ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2727/22 от 12.09.2022 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело №2а-2727/22

УИД: 26RS0003-01-2020-003557-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2022 г. <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Набокова Т.Э.,

при секретаре судебного заседания ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Мишустина В.В. к комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> об оспаривании решения комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> об отказе в присвоении или аннулировании адреса объекту адресации от ДД.ММ.ГГГГс,

У С Т А Н О В И Л:

Мишустина В.В. обратилась в суд с административным иском к комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> об оспаривании решения комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> об отказе в присвоении или аннулировании адреса объекту адресации от ДД.ММ.ГГГГс, в рамках которого просила незаконным решение комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> об отказе в присвоении или аннулировании адреса объекту адресации от ДД.ММ.ГГГГс. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление о присвоении адреса жилому дому с кадастровым номером: 26:12:012403:327 и земельному участку с кадастровым номером 26:12:012403:301, расположенным по адресу: Российская Федерация, <адрес>, С/Т «Аграрник».

В обосновании предъявленного требования указала, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи объекта недвижимости Истец приобрела земельный участок с кадастровым номером 26:12:012403:301 и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 26:12:012403:327, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, С/Т «Аграрник».

Истцу и членам ее семью необходимо было зарегистрироваться по месту жительства, что невозможно без адреса жилого дома.

В связи с изложенным Истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Комитет по правлению муниципальным имуществом <адрес> о присвоении адреса принадлежащей ей на праве собственности земельному участку и жилому дому.

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> об отказе в присвоении или аннулировании адреса объекту адресации от ДД.ММ.ГГГГс. (далее по тексту Решение КУМИ) отказано в предоставлении услуги.

Решение Комитета мотивировано следующим:

- при нанесении координат характер точек земельного участка с кадастровым номером 26:12:012403:301 на электронную карту информационной системы администрации <адрес> установлено, что указанный земельный участок расположен за границей садоводческого некоммерческого товарищества «Аграрник».

- согласно постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении названий улиц в садоводческом товариществе «Аграрник» утверждены названия улиц в садоводческом товариществе «Аграрник». Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок Истца образован из земельного участка с кадастровым номером 26:12:012403:43, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, садоводческое товарищество «Аграрник» . В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 26:12:012403:43, образован из земельного участка с кадастровым номером 26:12:012403:11, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, садоводческое товарищество "Аграрник" и земельного участка с кадастровым номером 26:12:012403:15, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, садоводческое товарищество «Аграрник» . Однако исходные земельные участки и схемой расположения улиц в садоводческом товариществе «Аграрник», полученной из Управления Росреестра по <адрес>, не предусмотрены.

Решение КУМИ считает незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы Истца по нижеуказанным основаниям:

1. Жилой дом и земельный участок принадлежат Истцу на праве собственности и поставлены на государственный кадастровый учет и имеют уточненную площадь согласно сведениям, указанным в выписках из Единого государственного кадастра недвижимости приложенным к настоящему заявлению.

2. Земельный участок Истца образован из земельных участков и , расположенных в садоводческом товариществе "Аграрник", законность расположения и нумерации искомых земельных участков не оспаривалось, следователь и образованный из них участок Истца является законным, что также подтверждается Выпиской из ЕГРН, в соответствии в котором указывается место расположения: <адрес>, С/Т "Аграрник".

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, которые устанавливают порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса (далее также - Правила). Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N62 утвержден административный регламент КУМИ по предоставлению муниципальной услуги "Присвоение и аннулирование адреса объекту адресации" (далее - административный регламент).

При обращении за указанной муниципальной услугой, представила все необходимые документы, предусмотренные указанным административным регламентом, что не оспаривается КУМИ.

В п. 2 указанных Правил предусмотрено, что "адресообразующие элементы" - это: страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично­дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации. "Идентификационные элементы объекта адресации" - это номер земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства. "Элемент планировочной структуры" - это зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. "Элемент улично­дорожной сети" - это улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.

В соответствии с п. 3 указанных Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более, чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию сооружению) или объекту незавершенного строительства; б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами; в) легитимность.

Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.

Адрес вышеуказанного жилого дома с кадастровым номером: 26:12:012403:327 и земельного участка с кадастровым номером 26:12:012403:301 не имеет идентификационного элемента объекта адресации, то есть номера земельного участка и номера жилого дома.

Таким образом, адрес указанного земельного участка не соответствует принципам обязательности и уникальности, установленным в п. 3 приведенных Правил.

В соответствии с п. 6 указанных Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.

Согласно п. 40 указанных Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или л, аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил. В силу п. 41 Правил, решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения. В нарушение указанной нормы оспариваемое решение не содержит причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 указанных Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения. Оспариваемое решение нарушает право административного истца на присвоение его земельному участку адреса, соответствующего требованиям п. 3 Правил, имеющего идентификационный элемент объекта адресации.

Таким образом, право Истца на жилой дом и земельный участок зарегистрировано, а адрес жилого дома и земельного участка не соответствует действующему законодательству - нарушает право собственника жилого дома и земельного участка на присвоение ему адреса, соответствующего требованиям Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, которые устанавливают порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, что также делает не возможным регистрацию по месту жительства Истца и членов ее семьи.

В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом не явился (35504874247654), причина неявки суду не известна.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, поступило письменные заявления о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, по существу заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен данным Кодексом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи объекта недвижимости Истец приобрела земельный участок с кадастровым номером 26:12:012403:301 и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 26:12:012403:327, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, С/Т «Аграрник».

Данное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Право собственности административного истца на указанный земельный участок никем не оспорено и является действующим.

Оспариваемым решением КУМИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГМишустина В.В. отказано в присвоении адреса указанному земельному участку.

Отказ в предоставлении муниципальной услуги мотивирован тем, что при нанесении координат характер точек земельного участка с кадастровым номером 26:12:012403:301 на электронную карту информационной системы администрации <адрес> установлено, что указанный земельный участок расположен за границей садоводческого некоммерческого товарищества «Аграрник». Согласно постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении названий улиц в садоводческом товариществе «Аграрник» утверждены названия улиц в садоводческом товариществе «Аграрник». Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок Истца образован из земельного участка с кадастровым номером 26:12:012403:43, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, садоводческое товарищество «Аграрник» . В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 26:12:012403:43, образован из земельного участка с кадастровым номером 26:12:012403:11, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, садоводческое товарищество "Аграрник" и земельного участка с кадастровым номером 26:12:012403:15, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, садоводческое товарищество «Аграрник» . Однако исходные земельные участки и схемой расположения улиц в садоводческом товариществе «Аграрник», полученной из Управления Росреестра по <адрес>, не предусмотрены.

В соответствии с п.п. 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

В соответствии с Уставом муниципального образования <адрес> к полномочиям администрации <адрес> относится: присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, размещение информации в государственном адресном реестре.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, которые устанавливают порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса (далее также – Правила).

Приказом КУМИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N62 утвержден административный регламент КУМИ <адрес> по предоставлению муниципальной услуги "Присвоение и аннулирование адреса объекту адресации" (далее – административный регламент).

Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что при обращении за указанной муниципальной услугой, Мишустина В.В. представила все необходимые документы, предусмотренные указанным административным регламентом.

В п. 2 указанных Правил предусмотрено, что "адресообразующие элементы" – это: страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.

"Идентификационные элементы объекта адресации" – это номер земельного участка, типы и номера зданий (сооружений), помещений и объектов незавершенного строительства.

"Элемент планировочной структуры" – это зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

"Элемент улично-дорожной сети" – это улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.

В соответствии с п. 3 указанных Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям:

а) уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства;

б) обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами;

в) легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.

Адрес земельного участка административного истца с кадастровым номером: 26:12:012403:301 не имеет идентификационного элемента объекта адресации, то есть номера земельного участка.

Таким образом, адрес земельного участка административного истца с кадастровым номером: 26:12:012403:301 не соответствует принципам обязательности и уникальности, установленным в п. 3 приведенных Правил.

В соответствии с п. 6 указанных Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее – уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.

Согласно п. 40 указанных Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:

а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;

б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;

в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;

г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

В силу п. 41 Правил, решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.

В нарушение указанной нормы оспариваемое решение не содержит причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 указанных Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.

Оспариваемое решение нарушает право административного истца на присвоение его земельному участку адреса, соответствующего требованиям п. 3 Правил, имеющего идентификационный элемент объекта адресации.

Таким образом, оспариваемое решение КУМИ <адрес> нельзя признать законным и обоснованным.

Доводы оспариваемого решения КУМИ <адрес> о том, что испрашиваемый земельный участок расположен за границей садоводческого некоммерческого товарищества «Аграрник», являются несостоятельными, поскольку право Мишустина В.В. на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и никем не оспорено, является действующим.

Существующее положение, при котором право административного истца на земельный участок зарегистрировано, а адрес земельного участка не соответствует действующему законодательству, - нарушает право административного истца как собственника земельного участка на присвоение ему адреса, соответствующего требованиям Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, которые устанавливают порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.

В свою очередь присвоение адреса земельному участку административного истца не препятствует заинтересованным лицам, в том числе, и органам местного самоуправления, оспорить в установленном законом порядке зарегистрированное право собственности.

Таким образом, в порядке ч. 3 ст. 227 КАС РФ на административного ответчика КУМИ <адрес> следует возложить обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Мишустина В.В.. путем повторного рассмотрения вопроса о присвоении адреса земельному участку административного истца.

Для устранения выявленного нарушения прав административного истца суд полагает целесообразным установить срок в 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Мишустина В.В. к комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> – удовлетворить.

Признать незаконным решение комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГс об отказе в присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером 26:12:012403:51.

Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление о присвоение адреса жилому дому с кадастровым номером 26:12:012403:327 и земельному участку с кадастровым номером 26:12:012403:301, расположенным по адресу <адрес>, СТ «Аграрник».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.Э. Набоков