ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-273 от 23.03.2016 Юрьевецкого районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-273

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

23 марта 2016 года гор. Юрьевец, Ивановской области

Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Чайки М.В., при секретаре Моревой Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Юрьевец, Ивановской области дело по административному исковому заявлению прокурора Юрьевецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проекта и постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015 № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя» и обязании провести антикоррупционную экспертизу.

У С Т А Н О В И Л:


Административный истец - прокурор Юрьевецкого района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проекта и постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015 № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя» и обязании провести антикоррупционную экспертизу, указав, что Прокуратурой Юрьевецкого района проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Соболевского сельского поселения законодательства о противодействии коррупции. Проверкой установлено следующее. Противодействие коррупции, как установлено п.2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Далее - Закон № 273-ФЗ), это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актах и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ (Далее Закон № 172-ФЗ) одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В ст. 3 Закона № 172-ФЗ определено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Законом № 172-ФЗ, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. В силу ст. 4 Закона № 172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения, что определено ч.4 ст. 3 Закона № 172-ФЗ.Из вышеизложенных норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательной. Проведенной проверкой установлено, что 28.05.2015г.администрацией Соболевского сельского поселения принято постановление № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя». Данное постановление обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт. Антикоррупционная экспертиза как проекта, так и постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015г. №28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя», не проводилась. Таким образом, бездействие администрации Соболевского сельского поселения, выражающееся в не проведении антикоррупционной экспертизы проекта и постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015 № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя» не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств в рамках Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции от 31.10.2003 года. Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленных на устранение обязательств, нарушающих права неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Применение досудебного порядка урегулирования спора по данной категории дел является невозможным. В соответствии со ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

На основании изложенного, административный истец просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации Соболевского сельского поселения, выражающееся в не проведении антикоррупционной экспертизы проекта и постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015 № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя».

2. Обязать администрацию Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района в срок до 01.04.2016 провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015 № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя».

Представитель административного истца помощник прокурора Кашин К.Е. в судебном заседании исковые требовании поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что до настоящего времени антикоррупционная экспертиза проекта и постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015 № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя» административным ответчиком не проведена.

Представитель административного ответчика администрации Соболевского сельского поселения надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не прибыл, согласно представленному в суд ходатайству, просит рассмотреть дел в его отсутствие, требования административного истца признает в полном объеме.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело без участия представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные в суд документы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) "О противодействии коррупции" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляет правовую основу противодействия коррупции.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В силу ст. 2 Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза направлена на исключение положений из нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающих условия для проявления коррупции.

К числу субъектов, осуществляющих проведение антикоррупционной экспертизы, наряду с прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, федеральным законодателем также отнесены органы, организации их должностные лица, которые проводят такую экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" выявленные органами местного самоуправления в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы, в случаях, предусмотренных ч.ч. 3, 4 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона.

В силу части 4 и части 5 статьи 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

В соответствии со своими полномочиями Правительством Российской Федерации постановлением N 96 от 26.02.2010 года утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Таким образом, действующее законодательство возлагает в силу прямого указания закона на администрацию Соболевского сельского поселения обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами, выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Данное бездействие администрации Соболевского сельского поселения является незаконным, принятие нормативного правового акта без проведения антикоррупционной экспертизы создает условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что повлечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан проживающих на территории данного муниципального образования.

Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории сельского поселения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В суде нашел подтверждение факт бездействия администрации Соболевского сельского поселения, выразившийся в не проведении антикоррупционной экспертизы проекта и постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015 № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя».

Суд, выслушав мнения участников процесса, приходит к выводу о необходимости обязать администрацию Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области принять меры по устранению имеющихся нарушений законодательства в срок до 01 апреля 2016 года, доказательств невозможности исполнения решения до указанного срока ответчиком не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исполнение решения суда в срок до 01 апреля 2016 года является вполне достаточным и разумным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 177 - 180, 227, КАС РФ суд,


Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Юрьевецкого района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, выражающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проекта и постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015г. № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя» и обязании провести антикоррупционную экспертизу, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Соболевского сельского поселения, выражающееся в не проведении антикоррупционной экспертизы проекта и постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015г. № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя».

Обязать администрацию Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района в срок до 01.04.2016г. провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Соболевского сельского поселения от 28.05.2015г. № 28 «Об утверждении административного регламента по предоставлению унифицированной муниципальной услуги «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком по заявлению правообладателя».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановском областном суде через Юрьевецкий районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 28 марта 2016 года.

Председательствующий: