ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2735/2021 от 09.08.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 09 августа 2021 года

Дело № 2а- 2735/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 02 августа 2021 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – Савесько А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Моисеевой Веры Станиславовны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Моисеева В.С. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации города Ялта о возложении на ответчиков обязанности решить вопрос о передаче жилого дома литер «Б» по адресу: <адрес> в муниципальную собственность города Ялта.

Исковые требования мотивированы тем, что она является собственником квартиры № 2, расположенной в жилом доме по <адрес>, который находится на территории бывшего Государственного Бюджетного учреждения Республики Крым «Санаторий «Юность», которое было ликвидировано распоряжением Совета Министров Республики Крым № 175-р от 27 февраля 2020 года. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 20 мая 2015 года № 634-1/15 на Совет Министров Республики Крым была возложена обязанность не позднее 90 дней со дня вступления его в силу обеспечить проведение инвентаризации жилищного фонда, расположенного на территории Республики Крым, находящегося в государственной собственности Республики Крым, с последующей передачей его в муниципальную собственность соответствующих муниципальных образований. Вместе с тем, несмотря на неоднократные обращения с ее стороны, каких-либо мер к передаче жилого дома литер «Б» в муниципальную собственность ответчиками не предпринято.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.

Ответчики в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что жилой дом №<номер> по <адрес> состоит из двух квартир – квартира № 26 общей площадью 35,8 кв. метров и квартира № 2 общей площадью 34,7 кв. метров.

Решением исполнительного комитета Симеизского посСовета № 181 от 19 ноября 1999 года право собственности на жилой дом №<номер> по <адрес> было оформлено за санаторием «Юность» Министерства здравоохранения Украины.

31 января 2000 года на квартиру №<номер> дома №<номер> по <адрес> было выдано свидетельство о праве собственности на жилье в порядке приватизации на имя ФИО-1

27 февраля 2003 года вышеуказанная квартира была приобретена в собственность Моисеевой В.С., на основании договора купли – продажи.

Судом установлено, что Моисеева В.С. неоднократно обращалась в Министерство имущественных и земельных отношений с различными заявлениями относительно правового статуса жилого дома литер «Б» по <адрес>, в которых в том числе просила передать его в муниципальную собственность города Ялта.

Истцу были даны ответы на ее обращения, в которых кроме прочего указано, что жилое здание литер «Б», расположенное в <адрес>, не вошло в перечень имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» и не числится в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность двух факторов: признание их судом не соответствующими нормативным правовым актам, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Решением 4-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского Совета № 13 от 16 марта 2015 года утверждено Положение о муниципальной казне муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии со ст. 3 которого решение о приобретении имущества в муниципальную казну принимается администрацией города по согласованию с Ялтинским городским советом Республики Крым в порядке и пределах компетенции, установленных муниципальными правовыми актами муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии со ст. 1 указанного Положения, его действие распространяется на движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями муниципального образования на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, подлежащее учету в реестре муниципальной казны.

Имущество поступает в собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по основаниям согласно статье 6 главы II Положения "Об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".

Решение о приобретении имущества в муниципальную казну принимается администрацией города по согласованию с Ялтинским городским советом Республики Крым в порядке и пределах компетенции, установленных муниципальными правовыми актами муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (ст. 3 Положения).

Согласно ст. 7 Положения, выявление объектов муниципальной казны осуществляется соответствующими отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Ялты Республики Крым. Основанием для внесения данных в реестр казны является постановление администрации города Ялты.

В статье 6 Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым закреплены источники формирования муниципальной собственности.

Пунктом 7.2 ст. 7 Положения установлено, что на основании постановления администрации города Ялты осуществляется прием в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым имущества городских и сельских поселений, вошедших в состав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и иных муниципальных образований.

Договоры о приобретении недвижимого имущества или безвозмездной передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность заключает от имени муниципального образования уполномоченный орган по управлению имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на основании решения Ялтинского городского совета Республики Крым (пункт 7.4 Положения).

18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ.

Статьей 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 29.12.2018) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;

право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2-1 указанного Закона, право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Как следует из представленных истцом документов и материалов инвентарного дела, жилой дом №<номер> по <адрес> является двухквартирным жилым домом, одна из квартир в котором по состоянию на 18.03.2014 года принадлежала на праве частной собственности истице, соответственно не являлась коммунальной собственностью, а также собственностью Республики Крым.

Каких-либо предусмотренных Законом оснований для включения указанной квартиры в состав муниципальной казны, в исковом заявлении не приведено, истица каких-либо действий, направленных на отчуждение принадлежащей ей квартиры в пользу муниципальной собственности не совершала.

При этом судом установлено, что на основании решения Симеизского посСовета № 12 от 17.02.2012 года и свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 11.04.2012 года, квартира №<номер> (сейчас №<номер>) дома №<номер> по <адрес> была зарегистрирована на праве собственности за Государством в лице Министерства охраны здоровья Украины, на праве оперативного управления за Государственным учреждением «Специализированный санаторий «Юность» Министерства охраны здоровья Украины».

Постановлением Администрации города Ялта № 3430-п от 11 сентября 2017 года было дано указание Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта принять и включить в состав муниципальной казны муниципального образования городской округ Ялта объект недвижимости, ранее находящийся на балансе ГБУ РК «Санаторий «Юность», а именно: квартиру №<номер>, общей площадью 35,8 кв. метров, расположенную по адресу: <адрес>.

Таким образом, на сегодняшний день одна из квартир жилого дома литер «Б» по <адрес> находится в собственности истицы, а вторая квартира – в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта.

В соответствии со ст. 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, учитывая, что Республика Крым не является собственником помещений многоквартирного жилого дома литер «Б» в <адрес>, правовые основания для распоряжения указанным имуществом, в том числе путем его передачи в муниципальную собственность, у Министерства имущественных и земельных отношений отсутствуют.

Более того, учитывая, что муниципальное образование городской округ Ялта является собственником только одной квартиры многоквартирного дома, а вторая принадлежит на праве частной собственности самой истице, передача в целом жилого дома в муниципальную собственность противоречит ст. 36 ЖК РФ и в первую очередь нарушит законные права и интересы истца, как участника в праве общей долевой собственности.

Таким образом, исковые требования являются в полном объеме необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Моисеевой Веры Станиславовны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым о возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова