ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-272/2016 от 23.09.2016 Томаринского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а- 272/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Томари 23 сентября 2016 года

Томаринский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Фисуна А.В., при секретаре Шевкуновой Н.А., с участием представителя административного истца заместителя прокурора Томаринского района Зайцевой И.В., представителей административных ответчиков - администрации МО «Томаринский городской округ» ФИО1, муниципального казенного учреждения «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области, муниципальному казенному учреждению «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, в котором ссылается, что частями 1 и 2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» закреплено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Согласно п.п. 1, 3 Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Расчет предоставляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Согласно пп. 15 п.2 ч.1 Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, Приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», за Росприроднадзором закреплен источник дохода – плата за негативное воздействие на окружающую среду. Проведенной проверкой установлено, что администрация МО «Томаринский городской округ» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду посредством размещения отходов производства и потребления, в связи с чем обязано в установленные сроки рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, однако административным ответчиком в управление Росприроднадзора по Сахалинской области не представлены расчеты платы за 2,3,4 кварталы 2013 года, 1,2,3,4 кварталы 2014 года и 1,2,3,4 кварталы 2015 года, что нарушает интересы не только Российской Федерации, Сахалинской области МО «Томаринский городской округ» в области охраны окружающей среды, в части недополучения бюджетами денежных средств для реализации своих обязательств, в том числе на природоохранные мероприятия, но и права граждан на благоприятную среду. Просит признать бездействие администрации МО «Томаринский городской округ», по не произведению в установленные законом сроки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2,3,4 кварталы 2013 года, 1,2,3,4 кварталы 2014 года, 1,2,3,4 кварталы 2015 года за размещение отходов производства и потребления – незаконным. Возложить на администрацию МО «Томаринский городской округ» обязанность произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2013 года, 1,2,3,4 кварталы 2014 года, 1,2,3,4 кварталы 2015 года в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с иском, глава администрации МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области ФИО2 представил в суд возражение, в котором указал, что в соответствии с Постановлением администрации МО «Томаринский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального казенного учреждения «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области» с ДД.ММ.ГГГГ создано Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области (далее-МКУ «Хозяйственный отдел») с передачей в оперативное управление имущества, принадлежавшего администрации МО «Томаринский городской округ».

В связи с созданием МКУ «Хозяйственный отдел» администрация МО «Томаринский городской округ», как объект и источник негативного воздействия на окружающую среду снята с учета в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, соответственно у администрации МО «Томаринский городской округ» отсутствует обязанность производить расчет платы на негативное воздействие на окружающей среду.

Согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. На основании экспертного заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федерального бюджетного учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» № 16 по проектным материалам от 14.10.2015 объекты, переданные в оперативное управление МКУ «Хозяйственный отдел» относится к 4 категории по воздействию выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух.

Исходя из вышеизложенного МКУ «Хозяйственный отдел» также не должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Не согласившись с данным возражением, и.о. прокурора Сахалинской области ФИО3 представил в суд возражение, в котором указал, что согласно возражениям Администрации - постановлением администрации МО «Томаринский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального казенного учреждения «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» с ДД.ММ.ГГГГ создано МКУ «Хозяйственный отдел» МО «Томаринский городской округ» с передачей в оперативное управление имущества, принадлежащего Администрации. В связи с чем, у Администрации отсутствует обязанность производить расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С данными выводами Администрации согласится невозможно согласиться в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 3, ч.ч. 1, 2, 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, охраны, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; размещение отходов производства и потребления.

В силу ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду и соответственно произведение расчетов платы.

Администрация является самостоятельным юридическим лицом, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, в связи с чем, является природопользователем и состоит на учёте в управлении Росприроднадзора по Сахалинской области как объект негативно воздействия на окружающую среду.

Согласно письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации. Каких либо документов, подтверждающих переход права собственности на отходы, образованные Администрацией иному лицу ответчиком не предоставлены.

Таким образом, Администрация оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду посредством размещения отходов производства и потребления, в связи с чем обязана в установленные сроки рассчитывать и вносить - плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Определением Томаринского районного суда от 16.08.2016 года в качестве соответчика по настоящему делу привлечено муниципальное казенное учреждение «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области.

02 сентября 2016 года в Томаринский районный суд поступили возражения на иск прокурора Сахалинской области руководителя МКУ Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области ФИО4, в которых указано, что в соответствии с Постановлением администрации МО «Томаринский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального казенного учреждения «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области» с ДД.ММ.ГГГГ создано Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области (далее-МКУ «Хозяйственный отдел») с передачей в оперативное управление имущества, принадлежавшего администрации МО «Томаринский городской округ». Администрация МО «Томаринский городской округ» согласно акту приема-передачи твердых бытовых отходов производства передала и наделила полномочиями МКУ «ХО» МО «Томаринский городской округ» осуществлять деятельность по сбору, утилизации и захоронению твёрдых бытовых отходов, с заключением договоров с организациями по вывозу и обработке твердых бытовых отходов.

МКУ «ХО» МО «Томаринский городской округ» заключены договора с организацией на оказание услуг по вывозу и обработке твердых бытовых отходов.

Согласно ч. 1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих - хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. На основании экспертного заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федерального бюджетного учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» № 16 по проектным материалам от 14.10.2015 объекты, переданные в оперативное управление МКУ «Хозяйственный отдел» относится к 4 категории по воздействию выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух.

Исходя из вышеизложенного МКУ «Хозяйственный отдел» не должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании административный истец заместитель прокурора Томаринского района Зайцева И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. Просит суд иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме, по изложенным в возражении основаниям.

Представитель административного ответчика МКУ «Хозяйственный отдел» МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области ФИО4, действующая на основании прав по должности, в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме, по изложенным в возражении основаниям.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзора по Сахалинской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом своевременно, представил в суд заявление, в котором указал, что с иском и.о. прокурора Сахалинской области согласен, на ДД.ММ.ГГГГ расчеты платы за НВОС за периоды 2,3,4 кварталы 2013, года, 2014 год и 2015 год администрацией МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области и МКУ «Хозяйственный отдел» МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области в адрес Управления не предоставлены, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд, с согласия участвующих в деле лиц, рассматривает дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и оценив их в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Закону об охране окружающей среды).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

По смыслу указанных норм обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на субъекты хозяйственной деятельности только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 года N 7-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе размещение отходов.

Согласно ст. 19 ФЗ N 89 от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 предусмотрено, что организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, оформляется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 28.06.2016 администрация МО «Томаринский городской округ» 27.10.2002 зарегистрировано в качестве юридического лица, которое организует мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа.

В силу ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду и соответственно произведение расчетов платы.

Администрация МО «Томаринский городской округ» является самостоятельным юридическим лицом, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, в связи с чем, является природопользователем и состояло на учёте в управлении Росприроднадзора по Сахалинской области как объект негативно воздействия на окружающую среду до июля 2015 года.

Постановлением администрации МО «Томаринский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципального казенного учреждения «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области» с ДД.ММ.ГГГГ создано Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области.

Согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе серии , Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области поставлено на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п.2.2 и 2.3 Устава Муниципального казенного учреждения «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области – целью деятельности Учреждения является обеспечение сохранности, эксплуатации и содержания зданий и имущества, находящихся в пользовании Учреждения, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области. Для достижения поставленных целей, указанных в п.2.2 настоящего Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды основной деятельности: обеспечивает надлежащие санитарное состояние помещений, зданий и сооружений органов местного самоуправления и муниципальных учреждений МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области, благоустройство и уборку прилегающих к ним территорий.

Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственный отдел» МО «Томаринский городской округ» также является самостоятельным юридическим лицом, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, в связи с чем, является природопользователем и состоит на учёте в управлении Росприроднадзора по Сахалинской области как объект негативно воздействия на окружающую среду с июля 2015 года.

Из материалов дела установлено, что между ООО «ВЕСТ» и Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственный отдел» МО «Томаринский городской округ» заключен договор на оказание услуг по вызову и захоронению ТБО от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ООО «ВЕСТ» (исполнитель) обязуется вывозить твердые бытовые отходы, производить утилизацию (захоронение) мусора на полигоне, а администрация МО «Томаринский городской округ» (заказчик) произвести исполнителю оплатить указанные услуги.

Вместе с тем, заключенный Муниципальным казенным учреждением «Хозяйственный отдел» МО «Томаринский городской округ» договор со специализированной организацией, осуществляющей вывоз и захоронение мусора, не освобождает административного ответчика нести обязательства по уплате соответствующих платежей в силу следующего.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В силу статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у Муниципального казенного учреждения «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области только лишь в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению ТБО и возникнуть у лица, оказывающего эти услуги, которому соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов не передавались.

Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленным статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а, следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.

Доказательств, что администрация МО «Томаринский городской округ» и Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственный отдел» МО «Томаринский городской округ» надлежащим образом производили расчеты уплаты и платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также причины невозможности произвести указанные действия, ответчиками не представлены.

Ссылку представителей ответчиков на ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно на то, что объекты, переданные в оперативное управление МКУ «Хозяйственный отдел» относится к 4 категории по воздействию выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух, в связи с чем плату за негативное воздействие на окружающую среду они вносить не обязаны, - суд считает несостоятельной, поскольку указанная норма закона вступила в законную силу с 01 января 2016 года.

Из изложенного следует, что администрация МО «Томаринский городской округ» и Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственный отдел» МО «Томаринский городской округ», осуществляя свою деятельность, размещая отходы производства и потребления, оказывают негативное влияние на окружающую среду и не вносят за это плату, что противоречит положениям действующего законодательства об охране окружающей среды и нарушает интересы Российской Федерации, Сахалинской области, МО «Томаринский городской округ» и права граждан на благоприятную среду, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, а именно суд признает бездействие администрации Муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области по не произведению в установленные законом сроки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2,3,4 кварталы 2013 года, 1,2,3,4 кварталы 2014 года, 1,2 кварталы 2015 года, то есть до снятия с учёта в управлении Росприроднадзора по Сахалинской области как объекта негативно воздействия на окружающую среду, за размещение отходов производства и потребления – незаконным. Также суд признает бездействие муниципального казенного учреждения «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области по не произведению в установленные законом сроки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 3,4 кварталы 2015 года, то есть до постановки на учёт в управлении Росприроднадзора по Сахалинской области как объект негативно воздействия на окружающую среду, за размещение отходов производства и потребления – незаконным, - и возлагает на ответчиков обязанность произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрация Муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области, муниципальному казенному учреждению «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области, юридический адрес: <адрес>, 694820, ИНН <***>, по не произведению в установленные законом сроки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2,3,4 кварталы 2013 года, 1,2,3,4 кварталы 2014 года, 1,2 кварталы 2015 года за размещение отходов производства и потребления – незаконным.

Признать бездействие муниципального казенного учреждения «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области, юридический адрес: <адрес> 694820, ИНН <***>, по не произведению в установленные законом сроки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 3,4 кварталы 2015 года за размещение отходов производства и потребления – незаконным.

Возложить на администрацию Муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области, обязанность произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2013 года, 1,2,3,4 кварталы 2014 года, 1,2 кварталы 2015 года в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на муниципальное казенное учреждение «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области, обязанность произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2015 года в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области и муниципальному казенному учреждению «Хозяйственный отдел» муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области, сообщить суду и Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору об исполнении настоящего решения в течение одного месяца по истечении трехмесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья А.В. Фисун