ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-272/2022 от 19.01.2022 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

г. Смоленск 2а-272/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

в составе

председательствующего судьи Родионова В.А.,

при секретаре Капитоновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 67RS0003-01-2021-005682-20 по административному иску ФИО1 к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области об оспаривании предписания,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области об оспаривании предписания. В обосновании своих требований указал, что в 2013 году он осуществил строительство вспомогательного помещения к уже построенному основному помещению – станции технического обслуживания автомобилей с магазином «Автозапчасти», площадью 1128 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес> Строительство спорного объекта осуществлялось в соответствии с проектной документацией «Проектная документация привязка вспомогательного помещения из типовых металлоконструкций заводского изготовления «СПАЙДЕР-В» по адресу: <адрес> разработанной ООО «Свобода плюс». 22.01.2014 указанная проектная документация была согласована с Главным архитектором г. Смоленска ФИО2 Вышеуказанное вспомогательное помещение было выстроено в точном соответствии с проектной документацией, строительными и техническими нормами и правилами, что подтверждается экспертным заключением № 038/М/21 от 19.01.2021. Таким образом, спорный объект не только используется им в качестве вспомогательного для хранения автозапчастей и материалов, складирования верстаков и иного оборудования, но и создавался именно как вспомогательный объект. 13.08.2021 административным ответчиком в отношении него проведена проверка, по результатам которой составлен акт. 07.09.2021 административный ответчик выдал ему предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в котором предписывалось получить разрешение на строительство объекта капитального строительства для ремонта автотранспорта и получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Срок исполнения предписания установлен до 16.11.2021. Считает данное предписание незаконным и необоснованным, поскольку спорный объект недвижимости является вспомогательным помещением по отношению к основному зданию площадью 1128 кв.м, строящейся и вводимый в эксплуатацию объект как вспомогательный не может приобрести статус до момента ликвидации основного (рядом стоящего) здания. На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным и отменить предписание Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области от 7 сентября 2021 г. № 02-370п.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что первоначально земельный участок с кадастровым номером предоставлен за плату в собственность ФИО1 После получения градостроительного плана и разрешения на строительство им были произведены работы по строительству автосервиса на пересечении улицы <адрес>. В последствие, земельный участок с кадастровым номером был преобразован путем раздела на два земельных участка с кадастровыми номерами , который в 2012 году был продан ФИО4, и , собственником которого является ФИО1 В 2013 году истец осуществил строительство вспомогательного помещения к уже построенному основному помещению – станции технического обслуживания автомобилей с магазином «Автозапчасти», площадью 1128 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером После строительства установлен факт наложения места положения здания автосервиса на территорию земельного участка принадлежащего ФИО4 и на территорию земель, государственная собственность на которые не разграничена в г. Смоленске. При таких обстоятельствах, исполнить предписание административного ответчика не представляется возможным.

Представитель административного ответчика Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы представленного суду письменного отзыва на иск и пояснила, что возведенный ФИО1 объект капитального строительства для ремонта автотранспорта, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, не представляет собой часть помещений основного здания, является обособленным, имеющим надземную и подземную часть, состоящим из собственных помещений, имеющим собственные сети инженерно-технического обеспечения. Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по вышеуказанному адресу Администрацией г. Смоленска административному истцу не выдавалось. Полагает, что довод ФИО1 об отнесении спорного объекта капитального строительства для ремонта автотранспорта к вспомогательным объектам несостоятелен, так как противоречит требованиям нормативно-правовых документов. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области земельный участок с кадастровым номером предоставлен за плату в собственность ФИО1 Администрацией города Смоленска застройщику ФИО1 выдан градостроительный план земельного участка № RU6730200-908 от 07.11.2008 для проектирования автосервиса (автомойка на 2 поста, станция технического обслуживания автомобилей на 5 постов, склад). На основании представленной документации, согласно перечню, приведенному в пункте 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, Администрацией города Смоленска застройщику выдано разрешение от 22.12.2010 № RU67302000-93 на строительство автосервиса (автомойка на 2 поста, станция технического обслуживания автомобилей на 5 постов, склад) на пересечении улицы <адрес>, со сроком действия до 22.07.2021. В последствие, земельный участок с кадастровым номером был преобразован путем раздела на два земельных участка с кадастровыми номерами - собственник ФИО4 и - собственник ФИО1 Административный истец с заявлением о внесении изменения в разрешение на строительство № RU67302000-93 от 22.12.2010, в части продления срока действия и (или) изменения кадастрового номера и площади земельного участка, в Администрацию города Смоленска не обращался. Также застройщик не обращался в Администрацию города Смоленска с заявлением о вводе в эксплуатацию автосервиса (автомойка на 2 поста, станция технического обслуживания автомобилей на 5 постов, склад), расположенного на пересечении улицы <адрес> Администрация города Смоленска разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером не выдавала. Однако, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на земельном участке с кадастровым номером зарегистрирован объект незавершенного строительства с кадастровым номером . По факту выполненных строительных работ и эксплуатации объекта капитального строительства без разрешительной документации Администрация города Смоленска обратилась в Департамент государственного строительного и технического надзора о проведении проверки и применении к застройщику мер административного реагирования.

Заинтересованные лица ФИО4, ФИО6 в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, извещены надлежащим образом.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ст. 226, 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, является несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя, в числе которых создание препятствий к осуществлению им его прав и свобод или незаконное возложение на него какой-либо обязанности.

Осуществление государственного строительного надзора по состоянию на 7 сентября 2021 года регламентировалось статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции от 01.09.2021, а также Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 (далее - Положение), которое действовало до 1 января 2022 г.

Статьёй 54 Кодекса установлено, что государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Предметом государственного строительного надзора в соответствии с частями 3 и 4 статьи 54 Кодекса является, в том числе соблюдение: требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства; соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.

В соответствии с ч. 17 ст. 54 Кодекса в случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

В силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54), при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Согласно пункту 14(1) в случае если по результатам проведенной проверки в отношении объектов, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт проверки в 3 экземплярах. Третий экземпляр акта, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы направляются с уведомлением о выявлении самовольной постройки, предусмотренным частью 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в том числе, принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными данного Кодексом, другими федеральными законами, в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу части 6.1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 указанного Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 указанного Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Согласно части 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации; обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи № 2704 от 07.02.2011, заключенного в г. Смоленске, является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под незавершенной строительством автомойки на 2 поста, площадью 614 кв.м, с кадастровым номером , по адресу: <адрес> (л.д. 9).

Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером являлась ФИО4, которая в ходе рассмотрения настоящего дела произвела отчуждение данного земельного участка, собственником которого стал ФИО6, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.148-149).

В 2013 году ФИО1 без получения разрешения на строительство осуществил строительство нежилого помещения на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

13.08.2021 на основании приказа Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области №709/Пр от 30.07.2021 в отношении ФИО1 проведена выездная проверка с целью проверки сведений указанных в обращении ФИО4, о чем составлен соответствующий акт № 02-370 от 13.08.2021 (л.д. 63-66).

Согласно акту № 02-370 от 13.08.2021 в ходе проведения проверки установлено, что по адресу: г. <адрес> на земельном участке с кадастровым номером выполнено строительство объекта капитального строительства для ремонта автотранспорта. Объект возведен на бетонном ленточном фундаменте, материал стен металлокаркас, обшитый сэндвич панелями. Кровля двухскатная, высота в коньке 6,5 м, объект в плане прямоугольной формы. С правой стороны от главного фасада выполнено некапитальное строение: навес, обшитый профлистом. Размеры объекта капитального строительства в плане 27 м на 12 м. Внутри объекта капитального строительства выполнены перегородки. Объект подключен к электроснабжению, к газоснабжению, на объекте имеется теплогенераторная, установлены газовые котлы. Данный объект эксплуатируется. Над въездными воротами установлены баннеры с надписями «6 пост ремонт КПП и АКПП», «7 пост ремонт двигателя», «8 пост ремонт подвески», «9 пост диагностика». Внутри объекта установлены столы-верстаки, находится специализированный инструмент для ремонта автомашин, смонтированы автомобильные подъемники, на которых осуществляется ремонт автомобилей. Администрация города Смоленска разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером не выдавала. Согласно сведений публичной кадастровой карты часть гаража находится за пределами земельного участка с кадастровым номером и на земельном участке с кадастровым номером ФИО1 в процессе проведения проверки заявил, что данный объект капитального строительства по ремонту автомашин является вспомогательным по отношению к основному объекту. Основным объектом он считает расположенный напротив ворот объект, в котором расположен автосервис и магазин по продаже запасных частей для автомобилей. Основной (по мнению ФИО1) объект расположен по адресу <адрес> В связи с этим ФИО1 считает не обязательным получение разрешения на строительство объекта капитального строительства предназначенного для ремонта автотранспорта и дальнейшего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Согласно сведениям публичной кадастровой карты объект - «Станция технического обслуживания автомобилей с магазином Автозапчасти», расположена на земельном участке с кадастровым номером . Позиция об отнесении объекта капитального строительства для ремонта автотранспорта к вспомогательным объектам не соответствует требованиям ряда нормативных документов. По результатам проверки, установлено, что Администрация города Смоленска разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером не выдавала. Таким образом, ФИО1 нарушено требование ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так как часть объекта капитального строительства для ремонта автотранспорта находится за пределами земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является ФИО1, он приобретает признаки самовольной постройки (л.д. 64-66).

07 сентября 2021 г. Департаментом государственного строительного и технического надзора Смоленской области ФИО1 выдано предписание № 02-370 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, согласно которому последний обязан в отношении объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , в срок до 16.11.2021 получить разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплантацию (л.д. 84).

Разрешая вопрос о законности данного предписания, суд исходит из следующего.

Исходя из системного толкования приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54, Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области при выявлении самовольной постройки должен был направить в Администрацию г. Смоленска соответствующее уведомление.

По результатам рассмотрения такого уведомления Администрация города Смоленска должна совершить одно из трех действий, предусмотренных частью 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе принять решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; направить уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, от которого поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

При этом закон не возлагает на Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области обязанности по принятию мер по узакониванию самовольной постройки, в том числе путём выдачи собственнику земельного участка предписания о получении разрешения на строительство в отношении самовольно возведённого объекта. В пределах своей компетенции Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области может выдать предписание об устранении нарушений градостроительных норм и правил, проектной документации, но не об обязании получить разрешение на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию.

Окончательное решение о судьбе самовольной постройки принимается органом местного самоуправления, в данном случае Администрацией города Смоленска, которая вправе принять решение о сносе самовольной постройки и обратиться в суд с иском о её сносе. При таком обстоятельстве, предписание об обязании получить разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию утратит всякий здравый смысл.

Поскольку Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области при выдаче оспариваемого предписания превысил свою компетенцию, то данное предписание является незаконным и подлежит отмене.

Более того, имеется второе основание для признания оспариваемого предписания незаконным.

Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области, исходя из публично-правовых начал (принципов), при выполнении своих функций должен действовать добросовестно и не злоупотреблять властью.

Это означает, что выдаваемые Департаментом предписания должны быть исполнимы. Когда выдаваемое предписание является заведомо неисполнимым, то гражданин ставится в такое положение, при котором он всегда, независимо от предпринятых им мер и действий, будет подлежать административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания).

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Из представленного в материалы дела заключения выполненного ООО ПКФ «Геодезия», усматривается, что спорный объект капитального строительства расположенный на принадлежащем ФИО1 земельном участке с кадастровым номером , выходит за переделы земельного участка и налагается на территорию земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО6, (площадь наложения - 32 кв.м), и на земли, государственная собственность на которые не разграничена в г. Смоленске (площадь наложения - 73 кв.м).

Данное обстоятельство Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области было известно на момент выдачи предписания, поскольку оно также отражено в акте проверке.

Следовательно, при обращении ФИО1 в Администрацию г. Смоленска с заявлением о выдаче разрешения на строительство ему в этом в силу положений ст. 51 ГрК РФ будет отказано, так как спорный объект капитального строительства частично расположен за пределами принадлежащего ему земельного участка. Соответственно, не получив разрешение на строительство, не возможно получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах, у Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области отсутствовали основания для выдачи ФИО1 предписания о получении разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, предписание Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области от 7 сентября 2021 г. № 02-370п является незаконным и подлежит отмене, а заявленный административный иск - удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области от 7 сентября 2021 г. № 02-370п, выданное ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.А. Родионов