ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-272/2023 от 22.12.2023 Красноармейского районного суда (Приморский край)

25RS0019-01-2023-000758-88

№ 2а-272/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Новопокровка 22 декабря 2023 года

Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Савенковой Ю.А., при секретаре ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Веревкиной Т. В. к старшему судебному приставу-исполнителю начальнику отдела ОСП по Красноармейскому району УФССП России по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, заинтересованное лицо ФИО

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с указанным административным иском к административным ответчикам. В обоснование своих требований административный истец указал, что на принудительном исполнении в ОСП по Красноармейскому району находилось исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности с ФИО в пользу Веревкиной Т.В. Согласно сведениям с официального сайта ФССП РФ исполнительное производство -ИП окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 46 ч. 1 п. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа, а также оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя не поступили. О нарушении своего права административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ из официального источника: на официальном сайте ФССП России. Судебным приставом-исполнителем нарушено право взыскателя на: повторное предъявление исполнительного документа к исполнению; полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа. На дату подачи искового заявления указанные выше нарушения законодательства не устранены, носят длящийся характер, права административного истца не восстановлены, поскольку исполнительный документ вместе с постановлением судебного пристава-исполнителя в адрес взыскателя не поступали. Длительное не возвращение оригинала ИД после вынесения постановления об окончании исполнительного производства и акта о невозможности взыскания, может, в том числе, свидетельствовать и об утрате исполнительного документа судебным приставом-исполнителем. Просит признать незаконным бездействие старшего судебного пристава ОСП по Красноармейскому району, выразившееся в не направлении в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ и невозвращение оригинала исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем направления в адрес административного истца постановления об окончании исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ и оригинал исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ или, в случае утраты оригинала исполнительного документа, обращения административным ответчиком в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа.

Административный истец Веревкина Т.В. надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, не просила об отложении судебного заседания.

Административный ответчик старший судебный пристав исполнитель ОСП по Красноармейскому району ФИО, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Административный ответчик Управления ФССП России по Приморскому краю надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания своего представителя в суд не направил, о причинах неявки суд не уведомил, и не просил об отложении рассмотрения дела.

Заинтересованное лицо ФИО надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явилась, о причинах не явки суд не уведомила.

Из поступившей от ОСП по Красноармейскому району информации следует, что на исполнении в ОСП по Красноармейскому району находилось исполнительное производство , возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа в отношении должника ФИО о взыскании задолженности по кредитному договору в сумме 13057,85 рублей в пользу ИП Веревкиной Т.В.. ДД.ММ.ГГГГ указанное исполнительное производство окончено, в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. ДД.ММ.ГГГГ постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю отменено, для совершения повторных исполнительных действий и ему присвоен новый . ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство также окончено ввиду отсутствия имущества. По причине того, что срок хранения исполнительного производства 3 года, не представляется возможным представить подтверждающие документы, а так же установить факт направления исполнительного документа взыскателю.

Настоящее административное дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле и их представителей.

Суд, ознакомившись с административным исковым заявлением, проверив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены основания, при которых судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю после возбуждения исполнительного производства.

Так согласно п. 4 ч. 1 указанной статьи, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

При этом статья 47 вышеназванного закона предусматривает основания, при которых судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается, в случае, когда судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ.

Согласно части 6 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются в том числе, взыскателю и должнику.

Как следует из представленных материалов и установлено судом судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ взыскано в пользу Веревкиной Т.В. с должника ФИО задолженность по кредитному договору в сумме 13057,85 рублей.

Согласно информации ОСП по Красноармейскому району на основании указанного судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ.

Обсуждая вопрос о незаконности бездействия должностного лица, которое бы повлекло бы нарушение прав и законных интересов административного истца, суд исходит из следующего.

Взыскатель по исполнительному производству вправе оспорить в суде постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, что предусмотрено ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).

Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если установит, что оспариваемое постановление, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.

Согласно ст. 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что предъявление иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения. Соответственно, административный иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод лица с указанием на способ восстановления такого права.

Согласно ст. 430 ГПК РФ в случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа (исполнительных документов) суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя дубликаты исполнительных документов. Заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный документ был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа.

В силу п. 1.3. Положения "Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств", утвержденных Приказом ФССП России от 28 сентября 2015 года № 455 (далее - Положение) при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России. Исходя из п. 2.2 начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа ФССП России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе: дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа; судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя выдает либо направляет в адрес взыскателя (либо его представителя) справку об утрате исполнительного документа.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с частью 1 статьи 46 настоящего Федерального закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня направления соответствующего постановления.

Административному истцу об окончании исполнительного производства стало известно ДД.ММ.ГГГГ из информации на официальном сайте ФССП России, с административным иском Веревкина Т.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно срок, предусмотренный ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не пропущен.

Начальником отделения старшим судебным приставом ФИО представлена информация, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство, возбужденное на основании судебного приказа в отношении должника ФИО окончено, в виду отсутствия у должника имущества, документы подтверждающие факт направления взыскателю постановления об окончании исполнительного производства и оригинала исполнительного документа, представить не имеется возможным, по причине того, что срок хранения исполнительного производства 3 года.

Таким образом, судом не установлено бездействия судебного пристава по не направлению в адрес взыскателя вышеуказанных документов, так как данный факт о не направлении документов не подтвержден в судебном заседании.

Установив конкретные обстоятельства дела, проверив действия старшего судебного пристава на соответствие требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав Веревкиной Т.В. как взыскателя, поскольку при неполучении оригиналов исполнительных документов и наличии сведений об их отсутствии в службе судебных приставов административный истец не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 430 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для получения дубликатов исполнительных листов и предъявления их для возбуждения исполнительных производств в целях принудительного взыскания с должника денежных средств, поскольку в судебном заседании установлено, что исполнительные документы в службе судебных приставов отсутствуют.

Срок предъявления исполнительного документа к исполнению, с учетом положений ч. 3 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не истек.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований

Руководствуясь ст.ст. 175-178, 226 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Веревкиной Т. В. к старшему судебному приставу-исполнителю начальнику отдела ОСП по Красноармейскому району УФССП России по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, заинтересованное лицо ФИО, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд Приморского края в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.12.2023 г.

Судья Ю.А. Савенкова