>. Исполнительное производство находилось на исполнении у судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю ФИО3

Однако в нарушение требований ч.17 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также требований заявления взыскателя от 14.05.2018г. копия постановления о возбуждении исполнительного производства не была направлена в адрес взыскателя, доказательств обратного суду представлено не было. Также до сведения взыскателя не были доведены данные о ходе исполнительного производства.

Как утверждает представитель административного истца ФИО4, по состоянию на 25.11.2020г. с должника ФИО5 в пользу взыскателя ФИО1 взыскания не производились. Данное утверждение административными ответчиками, а также заинтересованным лицом должником ФИО5 опровергнуто не было.

Учитывая отсутствие какой-либо информации о ходе исполнительного производства и поступления денежных средств, 23.05.2020г. представитель ФИО1 ФИО4 направил в Северский РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ходатайство от 15.04.2020г., в котором снова просил провести отдельные исполнительные действия по исполнительному производству (л.д.20-22). Как утверждает административный истец, ответ на данное ходатайство им не получен.

При таких обстоятельствах 15.09.2020г. на имя начальника отделения –старшего судебного пристава Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 ФИО4 в интересах ФИО1 была по почте направлена жалоба в порядке подчинённости от 11.09.2020г. на бездействие судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 (л.д.23-25). Согласно данным отчёта об отслеживании почтового отправления (л.д.26-27) эта жалоба по не известным административному истцу причинам не была получена адресатом и вернулась отправителю.

Жалоба аналогичного содержания была направлена ФИО4 в интересах ФИО1 прокурору Северского района Краснодарского края (л.д.28-30). По доводам жалобы прокуратурой Северского района была проведена проверка исполнительного производства № которая показала, что должностные лица Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю бездействовали, должных мер к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, не принимали и не в полной мере реализовали предоставленные Федеральным законом от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» полномочия.

Относительно доводов о нарушении Северским РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю порядка рассмотрения ходатайства ФИО4 в интересах ФИО1 от 15.04.2020г., поступившего в Северское РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю 27.05.2020г., прокурорской проверкой установлено, что указанное заявление рассмотрено должностным лицом Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю в порядке, установленном ст.64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве», 01.06.2020г. в пределах предусмотренного 10-дневного срока в адрес заявителя направлено мотивированное постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) от 01.06.2020г. В силу п.10 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014г. №234, по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приёма, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) – принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения; простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) – принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения. Пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утверждённой Приказом ФССП России от 10.12.2010г. №682, предусмотрено, что регистрируемым почтовым отправлением направляются автору жалобы на действия (бездействие) должностных лиц службы, доданной в порядке подчинённости, копия постановления уполномоченного должностного лица службы с сопроводительным письмом. Регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства. Иные документы могут направляться регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе с уведомлением о вручении адресату, только по решению уполномоченных должностных лиц службы. В связи с тем, что Северским РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю корреспонденция ФИО4 направлена простым почтовым отправлением, фактов, свидетельствующих о ненаправлении постановления от 01.06.2020г. и, как следствие, о неполучении его ФИО4, в ходе проверки не установлено.

Указанные выводы были доведены до ФИО4 информационным письмом от 16.10.2020г. за подписью и.о. заместителя прокурора Северского района Ширяева Е.Ю. (л.д.31).

Сведениями об обжаловании результатов прокурорской проверки суд не располагает.

Таким образом, суд полагает доказанным факт бездействия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства , а также бездействия старшего судебного пристава при осуществлении контроля за ходом исполнения требований исполнительного документа.

Административные ответчики в нарушение приведённых положений ч.2 ст.62 КАС РФ не представили суду доказательств совершения судебным приставом-исполнителем Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 в рамках исполнительного производства № от 01.06.2018г. исполнительных действий, направленных на своевременное, правильное и полное исполнение требований исполнительного документа – судебного приказа мирового судьи судебного участка №44 Прикубанского округа г.Краснодара от 07.03.2018г. по делу № равно как и мер принудительного исполнения. Исполнительное производство для обозрения суду представлено не было.

Из материалов настоящего административного дела суд не усматривает, что судебным приставом-исполнителем с 07.03.2018г. при наличии возможности были совершены все необходимые исполнительные действия и применены необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок.

Более того, как следует из информации, размещённой на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России по состоянию на 26.11.2020г. (л.д.33), исполнительное производство № постановлением судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 от 31.05.2020г. было окончено и исполнительный документ возвращён взыскателю на основании п.3 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» - в связи с невозможностью установить место нахождения должника и его имущества, счетов при условии, что требования исполнительного документа не исполнены.

Однако, суду не были представлены доказательства того, что судебный пристав-исполнитель осуществил все исполнительные действия и применил все меры принудительного исполнения, чтобы отыскать должника и его имущество. Суду достоверно известно, что должник ФИО5 проживает по адресу, которым располагал судебный пристав-исполнитель ФИО3 и который указан в судебном приказе мирового судьи судебного участка №44 Прикубанского округа г.Краснодара от 07.03.2018г. <адрес> так как судом по данному адресу направлялась повестка о вызове ФИО5 в судебное заседание в качестве заинтересованного лица по настоящему делу, и он, ФИО5, данную повестку получил, о чём свидетельствует его подпись и написанная от руки его фамилия на почтовом уведомлении о вручении, вернувшемся в суд (л.д.46).

При таких обстоятельствах суд полагает, что судебный пристав-исполнитель Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 незаконно 31.05.2020г. вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Кроме того, административный истец и его представитель в своём иске утверждают, а административные ответчики никак не опровергают, что копия постановления судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю от 31.05.2020г. об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю и подлинник судебного приказа мирового судьи судебного участка № Прикубанского округа г.Краснодара от 07.03.2018г. не были направлены в адрес взыскателя ФИО1, им получены не были. О факте окончания исполнительного производства № ФИО4 и ФИО1 узнали лишь 11.09.2020г. из информации, размещённой на официальном сайте ФССП России. Административный ответчик и его представитель полагают, что исполнительный документ утерян.

Поскольку в материалах административного дела отсутствуют относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие исполнение административными ответчиками – судебным приставом-исполнителем Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 и начальником отделения – старшим судебным приставом Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а указанные лица наделены государственными полномочиями, суд полагает, что нарушены права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Как указано в п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленное административное исковое требование о признании незаконными действий и бездействия необходимо удовлетворить и признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3, выразившееся в непринятии всех предусмотренных законом мер по исполнению требований исполнительного документа о взыскании с ФИО5 в пользу ФИО1 задолженности в сумме <данные изъяты>., а также действия судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 по окончанию исполнительного производства и нарушающими права и законные интересы ФИО1; признать незаконным отменить постановление от 31.05.2020г. об окончании исполнительного производства; признать незаконным бездействие начальника отделения – старшего судебного пристава Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, выразившееся в неорганизации работы подразделения судебных приставов, необеспечении принятия мер по своевременному и полному исполнению судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, неосуществлении в пределах свое компетенции контроля в установленной сфере деятельности.

Учитывая изложенное, поскольку основное заявленное административное требование судом удовлетворено, то подлежит удовлетворению производное заявленное административное требование и необходимо обязать административных ответчиков – судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 и начальника отделения – старшего судебного пристава Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 устранить выявленные нарушения закона путём принятия всех предусмотренных законодательством мер, в том числе, принудительного исполнения, необходимых для достижения цели исполнения исполнительного документа о взыскании с ФИО5 в пользу ФИО1 задолженности в сумме <данные изъяты>

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227, 228 и 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования представителя ФИО1 по доверенности ФИО4 к начальнику отделения – старшему судебному приставу Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, судебному приставу-исполнителю Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 о признании незаконными действий и бездействия и обязании устранить выявленные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3, выразившееся в непринятии всех предусмотренных законом мер по исполнению требований исполнительного документа о взыскании с ФИО5 в пользу ФИО1 задолженности в сумме <данные изъяты>

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 от 31.05.2020г. об окончании исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа взыскателю.

Обязать судебного пристава-исполнителя Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО3 устранить выявленные нарушения закона путём принятия всех предусмотренных законодательством мер, в том числе, принудительного исполнения, необходимых для достижения цели исполнения исполнительного документа о взыскании с ФИО5 в пользу ФИО1 задолженности в сумме <данные изъяты>

Признать незаконным бездействие начальника отделения – старшего судебного пристава Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, выразившееся в неорганизации работы подразделения судебных приставов, необеспечении принятия мер по своевременному и полному исполнению судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № <данные изъяты> неосуществлении в пределах свое компетенции контроля в установленной сфере деятельности в период с 01.06.2018г. по 25.11.2020г.

Обязать начальника отделения – старшего судебного пристава Северского РОСП ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 устранить выявленные нарушения закона путём принятия всех предусмотренных законодательством мер, необходимых для достижения цели исполнения исполнительного документа о взыскании с ФИО5 в пользу ФИО1 задолженности в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.

Председательствующий А.А. Емельянов