Дело № 2а-272/2020 (2а-5271/2019)
УИД 36RS0004-01-2019-005892-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2020 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Быстрянцевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, главе Туапсинского городского поселения Туапсинского района ФИО3, начальнику отдела имущественных и земельных отношений администрации Туапсинского городского поселения ФИО4, главному специалисту МБУ ТГП «Управление земельных ресурсов» ФИО5, ФИО6 о признании незаконным бездействия выразившегося в ненаправлении договора аренды от 18 июля 2018 г. № 5100008796 земельного участка, расположенного по адресу: <...> КН № на государственную регистрацию непосредственно в Управление Росреестра по Краснодарскому краю (Туапсинский отдел) или через арендатора,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в Ленинский районный суд г. Воронежа с настоящим административным иском в обоснование заявленных требований указав, что согласно протоколу № 30/1 от 03.07.2018 г. ФИО1 является победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <...> КН № и с ним заключен договор аренды от 18.07.2018 г. № 5100008796. У административного ответчика администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района имеется публично-правовая обязанность в интересах неопределенного круга лиц зарегистрировать договор аренды (ст. 609 ГК РФ), однако администрация от исполнения данной обязанности уклоняется.
В телефонном разговоре 9.10.2019 г. главный специалист МБУ ТГП «Управление земельных ресурсов ФИО5 пояснил, что договор аренды не будет передан на регистрацию без доплаты по нему. В договоре аренды не указано, какая из сторон направляет договор на государственную регистрацию. Между истцами заключен договор совместной деятельности от 29.05.2019 г. ФИО7 является поручителем по договору от 01.01.2019 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании 22.01.2020 г. в течения дня объявлялся перерыв.
Присутствовавший в ходе рассмотрения дела 22.01.2020 г. административный истец ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме; после перерыва в судебное заседание не явился.
О судебном заседании 22.01.2020 г. административный истец ФИО2, административные ответчики надлежащим образом извещены, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления о вручении судебной корреспонденции, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не просили, с учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд полагает возможным рассмотрение дела провести в отсутствие не явившихся лиц по делу. Ранее от административных ответчиков поступили письменные возражения по иску.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий, бездействия органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела, определены судьей в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления и последними получено; разъяснены в присутствующим в судебном заседании лицам.
Материалами дела установлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, находящимися на территории Туапсинского городского поселения осуществляется администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района.
27 июня 2018 года ФИО1 подал заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (Лот № 3), расположенного по адресу: <...> кадастровый номер №, общей площадью 900 кв.м., разрешенное использование земельного участка для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома.
Протоколом № 30 заседания Комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Туапсинского городского поселения, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского поселения, входящих в состав Туапсинского городского поселения или права на заключение договоров аренды таких земельных участков от 29 июня 2018 года ФИО1 допущен к участию в торгах.
Протоколом № 30/1 заседания Комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Туапсинского городского поселения, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского поселения, входящих в состав Туапсинского городского поселения или права на заключение договоров аренды таких земельных участков от 03 июля 2018 года, победителем открытого аукциона признан ФИО1
Администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района по результатам подведения итогов аукциона был подготовлен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, заключаемого по итогам аукциона № 5100008796 от 18 июля 2018 года. Согласно предмета договора, Арендодатель (Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района) приняла на себя обязательства предоставить Арендатору (ФИО1) во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <...> разрешенное использование: для размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома, со сроком аренды 10 лет.
Как следует из письменных пояснений административных ответчиков и материалов дела, 03.09.2018 г. три копии договора аренды посредствам почтового отправления для подписания и регистрации в межмуниципальном отделе по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю были направлены в адрес арендатора ФИО1 и получены последним 10.09.2018 г.
Как пояснял в судебном заседании представитель административного истца, указанные экземпляры договоров ответчиками неоднократно исправлялись, ввиду допущенных в них ошибок и повторно высылались в адрес арендатора.
Как достоверно установлено материалами дела, пояснениями представителя административного истца, следует из текста решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № 25-РЗ/2019 от 24 декабря 2019 года, ФИО1 был подписан договор аренды, три экземпляра которого 21 августа 2019 года посредствам почтового отправления возвращены в адрес администрации Туапсинского городского поселения.
Таким образом, между сторонами подписан договор аренды земельного участка, заключенный по результатам аукциона от 18.07.2018 г. № 5100008796, с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: <...> разрешенное использование: для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома, срок действия до 18.07.2028 г.
Оформленные надлежащим образом сторонами экземпляры указанного договора аренды в настоящее время находятся в Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района. Доказательств в опровержение указанных обстоятельств суду не представлено.
Возражая против заявленного административного иска, в письменных возражениях административные ответчики указывают, что административный истец ФИО1 от регистрации договоров в межмуниципальном отделе по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю уклонился, тем самым указывая, что обязанность по проведению регистрационных действий в отношении договора аренды возлагается на арендатора ФИО1 и как следствие отсутствие признаков незаконности в бездействии ответчиков.
Оценивая доводы сторон в этой части, суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
Задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Не допускается требовать от победителя аукциона, иного лица, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, возмещение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ в отношении земельного участка, являющегося предметом указанных договоров, а также расходов, связанных с организацией и проведением аукциона (п. 21, 22 ст. 39.12 ЗК РФ).
Согласно пунктов 25, 26 ст. 39.12 ЗК РФ если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также договор о комплексном освоении территории в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.
В случае, если в течение тридцати дней со дня направления участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, а в случае, предусмотренном пунктом 24 настоящей статьи, также проекта договора о комплексном освоении территории этот участник не представил в уполномоченный орган подписанные им договоры, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона или распорядиться земельным участком иным образом в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, в силу прямого указания закона, на ФИО1, как арендатора земельного участка, возложена обязанность после подписания трех экземпляров договора аренды представить их в уполномоченный орган, выступающий организатором аукциона - Администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района, что в данном случае административным истцом и было исполнено. При этом, как следует из материалов дела, первоначально подписанные экземпляры договора аренды в адрес уполномоченного органа были направлены 21.08.2018 г., то есть в установленный законом тридцатидневный срок с момента их отправления (направлены 26.07.2018 г.).
С учетом изложенного суд не усматривает в действия арендатора признаков неправомерности при подписании договора аренды. Самостоятельное направление ФИО1 договоров аренды на регистрацию, минуя уполномоченный орган на проведение аукциона, привело бы к возникновению у последнего права заключить договор с иным лицом, объявить о проведении повторного аукциона или распорядиться земельным участком иным образом.
Нахождение в данный момент трех подписанных экземпляров договора аренды у административного ответчика, лишает ФИО1 возможности провести их регистрацию самостоятельно, что в свою очередь не свидетельствует о его уклонении от такой регистрации. Доказательств обратного суду не представлено.
При этом суд полагает необходимым отметить, что при сложившейся правовой конструкции правоотношений, у арендатора отсутствует законодательно установленная обязанность самостоятельного обращения в органы Росреестра за совершением действий по регистрации договора аренды. Данный вывод сделан судом на основании следующее.
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество изложено в ст. 1 п. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. 13 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав и может происходить в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации и в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, в случае если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 Закона № 218-ФЗ.
Из буквального толкования названной нормы следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
Следовательно, именно на Администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по совершению действий, связанных с государственной регистрацией договора аренды земельного участка.
Следует отметить, что часть 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ направлена на реализацию пункта 2.9 плана мероприятий («дорожной карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 г. № 2236-р, предусматривающего установление в случаях, когда одной из сторон договорных отношений выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления (приватизация, договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и др.), требования о представлении документов для соответствующей регистрации прав только этими органами без участия заявителей, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия с использованием инфраструктуры электронного правительства. Действия, таким образом, осуществляются по принципу «одного окна».
Согласно разъяснений, данных Министерством экономического развития Российской Федерации в своем письме от 27 апреля 2017 г. № Д23и-2422, заявление о государственной регистрации прав в данном случае в качестве заявителя должно быть заполнено, подписано и представлено в орган регистрации прав соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления), но от имени (в качестве представителя) лица, чье право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникает на основании акта данного органа государственной власти (органа местного самоуправления) либо сделки с данным органом государственной власти (органом местного самоуправления).
При подаче соответствующим органом государственной власти (органом местного самоуправления) в случае, указанном в части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ, заявления о государственной регистрации прав:
такое заявление подписывается данным органом государственной власти (органом местного самоуправления) (его представителем);
в таком заявлении заполняется реквизит 7 «Сведения о правообладателе» (в нем должны быть указаны сведения о соответствующем физическом или юридическом лице, право которого (ограничение права или обременение объекта недвижимости в пользу которого) регистрируется);
в заявлении заполняется реквизит 8.1.2 «Сведения о представителе правообладателя, стороны сделки, лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта, об ином лице, указанном в статье 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», - юридическом лице (в том числе органе государственной власти, ином государственном органе, органе местного самоуправления)» (в нем должны быть указаны сведения о соответствующем органе государственной власти, органе местного самоуправления). При этом в качестве реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителя, следует указывать часть 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ и реквизиты соответствующих акта (сделки) органа государственной власти (органа местного самоуправления), изданного (принятого, заключенной) в отношении представляемого лица.
Если в случае, указанном в части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ, осуществляется государственная регистрация перехода права, то орган государственной власти (орган местного самоуправления) также должен представить от своего имени (или от имени представляемого им публичного образования) заявление о государственной регистрации перехода права.
Закон № 218-ФЗ не требует в случае, указанном в части 2 его статьи 19, присутствия физического или юридического лица, право которого, ограничение права или обременение объекта недвижимости в пользу которого возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, при представлении данным органом в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации прав этого лица.
Аналогичная позиция также нашла свое отражение в письме Министерства экономического развития Российской Федерации № ОГ-Д23-4689 от 21 апреля 2017 года.
Доказательств того, что административный ответчик Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района обращался в орган регистрации прав и ему было отказано в регистрации таких прав, в материалы дела представлено не было.
Поскольку в силу указания части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обращение в орган регистрации прав возлагается именно на орган местного самоуправления - Администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района, прямо предусматривая исполнение им данной обязанности, и ввиду отсутствия доказательств совершения таких действий в течение пяти рабочих дней с даты совершения сделки, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в уклонении от регистрации аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...> кадастровый номер №, путем не предоставления в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю договора аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона от 18.07.2018 г. № 5100008796.
В удовлетворении административных исковых требований к иным должностным лицам Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, указанных в иске в качестве административных ответчиков, суд полагает необходимым отказать, поскольку частью 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусмотрено возложение указанной в ней обязанности на данных, а равно как и иных лиц. Будучи на момент возникновения спорных правоотношений должностными лицами органа местного самоуправления, вопрос исполнения ими своих должностных обязанностей и совершение действий от имени органа местного самоуправления подлежит разрешению самим органом в рамках оформленных с ними служебных правоотношений. Кроме того, материалы в дела не содержат в себе надлежащих доказательств, подтверждающих совершение, а равно как и не совершение указанными лицами действий, приведших к нарушению прав административного истца ФИО1
Также суд не усматривает оснований и для удовлетворения заявленных требований к ФИО6, а равно как и перехода в соответствии со ст. 16.1 КАС РФ к рассмотрению административного дела по правилам гражданского судопроизводства, либо выделения требований в этой части для рассмотрения в отдельном производстве, ввиду указания её в числе ответчиков по делу, поскольку мотивировочная часть иска не содержит в себе указаний на какие-либо нарушения прав административного истца данным ответчиком, в просительной части иска каких-либо отдельных требований, которые могли быть рассмотрены судом вне связи с требованиями к остальным ответчикам, не заявлено. Указанное свидетельствует об отсутствии предмета спора между указанными лицами и формальном характере указания ФИО6 в качестве административного ответчика. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 16.1 КАС РФ основным критерием, определяющим необходимость перехода к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, является характер заявленных требований, а не его субъектный состав. С учетом чего суд полагает возможным рассмотрение дела провести в рамках процедуры административного судопроизводства, без нарушения прав ФИО6 на рассмотрение спора тем судом, к подсудности которого относится рассмотрение заявленных требований, поскольку ФИО6 зарегистрирована и проживает по адресу: <...>, что относится к территориальной подсудности Ленинского районного суда г. Воронежа.
В обоснование требований к данном ответчику в материалы дела представлена копия предварительного договора от 01.01.2019 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Таким образом, сам по себе предварительный договор не порождает для его сторон каких-либо прав и обязанностей, за исключения обязанности заключить основной договор в будущем. Однако таких требований истцами также не заявлено.
Также суд полагает необходимым отметить об отсутствии правовых оснований для рассмотрения заявленных требований к остальным административным ответчикам в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих установлен главой 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Установление гражданских прав и обязанностей в договорных правоотношениях, а равно как и определение условий таких правоотношений (за исключением обязательных к исполнению императивных норм определяющих условия для каждого конкретного вида обязательства), осуществляется по усмотрению сторон такого договора, действующих в своей воли и своем интересе, при этом наличие договорных обязательств предполагает равенство участников таких правоотношений, автономию их воли и имущественную самостоятельность, в рамках исполнения принятых на себя обязательств. При этом, правовая конструкция договорных отношений, в рамках исполнения договора, исключает возможность реализации одним из контрагентов своих административных и иных публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных правовых актов по отношению к другому участнику, поскольку сторонам надлежит руководствоваться согласованными между ними договорными условиями.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ч. 1 ст. 432 ГК РФ).
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, как было выше указано судом и признавалось административным ответчиком в своих письменных возражениях, между сторонами 18 июля 2018 года заключен договор аренды земельного участка № 5100008796.
При этом, условия указанного договора не возлагают на какую-либо из сторон обязанности по совершению действий, направленных на регистрацию заключенного договора в органах Росреестра.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что заявленный спор не связан с исполнением согласованных между сторонами договорных условий и отраженных в договоре аренды от 18.07.2018 г., по согласованию таких условий, а равно как и не вытекает из исполнения условий вышепоименованного договора.
Совершение Администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района публично правовой обязанности по передаче договора аренды на государственную регистрацию в отношении управомоченного лица – арендатора по договору аренды, вытекает из положений части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», как публично-правовая обязанность органа местного самоуправления, подлежащая исполнению им в случае наступления необходимых к тому условий – заключения договора аренды.
В данном случае на разрешение суда поставлен вопрос реализации Администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района своих административных и публично-властных полномочий по исполнению Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по отношению к другому участнику, вне связи с исполнением согласованных договором аренды гражданско – правовых условий сделки.
Кроме того, в силу положений ч. 8 ст. 8.1 ГК РФ уклонение от государственной регистрации может быть оспорено в суде. Такое оспаривание производится по правилам административного судопроизводства.
Положения ч. 2 ст. 165 ГК РФ к спорным правоотношения применению не подлежат, поскольку предполагают необходимость совершения каждой из сторон сделки того объема действий, необходимого для её государственной регистрации, как в том числе совместную подачу заявления о совершении регистрационных действий, от чего одна из сторон необоснованно уклоняется. Также при применении указанных положений подлежит обязательному учету субъектный состав сделки. Применение данных положений возможно при отсутствии иных правовых норм, возлагающих обязанность по совершению регистрационных действий на конкретное лицо, которыми в данном случае являются положения части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и прежде всего, направлены на защиту прав сторон в правоотношениях, в которых заключение договора не является в обязательном порядке, как-то например по результатам аукциона. Кроме того, предусмотренные нормой указанной статьи правовые положения являются лишь одним из способов защиты стороной сделки своих прав, выбор которого осуществляется по его усмотрению.
При этом суд не усматривает нарушение прав административного истца ФИО2, поскольку указанное лицо участия в аукционе на право заключения договора не принимало, стороной договора аренды не являлось. При этом, представленный в материалы дела договор совместной деятельности от 29.05.2019 г., предусматривающий соединение сторонами своих вкладом и совершение действий направленных на регистрацию договора аренды доказательством нарушения прав являться не может, поскольку в данных правоотношения указанная обязанность возложена на орган местного самоуправления.
Изложенные в письменных возражениях по иску доводы административных ответчиков судом отклоняются по следующим основаниям.
Так доказательств факта уклонения ФИО1 от регистрации договора стороной ответчика не представлено.
Факт недоплаты арендатором суммы арендной платы правового значения для дела не имеет, поскольку не отменяет, а равно как и не изменяет предусмотренную частью 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обязанность органа местного самоуправления передать договор аренды на государственную регистрацию, и не лишает последнего возможности обратиться в суд с иском о взыскании недоплаченной суммы.
Доводы об обращении администрации с заявлением о включении ФИО1 в реестр недобросовестных участников аукциона судом во внимание не принимаются, поскольку решением Управления федеральной антимонопольной службы от 24.12.2019 г. № 25-РЗ/2019 во включении ФИО1 в такой реестр было отказано.
Доказательств о расторжении заключенного договора аренды в материалы дела не представлено, а довод об инициировании такой процедуры не может повлиять на существо принимаемого судом решения. Кроме того, как следует из представленных суду документов, договор аренды сторонами исполняется, арендатором на нем возведен и введен в эксплуатацию индивидуальный жилой дом. При этом, рассматриваемый договор аренды заключен сроком на 10 лет, а согласно ч. 9 ст. 22 ЗК РФ досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
При этом, при разрешении настоящих требований суд не вмешивается в деятельность органа местного самоуправления и не подменяет свои решением этот орган, а в порядке осуществления судебного контроля оценивает его действия (бездействие) на предмет законности.
Излагаемые в письменных возражениях доводы стороны ответчика о том, что требования вытекают из заключенного между сторонами договора аренды земельного участка и связаны с исполнений таких условий сторонами, выше судом были проанализированы, им была дана оценка и признаны необоснованными.
Доводы в части отнесения настоящего спора к подсудности Туапсинского городского суда, также разрешены при рассмотрении ходатайства о передаче административного дела на рассмотрение по подсудности.
С учетом требований части 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судом и следует из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю № 25-РЗ/2019 от 24.12.2019 г., в отсутствии представленных доказательств об обратном, в адрес административного ответчика договор аренды после исправлений был направлен 21.08.2019 г. С настоящим иском ФИО1, ФИО2 обратились в суд 05.11.2019 г., то есть в пределах установленного трехмесячного срока. Кроме того, суд принимает также во внимание, что предметом оспаривания явилось длительное бездействие административного ответчика, продолжающееся до настоящего времени, в связи с чем, срок пропущенным быть признан не может, а изменения в ст. 219 КАС РФ были внесены Федеральным законом от 28.11.2018 г. № 451-ФЗ, после возникновения спорных правоотношений.
Исходя из смысла, содержания, а также принимая во внимание точную формулировку заявленных требований, указание в резолютивной части решения суда на способ восстановления нарушенного права не требуется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в уклонении от регистрации аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...> кадастровый номер №, путем не предоставления в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю договора аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона от 18.07.2018 г. № 5100008796.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к главе Туапсинского городского поселения Туапсинского района ФИО3, начальнику отдела имущественных и земельных отношений администрации Туапсинского городского поселения ФИО4, главному специалисту МБУ ТГП «Управление земельных ресурсов» ФИО5, ФИО6, - отказать.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение в окончательной форме принято в течение установленных десяти рабочих дней 05 февраля 2020 года.