ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
<адрес обезличен>
тел. <номер обезличен>, факс <номер обезличен>
подача документов в электронном виде: e-mail: <данные изъяты>
официальный сайт: http:// <данные изъяты>
________________________________________________________________
<номер обезличен>
<номер обезличен>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города <адрес обезличен>
в составе:
председательствующего судьи Шарлай А.Н.,
при секретаре Маслове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к руководителю Управления федеральной службы судебных приставов по <адрес обезличен>ФИО2, УФССП России по <адрес обезличен>, ФССП России о признании незаконными бездействий,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ответчикам, в котором просит:
- признать незаконными действия (бездействие) руководителя УФССП России по <адрес обезличен> - главного судебного пристава <адрес обезличен>ФИО2, выразившихся в нарушении требований федерального законодательства, не рассмотрении заявления (обращения) от <дата обезличена> в срок, предусмотренный требованиями Федерального закона от <дата обезличена> №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»;
- обязать главного судебного пристава <адрес обезличен>ФИО2 в десятидневный срок устранить допущенные нарушения, рассмотреть заявление с учетом требований федерального законодательства, дать ответы по существу поставленных в обращении вопросов.
В обосновании административного иска со ссылкой на ст. 10 Федерального закона от <дата обезличена> № 59-ФЗ указано, что <дата обезличена> и.о. судебного пристава-исполнителя ФИО3 возбуждено исполнительное производство <номер обезличен>, которое в настоящее время находится в Промышленном РОСП<адрес обезличен>.
В связи с постоянным нарушением должностными лицамми Промышленного РОСП требований федерального законодательства и прав взыскателя, не проведением своевременных исполнительных действий по описи и аресту имущества должника, умышленном затягивании неотложных исполнительных действий и предоставлении должнику времени для избавления от дорогостоящего имущества истцом, истец обратился с административным исковым заявлением в Промышленный районный суд города Ставрополя о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц Промышленного РОСП Ставрополя.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от <дата обезличена> частично удовлетворены требования и выдан исполнительный лист ФС <номер обезличен> об обязании должностных лиц Промышленного РОСП устранить допущенные нарушения требований федерального законодательства.
Указанный исполнительный лист с заявлением от <дата обезличена> и требованием (ходатайством) взять на контроль исполнение по указанному исполнительному листу, привлечь к ответственности должностных лиц Промышленного РОСП<адрес обезличен>, допустивших нарушения требований ФЗ, взять на контроль исполнение по исполнительному производству <номер обезличен> от <дата обезличена>, находящееся более года на исполнении в Промышленном РОСП<адрес обезличен><дата обезличена>, сдан в УФССП России по <адрес обезличен><дата обезличена>, о чем имеется отметка в получении.
В нарушение требований федерального законодательства, по истечению 30 дней и до настоящего времени ответ на обращение заявителя из УФССП России по <адрес обезличен> не поступил.
Нарушение прав ФИО1 выразилось в неполучении информации о результате рассмотрения обращения его представителя, не принятии руководителя УФССП по СК необходимых мер по своевременному, полному и правильному исполнению решения суда по исполнительному документа серии ФС <номер обезличен>, которые стали возможны в связи с отсутствием контроля за деятельностью сотрудников.
На основании изложенного, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.
Административный истец, административный ответчик руководитель УФССП России по СК ФИО4, заинтересованные лица - начальник Промышленного РОСП – М. М.С., заместитель начальника Промышленного РОСП – Щ. Ю.А., начальник межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств – ФИО5 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и в срок, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного заседания суду не представили.
В силу ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель административного истца по ордеру адвокат Горбатенко В.В. и представитель административного истца по доверенности – ФИО6 в судебном заседании требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме. Указали, что не представлено доказательств направления ответа на обращения административного истца.
Представитель административных ответчиков ФССП России, УФССП России по СК, руководителя УФССП России по СК ФИО2 по доверенностям ФИО7 требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержал письменные возражения, в которых указано, что истец воспользовался правом для предъявления исполнительных листов к исполнению в территориальный орган ФССП в соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обратившись в УФССП России по <адрес обезличен><дата обезличена>. В тот же день письмом исх. 26901/20/57526 исполнительный лист во исполнение ч. 4 ст. 30 Федерального закона от <дата обезличена> №» 229-ФЗ переданы на исполнение в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнение особых исполнительных производств. Обращение в соответствие с Федеральным законом от <дата обезличена> № 59-ФЗ административным истцом не подавалось, а действия представителя истца произведены в рамках Закона об исполнительном производстве.
Выслушав явившихся участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
Данный вывод суда основан на следующем.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ст. 218 КАС РФ).
Статья 226 КАС РФ предусматривает, что должен выяснить суд при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями.
В части 11 ст. 226 КАС РФ распределено бремя доказывания между сторонами административного производства.
Административный истец обязан доказать:
1. нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2. соблюдены ли сроки обращения в суд.
Административный ответчик обязан доказать:
1. соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
2. соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что <дата обезличена> в адрес руководителя УФССП по СК поступило заявление ФИО6 действующего по доверенности от ФИО1, в котором заявитель просил (л.д. 8):
- принять к исполнению исполнительный документ серии ФС <номер обезличен>;
- взять на контроль исполнение по вышеуказанному исполнительному листу,
- привлечь к ответственности должностных лиц Промышленного РОСП УФССП России по <адрес обезличен>, допустивших нарушение требований федерального законодательства,
- взять на контроль исполнение по исполнительному производству <номер обезличен> от <дата обезличена>, находящегося более года на исполнении в Промышленном РОСП<адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>,
- о принятых мерах сообщить на адрес электронной почты <данные изъяты>
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.
<дата обезличена> письмом УФССП России по <адрес обезличен> исх. <номер обезличен> исполнительный лист, приложенный ФИО1 к заявлению от <дата обезличена> передан на исполнение в МОСП по ИО ИП УФССП России по <адрес обезличен> (л.д. 51).
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при передаче исполнительных документов на исполнение в соответствующее подразделение судебных приставов законодатель не обязывает территориальный орган ФССП уведомлять об этом взыскателя (представителя взыскателя) о совершении соответствующего процессуального действия.
Ввиду чего действия УФССП России по <адрес обезличен> в части направления исполнительного листа в МОСП по ИО ИП УФССП России по <адрес обезличен> согласуются с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ, т.е. соответствуют закону.
В соответствии со статьей 64.1 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1).
Согласно части 2 статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу части 4 статьи 64.1 названного закона в случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона об исполнительном производстве в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны: вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты (пункты 5 и 6 части 2).
Пунктом 1.3 «Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве», утвержденных ФССП России <дата обезличена><номер обезличен>, определено, что в порядке статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве также подлежат рассмотрению жалобы на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава - исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу части 1 статьи 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, в подчинении которого они находятся (часть 2 статьи 123 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 1 статьи 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления.
Согласно пункту 4.1 «Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве», утвержденных ФССП России <дата обезличена><номер обезличен>, при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона от <дата обезличена> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве, должностные лица службы судебных приставов: рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве, с вынесением соответствующих постановлений; рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
Согласно ч.1 ст.12 ФЗ от <дата обезличена> №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, по настоящему делу в связи с оспариванием ФИО1, бездействий, выразившихся в не рассмотрении руководителем УФССП России по <адрес обезличен>, направленного обращения (заявления от <дата обезличена>) в установленный законом срок, следует в качестве юридически значимых, исходя из приведенных правовых норм, определить:
1) суть ходатайств;
2) содержалась ли в них жалоба на бездействия нижестоящих должностных лиц;
3) соблюден ли порядок рассмотрения этих ходатайств и жалоб;
4) мотивированы ли надлежащим образом вынесенные по ходатайствам постановления или ответы по результатам их рассмотрения;
5) дан ли ответ на обращение в предусмотренный законом срок.
При обращении с заявлением о возбуждении исполнительного производства <дата обезличена> заявителем Горбатенко ставятся также вопросы, которые не связаны с предъявлением исполнительного листа ФС <номер обезличен>, а соответственно, подлежат рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления.
Суду не представлено доказательств рассмотрения, направления ответа на заявление административного истца от <дата обезличена> в части следующих ходатайств:
- привлечь к ответственности должностных лиц Промышленного РОСП УФССП России по <адрес обезличен>, допустивших нарушение требований федерального законодательства,
- взять на контроль исполнение по исполнительному производству <номер обезличен> от <дата обезличена>, находящегося более года на исполнении в Промышленном РОСП<адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>,
- о принятых мерах сообщить на адрес электронной почты g160775@yandex.ru
При принятии настоящего административного дела к своему производству судом в определении от <дата обезличена> (л.д. 1-4) распределено бремя доказывания, предложено административным ответчикам представить доказательства рассмотрения заявления административного истца.
В нарушение требований ст.62 КАС РФ, административными ответчиками не представлены доказательства, соответствующие требованиям ст.ст. 60, 61 КАС РФ, в том числе о рассмотрении заявленных ФИО1 через своего представителя ходатайств о привлечении должностных лиц к ответственности, взятии на контроль исполнения по исполнительному производству <номер обезличен> от <дата обезличена>.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания бездействий административных ответчиков законными и обоснованными.
Таким образом, требования ФИО1 о признании незаконными действия (бездействие) главного судебного пристава <адрес обезличен>ФИО2, выразившихся в нарушении требований федерального законодательства, не рассмотрении заявления от <дата обезличена> в срок, предусмотренный требованиями Федерального закона от <дата обезличена> №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В этой связи суд удовлетворяет требования административного истца об обязании главного судебного пристава <адрес обезличен>ФИО2 в десятидневный срок устранить допущенные нарушения прав ФИО1 путем рассмотрения заявления от <дата обезличена> в нерассмотренной части (за исключением требования о принятии к исполнению исполнительного листа).
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО1 - удовлетворить.
Признать бездействие руководителя УФССП России по <адрес обезличен>ФИО2 при рассмотрении заявления ФИО6, действующего в интересах ФИО1, от <дата обезличена> незаконным и не соответствующим положениям Федерального закона от <дата обезличена> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», нарушающим права и законные интересы ФИО1.
Обязать руководителя УФССП России по <адрес обезличен>ФИО2 в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав ФИО1 путем рассмотрения его заявления от <дата обезличена> в нерассмотренной части (за исключением требования о принятии к исполнению исполнительного листа).
Решение суда может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Шарлай
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Судья: А.Н. Шарлай