ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2730/2022 от 08.06.2022 Анапского городского суда (Краснодарский край)

дело №2а-2730/2022

УИД: 23RS0003-01-2022-004550-70

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город-курорт Анапа "19" сентября 2022 года

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Аулова А.А.

при секретаре Засеевой О.В.

с участием: представителя административного истца - ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" Горного А.В., действующего на основании доверенности №01-12/14 от 08 июня 2022 года,

представителя административного ответчика - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) Багмут М.В., действующего на основании доверенности №РМ-Д/30 от 30 ноября 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Утриш" (ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш") к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене предписания в части,

УСТАНОВИЛ:

ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" обратилось в суд с административным иском к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене предписания в части, сославшись на то, что на основании акта выездной проверки от 29 июня 2022 года, проведённой сотрудниками Южного Межрегионального управления Росприроднадзора, ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" 29 июня 2022 года было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №05-23-17-Н-1, согласно которого учреждению предписано устранить нарушения обязательных требований, установленных в ч.5 ст.53.1 Лесного кодекса РФ, пп."в" п.12 Раздела II постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах приказ Минприроды России от 28 марта 2014 года №161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов", ч.2 ст.53, ст.53.1 Лесного кодекса РФ, постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2011 года №281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", приказе Рослесхоза от 27 апреля 2012 года №174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов", п.36 Раздела VII постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах" в срок до 29 августа 2022 года.

Административный истец - ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" не согласно с требованиями, изложенными в предписании, полагая, что они являются незаконными и необоснованным и нарушающими права, свободы и законные интересы учреждения. Так, вопреки требованиям пункта 1 предписания ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" располагает индивидуальными перевязочными пакетами в количестве 16 шт., при этом документы, подтверждающие наличие указанных средств предупреждения и тушения лесных пожаров, были представлены управлению Росприроднадзора, в связи с чем требования, изложенные в пункте 1 предписания недействительны и не основаны на материалах проверки.

Также административный истец указывает, что в соответствии с изменениями, вносимыми в лесохозяйственный регламент лесничества "Государственный природный заповедник "Утриш" (утв. заместителем директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере ООПТ Я. А.М. 17 мая 2021 года), предусмотрены нормативы мероприятий по охране лесов от пожаров (таблица 14.5), согласно которых предусмотрена установка стендов в количестве 14 шт., из которых 9 шт. ранее установлены, а 5 шт. необходимо установить в период с 2021 года по 2023 год. На момент проведения проверки ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" было установлено 11 стендов, а оставшиеся 4 стенда необходимо было установить в срок до 2023 года, при этом установка плакатов Лесохозяйственным регламентом лесничества "Государственный природный заповедник "Утриш" не предусмотрена (таблица 14.5 Нормативов). Согласно Нормативов (таблица 14.5 Лесохозяйственного регламента) предусмотрена установка объявлений (аншлагов) в количестве 24 шт., из которых 2 шт. необходимо установить в период с 2021 года по 2023 год. На момент проведения проверки у ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" имелось в наличие 26 штук объявлений (аншлагов). Также на момент проведения проверки у ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" имелись шлагбаумы, преграды, обеспечивающие ограниченное пребывание граждан в лесах в целях обсечения пожарной безопасности, в количестве 40 штук, что также соответствует Лесохозяйственному регламенту. Положение о Государственном природном заповеднике "Утриш", утвержденное приказом Минприроды России от 03 марта 2011 года №145, запрещает любую деятельность, противоречащую задачам заповедника и режиму особой охраны его территории (п.9 Положения). Согласно п.13 Положения о заповеднике пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками учреждения или должностными лицами Минприроды России и Росприроднадзора, допускается только при наличии у них разрешений дирекции учреждения или Минприроды России. Таким образом, требования, указанные в п.2 предписания о благоустройстве отдыха граждан, пребывающих в лесах, должно осуществлять с учетом норм, закрепленных в Законе №33-ФЗ и Положении о заповеднике.

В обоснование заявленных административных исковых требований представитель административного истца также указывает, что Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июня 2007 года №170 "О совершенствовании организации эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора" утверждены "Методические рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках". В целях познавательного туризма и экологического просвещения ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" разработаны экскурсионные маршруты в соответствии с Лесохозяйственным регламентом. Согласно пунктов 1.1.9., 1.1.11, 2.8. Лесохозяйственного регламента предусмотрены элементы благоустройства. На территории заповедника действуют 3 экскурсионных маршрута: а) "Каньон", протяженностью 2,38км., площадью 0,7га., оборудован пятью зонами отдыха: входная группа с четырьмя скамейками и шестнадцатью скамейками, расположенными вдоль экскурсионного маршрута, для комфортного подъема в каньон установлены две деревянные лестницы; б) "Савина щель", протяженностью 4,8км., площадью 1,4га., оборудован тремя зонами отдыха: входная группа, три скамейки, расположенные вдоль экскурсионного маршрута и беседка; в) "Савина щель. Партизанской тропой", протяженностью 2,6км., площадью 0,78га., оборудован тремя зонами отдыха: входная группа с тремя скамейками, три скамейки, расположенные вдоль экскурсионного маршрута, и партизанская землянка. Всего установлено 15 оборудованных зон отдыха, которые расположены исключительно на экскурсионных маршрутах. Таким образом, учреждение в полном объеме и в соответствии с действующим законодательством принимает меры в части благоустройства зон отдыха, при этом ссылка управления Росприроднадзора в акте проверки от 29 июня 2022 года на требования ГОСТ Р 57972-2017. "Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования" не может применяться к территории заповедника в части обустройства зоны отдыха, поскольку исключает свободное посещения гражданами леса. Пункт 5.4 ГОСТ Р 57938 применяется к территории заповедника в той части, в какой не противоречит Закону №33-ФЗ и Положению о заповеднике, поскольку проведение экскурсий для посетителей на территориях заповедника не подразумевает ночлега, посещения смотровых площадок, подъезд на автотранспорте, а также разведения костров или огня.

Также административный истец указывает, что в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Лесничества "Государственный природный заповедник "Утриш" и планом тушения лесных пожаров на территории лесничества Государственный заповедник "Утриш" на пожароопасный период 2022 года не предусмотрено на территории заповедника устройство подъездов к источникам водоснабжения. Для забора воды при тушении лесных и растительных пожаров, используются естественные водоемы (акватория Черного моря) и водотоки (река Сукко, Водопадная щель), пожарные гидранты с. Сукко, п. Б. Утриш и п. Дюрсо, находящиеся в непосредственной близости к границам заповедника. В целях забора воды пожарными автомобилями в п. Б. Утриш возможно использование двух каптажных пожарных водоема, объемом по 28 м3 и 30 м3. При этом в п.2 обжалуемого предписании неясно, о каких подъездах к источникам противопожарного водоснабжения идет речь. В Лесохозяйственном регламенте к источникам противопожарного водоснабжения отражены подъезды к ним, более того, все источники оборудованы необходимой инфраструктурой, чтобы при необходимости ими можно было воспользоваться в кратчайший срок. Создание новых подъездных путей к противопожарным водоемам означает перемещение грунта, уничтожение краснокнижных растений, иными словами – вмешательство человека в природные процессы и воздействие на них, что прямо запрещено положениями Закона №33-ФЗ. Приказом Минприроды России от 12 августа 2021 года №558 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Согласно данных Особенностей в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений (п.6). Таким образом, в случае исполнения обжалуемого предписания в части устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения будет осуществлена сплошная рубка леса, доступ тяжелой техники, повреждение почвенного покрова и растительности (экологическая катастрофа), что приведет к нарушению требований, изложенных в п.17 Правил, а также указанных выше норм Положения о заповеднике и Закона №33-ФЗ.

Также административный истец ссылается, что в п.1 предписания указаны нормы нормативно правовых актов, которые нарушены, в частности, пп."в" п.12 Раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", однако указанное постановление состоит из двух пунктов, в соответствии с которыми утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (п.1) и дата вступления постановления в силу и период его действия (п.2). Также в указанном пункте предписания приведён приказ Минприроды России от 28 марта 2014 года №161, однако из указанного предписания не следует, какая норма указанного приказа нарушена, поскольку данный приказ состоит из 3-х пунктов, которыми утверждаются виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. В пункте 2 предписания также указаны нормы нормативно правовых актов, которые нарушены. В приказе Рослесхоза от 27 апреля 2012 года №174 отражен 1 пункт, из которого неясно, какие требования нарушило ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш", а также, что необходимо выполнить для устранения нарушения. В п.3 предписания аналогичное нарушение в части указания нормы нормативно правовых актов, которые следует соблюдать, а, именно, п.36 Раздела VII, которого нет в постановлении Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года №1614, при этом данное постановление состоит из 2-х пунктов.

Административный истец указывает, что предписание, как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Таким образом, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами, оно не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная ст.19.5 КоАП РФ. Таким образом, требование оспариваемого предписания содержит общие формулировки, при этом нет конкретизации, отсутствует определенность, что является несоответствием оспариваемого представления требованиям, установленным действующим законодательством. В связи с чем административный истец - ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" обратилось в суд с настоящими административными исковыми требованиями и просит признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленных нарушений от 29 июня 2022 года №05-23-17-Н-1 в части пунктов 1 и 2, а, именно, в части: установки стендов, плакатов, объявлении (аншлагов) и других указателей и знаков, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах; эксплуатации шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; благоустройства зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст.11 Лесного кодекса РФ; устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.

Представитель административного истца - ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" Горный А.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным доводам и основаниям.

Представитель административного ответчика - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) Багмут М.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях, представленных ранее в адрес суда, согласно которых административным истцом не приведено, каким именно нормам права не соответствует предписание от 29 июня 2022 года №05-23-17-Н-1 и какие именно права, свободы и законные интересы ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" им нарушены. Доводы административного истца о том, что ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" располагало на момент проверки достаточным количеством индивидуальных перевязочных пакетов не соответствует действительности, поскольку по результатам проведенной проверки было установлено наличие индивидуальных перевязочных пакетов в количестве 13 штук, таким образом, в нарушение пп."в" п.12 Правил пожарной безопасности в лесах ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" не обеспечило соблюдение норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, в части средств индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров. Доводы административного истца о том, что на момент проверки на территории заповедника было установлено необходимое количество стендов и аншлагов (объявлений), шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, а ГОСТ Р 57972-2017 не применим к данной территории, а также, что на территории заповедника не должны иметь место подъезды к источникам противопожарного водоснабжения, так как это запрещено п.17 Правил пожарной безопасности в лесах, не соответствует действительности. Так, согласно пп."А" п.3 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров). Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года №174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов" утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов, в том числе по установке и размещению стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (в виде: стендов – не менее одного на лесничество (участковое лесничеств), лесопарк, плакатов – 1 шт., объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей – 3 шт.), благоустройству зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст.11 Лесного кодекса РФ, установке и эксплуатации шлагбаумов, устройству преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (строительство – 0,3км., реконструкция – 0,2 км., эксплуатация – суммарная протяженность созданных, реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог), прочистке и обновлению просек, противопожарных минерализованных полос, строительству, реконструкции и эксплуатации: пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря – по одному на добровольную пожарную дружину, устройству пожарных водоемов, устройству подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, эксплуатации пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения. В соответствии с утвержденным Планом тушения лесных пожаров на территории лесничества Государственный природный заповедник "Утриш" Краснодарского края на период пожароопасного сезона 2022 года произведено распределение по классам природной пожарной опасности по лесорастительным условиям: I класс – 41,5 га., II класс – 2796,2 га., III – 6380,7 га., IV – 346,9 га., V – 355,7 га. Таким образом, с учетом нормативов противопожарного обустройства лесов на территории Государственного природного заповедника "Утриш" должны осуществляется следующие мероприятия, направленные на предупреждение лесных пожаров, а также следующие меры противопожарного обустройства лесов: установка и размещение стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, – не менее 2 шт.; установка и размещение плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, – 10 шт.; установка и размещение объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, – 30 шт.; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации – 15 шт.; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, – 18 шт.; реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, – 2 км; эксплуатация – суммарная протяженность созданных, реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог; строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) – 1 шт.; прочистка и обновление просек – 50 км.; строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря – 1 шт.; устройство пожарных водоемов – 7 шт.; устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения – 25 шт.; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения – 32 шт. и др. Лесохозяйственным регламентом лесничества Государственного природного заповедника "Утриш" (Таблица 14.5) предусмотрены следующие нормативы мероприятий по охране лесов от пожаров: установка и размещение стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, –14 шт., 6 из которых в Анапском участковом лесничестве и 8 - в Абраусском участковом лесничестве; установка и размещение плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, не предусмотрена; установка и размещение объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, – 24 шт., 13 из которых в Анапском участковом лесничестве и 11 - в Абраусском участковом лесничестве; установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, – 2 шт., 1 из которых в Анапском участковом лесничестве и 1 - в Абраусском участковом лесничестве; эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, – 25 шт., 15 из которых в Анапском участковом лесничестве и 10 - в Абраусском участковом лесничестве; эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, – 41 км., 27 из которых в Анапском участковом лесничестве и 14 - в Абраусском участковом лесничестве; строительство и реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров не предусмотрено; просечка просек – 3 шт., 2 из которых в Анапском участковом лесничестве и 1 - в Абраусском участковом лесничестве; установка щитов сосредоточения противопожарного инвентаря – 41 шт., 27 из которых в Анапском участковом лесничестве и 14 - в Абраусском участковом лесничестве; эксплуатация щитов сосредоточения противопожарного инвентаря – 2 шт., 1 из которых в Анапском участковом лесничестве и 1 - в Абраусском участковом лесничестве; установка пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря – 2 шт., 1 из которых в Анапском участковом лесничестве и 1 - в Абраусском участковом лесничестве. В рамках ранее проведенной проверки установлено наличие установленных: стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, –12 шт., 3 из которых в Анапском участковом лесничестве и 9 - в Абраусском участковом лесничестве; аншлагов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, – 26 шт., 13 из которых в Анапском участковом лесничестве и 13 - в Абраусском участковом лесничестве; шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, – 41 шт., 25 из которых в Анапском участковом лесничестве и 16 - в Абраусском участковом лесничестве. Информация об установке ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" в период с 15 апреля 2022 года по 15 июня 2022 года стендов, аншлагов и шлагбаумов управлению не предоставлена. По информации, представленной ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" (Ведомости остатков ОС, НМА, НПА), и на территории Государственного природного заповедника "Утриш" установлены: стенды, содержащие информацию о мерах противопожарной безопасности в лесах, в количестве 23 штук; аншлаги, содержащие информацию о мерах противопожарной безопасности в лесах, в количестве 26 штук; шлагбаумы, обеспечивающие ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, в количестве 40 штук. При проведении проверки представителем ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" выборочно продемонстрированы следующие мероприятия на территории в границах Государственного природного заповедника "Утриш": стенды, содержащие информацию о мерах противопожарной безопасности в лесах, в количестве 6 штук, 2 из которых расположены в Анапском участковом лесничестве и 4 - в Абраусском участковом лесничестве; аншлаги, содержащие информацию о мерах противопожарной безопасности в лесах, в количестве 11 штук, 6 из которых расположены в Анапском участковом лесничестве и 5 - в Абраусском участковом лесничестве; шлагбаумы, обеспечивающие ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, в количестве 22 штуки, 15 из которых расположены в Анапском участковом лесничестве и 7 - в Абраусском участковом лесничестве; места, которые условно можно отнести к зонам отдыха граждан, пребывающих в лесах, в количестве 7, расположенных в Абраусском участковом лесничестве. Вышеуказанные зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 57972-2017. Устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения не подразумевает обязательных сплошных рубок, на территории заповедника достаточно мест для их размещения. Таким образом, запрет на проведение сплошных рубок не свидетельствует о незаконности самого предписания. При этом постановление Правительства РФ от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" и Приказ Рослесхоза от 27 апреля 2012 года №174 не содержат исключения для территорий ООПТ. Довод административного истца о том, что в п.1 обжалуемого предписания указан пп."в" п.12 раздела II Постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" и Приказ Минприроды России от 28 марта 2014 года №161, не свидетельствуют о наличии оснований для признания его незаконным и отмене. Так, согласно пп."в" п.12 раздела II Постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования. Данная норма подлежит исполнению ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" в полном объеме. Приказ Минприроды России от 28 марта 2014 года №161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" также подлежит исполнению ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" в полном объеме. Доводы административного истца о том, что в п.2 обжалуемого предписания указан Приказ Рослесхоза от 27 апреля 2012 года №174, также не свидетельствует о наличии оснований для признания его незаконным и отмене, поскольку Приказ Рослесхоза от 27 апреля 2012 года №174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов" подлежит исполнению ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" в полном объеме. Доводы административного истца о том, что в п.3 обжалуемого предписания указан п.36 раздела VII Постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", также не свидетельствует о наличии оснований для признания его незаконным и отмене. Так, согласно п.36 раздела VII Постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы, шириной 10 м., с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов. Данная норма подлежит исполнению ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" в полном объеме. Изложенное выше в полной мере свидетельствует о соответствии обжалуемого предписания действующему законодательству, в том числе, п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", содержит реально исполнимые требования, конкретные указания, четкие формулировки. Изложенное указывает на безосновательность доводов ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш". Позиция ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" опровергается большим количеством судебных актов мировых судей, Анапского городского и районного судов, Краснодарского краевого суда, а также Четвертого кассационного суда общей юрисдикции. О неполноте мер пожарной безопасности, принимаемых ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" также свидетельствует пожар произошедший в августе 2020 года на территории заповедника "Утриш" и его катастрофические последствия для экологии региона. В связи с чем просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 года №1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации", лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности отнесены к основным принципам охраны окружающей среды.

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров.

Охрана и защита лесов включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах, куда входят такие виды деятельности, как предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (ч.1 ст.53 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В силу части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Ширина просек, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (ч.2.1 ст.53.1 Лесного кодекса РФ).

Исходя из положений части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года №281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со ст.11 Лесного кодекса РФ; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с частью 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ (ч.1 ст.19 Лесного кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 настоящего Кодекса.

Согласно подпункта "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Согласно пункта 36 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы, шириной 10 метров, с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов.

Цели установки аншлагов определены в пункте 5.10 ГОСТ Р 57972-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21 ноября 2017 года №1792-ст).

Противопожарный разрыв в соответствии с подпунктом 5.14 пункта 5 ГОСТ Р 57972-2017 "Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования" предназначен для остановки сильных низовых пожаров, который следует создавать в виде просеки, шириной от 10 до 100 метров, очищенной от пожароопасных горючих материалов, с противопожарной минерализованной полосой или дорогой или в виде естественных безлесных территорий, водных пространств в лесах.

Как следует из материалов дела, ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" зарегистрировано в качестве юридического лица 01 июля 2016 года с основным видом деятельности – деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц №ЮЭ9965-22-138541862, составленной по состоянию на 26 июля 2022 года.

На основании решения руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 07 июня 2022 года №05-ВП-В-285 должностными лицами Южного межрегионального управления Росприроднадзора в период с 16 июня 2022 года по 29 июня 2022 года в отношении ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" по месту фактического осуществления деятельности - территории лесничества Государственный природный заповедник "Утриш" проведена внеплановая выездная проверка в рамках Федерального государственного лесного контроля (надзора).

В ходе проведения внеплановой выездной проверки было, в том числе установлено:

- в нарушение подпункта "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" не обеспечено соблюдение норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов в части средств индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, а, именно, пунктом 2 Раздела IV Плана тушения лесных пожаров на территории лесничества Государственный природный заповедник "Утриш" Краснодарского края на период пожароопасного сезона 2022 года предусмотрено наличие 15 сотрудников, имеющих право на тушение лесных пожаров, а по результатам ранее проведенной проверки установлено наличие индивидуальных перевязочных пакетов в количестве 13 штук;

- Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года №174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов" утверждены нормативы противопожарного обустройства лесов, в том числе по установке и размещению стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (в виде: стендов – не менее одного на лесничество (участковое лесничеств), лесопарк, плакатов – 1 шт., объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей – 3 шт.), благоустройству зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст.11 Лесного кодекса РФ, установке и эксплуатации шлагбаумов, устройству преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, лесные дороги, предназначенные для охраны лесов от пожаров (строительство – 0,3 км., реконструкция – 0,2 км., эксплуатация – суммарная протяженность созданных, реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог), прочистке и обновлению просек, противопожарных минерализованных полос, строительству, реконструкции и эксплуатации: пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря – по одному на добровольную пожарную дружину, устройству пожарных водоемов, устройству подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, эксплуатации пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения.

В соответствии с утвержденным Планом тушения лесных пожаров на территории лесничества Государственный природный заповедник "Утриш" Краснодарского края на период пожароопасного сезона 2022 года произведено распределение по классам природной пожарной опасности по лесорастительным условиям: I класс – 41,5га., II класс – 2796,2га., III – 6380,7га., IV – 346,9га., V – 355,7га.

Таким образом, с учетом нормативов противопожарного обустройства лесов на территории Государственного природного заповедника "Утриш" должны осуществляется следующие мероприятия, направленные на предупреждение лесных пожаров, а также следующие меры противопожарного обустройства лесов:

- установка и размещение стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, – не менее 2 шт.;

- установка и размещение плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, – 10 шт.;

- установка и размещение объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, – 30 шт.;

- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст.11 Лесного кодекса РФ – 15 шт.

- установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, – 18 шт.;

- реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, – 2 км.;

- эксплуатация – суммарная протяженность созданных, реконструируемых и эксплуатируемых лесных дорог;

- строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) – 1 шт.;

- прочистка и обновление просек – 50 км.;

- строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря – 1 шт.;

- устройство пожарных водоемов – 7 шт.;

- устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения – 25 шт.;

- эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения – 32 шт. и др.

Лесохозяйственным регламентом лесничества Государственный природный заповедник "Утриш" (Таблица 14.5) предусмотрены следующие нормативы мероприятий по охране лесов от пожаров:

- установка и размещение стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, – 14 шт., 6 из которых в Анапском участковом лесничестве и 8 - в Абраусском участковом лесничестве;

- установка и размещение плакатов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, не предусмотрена;

- установка и размещение объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, – 24 шт., 13 из которых в Анапском участковом лесничестве и 11 - в Абраусском участковом лесничестве;

- установка шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, – 2 шт., 1 из которых в Анапском участковом лесничестве и 1 - в Абраусском участковом лесничестве;

- эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности – 25 шт., 15 из которых в Анапском участковом лесничестве и 10 - в Абраусском участковом лесничестве;

- эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, – 41 км, 27 из которых в Анапском участковом лесничестве и 14 - в Абраусском участковом лесничестве;

- строительство и реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, не предусмотрено;

- просечка просек – 3 шт., 2 из которых в Анапском участковом лесничестве и 1 в Абраусском участковом лесничестве;

- установка щитов сосредоточения противопожарного инвентаря – 41 шт., 27 из которых в Анапском участковом лесничестве и 14 - в Абраусском участковом лесничестве;

- эксплуатация щитов сосредоточения противопожарного инвентаря – 2 шт., 1 из которых в Анапском участковом лесничестве и 1 - в Абраусском участковом лесничестве;

- установка пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря – 2 шт., 1 из которых в Анапском участковом лесничестве и 1 - в Абраусском участковом лесничестве.

В рамках ранее проведенной проверки установлено наличие установленных:

- стендов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, –12 шт., 3 из которых в Анапском участковом лесничестве и 9 - в Абраусском участковом лесничестве;

- аншлагов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, –26 шт., 13 из которых в Анапском участковом лесничестве и 13 - в Абраусском участковом лесничестве;

- шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, – 41 шт., 25 из которых в Анапском участковом лесничестве и 16 - в Абраусском участковом лесничестве.

Информация об установке заповедником в период с 15 апреля 2022 года по 15 июня 2022 года стендах, аншлагах и шлагбаумах управлению не предоставлена.

По информации, представленной заповедником (Ведомости остатков ОС, НМА, НПА), и на территории Государственного природного заповедника "Утриш" установлены:

- стенды, содержащие информацию о мерах противопожарной безопасности в лесах, в количестве 23 шт.;

- аншлаги, содержащие информацию о мерах противопожарной безопасности в лесах, в количестве 26 шт.;

- шлагбаумы, обеспечивающие ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, в количестве 40 шт.

При проведении проверки представителем заповедника выборочно продемонстрированы следующие мероприятия на территории в границах Государственного природного заповедника "Утриш":

- стенды, содержащие информацию о мерах противопожарной безопасности в лесах, в количестве 6 штук, 2 из которых расположены в Анапском участковом лесничестве и 4 - в Абраусском участковом лесничестве;

- аншлаги, содержащие информацию о мерах противопожарной безопасности в лесах, в количестве 11 штук, 6 из которых расположены в Анапском участковом лесничестве и 5 - в Абраусском участковом лесничестве;

- шлагбаумы, обеспечивающие ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности, в количестве 22 штук, 15 из которых расположены в Анапском участковом лесничестве и 7 - в Абраусском участковом лесничестве;

- места, которые условно можно отнести к зонам отдыха граждан, пребывающих в лесах, в количестве 7 штук, расположенные в Абраусском участковом лесничестве.

Вышеуказанные зоны отдыха граждан, пребывающих в лесах, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 57972-2017.

Согласно предоставленным заповедником актам выполнения работ по уходу за противопожарными лесными дорогами (просеками) за истекший период 2022 года сотрудниками ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" произведена очистка полосы лесной противопожарной дороги (кронирование деревьев, уборка, сухих сучьев, валежника, бурелома и других горючих материалов), протяженностью 16,3км., из которых 8,2км. в Анапском участковом лесничестве и 8,1км. - в Абрусском участковом лесничестве. При осмотре лесных дорог, являющихся просеками (дорога на Кабаньем бугре, дорога в районе "Экопоста" и дорога на Казенный бугор), выявлено, что они заросли травой и кустарниками. Таким образом, работа по прочистке и обновлению просек осуществляется на ненадлежащем уровне.

Подъезды к источникам противопожарного водоснабжения на территории Государственного природного заповедника "Утриш" не выявлены.

Таким образом, в нарушение подпункта "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" меры противопожарного обустройства лесов на территории Государственного природного заповедника "Утриш" осуществляется без учета требований и объема, установленного лесохозяйственным регламентом лесничества Государственный природный заповедник "Утриш", нормативов противопожарного обустройства лесов в части:

- установки и размещения стендов, плакатов, объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах;

- установки и эксплуатации шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;

- благоустройства зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст.11 Лесного кодекса РФ;

- прочистки просек;

- устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.

Согласно представленным заповедником актам выполненных работ от 15 июня 2022 года произведена расчистка полосы, шириной 10м., с каждой стороны дороги очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов протяженностью 16,3км., из которых 8,2км. в Анапском участковом лесничестве и 8,1км. - в Абраусском участковом лесничестве.

При осмотре лесных участков вдоль лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (дорога Сукко - пос. М. Утриш, дорога на Кабаньем бугре, дорога в районе "Экопоста" и дорога на Казенный бугор), установлено, что в древостое в результате воздействия неблагоприятных погодных условий присутствует значительное количество древесного отпада, захламленность (ветровальные, буреломные и снеголомные сухостойные деревья), что является нарушением пункта 36 Раздела VII постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах" (протокол осмотра от 22 июня 2022 года №1).

Таким образом, в нарушение пункта 36 Правил пожарной безопасности в лесах ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" не обеспечено содержание полосы, шириной 10 метров, с каждой стороны дороги очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов.

По результатам проведения внеплановой выездной проверки должностными лицами Южного межрегионального управления Росприроднадзора 29 июня 2022 года составлен акт выездной проверки и в адрес ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" вынесено предписание №05-23-27-Н-1 об устранении выявленных нарушений, а, именно, предписано: в срок до 29 августа 2022 года обеспечить соблюдение норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, в части средств индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; обеспечить осуществление мер противопожарного обустройства лесов на территории государственного природного заповедника "Утриш" с учетом требований и объема установленного лесохозяйственным регламентов лесничества государственный природный заповедник "Утриш", нормативов противопожарного обустройства лесов в части: установки стендов, плакатов, объявлении (аншлагов) и других указателей и знаков, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах; эксплуатации шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; благоустройства зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со ст.11 Лесного кодекса РФ; устройства подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; прочистки просек; обеспечения содержания полосы, шириной 10 метров, с каждой стороны дороги очищенной от валежной и сухостойной древесины, сучьев, других горючих материалов. В качестве основания вынесения предписания указаны следующие нормативные правовые акты: ч.2 ст.53, ст.53.1, ч.5 ст.53.1 Лесного кодекса РФ, подпункт "в" пункта 12, Раздела II, пункт 36 Раздела VII Постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", приказ Минприроды России от 28 марта 2014 года №161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов", постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 года №281 "О мерах противопожарного обустройства лесов", приказ Рослесхоза от 27 апреля 2012 года №174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов".

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Такое распределение бремени доказывания по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обусловлено принципом состязательности административного судопроизводства и характером спорных отношений.

Действуя во взаимосвязи с приведенными законоположениями, п.1 ч.2 ст.227 указанного Кодекса допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (Определение Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года №2485-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Т. на нарушение его конституционных прав п.1 ч.2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

Таким образом, поскольку в ходе внеплановой выездной проверки соблюдения требований лесного законодательства были выявлены многочисленные нарушения лесного законодательства в частности нарушения правил пожарной безопасности в лесах, что подробно отражено в акте выездной проверки от 29 июня 2022 года, в связи с чем по результатам проведения внеплановой выездной проверки ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" было вынесено предписание №05-23-27-Н-1 об устранении выявленных нарушений, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, а также проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, применительно к положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, так как оспариваемое предписание выдано в соответствии с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, принято надлежащим должностным лицом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленного законом порядка принятия решений.

При этом доводы административного истца о том, что предписание является неконкретным, неясным, содержит общие формулировки, отсутствует определенность, что препятствует исполнению требований изложенных в нём, подлежат отклонению, поскольку в акте проверки отражены выявленные нарушения с их подробным описанием, что позволяет принять меры к их устранению.

Также подлежат отклонению доводы административного истца о наличии в ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" индивидуальных перевязочных пакетов в количестве 16 шт., поскольку, как усматривается из акта выездной проверки от 29 июня 2022 года, было подтверждено наличие в ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" индивидуальных перевязочных пакетов в количестве 13 штук.

При этом некорректное указание в предписании №05-23-27-Н-1 об устранении выявленных нарушений от 29 июня 2022 года подпункта "в" пункта 12 Раздела II, пункта 36 Раздела VII постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года №1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" вместо подпункта "в" пункта 12, пункта 36 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года №1614 Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" не может повлечь признание предписания незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Утриш" (ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш") к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене предписания в части - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Анапский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 30 сентября 2022 года