ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2731/2017 от 19.05.2017 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело <№ обезличен>Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<данные изъяты> г. г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Белоглазовой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, признанного инвалидом детства, к <данные изъяты>, о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц при рассмотрении обращения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО2, признанного инвалидом детства, обратился в суд с жалобой на действия и бездействие должностных лиц Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в лице заместителя директора департамента - начальника отдела политики в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Департамента по делам инвалидов ФИО3, <данные изъяты> при рассмотрении его обращения от <дата>.

В судебное заседание административный истец ФИО1, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО2, признанного инвалидом детства, не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, посредством телеграммы, направленной по адресу, указанному им в исковом заявлении, где административный истец поставил свою подпись. В суд поступило извещение о том, что «телеграмма не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является».

Суд учитывает, что настоящее дело возбуждено на основании заявления ФИО1 и находится в производстве суда с <дата>, в то же время относится к делам, в отношении которых закон предусматривает сокращенный срок их рассмотрения. Сведения о движении дела отражаются на сайте Химкинского городского суда Московской области. Следовательно, административный истец, в случае, если он имеет интерес к исходу дела, обязан проявлять процессуальную осмотрительность и пользоваться своими правами в соответствии с законом. Суд выполнил предусмотренную законом обязанность и известил ФИО1 по последнему известному месту жительства о дате и времени судебного заседания, административный истец, в свою очередь, злоупотребил своими процессуальными правами.

Представитель административного ответчика - <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения, которыми также ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - <данные изъяты> в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований административного истца, утверждая о факте отправки <дата> в его адрес ответа на обращение.

Представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие

Учитывая положения ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

ФИО1 обжалуются действия должностных лиц <данные изъяты> в лице заместителя директора департамента - начальника отдела политики в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Департамента по делам инвалидов ФИО3 при рассмотрении его обращения от <дата>.

Судом установлено: ФИО1 направил в <данные изъяты> обращение от <дата> по вопросу льготной оплаты коммунальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов, которое поступило в адрес <данные изъяты><дата> и было зарегистрировано за № <№ обезличен>.

В соответствии со статьями 2, 5, 8, 10 Федерального закона от 2.05.2006 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Федеральный закон N 59-ФЗ) каждый имеет право на обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, а также к должностным лицам, которые в свою очередь обязаны объективно и всесторонне рассмотреть данные обращения и дать письменный ответ по существу поставленных вопросов.

В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений ч. 2 ст. 8 названного закона, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Частью 1 ст. 12 названного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Минтруд России в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 (далее - Положение о Министерстве), Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 5.7.5 Положения о Министерстве Минтруд России организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Минтруд России наделен полномочиями на рассмотрение обращений, касающихся социальной защиты и предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе в результате чернобыльской катастрофы.

Согласно пункту 8 Положения о Министерстве структурными подразделениями Министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства, в состав которых включаются отделы. Министр труда и социальной защиты Российской Федерации утверждает положения о структурных подразделениях Министерства (пункт 10).

Приказом Минтруда России от 4.09.2012 N 165 утверждено Положение о Департаменте по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, согласно Департамент по делам инвалидов (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства и обеспечивает деятельность Министерства по вопросам, относящимся к его ведению, в том числе по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций (пункт 1), а также осуществляет рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, отнесенным к ведению Департамента (пункт 6.34).

Согласно пунктам 8.12, 8.13, 9 Положения о Департаменте заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций Департамента в соответствии с распределением обязанностей между ними, осуществляют полномочия, делегированные им директором Департамента, в том числе по визированию и подписанию служебных документов.

Как следует из материалов дела, ответ на обращение от <дата> по существу поставленного в обращении вопроса в части компетенции Минтруда России был направлен заявителю письмом от <дата><№ обезличен>.

По существу обращения заявителю были даны необходимые разъяснения о порядке предоставления льгот по оплате коммунальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Учитывая, что в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, социального обслуживания населения. При этом Минтруд России непосредственно не назначает и не представляет гражданам субсидии. Учитывая также, что практическое решение вопросов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг, в том числе предоставления субсидий и других льгот относятся к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, копия обращения от 20.02.2017 г. также была направлена в адрес Министерства социального развития Московской области.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Проверяя доводы ФИО1 о том, что административным ответчиком при рассмотрении его обращения нарушено требование части 4 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", суд, проанализировав положения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", приходит к выводу, что право административного истца на получение ответа на обращение и уведомление о переадресации письменного обращения со стороны Минтруда России не нарушено.

При этом суд исходит из того, что несоблюдение сроков направления заявления по принадлежности является незначительным и само по себе не повлекло нарушения прав административного истца и не создало препятствия к осуществлению прав и свобод ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, признанного инвалидом детства.

Судом установлено: <дата> обращение ФИО1 поступило из <данные изъяты>.

<дата> заместителем начальника управления был подготовлен письменный ответ на обращение ФИО1 от <дата>

В подтверждение факта отправки <дата> данного ответа, представитель Министерства социального развития Московской области в ходе судебного разбирательства ссылался на внутренний журнал рассылки почтовой корреспонденции.

Между тем, доказательством отправления ответа может являться отправление заказного письма с уведомлением.

На момент рассмотрения дела <данные изъяты> суду не представлены доказательства (реестр на отправку заказных писем и почтовым уведомлением о вручении адресату заказного письма, кассовый чек отделения ФГУП "Почта России" об оплате заказного письма, справка о движении почтового отправления от <дата> и т.д.) с достоверностью подтверждающие факт отправки ответа на обращение ФИО1 от <дата>.

Принимая во внимание процессуальную обязанность доказывания по данной категории дел, отсутствие доказательств отправления адресату ответа на его обращение, действия Министерства социального развития Московской области по не направлению в адрес ФИО1 ответа на его обращение, нельзя признать законными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, признанного инвалидом детства, к <данные изъяты>, о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц при рассмотрении обращения, - оставить без удовлетворения.

Административный иск ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, признанного инвалидом детства, к <данные изъяты>, о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц при рассмотрении обращения, - удовлетворить.

Признать незаконными бездействие Министерства социального развития Московской области в не отправлении мотивированного ответа на обращение ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, признанного инвалидом детства, датированного <дата>

Обязать Министерство социального развития Московской области направить в адрес ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, признанного инвалидом детства, мотивированный ответ на его обращение, датированное <дата>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца.

Судья: Н.Н. Тягай

Мотивированное решение изготовлено <дата>

Судья: Н.Н. Тягай